Основные направления научных исследований кафедры СОиМБД:

  • оптимизация процесса подготовки профессионально-компетентного специалиста к работе с детьми с ограниченными возможностями;
  • профилактика рисков когнитивных нарушений у экспонируемого детского населения крупного промышленного центра чёрной металлургии;
  • окружающая среда и здоровье.

В рамках данных научных направлений преподавателями кафедры СОиМБД при активном вовлечении студентов и логопедов города проводятся научные исследования по темам:

  1. Профилактика рисков когнитивных нарушений у экспонируемого детского населения крупного промышленного центра чёрной металлургии (С.В. Семихатская, Е.Л. Мицан, Е.А. Попкова,  Т.Б. Легостаева).
  2. Оценка неканцерогенного риска здоровью и уровню адаптационных возможностей организма детей дошкольного возраста (Н.А. Долгушина, В.С. Кошкина, Т.Б. Легостаева).
  3. Онтогенез речевой деятельности детей в норме и патологии (Е. В. Исаева).
  4. Коррекционная работа логопеда с нарушениями речи у детей в системе «ребёнок – логопед – родители» (Е. Г. Чигинцева, Е.Л. Мицан).
  5. Активные методы правовой подготовки студентов (Е.Г. Чигинцева).
  6. Педагогическое сопровождение дошкольников и младших школьников с нарушениями речевой деятельности в условиях детских воспитательно-образовательных учреждений (Е. Л. Мицан, И. И. Сунагатуллина).
  7. Формирование культуры безопасности школьников (А.М. Якупов).
  8. Влияние факторов окружающей среды и социальных факторов на здоровье различных социальных групп населения (В.С. Кошкина, Н.А. Долгушина, Т.Б. Легостаева).

Доцент кафедры,  канд. биол. наук  Легостаева Т.Б. совместно с группой ученых лаборатории генетического мониторинга ФГБУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина Минздрава РФ (г. Москва)  приняла участие в изучении  проблем влияния факторов окружающей среды на уровень стабильности и чувствительности генома человека.

На базе данной лаборатории совместно с сотрудниками было выполнено многопараметровое исследование «Влияние качества жизни на  стабильность и индивидуальную чувствительность генома детей, проживающих в городе с высоким уровнем загрязнения атмосферы (г. Магнитогорск)»  (№ гос. регистрации 01.2.00703762). Руководитель – вед. научный сотрудник лаборатории, доктор биол. наук  Ингель Ф.И.

В рамках данной темы была разработана актуальная методика выявления потенциальных канцерогенов и мутагенов, требующих первостепенной проверки на уровень опасности генетическому здоровью человека. Предложения были внедрены в практику работы Федеральной службы по надзору и сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (№ 01/7449-10-26 от 17.05.2010). Исследования начались с 2002 года и продолжаются по нынешний день.

Сформирована заявка на получение гранта РГНФ на 2016-2018 год по проекту «Изучение особенностей физического развития и психического состояния подростков в условиях города с развитой отраслью черной металлургии» (Руководитель:  В.С. Кошкина, исполнители: Н.А. Долгушина, Е.В. Исаева, Т.Б. Легостаева, Е.Л.Мицан).

Инновационные разработки

Донозологическая диагностика состояния здоровья дошкольников при помощи методики «Оценка адаптационного потенциала»

Позволяет оценить уровень адаптационных возможностей организма детей дошкольного возраста, своевременно сформировать группы риска и проводить обоснованные лечебно-профилактические мероприятия.

Рук. разработки Долгушина Н.А., доцент кафедры СОиМБД, канд. мед. наук, Кошкина В.С., профессор кафедры СОиМБД, доктор мед.наук, профессор

 

 Оценка рисков развития неканцерогенных эффектов для населения, проживающего в развитом центре черной металлургии

Позволяет рассчитать общий риск воздействия химических веществ на организм в целом, а также на отдельные органы и системы человека, проживающего в промышленном центре.

Рук. разработки Кошкина В.С., профессор кафедры СОиМБД, доктор мед.наук, профессор., Долгушина Н.А., доцент кафедры СОиМБД, канд. мед. наук

 

 Методика выбора генотоксикантов, приоритетных в гигиенических исследованиях атмосферного воздуха

Позволяет выбрать наиболее значимые химические вещества для гигиенического нормирования.

Рук. разработки Легостаева Т.Б., доцент кафедры СОиМБД, канд. биол. наук

 

 Программно-методический комплекс для логопедов-практиков, работающих с подростками и взрослыми «Цицерон»

Данная программа реализуется на базе центра дополнительного образования взрослых «Цицерон» г. Магнитогорска и направлена на закрепление правильного звукопроизношения у подростков и работников профессий, связанных с «повышенной речевой ответственностью» на логопедических занятиях, с использованием информационных компьютерных технологий.

Рук. разработки Чигинцева Е.Г., доцент кафедры СОиМБД, канд. пед. наук, доцент

 

«Родительская школа по доверительному общению»

Позволяет повысить родительскую грамотность и компетентность педагогов в области доверительного общения в работе с детьми, создании сети школ по формированию доверительного общения.

Рук. разработки Чигинцева Е.Г., доцент кафедры СОиМБД, канд. пед. наук, доцент, Сунагатуллина И.И., доцент кафедры СОиМБД, канд. пед. наук, доцент

 

Разработка методических основ комплексной реабилитации детей с когнитивными нарушениями в условиях промышленного города с развитой отраслью черной металлургии

Система экспертной оценки влияния педагогических инноваций на здоровье детей с речевой патологией; создание модульной системы организации и формирования стандартов деятельности по реабилитации детей с ограниченными возможностями

Рук. разработки Исаева Е.В. доцент кафедры СОиМБД, канд. пед. наук, Мицан Е.Г., доцент кафедры СОиМБД, канд. пед. наук, доцент,
Семихатская С.В., ст.преподаватель кафедры СОиМБД

 

Методика оценки текстообразующих умений учащихся 4-5 классов общеобразовательных и коррекционных школ

Методика позволяет определить «стартовые» возможности учащихся создавать и воспринимать тексты различных структурно-функциональных типов на этапе перехода в среднее звено; на основе диагностики запланировать коррекционные мероприятия по совершенствованию текстообразующих и текстовоспринимающих умений в системе подготовки учащихся с отклонениями речевой деятельности к ГИА и ЕГЭ.

Рук. разработки Исаева Е.В., доцент кафедры СОиМБД, канд. пед. наук

 

Подготовка старшеклассников к единому государственному экзамену, позволяющая сформировать у обучающихся знания и умения, необходимые для сохранения здоровья в напряженный период подготовки к ЕГЭ

Критериально-диагностический аппарат методики позволяет оценить уровень готовности старшеклассников к здоровьесбережению в период ЕГЭ, а также уровень организации здоровьесберегающего образовательного пространства для старшеклассников; предусмотреть корригирующие мероприятия по здоровьесбережению в период ЕГЭ.

Рук. разработки Попкова Е.А., ст.преподаватель кафедры СОиМБД