Денница

Весь выпуск в одном файле!

Анастасия Табуйко, Айна Виситаева, Екате...
Анастасия Табуйко, Айна Виситаева, Екатерина Моргун

В МГТУ им. Г.И. Носова прошёл ежегодный конкурс «Студенческий лидер – 2017». Мероприятие является первым отборочным этапом на пути ко всероссийскому конкурсу, который пройдет

в сентябре в Краснодарском крае.

8 апреля девяти претендентам из числа председателей и заместителей председателей профбюро институтов и факультетов предстояло пройти пять конкурсных испытаний: автопортрет, инфографика, блиц-опрос, изложение и сюрприз. Накануне лидеры прошли одно конкурсное задание заочно – профЕГЭ, оно направлено на выявление у конкурсантов знаний законодательства РФ в сфере образования, а также умений и навыков использовать эти знания для разрешения конфликтных ситуаций.

Это конкурс профессионализма студенческих лидеров, здесь важно показать не просто умение быстро ориентироваться, но и владение нормативно-правовыми актами. Требования к участникам очень высоки, конкурсные испытания претерпевают изменения каждый год, так в этом году было добавлено изложение. В дальнейшем несомненно следует улучшать методики и технологии проведения конкурса. И Магнитка всегда подходит ответственно к организации любых конкурсов, а уровень участников традиционно высокий, – отметил Дмитрий Прокопьев, главный специалист отдела социальных программ управления молодежной политики Минобрнауки Челябинской области, председатель жюри конкурса.

Выявить победителя было сложно, так как каждый из участников продемонстрировал высокий уровень своих знаний и умение выступать перед публикой в стрессовой ситуации. Однако жюри смогло прийти к общему решению, и по итогам конкурса победителем стала Екатерина Моргун – председатель профбюро института строительства, архитектуры и искусства, второе место заслужено получила заместитель председателя профбюро института горного дела и транспорта Анастасия Табуйко, а третье место заняла Валерия Назарова, заместитель председателя профбюро института гуманитарного образования.

Я участвую первый раз и думаю, что занять третье место – очень хороший результат. На самом деле этот конкурс очень хороший и полезный, потому что позволяет нам мобилизовать все свои знания и навыки, показать достойный результат и, конечно же, улучшить нашу работу. В следующем году я планирую повторно выступить и занять первое место», – поделилась с нами Валерия Назарова, бронзовый призёр конкурса.

Стоит отметить, что Екатерине Моргун выпала честь представить родной университет на областном этапе конкурса, который пройдет с 14 по 16 апреля в клуб-отеле «Золотой пляж» (г. Миасс, оз. Тургояк). Компанию девушке составит победитель прошлогоднего «Студлидера МГТУ» Валентина Шилина, председатель профбюро института естествознания и стандартизации. Желаем девушкам удачи и дальнейших побед!

Студенческий пресс-центр

Анастасия Табуйко
Анастасия Табуйко

Евгения Семиколенова
Евгения Семиколенова

Екатерина Моргун
Екатерина Моргун

В поисках старинных кладов
В поисках старинных кладов

Директор НИИ исторической антропологии и филологии, профессор Михаил Григорьевич Абрамзон победил в конкурсе грантов Российского фонда фундаментальных исследований (отделение гуманитарных и общественных наук) и будет заниматься организацией и проведением семинара по проблемам античной нумизматики, посвященного памяти Нины Андреевны Фроловой.

Ученые, проводившие экспертизу материалов, представленных на грант, дали такое заключение: «… Проведение специального научного семинара, посвященного памяти Н.А. Фроловой и связанного с изучением античной нумизматики, представляется важным и необходимым». «...Не случайно и очень даже правильно и достойно, что руководитель проекта – наш, безусловно, теперь крупнейший нумизмат, сподвижник Нины Андреевны, соавтор многих печатных работ – М.Г. Абрамзон. Пожелаем ему успехов в этом благородном проекте».

Для справки: Н.А. Фролова (1936–2015) – это крупный российский ученый-нумизмат с мировым именем, доктор наук, в течение 55 лет была хранителем античных и византийских монет в Государственном историческом музее России (Москва) и ведущим научным сотрудником ГИМ. Она заложила основу целого направления в изучении монетного дела античных государств Северного Причерноморья и Боспора. В 2009 г. на XIV Всемирном нумизматическом конгрессе в Глазго Н.А. Фролова была избрана почетным членом Международной нумизматической комиссии (INC).

– Это будет небольшой семинар, приуроченный к годовщине ухода из жизни Н.А. Фроловой, который мы проведем в МГТУ им. Г.И. Носова в октябре 2017 г., – рассказывает Михаил Григорьевич. – Грант небольшой, но политически очень важно, что семинар пройдет не в Государственном историческом музее (Москва), где она работала, и не в Государственном музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, а именно в нашем университете.

Мы с Н.А. Фроловой много лет сотрудничали, и специалисты хорошо знают наш творческий союз и нашу долгую дружбу. Мне посчастливилось работать с Ниной Андреевной со времен студенчества, а позднее – издавать крупнейшие коллекции нашей страны и ближнего зарубежья. Одна из подобных нумизматических коллекций находится в ГИМе в Москве. Очень плотно сотрудничать с Ниной Андреевной мы начали с 1996 г., когда она выступала первым оппонентом на защите моей докторской диссертации в Институте археологии РАН.

После защиты мы сразу же приступили к определению римских монет в собрании ГИМ. С 1998 г. мы получали грантов РГНФ и РФФИ на изучение монетных кладов и создание каталогов античных монет ряда российских музеев и провели за этой работой 17 лет. Мы с Ниной Андреевной написали более десятка книг и около 40 научных статей как в России, так и за рубежом, издали клады античных монет из собраний Государственного исторического музея, Новороссийского Таманского, Темрюкского, Краснодарского, Анапского, Керченского музеев. Среди книг – четырехтомный каталог римских монет из собрания ГИМ (М., 2001–2006 гг.), каталоги монет Ольвии (М., 2005 г.) и Херсонеса (М., 2014 г.) в ГИМ, «Корпус боспорских кладов античных монет (Киев, 2007–2008 гг.), «Нумизматическая коллекция Керченского музея. Клады античных монет» (Киев, 2005 г.) и многие др.

Сейчас у нас будет проходить подготовительный период, но несмотря на то, что семинар будет небольшим, работ предполагается опубликовать достаточно много. В семинаре примут участие студенты и магистранты МГТУ, мы пригласим ведущих специалистов из ГИМ и ИА РАН. Остальные коллеги будут участвовать заочно. Мы планируем выпустить специализированный номер нашего ВАКовского научного журнала «Проблемы истории, филологии, культуры».

Ирина Портнова

Дополнительное образование
Дополнительное образование

Жесткая конкуренция в борьбе за рабочие места – современные реалии. И чтобы выиграть, надо быть лучшим. Главное преимущество перед конкурентами – это больший объем знаний и высокая компетентность.

Сегодня важно обладать не одним, а двумя и более образованиями, ибо логика работодателя такова: зачем давать повышение сотруднику, который умеет делать только одну работу? Если у вас будут знания в какой-то смежной области, ваша ценность возрастет, у работодателя появится стимул продвинуть вас по карьерной лестнице. Не последнее место занимает и саморазвитие.

Именно в силу этих причин в последнее время получение дополнительного образования становится все более востребованным.  Его наличие символизирует вашу тягу к знаниям, молодость ума,  целеустремленность, активную жизненную позицию. Для потенциального работодателя это очень важно.

Одним из самых известных в городе и длительно существующих на рынке образовательных услуг является  институт дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга МГТУ «Горизонт», где реализуются дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации и профессиональной переподготовки), дополнительные общеразвивающие программы и программы профессионального обучения (по профессии рабочего, должности служащего).

Сегодня подобный вид образования можно получать и параллельно с основным, что удобно для студентов. Во-первых, не все, покидающие школьную скамью, отчетливо представляют себе, в какой именно сфере они в дальнейшем смогут реализовать себя. Осознание приходит уже во время учебы. Менять специальность или даже образовательное учреждение – решение весьма сложное и не всегда нужное. А вот дополнительное образование именно в той области, к которой проявился интерес, в этой ситуации будет оптимальным выбором.

Во-вторых, выпускник, имеющий на руках еще и свидетельства о дополнительном образовании, безусловно, имеет большую возможность маневра при выборе места работы.

Дополнительное образование – это отличная возможность: получить за годы своего студенчества сразу несколько специальностей; овладеть новыми знаниями и навыками, которые пригодятся в будущей практике и станут большим плюсом при устройстве на работу; сэкономить время и деньги на получение второго высшего образования.

Профессиональная переподготовка – это получение дополнительных компетенций, необходимых для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации. Эта форма обучения доступна лицам, имеющим или получающим высшее или среднее профессиональное образование. Профессиональная переподготовка – удобный, недорогой и, главное, быстрый способ (программа включает только профильные дисциплины) получить второе образование. Этим она выгодно отличается
от второго высшего образования, которое более длительно, значительно дороже и насыщено общими предметами.

По окончании обучения слушателям выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

В ИДПО МГТУ «Горизонт» реализуются программы различной направленности: технические, психолого-педагогические, сферы информационных технологий, экономики и менеджмента, лингвистики, и др. Среди них наиболее популярные у студентов: «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации по английскому и немецкому языкам», «Экономика и управление», «Государственное и муниципальное управление», «Промышленное и гражданское строительство», «Техносферная безопасность», «Маркшейдерcкое дело» и др.

Дополнительные общеразвивающие программы направлены на удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности слушателей в конкретной образовательной области. «Горизонт» предлагает студентам и всем желающим краткосрочные курсы «1С: Бухгалтерия», «1С: Программирование», «Компьютерная графика», «Системный администратор», «Инструктор по фитнесу и аэробике» и др. Для студентов, планирующих работать в детских оздоровительных лагерях, проводится обучение по программе «Школа вожатского мастерства».

В структуру «Горизонта» входит центр иностранных языков, предоставляющий широкий спектр программ обучения иностранным языкам слушателей с разным уровнем подготовки: английскому, французскому, немецкому, китайскому, итальянскому, испанскому и другим языкам. По окончании курса слушатели получают сертификаты установленного образца.

В «Горизонте» активно реализуются на базе многопрофильного колледжа МГТУ программы профессионального обучения, позволяющие студентам параллельно с получением высшего образования овладеть еще и профессией рабочего или служащего – стропальщика, горнового доменной печи, сварщика, каменщика, повара,  делопроизводителя, младшего воспитателя и т.д. Это существенно повышает мобильность выпускников вуза на рынке труда, дает право заниматься соответствующей профессиональной деятельностью уже в период обучения в вузе, активно участвовать в жизни стройотрядов МГТУ.

Как видим, без дополнительного образования достичь успеха очень сложно, а во многих сферах деятельности попросту невозможно. Большинство успешных профессионалов на руках имеют, кроме основного диплома, еще несколько дипломов и свидетельств об окончании различных курсов.

Кроме того, наличие второго образования – это возможность сменить род деятельности и работать в той сфере, которая вас привлекает более всего.

Светлана Гринько, ИДПО МГТУ «Горизонт» 

Есть кем гордится
Есть кем гордится

Семеро студентов выпускных курсов трех технических институтов МГТУ им. Г.И. Носова стали участниками престижной Всероссийской научной конференции-конкурса в Санкт-Петербургском горном университете, которая прошла с 28 марта по 1 апреля. Этот десант оказался весьма успешным! Четверо из них удостоились наград высокого форума.

Победителем конференции-конкурса стала Ирина Гордеева (на фото), магистрант второго курса кафедры теплотехнических и энергетических систем. Дипломами за третье место награждены бакалавр кафедры физической химии и химической технологии Надежда Коновницына, специалисты Любовь Бортновская (кафедра геологии, маркшейдерского дела и обогащения полезных ископаемых) и Загир Даутбаев (кафедра разработки месторождений полезных ископаемых). Специалист Денис Асанов (каф. РМПИ), бакалавры Екатерина Игуменшева (каф. ФХиХТ) и Лиана Исянгильдина (каф. ТиЭС) хотя и не удостоились наград, но получили бесценный опыт участия в высокорейтинговом научном мероприятии, да еще и проходившем в первом высшем техническом учебном заведении России, где стены университета дышат историей.

– Мы с Лианой выступали на секции «Оборудование, транспортное обслуживание и энергоэффективность производства минерально-сырьевого комплекса». Всего работало восемь секций, было заслушано около 250 докладов по 33 направлениям. На конференцию съехались специалисты, бакалавры выпускного курса, магистранты второго года обучения из 27 городов России, – рассказала Ирина Гордеева. – Представляемые доклады впечатляли своим высоким уровнем. Когда я завершила свое выступление, то была приятно удивлена, что моя работа вызвала такой живой интерес – задавалось много вопросов, внимательно выслушивались мои ответы. Стало понятно, что тема, над которой я сейчас работаю – «Анализ энергетической части процессов сухого тушения кокса в пределах коксохимического производства» – для них нова. Мне в научной работе помогают чувство ответственности и целеустремленности, если бы родители не заложили во мне эти качества, то сейчас пришлось бы непросто, потому что заниматься наукой интересно, но и очень трудно. Правда, рядом мой научный руководитель профессор Сергей Владимирович Картавцев, доктор наук, он мне очень помогает и направляет, а также отвечает на все мои многочисленные вопросы и выводит из любых даже, казалось, тупиковых ситуаций. А еще я признательна за поддержку к.т.н., зам директора ИЭиАС Евгению Григорьевичу Нешпоренко.

Мне понравилось на форуме выступление магистранта Рыбинского ГТАУ. Он имеет уже 45 публикаций, половина из которых ВАКовского уровня, уже сотрудничает с какой-то фирмой, внедряет свои разработки. Он выдвинул любопытные инновационные предложения.

Экспертная комиссия, которая оценивала доклады, была очень серьезная, все доктора наук, профессора. Из такого большого числа выступавших лауреатами стали только представители 13 вузов России.

Церемония награждения проходила в конференц-зале, свои дипломы мы получали из рук проректора по научной работе В.Л. Трушко.

Поразило убранство и оснащенность университета – все очень красиво и очень дорого. Нам организовали обзорную экскурсию по вузу, мы побывали в музее минеральных ресурсов с обширной экспозицией минералов, было очень интересно. Походили по лабораториям университета, которые поразили своей оснащенностью. Там встретилось много такого оборудования, которого мы больше нигде не видели, итальянского, немецкого производства. На этих уникальных установках ребята проводят лабораторные работы. Также для нас организовали автобусную экскурсию по городу:
видели Эрмитаж, Исаакиевский Собор, проезжали по улице, где жил Пушкин, видели другие очень интересные места.

Это вторая моя выездная конференция. Первая была в Екатеринбурге, в УрФУ, где я тоже получила награду – диплом за лучший доклад. Такие поездки дают большой опыт участия в серьезных форумах, ты узнаешь, чем занимаются в других вузах, завязываешь деловые контакты, представляешь  научные наработки, которые развиваются в твоем вузе. Очень большая польза от  выездных конференций для дальнейшего роста. А еще всегда приятно осознавать, что тебе есть, за что гордиться своим вузом.

В этом году я завершаю обучение в магистратуре и, конечно, стала определенно подумывать об аспирантуре. Каково же было мое изумление, когда в Санкт-Петербурге меня спросили о моих планах и предложили, при желании, поступать в аспирантуру СПГУ на бюджет.

PS: Еще не успели у Ирины потускнеть впечатления от конференции и победы на ней, как из Санкт-Петербурга на имя ректора МГТУ пришло официальное письмо с просьбой направить И. Гордееву на международный уровень прошедшего только что форума, который состоится в конце апреля. И просьба эта удовлетворена! С нетерпением будем ждать возвращения нашей Ирины.

Елена Стрельцова

Есть кем гордится
Есть кем гордится

Как выжить в Магнитогорске
Как выжить в Магнитогорске

МГТУ им. Г.И. Носова издавна славится учеными, энтузиастами своего дела – альтруистами, готовыми решать научные задачи днём и ночью, зачастую абсолютно бескорыстно. Такие люди работают, в том числе, и на кафедре специального образования и медико-биологических дисциплин института гуманитарного образования

Кафедра готовит логопедов по направлению «Специальное дефектологическое образование», многие преподаватели, занимающиеся сейчас эколого-гигиеническими проблемами, раньше трудились на кафедре биомедицинских и экологических знаний МаГУ, возглавляемой проф., д.мед.н. В.С. Кошкиной.

Одна из них – доц. кафедры, к.биол.н. Т.Б. ЛЕГОСТАЕВА. Так получилось, что на весь университет она – единственный биолог-гигиенист с педагогическим образованием (биология-химия), к тому же с серьезным научным послужным списком.

Я абсолютно убеждена, что общую экологию должен преподавать биолог-гигиенист, – считает Татьяна Борисовна. – В рамках дисциплины студентам должны преподноситься знания всех экологических разделов, «от» и «до». Сюда должны входить: классическая экология (аутэкология, демэкология, синэкология, глобальная экология), наиважнейший прикладной раздел – экология человека, а также социальная экология, экология животных и растений и многое другое. Данную дисциплину я разрабатывала для студентов различных профилей направления «Педагогическое образование».

Немного истории: в 2003 г. при кафедре, возглавляемой В.С. Кошкиной, была организована эколого-гигиеническая лаборатория от ЮУрНЦ РАМН. За 16 лет с момента организации кафедры по гигиене (а это, по сути, экология человека) защищено семь кандидатских и две докторские диссертации.

Только в 2007 г. было опубликовано три информационно-методических письма для Госсанэпиднадзора, управления здравоохранения Магнитогорска, клинических больниц: «Риск свинцовой интоксикации детского населения г. Магнитогорска», «Канцерогенный риск здоровью населения, проживающего в условиях развитой отрасли черной металлургии» и «Эпидемиологический риск онкологической заболеваемости населения промышленного центра черной металлургии Южного Урала».

Ученые кафедры ежегодно составляли годовой отчёт для Управления природных ресурсов администрации Челябинской области о результатах научных исследований в области экологии и здоровья, экологического воспитания и образования, участвовали в разработке материалов для грантов в 2004-2008 гг.

Подсчитано, что за последние 10 лет у преподавателей, ранее работавших на кафедре БМиЭЗ, вышло 44 публикации, которые индексируются в Международной базе Scopus.

Благодаря ученым этой кафедры была налажена связь с научными и учебными учреждениями РФ и Магнитогорска: с ФГБУ ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина Минздрава РФ, с Южно-Уральским научным центром РАМН, с Госсанэпиднадзором г. Магнитогорска и т.д.

– Татьяна Борисовна, в чем заключается Ваша научная деятельность?

– В 2002–2010 гг. я совместно с группой известных российских ученых-гигиенистов приняла участие в выполнении многопараметрового научного исследования «Влияние качества жизни на  стабильность и индивидуальную чувствительность генома детей, проживающих в городе с высоким уровнем загрязнения атмосферы (Магнитогорск)», в рамках, которого был разработан способ выявления потенциальных канцерогенов и мутагенов, требующих первостепенной проверки Роспотребнадзором на уровень опасности генетическому здоровью человека.

Результаты исследования представлялись на многочисленных международных и всероссийских научных конференциях. По данной теме за последние шесть лет было опубликовано 10 статей, индексируемых в журналах Scopus. Совместные исследования мы продолжаем и по сей день.

– Как проходит на кафедре экологическая работа со студентами?

– Педагоги и прежней, и нынешней кафедр всегда работали не только со студентами, но и со школьниками (олимпиады, конкурсы, подготовка к научной конференции и т.д.). Например, я недавно подготовила и провела олимпиаду по биологии «Путь к успеху» для школьников региона и универсиаду по биологии для студентов вуза, посвященные проблемам экологии и здоровья.

Кроме того, на днях будут подведены итоги олимпиады по БЖД и ЗОЖ среди студентов института гуманитарного образования, которую организовала к.п.н. И.А. Кувшинова.

– Татьяна Борисовна, каковы Ваши пожелания?

Сейчас каждому человеку необходимы экологические знания для того, чтобы выжить в промышленном городе. Тем более в связи со сложной экологической обстановкой. Это ведь целая наука!

И на этом фоне предстоящее сокращение учебных часов, выделенных на экологическое образование, выглядит, по меньшей мере, некорректно. Я считаю, что ни в коем случае нельзя сокращать учебные часы по дисциплине «Экология»! Но как достучаться до чиновников?

Знания по экологии воздуха, воды, жилого помещения, всего, что нас окружает и с чем мы соприкасаемся – это очень важно. Тяжелые металлы, диоксины, формальдегид, бенз(а)пирен (опасные для здоровья человека мутагены и канцерогены) могут привести к печальным последствиям, вплоть до летального исхода, если человек не обладает определенными знаниями о правильном поведении в условиях загрязнения окружающей среды.

Экологическое образование и воспитание – это, ни много ни мало, вопрос выживания человека! И я призываю не сокращать, а увеличивать количество учебных часов на экологическое образование и воспитание студентов и ратую за то, чтобы знания несли специалисты!

Инесса КИМ

Мир детства и образование
Мир детства и образование

В Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова 11–13 апреля прошла XI Международная научно-практическая конференция «Мир детства и образование», которую традиционно проводит кафедра дошкольного образования института гуманитарного образования.

Участниками форума стали не только российские преподаватели и ученые и ближнего зарубежья – Республики Беларусь, Луганск. Впервые в Магнитогорск приехала делегация из Бразилии: профессор Федерального института образования, науки и техники штата Гояс Рената Луиза да Коста, профессор Федерального института образования, науки и техники; Епископского Католического университета штата Гояс Андрэ Луис Араужо Куниа, профессор Государственного университета штата Гояс Алсидес Хермис Териса Мл. (Бразилия, г. Гояния).

Открывая пленарное заседание 11 апреля, первый проректор МГТУ М.В. Чукин поприветствовал всех присутствующих и сказал, что конференция очень важна не только для нашего вуза, но и для города, потому что дошкольное образование – это фундамент, который закладывается в детстве, а данный форум может стать площадкой для обсуждения проблем образования, которые существуют в России и мире.

Проректор по международной деятельности А.Г. Корчунов поприветствовал всех участников и отметил, что наш университет уже имеет опыт сотрудничества с Бразилией, где наши студенты проходили семестровое обучение, и он очень рад, что конференция приобрела статус международной.

Директор института гуманитарного образования О.В. Гневэк, тепло поприветствовав коллег и гостей, прибывших в Магнитогорск, сказала, что разработки института и кафедры дошкольного образования уже отметили участники международного сообщества и выразила надежду, что конференция откроет пути к новым проектам.

Работу форума продолжили доклады ученых МГТУ и Бразилии. Завершилось пленарное заседание видеовключением с лабораторией развивающего обучения Луганского национального университета им. Тараса Шевченко. Руководитель лаборатории Н.В. Репкина рассказала о системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Затем на вопросы магнитогорской аудитории ответил В.В. Репкин, который в этом году отметит свое 90-летиие, бывший руководитель научно-методического центра «Развивающее обучение».

12–13 апреля работа конференции проходила по секциям на площадках города.

Мир детства и образование
Мир детства и образование

Мир детства и образование
Мир детства и образование

Мир детства и образование
Мир детства и образование

 

Наталья Васильева

Российско-французское сотрудничество
Российско-французское сотрудничество

В МГТУ им. Г.И. Носова с 31 марта по 3 апреля прочитал лекции директор офиса по международной деятельности, сотрудник департамента биологии из Университета Жана Монне (г. Сент-Этьен, Франция) Лоран Вийерме.

Программа визита Л. Вийерме в наш университет была весьма насыщенной. Помимо лекций он посетил досуговый центр многопрофильного колледжа, где студия технического творчества «Dreams Style Garage» представила результаты трехлетней работы, встретился с руководством вуза, французскими, российскими студентами и преподавателями.

Встречу открыл проректор по международной деятельности А.Г. Корчунов. Он поприветствовал собравшихся, рассказал, что сотрудничество между нашими вузами началось в 2012 году с договора об академическом обмене студентами-механиками. За это время число обучающихся в МГТУ студентов из Франции выросло в 2,5 раза. Алексей Георгиевич отметил, что сегодня наш вуз участвует в программе «Erasmus+», благодаря которой многие преподаватели стали изучать иностранные языки, а во Франции и России учатся уже не только механики, но и энергетики, в планах подключить к учебе студентов-гуманитариев. Он выразил благодарность всем преподавателям вуза, свободно владеющим французским языком, за участие в образовательном процессе студентов из Университета Жана Монне.

В ответном слове Лоран Вийерме коротко рассказал о том, как все начиналось:

– Я очень хотел наладить сотрудничество с Россией. И пять лет назад разослал письма в российские вузы. Единственным, кто ответил, был МГТУ. Вначале были переговоры, затем два года мы присматривались друг к другу, а сейчас я горжусь нашим сотрудничеством. Я считаю, что мы укрепили французско-российское сотрудничество. Несмотря на 4,5 тысячи километров, которые нас разделяют, мы похожи, различен только климат и традиции.

Затем своими впечатлениями поделился Богдан Балашов (гр. МКТб-13), который дважды прошел обучение в Сент-Этьене. Он признался, что вначале запаниковал, ведь занятия проходили на французском языке, в котором на тот момент он еще не был достаточно силен. А сегодня Богдан, представив свой доклад на русском языке, с легкостью стал сам себе переводчиком. В перспективе у Б. Балашова есть возможность получить два диплома: Университета Жана Монне и МГТУ.

Своими впечатлениями поделились студенты Антуан Жорж, Лорис Марзо, Люка Бессон, Матьё Зешель, Тео Кудинофф, Винсан Гри, Климан Фарж из Университета Жана Монне, чьи высказывания переводила специалист по международной академической мобильности управления по международной деятельности А.В. Крамаренко. Владение русским языком у ребят находится в стадии изучения, и этот процесс им очень нравится. А трое бакалавров кафедры автоматизированного электропривода и мехатроники, которые в сентябре собираются на учебу в Университет Жана Монне, подготовили небольшие выступления. Изучать язык ребята начали буквально с нуля, а в мае они уже будут готовы сдавать экзамены на требуемый для обучения уровень.

Сотрудничество развивается, обе стороны имеют далеко идущие планы и надеются на их успешную реализацию.

Российско-французское сотрудничество
Российско-французское сотрудничество

Российско-французское сотрудничество
Российско-французское сотрудничество

Ирина Портнова

СМИ
СМИ

Погода подарила нам первые теплые деньки, а природа явила юных дарований со светящимися глазами и добрыми сердцами. 6 и 7 апреля в актовом зале МГТУ прошёл седьмой городской фестиваль школьных СМИ «Зоркое сердце». Зародился фестиваль в стенах школы № 59 им. И.Х. Рамазана, а стремительное развитие ему дала кафедра журналистики и речевой коммуникации МГТУ им. Г.И. Носова.

Фестиваль открылся в стенах большого актового зала приветственными словами в адрес его участников. На сцене сменяли друг друга проректор по учебной работе О.Л. Назарова, куратор городского конкурса СМИ «Город и мы», начальник отдела по взаимодействию со СМИ городского Собрания депутатов А.С. Филипова, бессменный организатор фестиваля, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации Д.С. Бужинская и директор института гуманитарного образования О.В. Гневэк, которая сказала:

– Друзья, здесь те, которые знают, как наше слово отзовется. Вы уже попробовали и кусочек славы, связанной с профессией журналиста, и ощутили ту ответственность, которую вы несете за представленную вами информацию. Я думаю, что этот форум будет небольшим мастер-классом для всех тех, кто сегодня представляет школьные СМИ. Уже все те, кто сегодня сидят в этом зале – победители, потому что здесь собрались единомышленники. В течение двух дней нам будет, что вам рассказать, а вам будет, что нам показать. Всем побед! В добрый путь!

Не только общие увлечения и интересы способны объединить людей, но и искусство. В качестве доказательства этого факта и для поддержания боевого настроя участников фестиваля на сцене появляются студенческие танцевальные коллективы «Новый свет», «Акролайф» и солист танцевального коллектива «Бонус» Артур Ярикиев.

Алфавит – это форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков, но ещё это оригинальный способ оценить знания конкурсантов в области журналистики, телевидения и знание памятников культуры города Магнитогорска. Интерактивная игра «Алфавит» стала первой ступенью для знакомства участников и проверки их интеллектуальных способностей. Также организаторы фестиваля приготовили для юных первооткрывателей мастер-классы, интерактивные игры и квесты, творческие встречи с представителями самых разных научных, производственных и общественных сфер.

О способах работы с мультимедийным материалом в современной журналистике познакомила участников директор института экономики и управления Н.Р. Балынская; Т. Птицына провела мастер-класс по развитию мотивации. На этом сюрпризы не закончились, у ребят появилась возможность ознакомиться с деятельностью студенческого пресс-центра, фото- и видеоклуба и работой «Зачётного Радио» МГТУ.

Во второй день фестиваля школьных СМИ юниоров ожидала встреча с представителями магнитогорских газет и телеканалов, мастер-класс от обладателей Гран-При «Зоркого сердца» и многое-многое другое.

В рамках форума продолжает жить и развиваться ещё один крупный городской проект – «Конкурс ораторов». В нем приняли участие школьники и студенты Магнитогорска. В финале конкурса за призовые места сразились более 40 лучших ораторов, первой среди студентов стала Виктория Коновалова, студентка группы ИПОб-16-1.

Также у участников и студентов вуза появилась замечательная возможность познакомиться с газетами и телевыпусками редакций других школ, задать интересующие вопросы и в дальнейшем продолжить сотрудничество.

Награждение победителей седьмого фестиваля школьных СМИ «Зоркое сердце» состоится 22 апреля в день открытых дверей в МГТУ им. Г.И. Носова.

«Зоркое сердце» – двери в профессию журналистики для молодого поколения. Ведь сегодня участники дебютного фестиваля стали узнаваемыми медиа-персонами города и региона, а студенты-волонтеры 2010 г. выросли в редакторов федеральных телеканалов. 

СМИ
СМИ

СМИ
СМИ

СМИ
СМИ

СМИ
СМИ

СМИ
СМИ

СМИ
СМИ

Ульяна ПЫРКО, студенческий пресс-центр

Dreams Style Garage
Dreams Style Garage

В рамках Программы развития деятельности студенческих объединений образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки РФ, 31 марта в досуговом центре МпК состоялось яркое событие: студия технического творчества «Dreams Style Garage» представила результаты трехлетней работы и поделилась планами на будущее.

Созданная в 2014 году на базе МпК творческая и инициативная команда студентов колледжа и университета, занимающихся под руководством преподавателя МпК Е.Ю. Ветюгова самостоятельным проектированием, изготовлением, испытанием и защитой действующих прототипов автомобилей, ставила перед собой важные цели. Во-первых, популяризировать инженерные и рабочие профессии, развивать инженерное движение студентов в структуре технического вуза. Во-вторых, формировать среду, где студенты смогут проектировать и изготавливать узлы и агрегаты автомобилей своими руками в рамках курсовых и дипломных проектов. Но в душе всегда жила мечта – сконструировать и изготовить собственный автомобиль. О том, как мечта стала реальностью, студенческий коллектив рассказал на презентации студии учащимися колледжа и университета, в том числе и студентам Университета Жана Моне (Франция), обучающимся в настоящий момент в МГТУ им Г.И. Носова.

Начиналось все с инициативы создания стационарной модели ВАЗ-2110, которую расположили в одной из аудиторий МпК. Сегодня результатом работы студии является пять разных действующих проектов, которые демонстрируются на различных конкурсах и соревнованиях. Так, в 2016 г. спроектированный студией по правилам сборки «Формулы-1» спортивный болид «EVA» занял 3 место на Всероссийском этапе международных соревнований «Формула-Студент-2016», успешно пройдя динамические тесты автомобиля на ускорение, маневренность, выносливость и автокросс. В 2017 г. о собственных достижениях команда «Dreams Style Garage» рассказывала на V Всероссийском форуме «Студенческий инженерный проект», организованном Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом. Сегодня ребята продолжают работать над проектированием и изготовлением автомобилей в стиле HOT ROD, а также спортивных болидов класса «Формула Студент», разрабатывают проект трактора для уборки снега на территории колледжа.

Созданные модели автомобилей, дипломы, грамоты, исследовательские работы, фотографии – все это демонстрировало насыщенную жизнь «Dreams Style Garage» и предваряло сам праздник, проходивший на сцене. Поддержать студию пришли творческие коллективы Магнитогорска: рэп-группа «Куча рифм» и «Animal Forwards». Поздравления звучали и от партнеров проекта: председателя Федерации автотранспорта Магнитогорска Антона Фролова, президента Некоммерческого партнерства «Байк-Клуб» Дмитрия Глушко, руководителя обособленного подразделения ООО «Брюлект ритейл» Натальи Коржиной, генерального директора АО ИК «Профит» Михаила Мураховского и других.

В настоящее время студия технического творчества «Dreams Style Garage» работает при поддержке ректора МГТУ В.М. Колокольцева и планирует свое дальнейшее развитие. В перспективе команда студии должна стать мультидисциплинарной, новые модели автомобилей должны быть усовершенствованы с точки зрения программных узлов, электроники, экономической составляющей их производства. В свой проект команда приглашает электриков, экономистов, программистов, документоведов, специалистов со знанием английского языка, в том числе партнеров и волонтеров – всех тех, кто заинтересован в изготовлении автомобилей, поиске конструкторских решений и мечтает о новых победах.

Dreams Style Garage
Dreams Style Garage

Dreams Style Garage
Dreams Style Garage

Dreams Style Garage
Dreams Style Garage

Dreams Style Garage
Dreams Style Garage

Елена Котукова, методист МпК

Философы о стратегии развития вуза
Философы о стратегии развития вуза

Вторая внутривузовская научная конференция под общим названием «Актуальные проблемы культурной безопасности: от геополитики до системы образования» состоялась 28 марта в стенах МГТУ им. Г.И. Носова и собрала под своё крыло ученых гуманитарного и технического направления, вызвав интерес как ректората, так и ученого и студенческого сообществ вуза.

Прокомментировала это событие заведующая кафедрой философии, доктор философских наук, профессор Вера Анатольевна Жилина.

Скажите, пожалуйста, как пришла мысль провести вторую конференцию именно на эту тему?

– Наша кафедра философии гуманитарная, и по сути своего предмета мы всегда начинаем с анализа того, что происходит с человеком. В современных условиях сама жизнь человека, его отношение к каким-то важным процессам, происходящим в нашей жизни, кардинально меняется. И, к сожалению, это касается и сферы образования. Поэтому нам показалось очень важным соединить две проблемные сферы: проблемы непосредственно сферы образования и российской культуры и, так как мы интегрированы в мировое пространство, проблемы мирового масштаба.

Поэтому мы, опираясь на свой опыт проведения международных конференций, решили, что в МГТУ им. Г.И. Носова необходимо создать дискуссионный клуб всех преподавателей и использовать потенциал наших ученых в решении проблем и страны, и непосредственно сферы, в которой мы работаем.

Вторую внутривузовскую конференцию мы провели по теме «Основы стратегии эффективного развития вуза как фундамент безопасности России».

Образование как таковое нам дает непосредственно социального субъекта, студенты – это будущие профессионалы, которые, собственно говоря, общество и образуют. Кроме того, образование всегда является зеркалом того, что происходит, потому что весь преподавательский состав – это и ученые, и люди, аккумулирующие в себе все направления российской культуры. Поэтому от того, как развивается сфера образования, напрямую зависит то, как спокойно и эффективно развиваются все социальные процессы.

Помимо этого, всем давно известно, что качество жизни человека зависит не от количества благ, которыми ему удается воспользоваться, а от качества коммуникации, что, в конечном счете, выводит на проблемы безопасности страны и жизни каждого.

На сегодня имеет место быть жесточайшая конкурентная борьба внутри образовательного поля между вузами. Поэтому цель у нас одна: мы, гуманитарии и технари, объединившись, пытаемся помочь вузу, превратив конференцию в рабочий орган по выработке некоторой общей стратегии отстаивания его интересов. А задачи следующие: создать поле междисциплинарного общения; найти практическое решение наиболее острых проблем, а именно, изменения информационного пространства в сфере образования.

Достигла ли конференция поставленных целей?

– Конференция еще только вторая, и опыт у нас небольшой. Однако само ее проведение свидетельствует о том, что она очень своевременна. Потому что люди уже немного подустали от того, что мы проблемы обозначаем в негативном свете, например, как крах тех ценностей, что нам привычны, что ведет к негативным последствиям в самом обществе, когда туда выходят из стен вуза молодые специалисты.

Нужно искать конструктивные решения. Были намечены определенные пути: университету не уйти от выбора инновационных образовательных технологий, если мы хотим быть конкурентоспособными; от четко выверенной внутренней политической направленности, если мы хотим быть востребованными на рынке работодателей. Иными словами, вуз должен быть и оставаться интеллектуальным центром. Мы должны качеством подготовки специалистов обеспечить себе высокое место в конкурентной борьбе между вузами. Также мы должны четко понимать, что наука никуда не делась, и проблема отграниченности собственно научного и ненаучного стоит более чем остро, и ее решение зависит от нас. Мы это определили на конференции.

В рамках форума сотрудничали гуманитарная и техническая научные элиты нашего вуза. Чем выигрышен такой синергизм?

– Привлекать к работе форума ученых технических направлений жизненно необходимо, т.к. тема его требует целостной работы всего коллектива университета.

Прежде всего, хочу поблагодарить всех, кто нашел время поучаствовать в нашей конференции. Спасибо директорам институтов МГТУ им. Г.И. Носова – все откликнулись. Очно участвовали Н.Р. Балынская, С.Е. Гавришев. Об актуальности работы конференции свидетельствует участие представителей структурных подразделений вуза: УМО (С.А. Бычик), ОМК (А.Ю. Глухова). Активное участие приняли доктора технических наук А.М. Песин, М.Ю. Петушков, В.А. Бигеев. Долговременное сотрудничество у нас с проф. О.С. Логуновой и проф. И.И. Баранковой, всегда в наших форумах принимают участие проф. В.В. Филатов и проф. О.В. Лешер. Это люди самых разных научных интересов, и я считаю, что будущее науки и общества в междисциплинарности.

Конференция привлекла внимание руководства вуза: деятельное участие в ее работе приняла проректор по учебной части, проф. О.Л. Назарова, со вступительным словом выступил советник ректора проф. Г.С. Гун. Традиционно большой интерес был со стороны гуманитарного сектора. В частности, всегда активное участие в форуме принимают ученые, преподаватели вуза Д.Б. Симаков, А.В. Ивлев, Т.В. Козлова, К.Ф. Усманова, Н.В. Кузнецова, М.А. Кривошлыкова, А.И. Назарычева, Ю.Л. Кива-Хамзина.

***

Пожелаем всем участникам и организаторам конференции удачи в научных исканиях, высококачественной коммуникации на всех уровнях. Полезно сделать регулярным этот замечательный форум для того, чтобы систематически вырабатывать резолюции, которые будут являться практическим планом развития МГТУ им Г.И. Носова в учебном, воспитательном и, отчасти, в научном направлении и будут обеспечивать целостность стратегического развития вуза.

Философы о стратегии развития вуза
Философы о стратегии развития вуза

Философы о стратегии развития вуза
Философы о стратегии развития вуза

Философы о стратегии развития вуза
Философы о стратегии развития вуза

Инесса КИМ

ЮнГА
ЮнГА

С 26 по 27 марта в Челябинском государственном университете прошел седьмой Международный конкурс детских и молодежных СМИ «ЮнГА+».

Конкурс «ЮнГА+» проходит уже в девятый раз, однако принять в  нем участие корреспондентам «Зачетного Радио» МГТУ им. Г. И. Носова удалось впервые, так как изначально он задумывался для СМИ школ, и только теперь расширился. На это масштабное событие съехались школьники и студенты трех стран, около 60 городов России. Две площадки, два уровня распределения СМИ и около 1300 индивидуальных и коллективных заявок! Работы студентов оцениваются в рамках форума «OpenMedia».

Редакция «Зачётного Радио» узнала о конкурсе буквально за два месяца до самого конкурса, но это не помешало им достойно выступить и забрать добую долю наград! С первого дня все поняли, что команда «Зачётного Радио» – серьезные конкуренты. В первый же день наши девушки забрали «золото» в номинации «Лучший материал первого дня», и на этом не остановились! В номинации: «Мы ведём прямой эфир» весь пьедестал был занят лишь студентками МГТУ, первое место заняла Елена Фролова, второе – Ильмира Трофимова, третье – Ксения Черепанова. Вся редакция получила первое место за «Лучшее звуковое оформление», а также диплом за третье место в номинации: «Лучшая тематическая программа» – «Прямая связь – студенческий прорыв».

Корреспонденты «Зачётного Радио» показали блестящую работу не только в команде, но и способность побеждать индивидуально. Так в нашей копилке оказалось ещё «золото» и «бронза» в номинации: «Лучшая тематическая программа». Екатерина Стеценко заняла первое место за рубрику «Филологический экстаз» и третье место заняла Екатерина Федоренко – «Ты поэт» (интервью с А. Погореловым).

Руководитель и главный редактор «Зачётного Радио» Ильмира Трофимова поделилась впечатлениями от поездки: «Особенно хочется поблагодарить организаторов за наличие разбора жюри присланных работ и ценных комментариев. Зачастую на конкурсах есть результат в виде грамоты, а обратной связью от жюри похвастаться большинство конкурсов не могут. На суд жюри мы с редакцией «Зачётного Радио», отправили 11 работ и в итоге достигли отличных результатов для первого раза. Но главное – это, конечно, не количество наград, а то, что действительно стоит за этим конкурсом. Для меня это отклик и диалог с людьми-практиками. Ещё один огромный плюс этого конкурса в том, что было проведено собрание руководителей за круглым столом, и там обсуждались нюансы деятельности в направлениях теле- и радиожурналистики и печатных СМИ, проблемы медиаобразования и то, как информировать и говорить о «важном» и о том, о чем не принято писать в молодежных СМИ».

Поздравляем команду «Зачётного Радио» и желаем им процветания и самосовершенствования!

ЮнГА
ЮнГА

Мария рыкина, студенческий пресс-центр

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова 29 марта посетила долгожданная гостья, профессор, доктор филологических наук, специалист по фразеологии, по сопоставительному анализу устойчивых и крылатых выражений болгарского и русского языков Стефка Георгиева (г. Пловдив, Болгария).

Стефка – давний друг не только магнитогорского университета, но и, прежде всего, – России. Здесь она получила высшее образование, окончила аспирантуру в Санкт-Петербурге. А сейчас преподает русский язык в Пловдивском университете. Несмотря на расстояние, Стефка Георгиева испытывает настоящую любовь к Магнитогорску, и у себя на родине, как и большинство болгар, открыто проявляет любовь к России.

– Когда Болгария повернулась к НАТО, когда она стремилась в Евросоюз и отвернулась от России – речь идет о политических верхах – тогда началась волна сноса памятников, которые говорили о давних связях между Россией и Болгарией. Нависла угроза над судьбой памятника «Алеша». И студенты вместе со Стефкой Георгиевой не дали его взорвать. Не дали установить на его месте памятник Кока-Коле. Это, я считаю, настоящее проявление любви к России, к нашим людям, – к слушающим обратилась доктор филологических наук, профессор, почетный профессор МаГУ, член Фразеологической комиссии при Международном комитете славистов, заслуженный работник высшей школы РФ Светлана Григорьевна Шулежкова.

Непростые политические отношения способствовали утрате прежних близких связей между Россией и Болгарией, но, по словам Стефки, болгарский народ всегда любил и продолжает любить Россию, в Болгарии всегда рады русскому человеку.

– Мне очень-очень приятно находиться в вашем городе, и именно – в вашем университете. Когда я была в вашем возрасте, нам для языковой практики предлагали работать гидом. На территории Болгарии 900 памятников, посвященных русским, которые помогали болгарам в освобождении от турецкого рабства. Среди них самый крупный монументальный памятник – храм Александру Невскому в Софии. Когда я впервые зашла в этот храм с русскими туристами, священник, заметивший русскую группу, захотел сам показать этот храм. И начал он словами, которые я запомнила на всю жизнь: «Вы находитесь в стране, где любят больше русских, чем самих себя», – рассказала Стефка Георгиева.

Сейчас же ситуация изменилась: если раньше русский язык занимал первое место в списке изучаемых иностранных языков в Болгарии, то сегодня он находится почти на последней позиции. Теперь он не входит в обязательную школьную программу. В приоритете – английский язык. Собственно, как и в России.

Поднятая тема вызвала большой интерес в зале, студенты задавали вопросы и благодарили Стефку за теплые слова. На этот раз гостья из Болгарии приехала с уникальным предложением – заключить сотрудничество между МГТУ им. Г.И. Носова и болгарскими университетами, которое позволит студентам и преподавателям осуществлять взаимный обмен, проходить языковую практику и познавать культуру стран изнутри. 

– Мы с удовольствием принимаем предложение Стефки. Пока речь идет только о студентах института гуманитарного образования, но в перспективе рассматриваем возможность привлечения студентов других специальностей. На данный момент мы решаем некоторые сложности в организации жилья для наших студентов в Болгарии. С помощью Стефки Георгиевой этот вопрос решаемый, поэтому надеемся, что к следующему учебному году уже появятся первые результаты», – пояснила заведующая кафедрой русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации Любовь Николаевна Чурилина.

Светлана Артёмова, УИП

1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение должностей по трудовому договору:

доцента кафедры: разработки месторождений полезных ископаемых (институт горного дела и транспорта).

2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по трудовому договору:

доцента кафедры: электроснабжения промышленных предприятий (институт энергетики и автоматизированных систем, направление «Энергетика»); старшего преподавателя кафедры: государственного и муниципального управления, и управления персоналом (институт экономики и управления).

Претенденты могут ознакомиться с порядком замещения должностей профессорско-преподавательского состава в университете, с квалификационными требованиями по соответствующей должности в «положении по виду деятельности» (СМК-ПВД-20-15).

Срок подачи заявлений – один месяц со дня опубликования объявления в газете «Денница» и на сайте ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» в разделе «Информация для научно-педагогических работников».

Заявления и документы направлять по адресу: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.38, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».

«Денница» от 14 апреля 2017 г.