Кафедра русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации является выпускающей по направлениям подготовки: Педагогическое образование (Русский язык и литература), Журналистика, Филология (Филологическое обеспечение современной коммуникации), Лингвистика (Теория языка и прикладная лингвистика), Педагогическое образование (Теория и технологии преподавания русского языка и литературы).

Подготовка высококвалифицированных педагогических кадров в современных условиях имеет определяющее значение для стратегического развития страны в целом. Выпускник по направлению «Педагогическое образование» - это педагог, обладающий общекультурными (универсальными) и профессиональными компетенциями, способный решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

Профессиональные журналисты располагают широким спектром возможностей для реализации своего творческого потенциала, активного участия в разных сферах жизни общества, управления информационными потоками и формирования общественного мнения. Выпускников отделения журналистики ждут в газетах, журналах, на радио и телевидении, в отделах по связям с общественностью, информационнорекламных и пресс-службах, а также в информационных агентствах и медиа-ресурсах Интернета.

Филологическое образование играет ведущую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии её морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также в продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений. В основе образовательной модели лежит компетентностный подход, воплощению которого способствуют такие принципы учебной работы, как использование инновационных форм и активных методов обучения, контекстного подхода в преподавании.

В процессе обучения по профилю «Русский язык и Литература» студенты изучают дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла; математического и естественно-научного цикла; профессионального цикла. Система дисциплин профессионального цикла по данной программе включает изучение структуры русского языка и его функционирования (стилистический, социолингвистический, лингвокультурологический и прагматический аспекты); традиционных и инновационных технологий обучения русскому языку, и литературе, базирующихся на современных достижениях методики, что позволяет выпускнику не только получить глубокие знания в области современных направлений лингвистики и литературоведения, но и овладеть практическими навыками, предусмотренными ФГОС ВПО. Обучение по профилю «Русский язык и Литература» помогает приобщиться к мировому литературному наследию, а также получить представление о развитии и современном состоянии теоретического литературоведения. Кроме того, студенты овладевают различными методиками изучения литературного произведения.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы.

Бакалавр направления «Русский язык и Литература» готовится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения к следующим видам профессиональной деятельности:

  • педагогическая (работа в сфере образования в качестве учителей русского языка и литературы);
  • культурно-просветительская (в издательствах; в архивах; в туристических и экскурсионных организациях; референтом; в сфере массовой коммуникации; в органах государственного управления и местного самоуправления в качестве координаторов взаимодействия учреждений образовательного профиля и т.д.);
  • научно-исследовательская (собственная научно-исследовательская деятельность, в том числе в процессе обучения в магистратуре, а также руководство учебно-исследовательской деятельностью учеников).

В процессе обучения по профилю «Журналистика» студенты изучают дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла; математического и естественно-научного цикла; профессионального цикла. В результате изучения дисциплин профессионального цикла по данной программе студент овладевает знаниями основ теории коммуникации, спецификой журналистской профессии; понимает природу современного информационного общества и взаимосвязанность проблем свободы и социальной ответственности в журналистике, а также важность следования принципам информационной безопасности.   

Бакалавр направления «Журналистика» готовится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения к следующим видам профессиональной деятельности:

  • авторская деятельность – создание материалов для различных типов и видов СМИ с учетом их специфики;
  • редакторская деятельность – приведение предназначенных для размещения в газете, журнале, на информационной ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ материалов в соответствие с языковыми нормами, профессиональными стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
  • организационно-управленческая деятельность – участие в соответствии с должностным статусом в организации работы СМИ, его подразделений, творческих коллективов;
  • производственно-технологическая деятельность – участие в производственном процессе выпуска издания, теле-, радиопрограммы, интернет-СМИ на базе современных технологий.

Направление подготовки «Журналистика» более подробно представлено на сайте http://campus74.ru/

Лица, освоившие бакалаврскую программу, могут продолжать обучение в магистратуре по магистерским программам "Теория и технологии обучения русскому языку и литературе", «Филологическое обеспечение современной коммуникации», «Теория языка и прикладная лингвистика».

Магистерская программа  «Филологическое обеспечение современной коммуникации» сочетает углубленную теоретическую подготовку в области современной коммуникативной русистики и развитие профессиональных лингвистических навыков, необходимых для работы с языком в разных сферах его функционирования: от преподавания в вузе до лингвистической экспертизы текстов, от научной деятельности до филологического обеспечения разнообразных сфер общественной коммуникации. Большое количество времени, отведённое на курсы по выбору, позволяет студентам совместить фундаментальную подготовку в области русского языка и теории коммуникации, обеспечивающую широкий карьерный выбор, с углубленной специализацией в избранной области функционирования русского языка.

Направление профессиональной деятельности магистров:

  • профессиональная деятельность в образовательных учреждениях, занимающихся вопросами языкового образования различных категорий обучающихся (школьников, студентов);
  • планирование, организация и оценка деятельности обучения русскому (родному и неродному) языку различных категорий обучающихся;
  • создание, трансформация и экспертиза текстов различного типа – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов);
  • организация устной, письменной и виртуальной коммуникации;
  • продолжение обучения в аспирантуре.

Магистранты в процессе обучения овладеют:

  • навыками изучения устной, письменной и виртуальной коммуникации с изложением аргументированных выводов;
  • навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний;
  • когнитивно-дискурсивными умениями, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах;
  • способностью создавать и редактировать тексты профессионального назначения.

Магистранты в процессе обучения научатся:

  • квалифицированно трансформировать различные типы текстов (например, изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста), в том числе создавать на базе трансформируемого текста новые тексты; создавать, редактировать и реферировать публицистические тексты, аналитические обзоры и эссе;
  • создавать самостоятельные, обладающие смысловой, эстетической и практической ценностью словесные конструкты – всех типов текстов (в том числе деловой документации, рекламных, пропагандистских, публицистических), сценариев информационных кампаний; планирование и осуществление публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства;
  • разрабатывать проекты в сфере межкультурной коммуникации, межнационального речевого общения, речевого этикета в поликультурной среде;
  • выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций.
  • проектировать дальнейшую образовательную траекторию в системе непрерывного образования и профессиональной карьеры.

Потенциальная сфера занятости выпускников магистратуры по направлению «Филологическое обеспечение современной коммуникации»: многопрофильные фирмы и компании, связанные с рекламной и издательской деятельностью; учреждения образования, культуры, государственного управления; средства массовой информации.

Магистерская программа "Теория и технологии обучения русскому языку и литературе" направлена на подготовку к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности.

 Задачи подготовки магистра в области педагогической деятельности:

  • организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старших школьников, юношей и девушек, и отражающих специфику предметной деятельности;
  • использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования;
  • анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
  • проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, а также форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий;
  • исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий.

Магистранты в процессе обучения научатся:

  • применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;
  • использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;
  • руководить исследовательской работой обучающихся;
  • разрабатывать и реализовывать методические модели, методики, технологии и приемы обучения, анализировать результаты процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;
  • систематизировать, обобщать и распространять методический опыт (отечественный и зарубежный) в профессиональной области;
  • осуществлять педагогическое проектирование образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
  • использовать современные информационно-коммуникативные технологии и СМИ для решения культурно-просветительских задач.

Потенциальная сфера занятости выпускников магистратуры по направлению "Теория и технологии обучения русскому языку и литературе": программа предназначена для тех, кто готовится к педагогической, научно-исследовательской и методической деятельности. Областью профессиональной деятельности выпускников является образование, социальная сфера, культура.

Магистерская программа  «Теория языка и прикладная лингвистика» ориентирована на бакалавров, имеющих лингвистическое и филологическое образование, а также образование в области информатики, культурологии, психологии и специальной педагогики.

Направление профессиональной деятельности:

  • профессиональная деятельность в образовательных учреждениях, занимающихся вопросами языкового образования различных категорий обучающихся (дошкольников, школьников, студентов);
  • планирование, организация и оценка деятельности обучения родному и неродному языку различных категорий обучающихся;
  • осуществление профессиональной деятельности преподавателя в системе непрерывного профессионального языкового образования;
  • проведение педагогических исследований в области языкового образования;
  • продолжение обучения в аспирантуре.

Магистранты в процессе обучения овладеют:

  • системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования изучаемых языков, функциональных разновидностей языка;
  • системой знаний о ценностях и представлениях, присущих культурам стран изучаемых иностранных языков, об основных различиях концептуальной и языковой картин мира носителей русского и изучаемых языков;
  • когнитивно-дискурсивными умениями, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах;
  • способностью создавать и редактировать тексты профессионального назначения. 

Магистранты в процессе обучения научатся:

  • проектировать процесс языкового образования различных категорий обучающихся (дошкольников, школьников, студентов) на основе личностно-ориентированного подхода, строить индивидуальные образовательные траектории обучающихся в соответствии с их способностями, интересами и потребностями;
  • анализировать методы и средства обучения родному и неродному языку с точки зрения их исторического развития и современного состояния;
  • разрабатывать образовательные программы с учетом целевого назначения групп обучающихся и создавать современные учебно-методические комплексы по родному и неродному языку, обеспечивающих качество реализации этих программ;
  • применять новые информационные и телекоммуникационные технологии в обучении родному и неродному языкам;
  • проектировать дальнейшую образовательную траекторию в системе непрерывного образования и профессиональной карьеры. 

Потенциальная сфера занятости выпускников магистратуры по направлению «Теория языка и прикладная лингвистика»: сфера экспертной деятельности в области судопроизводства, рекламы и СМИ; сфера образования, в том числе и в таких специализированных её сферах, как логопедия, психологическое сопровождение образовательного процесса; фирмы, связанные с разработкой обучающих компьютерных программ.

В 1995 г. при кафедре была открыта аспирантура по специальности 10.02.01 – «Русский язык», 15 выпускников которой уже защитили кандидатские диссертации.

Кафедра обеспечивает учебный процесс по специальностям 45.03.01 Филология, 45.03.02 Лингвистика, 44.03.05 Педагогическое образование. История и право, 08.03.01 Строительство, 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника, 29.03.03 Технология полиграфического и упаковочного производства, 23.03.01 Технология транспортных процессов, 27.03.04 Управление в технических системах, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.01 Экономика, 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, 072500.68 Дизайн.