Интегральная оценка состояния СМК

Экспресс-самооценка системы менеджмента качества университета за 2015/16 учебный год проведена по 12-ти обобщенным критериям в 5-ти балльной системе.

При анализе критериев использованы результаты анкетирования Ведущих СМК по направлениям деятельности, заведующих кафедрами, директоров институтов, деканов факультетов, администрации МпК и внутренних аудиторов; аналитический отчет лаборатории социологических исследований по опросам внутренних и внешних потребителей; результаты внутренних аудитов СМК; открытые информационные материалы по направлениям деятельности университета.

Всего в оценке СМК участвовало 58 человек.

Интегральный показатель состояния СМК в 2015/16 учебном году составил 3,64 балла (2014/15 – 3,61). По сравнению с прошлым отчетным периодом ниже стали показатели по критериям «Управление ресурсами», «Управление персоналом» и «Управление инфраструктурой и производственной средой». По остальным критериям наблюдается незначительное повышение (рисунок 1).

Рисунок 1 – Диаграмма состояния СМК

Оценка СМК различными категориями руководителей разная (рис.2).

Рисунок 2 – Оценка состояния СМК различными категориями респондентов

По мнению Ведущих СМК по направлениям деятельности снижены оценки по всем критериям, кроме воспитательной работы. Внутренние аудиторы и директора/деканы отмечают еще и повышение по критерию «Мониторинг удовлетворенности потребителей», значительно выше в этом году СМК оценили руководители МпК.

Ср. балл – 3,77 (2014/15-3,77 баллов).

Сильные стороны. Руководители лично участвуют в актуализации локальных актов МГТУ (Чукин М.В., Корчунов А.Г., Бычик С.А., Шестаков А.Б., Камышина Л.И., Кожевников В.П. и др.), государственной и общественной аккредитации образовательных программ (Лукьянов С.И., Назарова О.Л.), в т.ч. организовывают методические семинары для руководителей подразделений.

Руководители лично проводят учебные занятия на курсах резерва руководящих работников университета, обучающихся по программе повышения квалификации «Современные подходы к управлению в вузе» (Мещеряков Э.Ю., Ибрагимова О.В., Акманова З.С. и др.).

Руководители регулярно проводят оценку процессов СМК путем их диагностики и анализа деятельности по направлениям работы.

Результаты анализа представляются на заседаниях Ученого Совета и Президиума, совещаниях деканов факультетов и директоров институтов, в годовом отчете ректора, публикуются в корпоративной газете и на локальном сайте (протоколы заседания Ученого совета: №9 от 25.11.2015 «О результатах деятельности и перспективах развития ИММиМ»; №7 от 30.09.2015 «О результатах отчетности кафедр университета и отделений МпК за 2014/15 уч.год»; №10 от 23 декабря 2015 «Годовой отчет ректора»; решение Президиума Ученого Совета от 13.01.2016 «Об итогах работы и проблемах деятельности кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования»; корпоративное издание «Денница» №19 от 18.12.2015 «Отчет ректора о деятельности университета за 2015 год» раздел 11 «Совершенствование управления на основе качества»).

Проводится ежегодный анализ руководства на основе аудитов (см. отчет о результатах внутренних аудитов в 2015/16 уч. году).

Развивается взаимодействие руководителей различных уровней с партнерами МГТУ. Продолжена традиция проведения Дней МГТУ в учебных заведениях, на предприятиях и в организациях.

Преподавателям, сотрудникам и обучаемым предоставлены широкие возможности участия в подготовке, принятии и реализации управленческих решений через широкое обсуждение в корпоративной печати, на локальном и внешнем сайте МГТУ, на совещаниях и собраниях трудового коллектива.

Руководители доступны для персонала и обучающихся. В практике работы приемы студентов, их родителей/опекунов, сотрудников по вопросам обучения и быта, проблемам профессиональной деятельности; встречи руководителей с коллективами.

Руководители вуза лично содействуют распространению принципов всеобщего управления качеством (TQM) вне вуза. В учебном году опубликована статья «Полифункциональный мониторинг качества: опыт проблемы и решения» (Ассоциация технических университетов. Будущее инженерного образования. Сб. научных статей. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. – С.83-91).

Области для улучшения: обучение руководителей университета по требованиям МС ИСО 9001:2015.

Ср. балл – 3,87 (2014/15 – 3,73 балла). Повышение показателя обусловлено информационной открытостью политики и стратегии руководства университета.

Сильные стороны. В рамках системы стратегического партнерства университетом широко практикуется сотрудничество с ведущими профильными предприятиями и организациями, в т.ч. с зарубежными ВУЗами.

Университет вошел в ТОП 200 вузов ведущего международного рейтинга «QS. Развивающаяся Европа и Центральная Азия».

Победа в открытом конкурсе государственной поддержки пилотных проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе ОО ВО.

В рамках конкурса региональных опорных вузов произведена оценка значений ключевых показателей эффективности деятельности МГТУ (общая численность обучающихся, доходы из всех источников, количество реализуемых образовательных программ, удельный вес программ магистратуры, объем НИОКР на 1 НПР, число публикаций сотрудников в базах данных РИНЦ, Web of Science, Scopus, и др.) на текущий момент и на перспективу (2020 г.).

Университет выступил в качестве одного из инициаторов создания рабочей группы по разработке Стратегии социально-экономического развития г. Магнитогорска до 2030 г.

Области для улучшения: участие в конкурсе опорных ВУЗов (вторая очередь) с Программой развития опорного университета на период 2016-2021 гг.; разработка и реализация согласованных и взаимосвязанных долгосрочных Программ развития университета и города; выработка перспектив развития области и города с МГТУ им. Г.И. Носова, как университетским центром  города – опорным вузом Южного Урала.

Ведущий СМК по персоналу – Моисеева Л.Л.

Ср. балл – 3,28 (2013/14 – 3,37 балла). Снижение показателя обусловлено системной работой по оптимизации кадрового состава университета.

Сильные стороны.

Полностью внедрен и реализуется процесс рейтинговой оценки работы ППС, кафедр, институтов/факультетов.

На конкурсной основе сформирован резерв руководящих кадров университета.

За учебный год разработаны и актуализированы 15 должностных инструкций и 7 положений функциональных структурных подразделений.

Началась работа по внедрению профессиональных стандартов.

Области для улучшения: внедрение процедур планового повышения квалификации и аттестации работников функциональных подразделений.

Ведущий СМК по обеспечению финансово-материальными ресурсами Козлова Т.В.

Ср. балл – 3,41 (2014/15 – 3,54 балла).

Сильные стороны. Разработана программа обеспечения финансовой стабильности университета на 2016-17 годы.

Продолжена работа по оптимизации имущественного комплекса, учебной нагрузки и снижения расходов.

Проводятся мероприятия в части увеличения доходов: сохранение контингента на бюджетной основе, обеспечение плановых показателей по приему на коммерческой основе, увеличение объема доходов по научной деятельности и др.

Усовершенствованы система планирования и бюджетирования; процедура формирования плана-графика закупок на 2017 год.

Области для улучшения: продолжить работу по планированию и бюджетированию в части центров финансовой ответственности, последовательная реализация всех мероприятий программы обеспечения финансовой стабильности университета на 2016-17 годы.

Лидер, ответственный за СМК – Корчунов А.Г.

Ср. балл – 3,86 (2014/15 – 3,80)

Сильные стороны. Процессы СМК охватывают все виды деятельности университета. По каждому процессу определены руководители (Ведущие СМК) и исполнители.

Часть процессов переданы на управляемый аутсорсинг: привлечение профессорско-преподавательского состава со стороны; организация производственной и преддипломной практик; обеспечение энергоресурсами и коммунальными услугами, аттестация рабочих мест; проверки со стороны органов контроля и надзора;  услуги по аккредитации и аттестации испытательной лаборатории и др.

Продолжена работа по оптимизации структуры университета (укрупнение образовательных структур и функциональных подразделений). С 01.09.2016 утверждена образовательная структура в составе: 9 институтов (58 кафедр), 2 факультета (3 кафедры), МпК (6 отделений) и филиал в г. Белорецк (3 кафедры).

Созданы новые подразделения, в т.ч. Управление информационной политики, Научный центр профилактики и восстановления здоровья.

Продолжается внедрение технологии информационно-сетевого менеджмента.

В 2015/16 году введены в действие новые версии следующих локальных актов:

  • СМК-О-ПВД-05-15 Организация международной академической мобильности;
  • СМК-ПВД-21-15 О порядке выборов заведующего кафедрой;
  • СМК-ПВД-26-15 О порядке выборов декана;
  • СМК-Н-ПВД-28-15 О научных периодических изданиях МГТУ;
  • СМК-ПВД-34-16 Применение электронного обучения дистанционных образовательных технологий при реализации ОП;
  • СМК-ПВД-59-15 О порядке организации работ по созданию электронных образовательных ресурсов;
  • СМК-Н-ПВД-69-15 О патентовании служебных изобретений;
  • СМК-Н-ПВД-70-15 О патентовании служебных полезных моделей;
  • СМК-Н-ПВД-71-16 Создание, правовая охрана и использование программ для электронно-вычислительных машин и баз данных;
  • СМК-О-ПВД-103-15 О практике студентов многопрофильного колледжа;
  • СМК-Н-ПВД-122-15 Стимулирование защит диссертаций на соискание ученых степеней;
  • СМК-К-О-ПВД-133-16 Организация и осуществление образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, реализуемым в университете.

Кроме того, в учебном году введены в действие регламенты:

  • СМК-РЕ-08-16 Размещение новостей (анонсов) в новостной ленте информационного портала;
  • СМК-О-РЕ-26-16 Требования к составлению расписания учебных занятий и экзаменов для обучающихся по образовательным программ высшего образования.

По результатам анализа процессов и видов деятельности в учебном году актуализированы или разработаны следующие локальные акты:

  • СМК-ДП-8.3-03-15 Внутренний аудит;
  • СМК-УК-33-16 Положение о финансовой структуре университета;
  • СМК-УК-22-16 Положение о стипендиальных комиссиях ФГБОУ ВПО «МГТУ»;
  • СМК-О-СМГТУ-36-16 Выпускная квалификационная работа: структура, содержание, общие правила выполнения и содержания;
  • СМК-О-СМГТУ-01-16 Оказание материальной помощи нуждающимся студентам;
  • СМК-О-СМГТУ-39-15 Государственная итоговая аттестация по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Области для улучшения: модернизация системы управления – электронный университет. 

Ведущий СМК по внутренним аудитам – Глухова А.Ю.

Ср. балл – 4,21 (2013/14 – 4,01).

Сильные стороны.

Планово (не реже двух раз в месяц) проводятся внутренние аудиты процессов и подразделений. Всего за учебный год проведена 31 аудиторская проверка. Проверено 88 подразделений, в т.ч. планово 80, вне плана – 4 и 4 подразделения сняты с контроля, как выполнившие корректирующие действия.

Продолжена практика целевых тематических аудитов, позволяющих проверить по 1-2 процессам сразу несколько подразделений. Так, на целевом аудите промежуточной аттестации были проверены 3 кафедры по программам бакалавриата и 61 экзамен по программам магистратуры.

Внутренние аудиторы привлекаются к процедуре передачи дел при смене руководителя и/или объединения подразделений.

Области для улучшения: снижение количества подразделений, не выполнивших корректирующие и предупреждающие действия в течение года, принимать меры административного воздействия к руководителям подразделений, не своевременно выполняющих корректирующие и предупреждающие действия.

Ведущий СМК по маркетингу, проектированию и управлению образовательной деятельностью, мониторингу качества подготовки выпускников – Назарова О.Л.

Ср. балл – 3,63 (2014/15 – 3,43).

Сильные стороны. В 2015/16 учебном году успешно пройдена общественная аккредитация четырех образовательных программ и получен европейский сертификат качества по четырем программам.

Повышена результативность профориентационной работы.

Внедрено и расширено использование ЭО и ДОТ в учебном процессе. Увеличено количество программ, осваиваемых дистанционно, регулярно используется образовательный портал.

Увеличено количество базовых кафедр (+5).

Создана инфраструктура и обеспечена техническая составляющая для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, разработаны и внедрены соответствующие нормативно-правовые локальные акты.

Активно развивается международное сотрудничество в образовательной деятельности. Сегодня в вузе обучаются иностранные студенты из стран Содружества Независимых Государств, Балтии, Грузии, Абхазии, Южной Осетии и дальнего зарубежья. Продолжена реализация программы по академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава (университет Жана Моне (Франция), Карабюкский университетом (Турция), Падуанский университет (Италия), Краковская горно-металлургическая академия (Польша)). Увеличено количество ППС, принявших участие в международных научных конференциях, семинарах, форумах, выставках.

Области для улучшения: повышение уровня профориентационной работы по гуманитарным специальностям; внедрение принципа кампусов по укрупненным группам направлений; развитие онлайн-образования; увеличение контингента очной формы обучения, в том числе по программам магистратуры; увеличение количества магистерских программ.

Ведущий СМК по научно-инновационной деятельности, управлению оборудованием для мониторинга и измерений – Чукин М.В.

Ср. балл – 3,66 (2014/15 – 3,54).

Сильные стороны. Четвертый раз университет победил в конкурсе по постановлению №218 «О мерах государственной поддержки развития корпорации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

Увеличен объем фундаментальных исследований из федеральных бюджетных учреждений РФФИ, РГНФ и РНФ, выполненными научными сотрудниками университета.

Постоянные партнеры по научной работе: ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «ММК_МЕТИЗ», ОАО «Мотовилихинские заводы»; ООО «Металлургмаш»; ПАО «НПО «Андроидная техника»; ЗАО «Северсталь» и др.

Увеличено число защит диссертаций.

Области для улучшения: разработка новой модели подготовки кадров высшей квалификации; увеличение числа грифованных изданий; повысить результативность работы ИТЦ, развитие международной научной деятельности.

Ведущий СМК по инфраструктуре и производственной среде – Руднев Г.В.

Ср. балл – 3,49 (2014/15 – 3,57).

Сильные стороны. Проводится системная работа по оптимизации имущественного комплекса (передислоцированы ИСАиИ, УК№3 МпК, ФМФ, кафедра ИЭиА, преподавательские ИИФиИЯ, 2 кафедры ИПиП).

Ремонтные работы, связанные с переездами, выполняются с учетом специфических запросов каждого структурного подразделения.

Оптимизированы расходы хозяйственных процессов (потребление электрической энергии снижено на 8%,  тепла и воды на 3%, топлива на 29%).

Проводится результативная работа по охране труда и технике безопасности (актуализированы рабочие инструкции, проведено обучение руководителей всех структурных подразделений по вопросам ОТиТБ, усилен контроль за соблюдением требований ОТиТБ), что способствует снижению травматизма (в 2015-16 – 1 случай; в 2014-15-2 случая).

Области для улучшений: продолжить выполнение мероприятий по модернизации имущественного  комплекса с целью оптимизации его состава и снижению затрат на его содержание; предусмотреть стимулирование работников хозяйственного комплекса с целью обеспечения возможности найма более квалифицированных рабочих.

Ср. балл – 3,15 (2013/14 – 3,13).

Сильные стороны: Мониторинг удовлетворенности потребителей (преподавателей, сотрудников и обучаемых) проведен планово лабораторией социологических исследований в соответствии с СМК-ПВД-08-10.

По нашему мнению аналитический отчет за 2015/16 учебный год, представленный лабораторией социологических исследований, не дает объективной оценки позитивных и негативных тенденций, т.к. выборка нерепрезентативная (из 395 респондентов 72,6% не имеют ученой степени; ассистент – 3,8%; старший преподаватель – 9,8%; доцент – 21,6%; профессор – 3,0%; заведующий кафедрой – 0,8%; директор института – 0,8%; УВП – 14,5%; служащий – 38,3%; другая должность – 7,4%; вспомогательные службы  составляют 22,5%; социальные службы – 11,6%).

Области для улучшения: при проведении социологических исследований согласовывать выборку респондентов, отражающую реальную структуру университета, актуализировать анкеты для опроса; рекомендуем провести повторное исследование удовлетворенности потребителей в сентябре-октябре 2016 года.

Ведущий СМК по информатизации – Рубан К.А.

Ср. балл – 3,63 (2014/15 – 3,46).

Сильные стороны. Завершено внедрение системы ЭДО.

Разработан и внедрен сайт «Абитуриент», обеспечивающий упрощение процедуры подачи заявления, обратной связи и т.д.

Усовершенствованы сайты научных журналов МГТУ им. Г.И. Носова, входящие в перечень журналов ВАК в соответствии с новыми требованиями ВАК и Scopus.

Начата работа по формированию корпоративной сети университета.

Области для улучшения: модернизация физически и морально устаревшего базового оборудования УИТиАСУ (сервера, сетевое оборудование, учебные классы); внедрение новых технологий IP- телефонии, дистанционного обучения, передачи и хранения данных.

Ведущий СМК по социальной деятельности Шестаков А.Б.

Ср. балл – 4,18 (2013/14 – 4,08).

Сильные стороны. Организация воспитательной работы осуществляется по направлениям: гражданско-патриотическое воспитание; нравственное, духовное, эстетическое и культурное воспитание; профилактика антиобщественных явлений; пропаганда здорового образа жизни; развитие органов студенческого самоуправления и поддержка студенческих инициатив; социальная поддержка и защита прав обучающихся.

Успешно реализована программа развития деятельности студенческих объединений «МГТУ – территория студенческого самоуправления».

Развитие деятельности волонтерского центра «По зову сердца», спортивного клуба «Стальные сердца».

Области для улучшения: развитие студенческого научного общества.

Начальник ОМК А.Ю. Глухова

Ознакомлены

Первый проректор – проректор по НиИР М.В. Чукин

Лидер, ответственный за СМК, проректор по МД А.Г. Корчунов