Денница

Весь выпуск в одном файле!

Т.Е. Абрамзон
Т.Е. Абрамзон
В рамках договора о сотрудничестве между МГТУ им. Г.И. Носова и Миланским государственным университетом (UniversityofMilano) стартовала программа академической мобильности – двустороннего семестрового обмена студентами вузов-партнёров с легкой руки ее инициатора Т.Е. Абрамзон, зав. кафедрой языкознания и литературоведения.

– Татьяна Евгеньевна, магнитогорско-миланский образовательный проект, начавшийся два года назад, выходит на новый уровень развития?

– Надеюсь, что так. Договор, подписанный ректорами МГТУ и Миланского университета в ноябре 2016 года, «заработал» уже в феврале нынешнего года. Это и большое достижение, и большая удача. Итальянские студенты – бакалавры и магистры – приехали к нам для изучения русского языка и русской литературы. И наши студенты уже приступили к учёбе в Миланском университете на отделении «Иностранные языки».

– В чём, по-Вашему, основная цель таких академических обменов?

– Коротко? Новый образовательный и жизненный опыт, возможность расширить свой культурный кругозор. И ещё, что не менее важно, воспитание открытости миру. Не очень люблю слово «воспитание», но не могу подобрать другое. Может, осознание единства человеческой культуры?

Итальянцы в МГТУ
Итальянцы в МГТУ
– Каковы первые впечатления итальянских студентов от Магнитогорска?

– Холодно!!! Очень холодно!!!!!! Но, думаю, для тех, кто изучает русский язык и культуру, невозможно обойтись без такого опыта, как настоящая русская зима. Без зимы с «её холодною красою» и без северного лета, «карикатуры южных зим» не понять ни русскую душу, ни русский язык))). Главное – учатся, посещают бакалаврские и магистерские курсы вместе с нашими студентами и, конечно, много общаются, уже на русском.

Итальянцы в МГТУ
Итальянцы в МГТУ
– А как «наши» в Милане? Отличается ли итальянская система образования от нашей?

– Тепло!!! Очень Тепло!!!!! Если серьезно, то несколько иная система обучения в Милане требует от студента большей самостоятельности и дисциплины. Нет единого расписания, нет единых студенческих групп. Студент регистрируется на портале университета, выбирает курсы, скрупулезно подсчитывая «кредиты» (по-нашему, «зеты» или количество часов), составляет «личное» расписание и занимается… Соответственно, расписание получается «рваным», с «окнами», растянутым на целый день с утра до вечера. Наше расписание, безусловно, удобнее: оно и понятно, его составляют диспетчеры-профессионалы.

Но студенты приспосабливаются: в промежутках между парами делают домашние задания, обедают. «Перекусы» многие приносят с собой. Так дешевле. Кстати, миланские студенты, приехавшие к нам, очень радуются ценам в столовой МГТУ. Говорят: «Так не бывает… Пообедать за один евро?!»

Итальянцы в МГТУ
Итальянцы в МГТУ
– Красивая картинка получилась... Так ли всё складно?

– Без препятствий не бывает. Трудноразрешимой и во многом неожиданной проблемой оказалось снять жилье для студентов в Милане. В городе три крупных университета, и кампусы не справляются с всёвозрастающим количеством слушателей. Сейчас принимается решение об использовании зданий всемирной выставки «EXPO-2015», проходившей в Милане, для создания студенческого городка. Но это дело не скорое, и точно не ближайшего будущего.

– А каково будущее магнитогорско-миланского проекта?

– Начинаем готовить академический обмен на 2017-2018 учебный год. И приглашаем к участию в конкурсе всех студентов-гуманитариев (а при большом желании и не только гуманитариев) МГТУ, владеющих иностранными языками. Хотя бы одним!

Кристина РИЦ

День МГТУ
День МГТУ
В МП «Трест Теплофикация» 1 марта прошел День МГТУ. Первые лица Магнитогорского технического университета  пообщались с властителями тепла, рассказали им о вузе, стратегии его развития, студенческой жизни и условиях приема в этом году, ответили на вопросы.

Чтобы идти в ногу со временем, тресту нужны экономисты, энергетики, теплоэнергетики, автоматчики и электронщики. Предприятие не может обойтись без людей, которые разбираются в создании тепла, его сохранении и передаче, в сложнейшей современной аппаратуре, поэтому тесное сотрудничество с вузом, который готовит этих специалистов, ему жизненно необходимо. Многие выпускники университета работают здесь.

Ректорат МГТУ им. Г.И. Носова традиционно на протяжении многих лет посещает важные для города предприятия, где знакомится с производством, смотрит, как работают выпускники вуза, делится с рабочими коллективами планами, рассказывает о путях развития вуза. Все это делается ради совместной работы, направленной, в том числе, и на привлечение абитуриентов в университет.

Экскурсия по производственным помещениям предприятия плавно перешла в деловое общение: в актовом зале собрались работники треста, которым сотрудники приемной комиссии и института дополнительного профессионального образования «Горизонт» предоставили раздаточный материал, рассказывающий о специальностях вуза и условиях поступления на обучение, а представители ректората во главе с Валерием Михайловичем Колокольцевым ответили на вопросы, которые касались производственной практики, трудоустройства, наличия дистанционных технологий в обучении и новых образовательных программ, стипендиального обеспечения, возможности обучения в вузе по сокращенным программам, получения второго высшего образования, наличия бюджетных мест, стоимости обучения и социальных программ.

Инесса КИМ

День МГТУ
День МГТУ
День МГТУ
День МГТУ
День МГТУ
День МГТУ

Молодые исследователи МГТУ им. Г.И. Носова стали победителями конкурса «УМНИК», который проводит Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Все они стали обладателями гранта на сумму по 500 тыс. рублей.

Основная цель программы – поддержать молодых учёных-исследователей, которые стремятся самореализоваться через инновационную деятельность, и стимулировать массовое участие молодежи в научно-технической и инновационной сфере.

Сначала в вузах России прошел полуфинальный отбор инновационных проектов. В финал от МГТУ вышли: В. Власов (асп. каф. АСУ, н. рук. С.М. Андреев) с проектом «Разработка программно-аппаратного комплекса управления энергетическим режимом электродуговой сталеплавильной установки», Г. Сафин (ст. гр. ГЭМ-12-2, н. рук. В.С. Власов) с проектом «Разработка и проектирование робототехнического конструктора для интеграции в существующие системы дополненной реальности», П. Тулупов (гр. АМм-15, н. рук. А.А. Николаев) с проектом «Разработка программно-аппаратного комплекса для оценки и повышения энергоэффективности работы электродуговых сталеплавильных печей (ДСП) и установок ковш-печь (УКП)», К. Черкасов (ст. гр. ФИПИб-13, н. рук. И.В. Гаврилова) с проектом «Разработка аппаратно-программного комплекса бесконтактного мониторинга частоты дыхания человека во время сна «Умная няня» на основе видеоданных» и доц. каф. МиТОДиМ (ИММиМ) М.А. Шекшеев с проектом «Разработка нового поколения сварочных электродов с композитным наномодифицирующим покрытием».

Финальное мероприятие по программе УМНИК в Челябинской области прошло на Всероссийской научно-практической конференции «Разработки Российской Федерации по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники» 22–23 ноября 2016 года в Челябинске по пяти секциям, а результаты компетентное жюри объявило 17 февраля 2017 года.

Своими впечатлениями делится Платон Тулупов:

– Я выступал со своей работой по направлению «Новые приборы и аппаратные комплексы». В нашей секции было около 20 участников со всей Челябинской области, которые представляли проекты в самых разных сферах. На выступление отводилось пять минут, а потом члены жюри, их было пять человек – представители бизнеса, промышленных предприятий, задавали вопросы. Вопросы касались перспектив коммерческой реализации проекта, потому что программа направлена на то, чтобы дать возможность молодым ученым открыть свое малое предприятие, реализуя свои идеи на практике, и выйти на рынок. Мы даже превысили отведенное время. Ожидание результатов немного затянулось, и 17 февраля я узнал, что выиграл грант на проведение дальнейших исследований.

– Эта работа войдет в Вашу диссертацию?

– Научной работой я занимаюсь под руководством А.А. Николаева. У нас есть опыт сотрудничества с отечественными и зарубежными партнерами. Сейчас я готовлю магистерскую диссертацию и, безусловно, этот проект туда войдет.

Мы желаем всем победителям дальнейших научных успехов и реализации всех идей на практике.

Ирина Портнова

М.В. Рыльникова
М.В. Рыльникова
В этом году на базе МГТУ им. Г.И. Носова с 22 по 26 мая пройдет очередная, уже девятая по счету, международная конференция по комбинированной геотехнологии. Пленарное заседание по традиции будет проведено в малом актовом зале университета, а основная работа – в «Юности» на Банном озере. В преддверии предстоящего события мы встретились с сопредседателем оргкомитета конференции профессором ИПКОН РАН М.В. Рыльниковой.

– Марина Владимировна, вернемся к самому началу – почему все-таки комбинированная геотехнология? Как возникла эта идея?

– Эта идея возникла потому, что в конце прошлого века, когда были проанализированы перспективы развития горных работ, выяснилось, что в ближайшее время ожидать каких-то новых инновационных технических и технологических решений не приходится. И движение вперед здесь возможно при успешном сочетании различных способов добычи: открытого, подземного, физико-химических технологий. Именно на это были направлены докторские диссертации В.Н. Калмыкова и моя. Мы оба защищались в ИПКОН РАН при научном консультировании ведущих профессоров, членов Российской академии наук в области горного дела. Все эти обстоятельства и послужили поводом для формирования этой тематики. А поскольку первые реальные комбинированные технологии были зарождены именно на Урале, то было принято решении проводить конференцию здесь, в Магнитогорске. Первая состоялась в 2001 году.

– Марина Владимировна, давайте попробуем очень лаконично представить ретроспективу минувших конференций.

– Каждая из них памятна по-своему. Первая запомнилась тем, что всех 78 участников я принимала в своей квартире, поразив их настоящими домашними пельменями (не буду говорить, чего стоило нам их налепить!). У нас тогда еще не было развитой сферы общественного питания на уровне мировых стандартов, а принять гостей, тем не менее, хотелось так, чтобы понравилось и запомнилось. И нам это удалось.

Первая конференция при общем направлении «Комбинированная геотехнология» была посвящена теме проектирования и геомеханическим основам. В силу наложения полей напряженности от различных способов добычи, проектирование в горном деле нельзя осуществлять без предварительной геомеханики. Для того чтобы эта идея как можно скорей дошла до всех и была применена на практике, конференция приняла решение оформить материалы на премию Правительства РФ по теме «Разработка и широкомасштабное внедрение комбинированной геотехнологии на медноколчеданных месторождениях Урала». В составе авторского коллектива –  профессора Д.Р. Каплунов, М.В. Рыльникова, В.Н. Калмыков во главе с академиком К.Н. Трубецким.

Вторая прошла в Сибае и посвящалась развитию способов добычи и безопасности горных работ. Следующая – комбинированная геотехнология: масштабы и перспективы применения – проводилась на базе Учалинского ГОКа в 2005 году с посещением рудников, где эта технология уже была реализована. На ней решалось, в каких масштабах надо использовать каждый из способов добычи, чтобы это было выгодно. Четвертая, вновь сибайская, конференция проводилась по теме развития физико-химического способа добычи руды, который более экономичен, эффективен и перспективен тогда, когда мы имеем дело с бедным сырьем.

На следующей конференции по комплексному освоению и сохранению недр земли речь шла о том, что надо не только добывать руду, но и вовлекать в эксплуатацию все виды георесурсов, и только сочетанием различных способов добычи руд можно достичь этого эффекта. Затем прошла конференция совместно с Екатеринбургом по теории и практике реализации полного цикла комплексного освоения недр. В рамках этой конференции мы ввели понятие полного цикла, и сейчас оно уже вошло в терминологический словарь по горному делу. Полный цикл начинается с геологоразведки, а завершается не технологическими стадиями получения товарной продукции, а утилизацией всех отходов в недрах земли. Для того, чтобы и ландшафт восстановить, и управляемое геомеханическое состояние недр сохранить. Но самое главное, чтобы эти отходы не оказывали негативное влияние на экологию окружающей среды.

Следующая конференция была посвящена масштабам добычи и качества сырья при комплексном освоении. Богатые месторождения у нас закончились, и поэтому необходимость вовлечения бедных руд и отходов в производство повлекла за собой создание нового направления – управление качеством потоков минерального сырья – с тем, чтобы обеспечить совместный максимальный эффект.

Предпоследняя конференция в 2015 году посвящалась теме устойчивого экологически сбалансированного освоения недр. Чтобы обеспечить сохранение и литосферы, и гидросферы, и атмосферы мы должны при проектировании месторождений создавать экологический баланс между негативным воздействием на недра земли и теми компенсирующими мероприятиями, которые способны их погасить при сохранении экономической рентабельности развития промышленности.

– Что отличает вашу конференцию от других?

– Особенностью этой конференции, которая проводится в последовательном режиме, является то, что в ее работе участвуют
все – от  производственников до тех, кто готовит высшие кадры, и тех, кто создает и реализует новые идеи в развитии новых технологий.

Конференция за 16 лет стала научной школой развития идей с реализацией их в промышленности. За время проведения конференции по направлениям комбинированной геотехнологии ее участниками защищены четыре докторские диссертации и более 50 кандидатских. Подготовлены к защите еще девять докторских диссертаций.

– Какой будет девятая конференция?

– Наша предстоящая девятая конференция посвящается ресурсосбережению и энергоэффективности. Проанализировав развитие всех горных технологий, мы пришли к выводу, что увеличиваются затраты и энергии, и труда. В какой-то момент мы придем к тому, что стоимость добываемого сырья будет равна этим затратам. Поэтому единственный путь развития – это, с одной стороны, сберегать все виды ресурсов, с другой – стараться воспроизводить ресурсы в ходе реализации геотехнологий. И поскольку больше всего растут энергетические ресурсы, то специалисты ИПКОН РАН совместно с сотрудниками МГТУ работают над проблемой «перехвата» энергии, вырабатывающейся на разных этапах горных работ, и перевода ее в электрическую.

Мы стремимся постоянно расширять географию участников. В этом году наряду с ее постоянными партнерами ожидается приезд коллег с Камчатки, Кольского полуострова, из Владивостока, Хабаровска, Норильска и других регионов.

Заявки на участие подаются до 15 апреля. Все вопросы можно задать Артуру Маратовичу Мажитову по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Анна Картавцева

Семестр в Чехии
Семестр в Чехии
Как здорово, что у российских студентов появилась возможность учиться за границей! Это развивает кругозор, позволяет опробовать на себе разные системы обучения, завести друзей из разных стран, пройти языковую практику, познакомиться с культурой разных народов, ощутить международное студенческое братство, побывать в разных городах, почувствовать самостоятельность и ответственность при выборе предметов для обучения, а в результате дает возможность ещё больше ценить то, что имеешь здесь. Именно эти аспекты выделяли недавно вернувшиеся из семестрового обучения (сентябрь-январь) в Высшей школе Чешские Будейовицы (České Budějovice) в рамках постоянно действующей стипендиальной программы Европейского союза «Erasmus+» студенты МГТУ им. Г.И. Носова.

Серафима Курочкина, ССб-13-1:

– В чешском вузе бросалась в глаза разница в стилях преподавания и в том, что у чешских студентов больше свободы в выборе изучаемого материала, а по качеству образования мы не уступаем.

Те, кто приехал по программе «Erasmus+», стремятся к общению, завести знакомства, поэтому общая атмосфера очень дружелюбная, приятная. Каждый рассказывает о своей стране. О чем мы рассказывали? О нашей погоде! О том, как надо одеваться (свитер и ушанка). Если раньше фетишем России был Гагарин, то сейчас – Путин. Его очень любят. Особенно китайцы!

Евгения Пьянзина, ЭЭб-14-4:

Семестр в Чехии
Семестр в Чехии
– Чтобы попасть в эту программу нужно, в первую очередь, большое желание, хорошие оценки и заниматься наукой. А специалисты из управления по международной деятельности подскажут дальнейшие действия. Кроме документов нужны справки из деканата об оценках, рекомендация и справка о владении иностранным языком (я с седьмого класса училась в английской школе, также изучала язык на выездных курсах за границей).

Мне очень понравилось учиться, общаться с людьми других национальностей и культур. Во время таких поездок учишься толерантности, совершенствуешь язык: когда учишь его в школе, больше идет академический, а в общении – живой разговорный; учишься лучше понимать других. Так как учебные программы нашего и иностранного вузов разные, ты черпаешь лучшее из обеих.  Их сложно сравнивать, они просто разные. В Чехии обучение направлено на развитие проектов, студент сам выбирает, что ему нужно, что он желает изучать, и в этом отличие. У нас всё больше структурировано, организовано. Экзамены, на мой взгляд, принимаются там мягче, чем у нас, т.к. они в письменной форме, а у нас – в устной.

 Денис Малюков, ТТВб-15:

– Я учусь на товароведа. В Чехии для начала нам дали адаптироваться и выяснили, кто каким уровнем английского языка владеет. В нашей группе были ребята из Испании, России, Казахстана, Кореи и Латвии. Мы все легко находили общий язык. Наше мнение как представителей русского народа с уважением принимали, как и мнение других. Чувствовался живой интерес к России. Все очень хотели выучить какие-нибудь фразы на русском языке. И мы их учили.

Наполняемость групп зависела от того предмета, какой мы выбирали. Где-то в группе было 19 человек, а где-то всего четыре. Самым популярным был «Маркетинг. Менеджмент».

На досуге нас водили по достопримечательностям, в боулинг, в театр, мы ездили по странам Евросоюза, по городам – они там расположены близко друг от друга. Гуляли по городу, пили кофе, общались. Стипендия все наши расходы покрывала.

Антон Бахтин,  ГМб-15-2:

– В Чехии другой формат обучения. Там ты работаешь сам на себя. Лично мне было интересно всё: не столько теории, сколько практики, выполняешь собственный проект, при этом ты вникаешь во всё, что делаешь, не остается непонятого – формулы, исчисления, теория. Экзамен состоял на 70% из теории и 30% сам проект, который было очень интересно делать в группе на основе личных исследований. Нас учили, как правильно презентовать проект в оптимальном формате.

Там больше, чем у нас, идет углубление в предмет. Их немного, но каждый прорабатывается, студенты увлечены благодаря нестандартному подходу к обучению.

На досуге в основном путешествовали, чему способствовал не очень плотный график учебы: больше было самостоятельных занятий. Например, ты делаешь пять проектов. И даже если ты не на парах, ты всё равно над ними работаешь. Причем время для посещений вуза не ограничено: когда хочешь, тогда и приходи работать над проектом, хоть ночью.

Инесса КИМ

Х. Аловадинова
Х. Аловадинова
Хулкар Аловадинова, аспирантка 2 курса ТиЭС, промышленная теплоэнергетика, победила в конкурсе на стипендию Президента РФ на обучение в зарубежных образовательных организациях в 2016-2017 учебном году и недавно вернулась из Германии, где обучалась в течение семестра с сентября по январь во Фрайбергской горной академии.

– Это моя первая поездка, сразу так надолго. Окунулась в ту атмосферу, – рассказывает Хулкар, – набралась впечатлений, и я счастлива, что побывала за границей, благодарна нашему вузу и управлению по международной деятельности, которые помогали оформлять документы, коих было немалое количество.

Ездила в рамках исследования вопросов своей диссертации, которую я сейчас пишу, и по приглашению профессора Рюдигера Шварца, заведующего департаментом механики и гидродинамики, который был очень рад мне и очень тепло встретил. Мне очень повезло, что я выбрала этот вуз, не в последнюю очередь я выбрала его потому, что их кафедра занималась и занимается проектами, вопросы которых касаются моей диссертации о совершенствовании системы охлаждения непрерывной разливки стали. Мы на английском языке попытались поговорить о разных моментах: я рассказывала о своей работе на семинаре кафедры, задавались вопросы, живо обсуждались. Я привезла оттуда множество советов по работе, на которую я взглянула под другим углом. Я очень переживала, что могу быть не понятой, или ненужной, но, к счастью, всех заинтересовала моя работа.

У нас была обширная культурная программа: путешествия, экскурсии, пикники. Мне довелось пообщаться со студентами фактически со всех уголков мира, из тех стран, о которых я даже ничего и не знала. Их было колоссальное количество, они очень дружелюбные, все старались поделиться особенностями своей культуры, языка, страны, менталитета, показать самое интересное, что есть в обычаях страны, и это было очень интересно и развивало кругозор. Мы представляли Россию, наших студентов было много с разных городов нашей страны, мы делились с иностранными студентами особенностями менталитета, рассказывали об интересных местах, которые можно посетить в России. Эта поездка, кроме того, что повысила мой уровень как молодого ученого, сдружила меня со многими студентами из других стран. Мы до сих пор общаемся, и я с гордостью могу сказать, что у меня есть друзья в Бразилии, в США, с Ближнего Востока, из Китая.

Инесса КИМ

Нежная прелесть французского
Нежная прелесть французского
 Пока седовласые политики, срывая голосовые связки, спорят друг с другом с экранов телевизоров, а миллионеры борются за ресурсы и пытаются натравить друг на друга народы, молодежь разных стран учится, дружит и показывает пример толерантности и доброжелательности. В этом убедились магнитогорские студенты, вернувшиеся из французского института Жана Моне, что в городе Сент-Этьен, где в течение семестра учились в рамках программы Евросоюза «Erasmus+».

Богдан Балашов, МКТб-13 изучает конструкторское технологическое обеспечение машиностроительных производств:

– В прошлом году я уже ездил во Францию на семестр. Когда приезжаешь в другую страну, возникает проблема с языками, но уже спустя месяц начинаешь даже думать по-французски. В школе я учил английский, но когда узнал о возможности студенческого обмена, решил выучить французский язык.

Среди изучаемых предметов была механика и автоматизация, организация производства. Основное направление – мехатроника. Работали во французских программах по проектированию. Мы занимались тестированием и конструированием робота. Он ходит, меняет направление движения, а в заданной точке сбрасывает тележку. Мы работали в команде, и, чтобы не подвести, я выкладывался по полной. Вокруг царила атмосфера доброжелательности и толерантности. Во Франции студенты профессоров не стесняются, общаются на одном уровне, не боятся ошибиться, спрашивают, что непонятно. Экзаменационные работы мы писали каждую неделю после каждой темы. Итоговые оценки суммировались с результатами практических работ. Они зачтутся здесь.

Мы посетили множество французских городов, которые находятся там недалеко друг от друга. Впечатлил праздник света, когда разноцветные лучи проецируются на дома и создают фантастически сказочное зрелище.

От поездки я получил новый опыт общения с людьми, впечатления, языковую практику, опыт командной работы: сложные проекты обязательно делаются в команде.

Студентам хотелось бы пожелать верить в себя, учить иностранные языки, потому что уже сейчас видно, что мир стремится к глобализации, люди разных народов активно общаются, и это тенденция. Причем, не обязательно английский, а любой язык. Если один язык выучишь, то второй или третий учить гораздо легче.

Таиса Никитенко, МКТб-14:

– Побывать во Франции мечтала с детства. Изначально был языковой барьер, было очень тяжело, язык мы учили в краткие сроки. Но мало-помалу ты начинаешь понимать, перестаешь бояться говорить и постепенно начинаешь получать удовольствие. Это здорово, когда общаются между собой люди разных стран, и политика на человеческие отношения никак не накладывается. На улице, встретив взгляд прохожего, здороваются. Там можно подойти и поговорить с любым человеком, забавным получается разговор, когда вы оба иностранцы и оба только начали знакомство с французским языком. Пожелания студентам – не лениться и учить языки – второй, третий… Это очень интересно, затягивает, ты начинаешь на многие вещи смотреть по-другому. Французский язык очень красивый, нежный, романтичный. Поначалу я просто наслаждалась тем, как они говорят. У нас сложилась великолепная группа – мальчишки, девчонки, участливые, отзывчивые. Когда я уезжала, устроили мне проводы, это было сердечно, трогательно.

Было приятно обнаружить, что даже в таких небольших французских городках, как Сент-Этьен, много русскоговорящих. Когда мы гуляли, то услышав русскую речь, к нам подходили, здоровались по-русски, общались.

Мы здесь в России больше теоретически подкованы, это очень хорошо, а там упор делается на практику, самостоятельную работу: мы работали в мастерских, ателье минимум четыре часа в неделю. Мы получали задание на изготовление конкретной детали, проектировали, рассчитывали математически и воплощали модель в жизнь. Это намного лучше усваивается. Немного не хватало теории, т.к. мы привыкли сначала узнать, докопаться до истины, а потом «потрогать». Каждый предмет представлял собой некий блок, на смену ему в течение семестра приходит новый. Сопровождается системой контроля.

Инесса КИМ

Самая стильная команда
Самая стильная команда
 С 1 по 5 февраля в Краснодарском крае на базе оздоровительного комплекса «Орбита» прошел фестиваль «Всероссийский студенческий марафон» – одно из главных молодежных событий России, которое объединило полтысячи самых активных и талантливых ребят из разных уголков страны, в том числе и из Магнитогорска.

Целью фестиваля являлось создание культурно-спортивной, дискуссионной, оздоровительной площадки для студенческой молодежи по обмену опытом в сфере реализации деятельности студенческих клубов, органов студенческого самоуправления, спортивных клубов в образовательных организациях высшего образования.

Самая стильная команда
Самая стильная команда
– Программа была очень насыщенной! Было здорово наблюдать, как стараются ребята, какие они разносторонние, сколько в них запала! От них просто за километр веяло энергией! Мне очень понравился хип-хоп, подготовка на высшем уровне! – поделилась своими впечатлениями Анастасия Табуйко.

В этом году программа марафона, как и прежде, включала в себя два основных направления: творческое и спортивное. Всего прошло 14 конкурсов, среди которых интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», конкурс по боди-арту, вокальный конкурс, конкурс театра теней, танцевальный конкурс, интеллектуальный турнир «Своя игра», веревочный курс и турниры по мини-лапте, бадминтону, мини-футболу, кибертурнир, турниры по бильярду, лазертаг. Также, по традиции, на Фестивале прошел «Всероссийский кубок юмора». Наша делегация старалась принять участие и проявить себя в каждом из этих мероприятий:

Самая стильная команда
Самая стильная команда
– В основном в каждом конкурсе доходили до полуфинала, в некоторых из них мы не участвовали, так как нас было всего 11 человек, среди которых два парня, в то время, как некоторые делегации насчитывали по 70 человек. Но мы не расстраивались, ведь мы приехали, прежде всего, набраться опыта,
да и команды, против которых играли, были очень сильные, так что нам есть к чему стремиться. Мне больше всего понравилась игра «Что? Где? Когда?» и «Своя игра». Были очень интересные вопросы, я узнала много нового и поняла, что нужно чаще играть в такие игры, это обогащает знаниями. Запомнился вокальный конкурс «Хиты 90-х», мы с девочками постарались выложиться на все сто, и по реакции зала было понятно, что мы не зря выбрали песню «Солнышко в руках». Зал был в восторге, – рассказывает специалист по работе со студентами Татьяна Ветрова, студентка группы ИПОм-16-3.

Самая стильная команда
Самая стильная команда
За эти пять дней студенты примерили на себя множество ролей, «прокачивали» свои умения и навыки, познакомились с делегациями из разных городов, пообщались с жюри и приглашёнными гостями. А главное, ребята вернулись домой не только полные самых ярких впечатлений, но и не с пустыми руками:

– На награждении мы получили кубок и диплом лауреата «Самая стильная команда». Нам было приятно, потому что в том году на нас особого внимания никто не обратил. По сравнению с прошлым годом атмосфера не изменилась: куча эмоций, танцы, песни и позитив были всегда. Все было очень круто. И конечно же спасибо нашей команде МГТУ, если бы не они, эта поездка не была бы такой запоминающейся, – говорит Анастасия Яркеева, ст. гр. ГД-14-4.

Поздравляем наших активистов с успешным прохождением марафона, желаем дальнейшей плодотворной работы, новых «крупных» поездок и, конечно же, новых побед!

Юлия Зыкова, студенческий пресс-центр МГТУ

Опыт командной работы
Опыт командной работы
Мероприятие, прошедшее с 11 по 19 февраля 2017 г. под громким названием «Школа главного архитектора 2.0» и под руководством главного архитектора г. Екатеринбурга, встретило более чем 60 участников из разных городов и регионов России.

Масштабный образовательный проект на время объединил студентов и молодых проектировщиков под крышей Ельцин-Центра г. Екатеринбурга. Из числа более чем 700 заявок на участие в отборочном туре от МГТУ им. Г.И. Носова прошла всего одна заявка, и это стало замечательным поводом поучаствовать в самом масштабном девелоперском проекте Уральского региона в области строительства, архитектуры и дизайна.

Творческая обстановка, работа над реальными кейсами на действующих строительных площадках города, знакомство с реальными заказчиками, проблемами и задачами, заявленными в брифах – все это ожидало участников команд. За восемь дней группы по 15–18 человек должны были собрать материал, исследовать локацию, провести социологическое исследование, сформулировать концепт, а далее разбиться на микрокоманды по 5–6 человек для того, чтобы выдать окончательное проектное предложение и презентовать его перед экспертами, заказчиками и конкурирующими командами. Представители от МГТУ им. Г.И. Носова: зав. каф. архитектуры О.А. Ульчицкий и студенты 4 курса Анна Галичина и Светлана Карпенко, Екатерина Афанасьева, вошли в состав смешанной команды из проектировщиков Екатеринбурга, Магнитогорска и Озерска под названием «Мост» для работы над кейсом одной из крупнейших в Екатеринбурге строительных компаний – АтомСтройКомплекс, по заданию которой предлагалось пересмотреть концепцию планировки и застройки жилого квартала в районе «Уктус левобережный». Работа в группе велась под руководством голландского архитектора Otto Weyers – одного из основателей проектного бюро Schiemann weyers architects (http://www.schiemannweyers.eu/).

Согласно концепции АтомСтройКомплекса территорию Левобережного Уктусского района уже начали застраивать жилым комплексом «Просторы» с 27-этажными жилыми башнями, но все может измениться, и в следующих очередях строительства будет все совершенно по-другому. Над этой идеей и предлагалось поразмыслить студентам и профессиональным архитекторам. Стоит отметить, что магнитогорцам впервые пришлось столкнуться с опытом проектирования реальной высотной застройки, и этот опыт был очень ценным, прежде всего для студентов – будущих архитекторов.

Как отмечает главный новостной портал г. Екатеринбурга E1: «Команда «Мост» для связности района предложила систему многочисленных мостов и переходов. И тоже новую форму зданий» (в публикации использованы материалы новостного онлайн-портала Новости Е1.Ru http://www.e1.ru/news/spool/news_id-462304.html), еще была разработана набережная с учетом развития сценариев активности жителей, проработаны предложения по сохранению ценного природного ландшафта на территории района.

Олег Ульчицкий

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы,
нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди».

Б. Шоу

На страже чистоты
На страже чистоты
Все громче и громче эксперты трубят об усугублении мировых экологических проблем, с каждым годом наш общий дом – Земля, становится всё загрязненней,  всё труднее и труднее встретить на ней чистый первозданный уголок природы. Во всем мире сейчас понимают, что дальнейшая эскалация загрязнения планеты в скором времени дойдёт до точки невозврата. Однако ещё не поздно улучшить экологическую ситуацию в мире, начать оздоравливать воду и воздух, использовать возобновляемые источники энергии и раздельно утилизировать отходы. Для осуществления этих планов необходимо, прежде всего, произвести революцию в сознании людей. Для них должно стать нормой экологическое повседневное поведение.

Недаром 2017 год стал годом Экологии в России. Важным результатом должно стать изменение отношения граждан к проблемам природы и экологии на более сознательное и ответственное. Особому контролю подвергнутся крупные промышленные предприятиями на территории России и соблюдение ими норм экологической безопасности.

Немалую лепту в решение этой задачи вносят ученые кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности института естествознания и стандартизации МГТУ им. Г.И. Носова под руководством к.т.н., доцента А.Ю. Перятинского.

Кафедра осуществляет преподавание общеобразовательных дисциплин, связанных с экологией и безопасностью жизнедеятельности, практически для всех студентов университета. Кроме того, она одновременно является и выпускающей – ведет подготовку студентов по направлению «Техносферная безопасность».

Алексей Юрьевич:

– С самого своего создания в 1963 году кафедра промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности занималась, в первую очередь, промышленной безопасностью, а также проблемами неорганизованных выбросов – тех, которые не проходят через очистные фильтры. В связи с этим ученые кафедры стали совершенствовать промышленные системы очистки. Таким образом, кафедра ПЭиБЖД занимается научными работами, связанными с очисткой выбросов, главным образом, Магнитогорского металлургического комбината. Результаты их работы радуют: экологически неблагоприятная нагрузка на город, особенно выбросы пыли, значительно, ощутимо, уменьшилась.

На страже чистоты
На страже чистоты
 Кроме того, в связи с тем, что технический прогресс развивается, создаются новые технологии и отмирают старые. Это напрямую касается и улучшения экологической обстановки в нашем городе. Например,  если раньше на ММК сталь выплавляли в мартеновских печах, то сейчас металл получают в электродуговых печах, и конвертерах, которые в меньшей степени влияют на окружающую среду.

Каждый наш студент так или иначе связан с окружающей средой. Большинство из выпускников станут руководителями и должны представлять, каким образом предприятие влияет на окружающую среду. Мы учим их осознавать  свою экологическую ответственность и осмысленно, не нанося умышленно вреда окружающей среде, подходить к регулированию производственных выбросов в сторону их уменьшения. Приоритетом для них должна быть экологическая безопасность  и здоровье земляков, а не понижение энергозатратности производства и повышения его рентабельности за счет экономии на работе очистных сооружений.

Ученые кафедры воспитывают в студентах, помимо порядочности, ещё и осознание ими того факта, что сейчас, в связи со всё повышающейся нагрузкой на окружающую среду из-за деятельности человечества, от поведения каждого зависит экологическое благополучие Земли, страны, региона, города. Много значит сознательное отношение к индивидуальным привычкам, например, таким, как раздельное собирание мусора с тем, чтобы вокруг городов росли не свалки, а перерабатывающие предприятия, что в перспективе сэкономит не только ресурсы, но и улучшит экологическую обстановку; сознательная утилизация батареек и ртутьсодержащих ламп в специальных пунктах, уменьшение доли транспортных выбросов и др. На первый взгляд это – мелочи, однако из таких вот «мелочей» и складывается экологическая безопасность среды обитания человека.

Надеюсь, что мероприятия, посвященные в Году экологии в России, в конечном итоге приведут к положительному результату, а выпускники нашей кафедры станут воплощать в жизнь принципы экологического общежития и учить своим примером всех, кто их окружает: друзей, семью, соседей, и все мы, в конце концов, будем жить на Земле, как люди.

Инесса Ким, фото автора

Лучшие на Урале
Лучшие на Урале
С 24 по 26 февраля в Челябинске баскетбольный клуб «Стальные сердца», представляющий МГТУ им. Г.И. Носова, провел решающие игры сезона Студенческой баскетбольной лиги ВТБ Ассоциации студенческого баскетбола – «Финал восьми».

Наша команда, сыграв 28 игр, одержала 21 победу и заняла 4 место по итогам регулярного сезона Студенческой лиги ВТБ из 16 команд. И вот лучшие восемь команд лиги  в «Финале восьми» решали, кто же станет чемпионом!

В 1/4 финала БК «Стальные сердца» (Магнитогорск) обыграл БК «Балтийские рыцари» БФУ (Калининград) 90:83 (29:18, 30:16, 13:29,18:20). Наши парни с первых минут завладели мячом и к концу первой четверти довели счёт до результата 29:18. Весь матч магнитогорцы лидировали и контролировали ситуацию. Был отрыв даже в 25 очков. Отличные дальние броски, неплохой подбор под кольцом и подстраховка в защите стали залогом успеха студентов МГТУ. И даже расслабленность в третьем периоде не испортила им настроения. Итог – 90:83. Самыми результативными на площадке у МГТУ стали Михаил Лелеков – 18 очков, 3 передачи и 3 подбора, Андрей Костомаха – 17 очков, 11 подборов, Данила Евчий – 14 очков, 9 подборов.

В полуфинале наша команда противостояла лучшему коллективу гладкого чемпионата Студенческой лиги ВТБ – «МГУ им. М.И. Ломоносова». В этом матче студенты МГТУ начали игру немного нервно, и мячи просто не летели в кольцо, ну бывает такое. В защите не смогли остановить, пожалуй,  лучшего центрового лиги Сергея Козлова, который в итоге набрал 21 очко. В игре команды «МГУ»  чувствовался профессионализм. Общий результат матча 80:53 в пользу москвичей. По периодам расклад следующий: 27:8, 13:18, 19:13, 21:14. У «МГТУ» дабл-дабл набрал Вячеслав Жидяев – 10 очков и 11 подборов, Максим Запускалов набрал 10 очков, 2 подбора и 2 передачи.

В матче за третье место студенты МГТУ им. Г.И. Носова встретились с командой «Планета университет», представляющей УГТУ (г. Ухта). Вся игра проходила в высоком темпе, множество быстрых отрывов, перехватов и ошибок с обеих сторон. Начали игру команды равно, первая четверть закончилась с небольшим перевесом Ухты 24:20. Во втором игровом отрезке что-то пошло не так, и ухтинцы значительно переиграли наших ребят 20:12. Во второй половине матча Магнитка воспряла духом и начала больше атаковать. Хотя игра носила характер качель: команды поочередно забрасывали мяч в корзину, и то одна ошибалась, то другая преподносила «подарок».

Сирена об окончании игры запечатлела на табло победный для Ухты счёт 69:57. Не смогли игроки «МГТУ им. Г.И. Носова» показать свою лучшую игру, хотя, безусловно, внутренние ресурсы есть. Надо отдать должное сопернику, он был силен.

Но 4 место – это очень хороший результат по итогам всего сезона! Сборная команда МГТУ им. Г.И. Носова в итоге обошла в чемпионате такие города, как Самара, Ростов, Екатеринбург, Казань, Орёл, Челябинск, Тюмень, Белгород, Калининград и другие. Коллектив МГТУ им. Г.И. Носова стал лучшим на Урале!

Этот турнир, кстати, первый для Студенческой лиги ВТБ, закончился, и в целом сезон прошел неплохо. Мы поздравляем команду и тренерский штаб во главе с Артёмом Анатольевичем Куринным и тренером команды  Виталием Александровичем Колесовым с окончанием чемпионата лиги в четверке лучших команд страны!

Магнитогорцы на протяжении всего сезона показывали хороший баскетбол!

Впереди у команды двухнедельный отдых, а затем начинается розыгрыш плей-офф Лиги Белова Ассоциации студенческого баскетбола. 

Александр Уманчук

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение вакантной должности ассистента кафедры проектирования зданий и строительных конструкций (институт строительства, архитектуры и искусства, «Архитектурно-строительное направление»).

Претенденты могут ознакомиться с порядком замещения должностей профессорско-преподавательского состава в университете, с квалификационными требованиями по соответствующей должности в «Положении по виду деятельности» (СМК-ПВД-20-15).

Срок подачи заявлений – один месяц со дня опубликования объявления в газете «Денница» и на сайте ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» в разделе «Информация для научно-педагогических работников».

Заявления и документы направлять по адресу: 455000, г. Магнитогорск,  пр. Ленина, д.38, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».

«Денница» от 3 марта 2017 г.