С 01.09.2017 г. в соответствии с приказом были объединены кафедра дошкольного образования и кафедра специального образования и медико-биологических дисциплин в кафедру дошкольного и специального образования.

История кафедры дошкольного образования

Кафедра дошкольного образования функционирует с 01.09.2014. Создана на базе факультета дошкольного образования  Магнитогорского государственного университета (1963-2014), преобразованного в кафедру в связи с реорганизацией Магнитогорского государственного технического университета и Магнитогорского государственного университета в форме присоединения к Магнитогорскому государственному техническому университету Магнитогорского государственного университета в качестве структурного подразделения. C 01.09.2015 при кафедре создана базовая кафедра технологий образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

С 01.09.2016 после объединения институтов Педагогики, психологии и социальной работы и Истории, филологии и иностранного языка кафедра дошкольного образования вошла в структуру Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».

За время существования кафедра завоевала прочный авторитет в системе дошкольного образования Челябинской области. Кафедра дошкольного образования (факультет – до 2014 г.) неоднократно являлась исполнителем государственного заказа Министерства образования и науки области (Управление дошкольного образования Министерства возглавляет выпускница факультета – Комарова Елена Сиреньевна) на выполнение научно-исследовательских работ и на оказание услуг по повышению квалификации педагогических работников.

Следует особо отметить, исследовательскую работу по заказу Министерства образования и науки Челябинской области, выполненную под руководством профессора Бабуновой Е.С. (доценты Л.В. Градусова. Е.Г. Лопатина, В.И. Турченко): региональный программно-методический комплекс «Наш дом – Южный Урал», который успешно реализуется в дошкольных организациях Челябинской и Оренбургской областях, а также Башкортостана. В основу программно-методического комплекса положена одноименная региональная образовательная программа, более десяти лет реализуемая в детских садах Челябинской области. Программа получила гриф Министерства образования и науки Челябинской области, высокую оценку практических работников. Данная программа решает задачи формирования этнокультурной и региональной идентичностей, формирования патриотизма у детей дошкольного возраста на основе реализации принципов педагогической регионализации и учета этнокультурной ситуации развития детей дошкольного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Принцип педагогической регионализации выступил базовым для разработки программно-методического комплекса «Наш дом – Южный Урал», отражающего совместный опыт теоретических и практических работников. Привлекательность программно-методического комплекса состоит в реализации образовательных областей ФГОС ДО, таких как познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие ребенка с учетом региональных и культурных особенностей Южного Урала. 

Ежегодно силами преподавателей кафедры повышают свою квалификацию более 500 дошкольных работников города и области. Так в 2017 году проводилось повышение квалификации педагогов по таким направлениям (темам), как: «Современные педагогические технологии развития детей в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Реализация образовательной области «Речевое развитие» с детьми дошкольного возраста в условиях ФГОС»,  «Реализация образовательной области «Физическое развитие» с детьми дошкольного возраста в условиях ФГОС», «Технология мониторинга индивидуального развития детей в условиях ФГОС дошкольного образования», «Реализация программы «Наш дом – Южный Урал» в ДОУ»и многие другие.

В поле зрения преподавателей кафедры всегда находятся вопросы стандартизации образования, реализации компетентностного подхода в непрерывной подготовке специалистов в образовательных организациях СПО и ВО, а также в системе методической работы в дошкольных организациях. Благодаря инициативе кафедры дошкольного образования было создано научно-методическое объединение вузов и педагогических колледжей, осуществляющих подготовку специалистов дошкольного образования Уральского региона. Одним из результатов такого сотрудничества стало учебное пособие «Элективные курсы в подготовке специалистов дошкольного образования» (под ред. С.Ф. Багаутдиновой, Н.И. Левшиной), получившее гриф учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ (Санкт-Петербург).

Активно исследуется силами преподавателей кафедры направление, связанное с физическим развитием дошкольников в условиях ФГОС ДО. Преподавателями разрабатываются вопросы планирования и реализации образовательной области «Физическое развитие» с учетом ФГОС ДО; интегративного единства педагогического коллектива с семьями воспитанников по формирования здорового образа жизни; поиска современных здоровьесберегающих технологий на развитие физических качеств и активизацию двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Уже традиционным стал региональный научно-практический семинар, проводимый кафедрой дошкольного образования МГТУ им. Г.И. Носова (доценты Г.В. Ильина, Г.В. Тугулёва) и управлением образования администрации г. Магнитогорска «Физкультурная деятельность в структуре здорового образа жизни дошкольников».

Значительным достижением кафедры является проведение конференции «Мир детства и образование». Конференция проходит ежегодно – с представительством стран СНГ, в 2013 г. – с международным участием Германии и Израиля. В 2016 г. к участию в конференции присоединились Канада, Бразилия, Польша. К примеру, юбилейный выпуск сборника X очно-заочной Международной научно-практической конференции «Мир детства и образование» открывают материалы зарубежных авторов: архиепископа Лазаря (Пухало) (Канада), Роберто Валдес Пуэнтеса (Бразилия) и Иоанны Паулины Якушко (Польша). Постоянным участником конференции является Беларусь, неоднократно принимали участие в Конференции представители Украины, Республики Молдовы, Республики Казахстан; конференцию всегда активно поддерживают Республики Башкортостан и Татарстан. Очень широка география российских участников (гг. Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Пермь, Сургут, Иркутск, Шадринск, Киров, Череповец, Орехово-Зуево, Челябинск, Еманжелинск, Магнитогорск  и др.).

В Магнитогорске по вопросам научно-методического обеспечения дошкольного образования и подготовки кадров кафедра активно взаимодействует с отделом организации дошкольного образования управления образования администрации города (начальник отдела – Дорогина Наталья Владимировна – выпускница факультета); Центром повышения квалификации и информационно-методической работы»; Правобережным центром дополнительного образования детей; дошкольными учреждениями.

История кафедры специального образования и медико-биологических дисциплин

Кафедра специального образования и медико-биологических дисциплин была основана в 1992 г. Первоначально называлась каф. экологии и методики оздоровительной работы. В дальнейшем, в связи с открытием новых специальностей и направлений подготовки, кафедра дважды меняла своё название (кафедра логопедии и методики оздоровительной работы, кафедра логопедии и медико-биологических дисциплин). До реорганизации Магнитогорского государственного университета в 2014 г. кафедра входила в состав факультета педагогического образования и сервисных технологий. В разные годы кафедрой руководили канд. биол. наук, доцент Т.Г. Сазикова, канд. мед. наук, доцент О.В. Кузьменко, доктор мед. наук, профессор Н.А. Антипанова. На кафедре работали канд. биол. наук, профессор В.В. Сконникова-Фандрих, канд. пед. наук, доцент Д.Р. Абдуллина, и.о. доц. Л.Н. Конюхова, канд. пед. наук, доцент И.А. Кувшинова, канд. пед. наук, и.о. доц. И.Л. Платонова (Неуймина). В 2013 г. состав кафедры пополнился преподавателями кафедры биомедицинских и экологических знаний. С 01.09.2014 г. в связи с реорганизацией МаГУ и расширением профилей подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» кафедра переименована в кафедру специального образования и медико-биологических дисциплин (СОиМБД) и входит в состав Института педагогики, психологии и социальной работы.

При кафедре действует методический кабинет и научно-исследовательская лаборатория коррекционной педагогики (рук. Исаева Е.В., зав. Галимзянова Т.Н.), Научно-экспериментальный образовательный центр «LingvoMaг» (рук. Исаева Е.В.). В активе кафедры победы студентов и преподавателей в профессиональных конкурсах и конкурсах научно-исследовательских работ разных уровней, предметных олимпиадах, участие в конференциях («Открытый конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях РФ, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Всероссийская заочная интернет-олимпиада по логопедии, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Региональный конкурс «Российский гуманитарный научный фонд – Челябинская область», Международная научная конференция InPACT 2013, Мадрид, Испания, Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти Р.И. Лалаевой, г. Санкт-Петербург, Международная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию кафедры безопасности жизнедеятельности Ярославского ГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль и др.)

Кафедра постоянно находится в поиске новых форм учебного взаимодействия со студентами. В частности, разработаны мультимедийные лекции, унифицированные программы по всем дисциплинам кафедры, ведется работа над созданием электронных образовательных ресурсов.

Оптимальным сочетанием практической деятельности и теоретического обучения студентов на кафедре СОиМБД являются научно-исследовательские студенческие работы, результаты которых представляются на конференциях разного уровня, Всероссийских и региональных конкурсах научных работ. Так, в 2016г. студенты презентовали свои доклады на Международной VII республиканской студенческой научно-практическая конференции «Специальное образование: профессиональный дебют» (Белоруссия), VIII Международной научно-практической конференции "Практическая педагогика и психология: методы и технологии" (г. Казань), на 74-й Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы современной науки, техники и образования» при МГТУ, Международной он-лайн конференции «Lingvomag" и др. Студенческие научные статьи публикуются в сборнике "Молодежь, наука будущее", в «Международном журнале гуманитарных и естественных наук», в сборнике по результатам  и др. Также студенты принимают активное участие в подготовке и проведении на базе кафедры ежегодной Всероссийской научно-практической конференции "Здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве" с участием зарубежных исследователей.

На базе кафедры СОиМБД ежегодно проводятся студенческие олимпиады:

  • олимпиада по биологии в рамках многопрофильной олимпиады студентов «Путь к успеху»;
  • олимпиада по безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни.

Победители получают грамоты, дополнительные баллы в рейтинг и возможность публикации научных статей в кафедральном сборнике.

Также студенты участвуют и занимают призовые места в конкурсах, олимпиадах и форумах, проводимых другими вузами, среди которых Всероссийская интернет-олимпиада с международным участием по логопедии при кафедре специальной педагогики и психологии Северного(Арктического) федерального университета им. М.Ф.Ломоносова (г.Архангельск), III Всероссийская дистанционная олимпиада  «kotofeyy» по экологии (Республика Бурятия), II Всероссийский научный форум молодых ученых «Наука будущего – наука молодых» при Казанском федеральном университете (г.Казань), «Студенческий научный форум» при Российской академии естествознания и др.

Студенты имеют возможность выбора направлений для своих научных изысканий, так как на кафедре СОиМБД функционируют различные студенческие объединения и проблемные группы по темам научных исследований преподавателей кафедры. Научно-исследовательская работа в составе научных студенческих объединений и кружков позволяет студентам не только знакомиться с реальными задачами, разрабатывать проекты их решения, но и самим осуществлять свои предложения на практике. Это позволяет развить у студентов интерес к будущей профессиональной деятельности, реализовать творческий потенциал в процессе обучения в вузе, а наиболее одаренные и способные студенты после окончания бакалавриата имеют возможность на конкурсной основе поступить в магистратуру и аспирантуру.