Ядром IT-инфраструктуры университета является доменная структура сети на базе службы каталогов Active Directory (далее AD). Для организации доменного пространства вуза и учебных комплексов, используется доменное имя третьего уровня vuz.magtu.ru. Пространство домена администрируется при помощи служб и сервисов AD.

Для организации доступа преподавателей, сотрудников и студентов к информационным ресурсам и сервисам университета, в AD создаётся учётная запись, которая позволяет однократно авторизоваться в системах университета для дальнейшей работы с информацией. Таким образом, AD используется для централизованного управления учётными записями пользователей зарегистрированных в доменном пространстве вуза. Кроме того, в AD производится регистрация вычислительной техники для централизованного управления и настройки. Все учебные комплексы включены в общий домен vuz.magtu.ru. На учебных комплексах 3, 4, 5 развернуты контролеры домена только для чтения (Read-only Domain Controller), что позволяет снизить нагрузку на основной контроллер домена и способствует повышению безопасности сети.

Сервисная служба AD позволяет внедрить единые политики безопасности ИР и унифицировать среду работы пользователей. При этом снижается совокупная стоимость управления инфраструктурой, т.к. появляется единая точка администрирования всех ресурсов университета, и повышается эффективность совместного использования общих ресурсов.

С точки зрения архитектуры  информационного пространства ИР можно разделить на две большие части: ИР, которые доступны из глобальных сетей и ИР, доступ к которым возможен только из КИВС.

Доступ из глобальных сетей возможен:

  • к образовательному контуру включающему: ИР портала для организации и ведения дистанционного обучения, систему интерактивного тестирования, цифровые учебные материалы, систему раздаточных материалов, электронный каталог, систему анкетирования; форум и т.п.
  • к контуру публичной информации, который включает презентационную информацию и информацию, предназначенную для реализации маркетинговых функций университета и представления университета в мировом пространстве.

Доступ из КИВС возможен, как к контуру корпоративного управления, который включает: сервисы служебного пользования, данные корпоративных информационных систем, нормативные документы по рабочим процессам, доступ к файловым серверам и корпоративному программному обеспечению (информацию для внутреннего использования), так и к образовательному и публичному контурам.

Таким образом, к основным внутренним ИР ЕКИП относятся:

  • управленческая, преимущественно фактографическая информация об объектах университета, которая создаётся и актуализируется в процессе функционирования автоматизированных и информационных систем, электронные ресурсы библиотеки;
  • знания – документальная информация, созданная преподавателями (учебно-методическая) и научными работниками;
  • информация из сервисов служебного пользования.

Для сбора, структурирования и управления информацией, включающей механизмы обработки, хранения, оперативного поиска и тиражирования необходимой информации в форме, отвечающей запросу пользователя для каждого контура были разработаны и внедрены интегрированные порталы (см. рис. 4):

  • Образовательный контур – образовательный портал (ОП)
  • Публичный контур – информационный портал (ИП)
  • Контур корпоративного управления – корпоративный портал (КП)

5

Рис. 4

 

Образовательный портал разработан на базе системы управления обучением Moodle. Информационный портал разработан на базе системы управления контентом Joomla. В целях расширения функционала порталов и их интеграции в ЕКИП вуза, были разработаны и реализованы дополнительные модули и компоненты систем.

В качестве технологии реализации информационного корпоративного портала университета выбрана платформа Microsoft SharePoint. Преимущества платформы Microsoft SharePoint над конкурирующими платформами - интеграция с офисными приложениями, образующими с порталом единый информационный комплекс, со службой каталогов AD, Microsoft Exchange Server, что позволило, организовать работу внутренней электронной почты, совместную работу с сервисами: планирование расписания работы, планирование заданий и отслеживание их выполнения. Не нарушая архитектурной целостности портала, в его среду интегрированы «Система поддержки принятия решений OLAP-Эксперт» и «Система электронного документа оборота» и т.д.

Вся публикуемая и обрабатываемая на порталах информация хранится в тематических информационных хранилищах и классифицируется согласно принятым классификаторам, для чего к ней добавляются мета - теги, которые позволяют дать ей подробное описание (автор, история изменений, источник, назначение, классификационный код и т.д.).

В качестве источников информации для ЕКИП выступают владельцы информации (сотрудники, преподаватели, студенты) и информационные системы. Как видно из таблицы, информационные системы используют различные технологии, архитектуры и решения.

Для работы пользователей, на порталах предусмотрены специализированные интерфейсы, которые позволяют не только загружать и классифицировать информацию, согласно установленным правилам, но и поддерживать её в актуальном состоянии. Учёт ИР ведётся в едином электронном каталоге, который обеспечивает требуемую иерархическую классификацию, а также единую технологию ввода и представления информации.

Требуемый уровень качества и актуальности информации обеспечивается организационными мерами и реализацией необходимых процедур при размещении информации и разработке программных решений.

Так концепцией развития корпоративной информационной системы (КИС) управления университетом предусмотрена ориентация на однократный ввод первичных данных и безызбыточное хранение информации, на контроль целостности при вводе и редактирование информации. Своевременная актуализация всех ИР определяется регламентами и рабочими инструкциями сопровождения и администрирования информационных систем.

Сохранность информации ЕКИП, обеспечивается регламентами копирования и восстановления БД корпоративных информационных систем, а также специальными средствами информационной безопасности. В целях совершенствования этой деятельности в университете разработана и утверждена Политика информационной безопасности МГТУ и ряд внутренних нормативных документов регламентирующих безопасность информационных ресурсов.

Защита информации отнесенной к конфиденциальной (защита от не санкционированного доступа) производится, как на уровне СУБД, так и при реализации программ, осуществляющих доступ к ИР. С этой целью нормативными документами (приказами, внутренними стандартами) для всех информационных ресурсов устанавливается уровень конфиденциальности хранимых в них данных, а для пользователей каждого приложения устанавливаются соответствующие права доступа.

Библиотечный комплекс университета занимает площадь более 5780 м2,располагает девятью абонементами, девятью читальными залами на 1650 посадочных мест. Читателям предоставлен многоотраслевой фонд, насчитывающий более 1,5 млн.единиц хранения  учебных, научных, нормативных и периодических изданий, диссертаций, аудио- и видео- материалов на CD и DVD дисках. Внедрена автоматизированная информационная библиотечная система АИБС «MAPK – SQL» и «MAPK – SQL Internet» с электронной доставкой документов. В 2014 году университетом приобретен доступ к удаленным электронно-библиотечным системам.

Электронная библиотека университета создается на платформе электронного каталога для  эффективного обеспечения научно-образовательной деятельности студентов и сотрудников полнотекстовыми электронными ресурсами. Она достигается за счет:

  • интеграции  АИБС с порталами и информационной системой управления вузом;
  • обеспечения доступа к электронному каталогу и электронным ресурсам библиотечного комплекса  с любого компьютера, включенного в КИВС университета;
  • создания  абонемента и читального зала для преподавателей, научных сотрудников и аспирантов;
  • возможности  получать заказанные в других библиотеках документы, используя технологию электронной доставки документов.