Кандидат педагогических наук, доцент

Образование: физико-математический факультет Магнитогорского государственного педагогического института по специальности «Математика» (1975 г.). В 2009 г. получила диплом о профессиональной переподготовке Государственного учреждении Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела по программе «Документоведение и документационное обеспечение управления», г. Москва.

Код научной специальности: 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

Награды, грамоты: нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», 2006 г.

Контактная информация: учебный корпус №2, пр. Ленина, 114, ауд. 158; тел. (3519) 38-14-33; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Публикации

№ п/пНаименование работы, ее видФорма работыВыходные данныеОбъем в п.л. или с.Соавторы
УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ
1. Организация самостоятельной работы студентов в курсе методики преподавания математики: учебно-методическое пособие для студентов заочного и очного отделений, получающих квалификацию «Учитель начальных классов». Печатная – Магнитогорск: МаГУ, 2006.- 74 с. 74 с. Сидорова М.А.
2. Программа и методические рекомендации по проведению производственной комплексной практики для студентов очного отделения по специальности «Педагогики и методика начального образования»
(методическое пособие)
Печатная – Магнитогорск: МаГУ, 2006.- 44 с. 44 с.  
3. Подготовка курсовой (дипломной) работы по педагогическим наукам (методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений факультета педагогики и методики начального образования (специальность «Педагогика и методика начального образования»)) Печатная Подготовка курсовой (дипломной) работы по педагогическим наукам (методические указания для студентов дневного и заочного отделений факультета педагогики и методики начального образования (специальность «Педагогика и методика начального образования»)) – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 122 с. 16с.
0,95
п.л.
Орехова Т. Ф.
4. Подготовка курсовых и дипломных работ по педагогическим наукам (методическое пособие) Метод. пособие для студ. днев. и заоч. отд. ФПиМНО по спец. «ПиМНО». –2-е изд., испр. и доп.   –2-е изд., испр. и доп. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 147 с. 16с.
0,95
п.л.
Орехова Т. Ф.
5. Подготовка курсовой (дипломной) работы по педагогическим наукам (методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений ПиМНО и Бакалавр педагогики методики начального образования (специальность «Педагогика и методика начального образования») (методическое пособие) (Гриф МОиН Чел. обл.) Печатная – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 139 с. 8,14
1,14
Орехова Т. Ф.
6. Программа и методические рекомендации по проведению практик для студентов заочного отделения по специальности «Педагогики и методика начального образования»
(методическое пособие)
Печатная Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 43 с. 2,56  
7. Индексация и кодификация информации в профессиональной деятельности: курс лекций Печатная Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2014. – 186 с. 11,6  
8. Индексация и кодификация информации в профессиональной деятельности. Тестовые материалы (учебно-методическое пособие) Печатная Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2014. –60 с. 3,75
1,88
Семенова Д.Г.
9 Организация экспериментальной работы в научных исследованиях по педагогическим наукам(учебное пособие) Электронное на CD-R Магнитогорск, 2015. Номер государственной регистрации обязательного экземпляра электронного издания – 0321501786   Колмогорова О. А. Орехова Т. Ф.
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ
1. Опережающая самоподготовка студентов педфака к учительской деятельности
(тезисы доклада)
Печат. Обновление содержания педагогического образования в условиях многоуровневой системы обучения студентов: Тезисы докладов и сообщений на Межвузовской научно-практической конференции. Калуга, КГПИ им. К.Э.Циолковского, 1993.–133 с., С. 38 – 39. 133/2с.  
2. Формирование у студентов факультета педагогики и методики начального обучения творческого подхода к работе над задачей в курсе методики математики (тезисы) печат. Инновационные подходы в системе качества подготовки учителей начальных классов: Тезисы докладов на Международной науч.-прак. конференции, Самара, 1994.– 354 с., С. 171 – 172. 354/2с.  
3. Целостный педагогический процесс как методическая основа подготовки учителей начальных классов
(тезисы доклада)
печат. Человек, личность, индивидуальность: Тезисы докладов межвузовской научной конференции / Магнитогорск гос.пед. ин-т; Под. ред проф. Л. Г. Чернышковой и доц. Е. В. Дегтярева. - Магнитогорск, 1994.– 85 с., С. 69 – 70. 85/
1с.
 
4. Геометрия в начальной школе
(тезисы доклада)
печат. Наука и школа: Тезисы докладов XXXIII научной конференции преподавателей МГПИ / Магнитогорск. гос. пед. ин-т; Под. ред. доц. З. М. Умет-баева.- Магнито-горск, 1995. – 243с., С.46. 243/1с.  
5. Активные формы обучения на практических занятиях по методике преподавания математики.
(тезисы доклада)
печат. Содержание и формы работы педагогических вузов по начальному /дошкольному и школьному/ образованию молодежи в совре-менных условиях: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. / Самарской гос. пед. университет. Самара, 1996.– 168 с., С.32. 168/1с.  
6. Организация работы студентов в малых группах на практических занятиях по методике преподавания математики.
(статья)
печат. Проблемы образования и развития личности учащихся: Сборник научных трудов / Магнитогорск. гос. пед.ин-т. Под ред. В. А. Беликова, Г. Г. Гранатова, Е. В. Дегтярева. Магнитогорск, 1996.– 112 с. С. 92 – 95. 112/3с.  
7. Метод анализа первоисточников как основа разработки целостных педагогических процессов.
(тезисы доклада)
печат. Методологические проблемы науки и образования: Тезисы докладов межвузовской научной конференции / Магнитогорск гос.пед. ин-т; Под ред. З. М. Уметбаева и Е. В. Дектярева. Магнитогорск, 1998.– 32 с., С. 23. 32/1с.  
8. Методическая подготовка учителя начальных классов к творческой педаго-гической деятельности.
(тезисы доклада)
печат. Современная начальная школа и под-готовка учителя: Тезисы докладов на Всероссийской научно-практической конференции Магнитогорск, 1998.– 122 с., С. 71. 122/1с.  
9. Анализ первоисточников как элемент разработки целостных педагогических процессов      (статья) Печатная История. Филология. Педагогика. Сб. научных статей. Спб., 1998. –248 с. С.192 – 197. 248/5с.  
10. Роль комбинаторных задач в методико-математичес-кой подготовке студентов педфака
(тезисы доклада)
Печатная Актуальные проблемы науки и образования. Тезисы докладов ХХХVI внутри вузов науч. конф. преподавателей МГПИ / Под ред. З. М. Уметбаева, Г. Н. Чусовитиной. Магнитогорск: МГПИ, 1998.– 180 с., С.150 – 151 180/1с.  
11. Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальной школе на основе дифференцированного подхода.(статья) Печатная Обучение и развитие младших школьников: Межвуз. сб. науч. ст. / Под ред. Л. Д. Саниной, А. В. Прокофьевой Магнитогорск: МГПИ, 1998. – 188 с., С. 53 – 64. 188/11с.  
12. Роль интуиции в учебной деятельности младшего школьника.
(статья)
Печатная Тенденции развития начального школьного образования / Магни-тогорск пед. ин-т / Под ред. Н. И. Гришечкиной. Магнитогорск, 1999.– 190 с., С. 55-59. 190/4с.  
13. Накопление и обработка фактического материала как базовый компонент научно-исследовательской деятельности учителя.
(статья)
Печатная Проблемы профессионального образования будущих учителей начальных классов: Сб. науч. ст. преп. ФП и МНО
/ Под ред. Н.И.Гришечкиной. Магнитогорск: МаГУ,2000.– 157 с.
С.11– 15.
157/5с.  
14. К вопросу об опережении в обучении.
(статья)
Печатная Совершенствование учебного процесса в вузе и школе: Сб. науч. ст. преп. ФП и МНО МаГУ / Под ред. А. Л. Филоненко и др. Магнито-горск, 2002. – 229 с. С. 115-123 229/9с.  
15. К вопросу о формировании культуры речи будущего учителя
(статья)
Печатная Культура профессиональной речи будущих педагогов: Межвуз. сб. ауч. тр. / Под ред. Н. И. Гри-шечкиной, Е. Б. Плотниковой. Магнитогорск, 2002. – 154 с., С. 73-77 154/4с.  
16. Дидактическая системно-комплексная разработка темы школьной программы как вид дипломного проектирования в педагогическом вузе
(тезисы)
Печатная Современные проблемы науки и образования: Тезисы докладов XLI внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ. Магнитогорск: МаГУ, 2003. 326с., С. 138 326/1с.  
17. Дидактическая системно-комплексная разработка тем школьных программ как способ формирования профессионального мастерства будущего учителя (статья) Печатная Профессиональное мастерство: формирование, становление и развитие: Межвуз. сб.науч. труд. // Под ред. В. П. Горшенина, И. В. Резанович.Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 552 с.,
С. 308-316
552/9с.  
18. Логико-методологические лабораторные работы в системе профессиональной подготовки учителя
(статья)
Печатная Начальная школа плюс До и После – 2003. – №9 – С. 21-24.
Журнал ВАК
3 с.  
19. Графические лабораторные работы по геометрии в начальной школе
(статья)
Печатная Актуальные проблемы образования: Вестник института развития и повышения квалификации педагогических кадров при ЧППУ. Серия 3. ЧГПУ, 2004.– 443 с.,
С. 128-132.
443/4с.  
20. Рейтинговая оценка знаний студентов по методике преподавания математики в условиях дистанционного обучения
(статья)
Печатная Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Организация образовательного процесса в условиях дистанционного обучения в вузе» /Под ред. Т. М. Бабуновой, Н. И. Левшиной, С. Ф. Багаутдиновой. - Магнитогорск: МаГУ, 2004.- 180с., С.159-163. 180/4 с.  
21. Групповая работа в курсе методики преподавания математики (статья) Печатная Начальная школа до и после №4., 2007. С. 23-25
Журнал ВАК
3 с.  
22. Ключевые задачи в курсе методики преподавания математики в начальной школе (тезисы) Печатная Современные проблемы науки и образования: материалы внутривуз. науч. конф. Преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 288с. 1,5с.  
23. Задачный подход как средство оптимизации познавательной деятельности будущих учителей в вузе (статья) Печатная Гуманизация образования в России: сб. матер. Регион. Науч. Интерактивной конф. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 342 с. – С. 52-62. 11 с.
0,5 п. л.
 
24. Формирование логических операций у детей с дискалькулией (статья-тезисы) Печатная Современные проблемы науки и образования: материалы внутривуз. науч. конф. Преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 256с. 1,5с.  
25. Технология этапа «Вхождения в тему» в процессе подготовки дидактической системно-комплексной разработки школьной программы (статья) Печатная Южно-Уральский педагогический журнал. – 2009. – № 1. – С. 9-13 0,63  
26. Организация обучения младших школьников решению задач на движение посредством метода моделирования (статья) Печатная Развитие младших школьников в современных образовательных условиях: сб. науч. ст. преподавателей фак-та ПиМНО, учителей начальных классов и преподавателей системы дополнительного образования / под ред. И. С. Самароковой. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – С. 14-21 0,48  
27. Формирование пространственных представлений у детей с дискалькулией (статья) Печатная Современные проблемы науки и образования: материалы XLVII внутривуз. науч. конф. преподавателей МаГУ. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. –  С. 22-23 0,12  
28. Проблема обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи решению простых текстовых задач
(статья)
Печатная Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании: традиции, поиск, новаторство : сб. науч. ст. и материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию фак-та педагогики и методики начального образования МаГУ / под ред. И. А. Кувшиновой, Е. В. Исаевой. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. –. С. 46-53. 0,48  
29. К вопросу о формировании системного мышления у учащихся разных уровней
(статья)
Печатная Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании: традиции, поиск, новаторство : сб. науч. ст. и материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию фак-та педагогики и методики начального образования МаГУ / Под ред. И. А. Кувшиновой, Е. В. Исаевой. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – 258 с. С. 54-58 0,30
0,15
Ганцен П. А.
30 Реализация групповой технологии в курсе методики преподавания математики
(статья)
Печатная Начальная школа: вчера, сегодня, завтра : сб. ст. по матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 50-летию фак-та педагогики и методики начального образования МаГУ. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – С. 344-348 0,30  
31. Организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики при изучении табличного умножения и делении (статья) Печатная Начальная школа: вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 50-летию фак-та педагогики и методик начального образования МаГУ. – – Ч. 2 – Магнитогорск : МаГУ, 2010. – С. 46-54 0,54  
32 Опережающая профессиональная подготовка будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности в период обучения в вузе: практикоориентированная монография Печатная Магнитогорск : МаГУ, 2010.– 152 с. 8,83
6,83
Орехова Т. Ф.
33. Рейтинговая система оценки знаний студентов (На примере курса методики преподавания математики)
(статья)
Печатная Начальная школа До и После. – 2011. – № 8. – С. 23-25 0,36  
34. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над задачей (статья) Печатная Реализация федеральных государственный образовательных стандартов нового поколения в системе высшего и профессионального образования : сб. ст. по матер. заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 80-летию ФГБОУ ВПО МаГУ. – Магнитогорск : МаГУ, 2012. –С.116-121 0,36  
35. К вопросу об организации доступа к архивным документам, содержащие персональные данные
(статья)
Печат-ная Научная мысль: традиции и инновации: сб. ст. студ. и молодых спец. с междунар. участием / ред. С. С. Великанова, Д. Г. Ямалтдинова.– Магнитогорск: МаГУ, 2013. Вып.2. С.163-167. 0,30
0,20
Букина Т.С.
36. Создание благоприятного микроклимат на рабочем месте секретаря
(статья)
Печатная Научная мысль: традиции и инновации: сб. ст. студ. и молодых спец. с междунар. участием / ред. С. С. Великанова, Д. Г. Ямалтдинова.– Магнитогорск: МаГУ, 2013. Вып.2. С.148-151. 0,24
0,12
Резанова О.В.
37. Развитие творческого мышления младших школьников посредством решения нестандартных задач (статья) Печатная Научная мысль: традиции и инновации: сб. ст. студ. и молодых спец. с междунар. участием / ред. С. С. Великанова, Д. Г. Ямалтдинова.– Магнитогорск: МаГУ, 2013. Вып.2. С.51-55. 0,30
0,15
Кузнецова О.Г.
38. Проблемы ведения делопроизводства в деканате вуза в процессе реорганизации (статья) Электронная Научная мысль: традиции и инновации: сб. науч. трудов с междунар. участием. Выпуск 3 / отв. ред. С.С. Великанова, Н.Ф. Ганцен. [Электронный ресурс] – Электрон. текст. дан. (1,5 Мb). – Краснодар, 2014. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 0,36
0,18
Иванова А.В.
39. Нестандартные задачи как средство развития творческих способностей младших школьников
(статья)
Электронная Научная мысль: традиции и инновации: сб. науч. трудов с междунар. участием. Выпуск 3 / отв. ред. С.С. Великанова, Н.Ф. Ганцен. [Электронный ресурс] – Электрон. текст. дан. (1,5 Мb). – Краснодар, 2014. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 0,36
0,18
Кирьянова Е.В.
40 Опережающая профессиональная подготовка будущих бакалавров по направлению «Педагогическое образование» Печатная Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сб. ст. Международной научно- практической конференции (10 декабря 2014 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 25-32. 0,43
0,15
Колмогорова О. А Орехова Т. Ф.