Интегральная оценка состояния СМК

Экспресс-самооценка системы менеджмента качества университета за 2014/15 учебный год выполнена по 12-ти обобщенным критериям в 5-ти балльной системе.

При анализе критериев использованы результаты анкетирования Ведущих СМК по направлениям деятельности, заведующих кафедрами, директоров институтов, деканов факультетов, руководителей по направлениям МпК и внутренних аудиторов; аналитический отчет лаборатории социологических исследований по опросам внутренних и внешних потребителей; результаты внутренних и инспекционного аудитов СМК; открытые информационные материалы по направлениям деятельности университета.

Всего в оценке СМК участвовало 65 человек.

Интегральный показатель состояния СМК в 2014/15 учебном году составил 3,61 балла (2013/14 – 3,79). По сравнению с прошлым отчетным периодом выше стали показатели по критериям «Воспитательная и внеучебная работа» и «Удовлетворенность потребителей». По остальным критериям наблюдается незначительное снижение (рисунок 1), что обусловлено реорганизацией МГТУ, вовлечением присоединенных к МГТУ подразделений в СМК, адаптацией СМК в реорганизованном  университете.

ris1   ris2  
 Рисунок 1 – Диаграмма состояния СМК  Рисунок 2 – Оценка состояния СМК различными категориями респондентов


Оценка СМК различными категориями руководителей разная (рис.2). 

Так, по мнению Ведущих СМК по направлениям деятельности и внутренних аудиторов снижены оценки по критериям «Личное участие руководителя», «Управление ресурсами» и «Процессы менеджмента»; в то же время отмечается повышение по критериям «Управление инфраструктурой и производственной средой», «Мониторинг удовлетворенности потребителей» и «Информационное обеспечение». По мнению директоров/деканов снижены показатели деятельности по всем критериям, кроме «Управления ресурсами» и «Управление персоналом». Такая оценка объясняется, прежде всего, повышением требовательности руководителей к процессам СМК.

Заведующие кафедрами, впервые участвующие в анализе СМК, оценили все критерии ниже, чем другие категории руководителей.

Ср. балл – 3,75 (2013/14-4,18 баллов).

Сильные стороны. Руководители лично участвуют в актуализации локальных актов МГТУ (Чукин М.В., Корчунов А.Г., Назарова О.Л., Шестаков А.Б., Коринченко Г.М., Внукова Т.В., Мещеряков Э.Ю., Камышина Л.И., Кожевников В.П., Глухова А.Ю. и др.), в государственной и общественной аккредитации образовательных программ, в т.ч. организовывают методические семинары для руководителей подразделений.

Руководители регулярно проводят оценку СМК путем ее диагностики и деятельности по направлениям работы. Результаты анализа представляются на заседаниях Ученого Совета и Президиума, совещаниях деканов факультетов и директоров институтов, в годовом отчете ректора, публикуются в корпоративной газете и на локальном сайте. Проводится ежегодный анализ руководства на основе аудитов (см. отчет о результатах внутренних аудитов в 2014/15 уч. году).

В январе 2015 года университет в очередной раз успешно прошел надзорный аудит СМК в системе сертификации «Русский регистр». Проверка прошла без замечаний.

Преподавателям, сотрудникам и обучаемым предоставлены широкие возможности участия в подготовке, принятии и реализации управленческих решений через широкое обсуждение в корпоративной печати, на локальном и внешнем сайте МГТУ, на совещаниях и собраниях трудового коллектива.

Руководители доступны для персонала и обучающихся. В практике работы приемы студентов, их родителей/опекунов, сотрудников по вопросам обучения и быта, проблемам профессиональной деятельности; встречи руководителей с коллективами.

СМИ отмечают информационную открытость университета и особое внимание ректора к СМИ.

Области для улучшения: выделение мероприятий по достижению целей в области качества при планировании организационно-технических мероприятий на год (приказ №1), доведение до персонала результатов анализа со стороны руководства.

Ср. балл – 4,08 (2013/14 – 4,06).

Сильные стороны.  Доведение до сведения всех руководителей Стратегии и Политики вуза осуществляется через заседания Президиума и Ученого Совета, совещания деканов факультетов и директоров институтов, локальный сайт и корпоративную печать университета, встречи ректората с работниками подразделений.

Во всех структурных подразделениях МГТУ декомпозированы цели в области качества с приложением мероприятий по их достижению. Регулярно (1 раз в квартал) осуществляется оценка выполнения планов по результатам анализа деловой информации (протоколы заседаний Президиума и Ученого совета, конференции трудового коллектива).

Действующая система электронного обмена информацией обеспечивает более оперативную рассылку организационно-распорядительных документов (приказов и распоряжений).

Области для улучшения: дальнейшее вовлечение присоединенных к МГТУ подразделений в СМК.

Ведущий СМК по персоналу – Моисеева Л.Л.

Ср. балл – 3,37 (2013/14 – 3,39).

Сильные стороны. Полностью внедрен и реализуется процесс рейтинговой оценки работы ППС, кафедр, институтов/факультетов.
Ведется работа по оптимизации кадрового состава университета.

За учебный год разработаны и актуализированы должностные инструкции ППС и УВП, положения о кафедре, факультете и институте; 7 должностных инструкций и 8 положений функциональных структурных подразделений. Введен новый порядок замещения должностей ППС и положение о стимулировании публикационной активности сотрудников МГТУ.

Области для улучшения: продолжить работу по оптимизации штатного расписания, актуализации должностных инструкций, действующих с 2006 года, внедрение документированной процедуры планового повышения квалификации и процедуры аттестации работников функциональных подразделений.

Ведущий СМК по обеспечению финансово-материальными ресурсами Козлова Т.В.

Ср. балл – 3,54 (2013/14 – 3,82)

Сильные стороны. Использование корпоративной информационной системы университета обеспечивает оперативность и эффективность процессов управления финансовыми и прочими ресурсами. Уровень автоматизации процессов достигает порядка 75%.

Области для улучшения: усовершенствование системы бюджетирования как инструмента планирования и средства контроля; увеличение доли средств от приносящей доход деятельности.

Лидер, ответственный за СМК – Корчунов А.Г.

Ср. балл – 3,80 (2013/14 – 4,05)

Сильные стороны. Процессы СМК охватывают все виды деятельности университета. По каждому процессу определены руководители (Ведущие СМК) и исполнители. Перечни локальных актов по процессам актуализированы на 11.10.2015.

Продолжается работа по совершенствованию организационной структуры университета. С 01.09.2015 утверждена образовательная структура в составе: 9  институтов (51 кафедра), 4 факультета (13 кафедр), МпК и филиал в г. Белорецк (2 кафедры).

Созданы новые подразделения, в т.ч. Центр тестирования иностранных граждан, отдел планирования закупок и работы с поставщиками.
Продолжается внедрение технологии информационно-сетевого менеджмента, оптимизирована схема подчиненности функциональных подразделений и коллегиальных органов управления по курирующим проректорам.

В 2014/15 году введены в действие следующие локальные акты:

  • СМК-О-ПВД-06-14 Об обучении по индивидуальному учебному плану;
  • СМК-ПВД-15-15 Порядок отбора научных статей в перевод за счет бюджетных средств университета;
  • СМК-К-О-ПВД-38-15 Обучение по индивидуальному учебному плану по программам подготовки специалистов среднего звена;
  • СМК-О-ПВД-125-15 Об организации обучения обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в учебном году введены в действие 15 регламентов и рабочих инструкций:

  • СМК-О-РЕ-19-15 Порядок назначения научного руководителя аспиранту в ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»;
  • СМК-О-РЕ-20-15 Состав и регламент работы экзаменационных комиссий по приему кандидатских экзаменов;
  • СМК-О-РЕ-21-15 Выпускная квалификационная работа по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре: структура, содержание, общие правила выполнения и оформления;
  • СМК-О-РЕ-23-15 Порядок реализации образовательных программ в области информационной безопасности;
  • СМК-О-РЕ-24-15 Порядок реализации образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну;
  • СМК-О-РЕ-04-14 Порядок выдачи, заполнения и хранения документов о высшем образовании и других документов об обучении в образовательной организации;
  • СМК-О-РЕ-06-14 Порядок формирования факультативных и элективных дисциплин;
  • СМК-О-РЕ-07-14 Порядок прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечень;
  • СМК-О-РЕ-08-14 Правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
  • СМК-О-РЕ-09-14 Правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;
  • СМК-О-РЕ-10-14 Почасовая оплата труда;
  • СМК-О-РЕ-11-14 Правила проведения государственной итоговой аттестации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
  • СМК-РЕ 01-14 Правила внутреннего распорядка в УОЦ «Юность»;
  • СМК-РЕ-02-14 Стандарт обслуживания в УОЦ «Юность»;
  • СМК-03-15 Правила внутреннего распорядка для обучающихся на территории УОЦ «Юность».

Результаты процессов анализируются и используются в цикле их улучшений. Результативность процессов оценивается, как правило, в разрезе МГТУ.

По результатам анализа в учебном году актуализированы следующие локальные акты:

  • СМК-ДП-8.2-03-15 Внутренний аудит;
  • СМК-О-СМГТУ-33-14 О промежуточной аттестации обучающихся в университете;
  • СМК-О-СМГТУ-37-14 О текущем контроле успеваемости обучающихся в университете;
  • СМК-О-ПВД-01-14 Об организации и проведении практики обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования
  • СМК-ПВД-37-15 Об оплате труда работников университета;
  • СМК-ПВД-50-14 Об оказании платных образовательных услуг;
  • СМК-ПВД-59-14 О порядке организации работ по созданию электронных образовательных ресурсов;
  • СМК-О-ПВД-72-14 Об Образовательном портале университета;
  • СМК-О-ПВД-73-14 О системе рейтинговой оценки деятельности ППС и учебных структурных подразделений университета;
  • СМК-О-ПВД-103-15 О практике студентов многопрофильного колледжа;
  • СМК-ПВД-110-14 О выдаче дубликатов документов об образовании, дубликатов зачетных книжек и студенческих билетов и удостоверений аспирантов;
  • СМК-О-ПВД-111-14 Образовательная программа высшего образования: структура, содержание, порядок разработки, актуализации и утверждения;
  • СМК-О-ПВД-112-14 Об организации самостоятельной работы обучающихся высшего образования;
  • СМК-О-ПВД-120-15 Порядок заполнения, выдачи и хранения студенческого билета и зачетной книжки, и заполнения и хранения аттестационной ведомости (для обучающихся по программам высшего образования).

Области для улучшения: разграничение оценки результативности процессов в целом на уровне МГТУ и по структурным подразделениям (кафедра/факультет/институт).

Ведущий аудитор – Глухова А.Ю.

Ср. балл – 4,01 (2013/14 – 4,30).

Сильные стороны. Качество организации и проведения внутренних аудитов отмечено как сильная сторона МГТУ внешними аудиторами «Русского Регистра» и экспертами при общественной аккредитации образовательных программ (см. отчет о результатах внутренних аудитов в 2014/15 уч. году).

Внедрены в практику целевые тематические аудиты, привлечение внутренних аудиторов к контролю различных видов деятельности.
Отмечается снятие «барьера страха» при проведении внутренних аудитов в присоединенных структурных подразделениях. Так, подавляющее число присоединенных структурных подразделений, в которых впервые проводился внутренний аудит (95,8%), выполнили корректирующие действия и сняты с контроля.

Области для улучшения: с целью мотивации к улучшению прохождения внутренних аудитов ввести в практику освобождение подразделений, прошедших плановый аудит без замечаний от очередного планового аудита (за исключением целевого аудита); проведение планового аудита в подразделении, реорганизуемом в порядке оптимизации структуры МГТУ, не ранее одного года после реорганизации (за исключением целевого аудита).

Ведущий СМК по маркетингу, проектированию и управлению образовательной деятельностью, мониторингу качества подготовки выпускников – Назарова О.Л.

Ср. балл – 3,43 (2013/14 – 3,91).

Сильные стороны. В МГТУ успешно реализуется модель непрерывного опережающего профессионального образования по всем уровням: начального, среднего, высшего, в т.ч. бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура.

Подавляющее число локальных актов по образовательной деятельности актуализировано в связи с изменениями требований нового закона об образовании.

Для организации доступа студентов к учебно-методической документации, а также расширения возможностей обучения по дистанционной форме разработан и внедрен в учебный процесс Образовательный портал МГТУ.

Активно развивается международное сотрудничество в образовательной деятельности. Сегодня в вузе обучаются около 340 иностранных студентов из стран Содружества Независимых Государств, Балтии, Грузии, Абхазии, Южной Осетии и дальнего зарубежья. Реализуется программа по академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава с университетом Жана Моне (Франция) и Карабюкским университетом (Турция).

В 2014/15 учебном году успешно пройдена государственная аккредитация по всем образовательным программам МГТУ и общественная аккредитация по 5 образовательным программам.

Области для улучшения:совершенствование контроля со стороны заведующих кафедрами и отдела организации образовательного процесса УМУ за проведением учебных занятий и выполнением расписания; совершенствование взаимодействия выпускающих и обеспечивающих кафедр по методическому обеспечению образовательных программ.

Ведущий СМК по научно-инновационной деятельности, управлению оборудованием для мониторинга и измерений – Чукин М.В.
Ср. балл – 3,54 (2013/14 – 3,72).

В МГТУ развита тесная интеграция кафедр, научно-исследовательских лабораторий, научно-образовательных центров и научного управления, обеспечивающая эффективность научной деятельности вуза. Созданы 3 базовые кафедры.

В соответствии с СМК-УК-20-13 сформированы 23 научные школы. Достижения ведущих научных школ в 2014/15 учебном году отмечены наградами, в т.ч. грант Президента РФ для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых – докторов наук – Храмшин В.Р.; стипендия Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики – Николаев А.А.

Продолжена практика выделения грантов ректора на развитие материально-технической базы лабораторий, что способствует успешному участию научных коллективов МГТУ в грантах Минобрнауки и Правительства. Реализуется более 100 научно-исследовательских проектов.

Инновационная инфраструктура университета включает более 20 центров и предприятий, в т.ч. ИТЦ; НИИ НС; ресурсный центр нанотехнологий и наноматериалов; молодежный научный центр; студенческий бизнес-инкубатор; малые инновационные предприятия.
МГТУ стал победителем Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров.

Реализуется рейтинговая система отбора в аспирантуру и система планирования, текущего контроля и оперативного управления повышением научной квалификации сотрудников.

Активизирована работа по повышению публикационной активности сотрудников МГТУ, прежде всего, в изданиях индексируемых Scopus и Web of Science. В базе РИНЦ в 2014 г. зарегистрировано 22 серийных научных издания университета.

МГТУ активно участвует в международных и российских выставках изобретений, инноваций и технологий.

Области для улучшения:оптимизация инновационной инфраструктуры с учетом реальной деятельности МИП и лабораторий.

Ведущий СМК по инфраструктуре и производственной среде – Руднев Г.В.

Ср. балл – 3,57 (2013/14 – 3,53).

Сильные стороны. Имущественный комплекс университета представлен системой локаций, каждая из которых имеет собственную независимую от других локаций инфраструктуру, что повышает маневренность для управления.

Планово проводятся капитальные и текущие ремонты.

Сократилось число рабочих мест с вредными условиями труда; уменьшилось количество пунктов предписаний Госпожнадзора в связи с выполнением противопожарных мероприятий.

В декабре 2014 – январе 2015 руководители подразделений, специалисты и работники, ответственные за пожарную безопасность, прошли обучение мерам пожарной безопасности (320 чел.).

Регулярно проводятся медосмотры сотрудников по выявлению профзаболеваний.

Области для улучшений: проведение мероприятий по модернизации имущественного  комплекса с целью оптимизации его состава и снижению затрат на его содержание.

Ср. балл – 3,13 (2013/14 – 3,09).

Сильные стороны: принята Программа развития инклюзивного образования на 2015 – 2018 г.г., создаются  условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Мониторинг удовлетворенности потребителей (преподавателей, сотрудников и обучаемых) проводится планово в соответствии с СМК-ПВД-08-10. Ежегодно представляется аналитический отчет с объективной оценкой позитивных и негативных тенденций, представленный лабораторией социологических исследований (см. отчет за 2014/2015 уч. год).

Области для улучшения: проведение анализа удовлетворенности работодателей выпускниками в разрезе по укрупненным группам специальностей.

Ведущий СМК по информатизации – Левшова Н.Л.

Ср. балл – 3,46 (2013/14 – 3,63).

Сильные стороны. Активно развивается единое корпоративное информационное пространство (ЕКИП), объединяющее инфраструктуру, данные, приложения и пользователей.

Электронная информационно-образовательная среда является частью ЕКИП. Пользователи имею доступ к информации и сервисам ЕКИП.

Установлена система оповещения общественности и работников вуза о результатах деятельности, увязанных с социальной политикой МГТУ. Продолжают работу Попечительский и Консультативный Советы. В 2014 году Консультационным советом обработано более 200 обращений граждан. 

В 2015 году студенческий клуб по защите прав потребителей стал лауреатом конкурса "Студенческий дозор" в номинации правозащитный проект года.

Регулярно в университете организуются и проводятся ярмарки вакансий, в которых принимают участие представители ведущих предприятий города и региона и городского Центра занятости населения.

Созданы постоянно действующие информационные ресурсы по вопросам формирования и пропаганды здорового образа жизни.

Области для улучшения: улучшение информационного наполнения и технологических свойств интернет - ресурсов МГТУ; развитие системы общей и специальной информированности обучаемых, в т.ч. в части ознакомления студентов: с традициями МГТУ, правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями студентов и т.д.; организацией учебного процесса и НИР; возможностями культурного, духовного и физического развития в стенах вуза и за его пределами;

Ведущий СМК по социальной деятельности Шестаков А.Б.

Ср. балл – 4,08 (2013/14 – 3,90).

Обязанности по организации системы воспитания студенческой молодежи возложены на проректора по социальной и воспитательной работе.

Организация и проведение воспитательной работы с обучающимися осуществляется по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическое, правовое, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, профилактика правонарушений, пропаганда здорового образа жизни, развитие органов студенческого самоуправления и поддержка студенческих инициатив, воспитательная работа со студентами, проживающими в общежитиях.

Создан Совет по гражданско- патриотическому воспитанию молодежи.

В декабре 2014 года волонтерский центр «По зову сердца» стал победителем конкурса президентских грантов поддержки молодежных объединений, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты.

Проводится Спартакиада среди студентов, проживающих в общежитиях университета по 16 видах спорта.

Создан студенческий спортивный клуб «Стальные сердца».

В 2014 году университет одержал победу в Универсиаде вузов Челябинской области.

В 2015 году в Магнитогорске второй раз прошел Кубок студенческой Лиги настольного тенниса России, в котором сборная МГТУ впервые заняла 1 общекомандное место среди юношей, а студент МГТУ занял 3 место на Чемпионате Мира по настольному теннису среди юниоров в Парагвае.

Области для улучшения: совершенствование различных форм студенческого самоуправления (участие студентов в работе Ученых советов университета и факультетов, приемных, стипендиальных и аттестационных комиссиях, студенческих советах общежитий и др.).

Начальник ОМК А.Ю. Глухова

Ознакомлен

Лидер, ответственный за СМК А.Г. Корчунов

Приложение

Оценка критериев СМК различными категориями руководителей

prilogenie