Инновационный проект «Разработка и внедрение устойчивой обучающей программы для специалистов разного профиля в области профилактики ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков и бывших заключенных в г.Магнитогорске» (при финансовой поддержке ООН)

Цель проекта – развитие устойчивых обучающих программ по вопросам профилактики и ухода при ВИЧ-инфекции среди ПИН и бывших заключенных для специалистов разного профиля в г.Магнитогорске.

Направления работы:

Разработка обучающего модуля «Социальное сопровождение лиц, уязвимых к ВИЧ/СПИД. Кейс-менеджмент»

Проведение пилотных семинаров-тренингов «Организация социального сопровождения лиц, уязвимых к ВИЧ/СПИД. Кейс-менеджмент» для сотрудников учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.

Авторы и ответственные:  Потрикеева О.Л., к.п.н., доц., Супруненко Г.А., к.п.н., доц.

Инновационный проект «Повышение социальной активности и социальной ответственности студенческой молодежи»

 «Социальный театр»

Цель проекта: повышение социальной активности студентов посредством их участия в творческой деятельности.

Направления работы:

Привлечение студентов к волонтерской деятельности;

Осуществление взаимодействия кафедры с учреждениями социальной защиты населения и учреждениями здравоохранения;

Развитие творческих способностей студентов через театрализованные выступления в учреждениях социальной защиты города;

Осуществление постановки концертных и театральных выступлений для клиентов учреждений социальной защиты города;

Целевая аудитория:

клиенты (посетители, воспитанники и пациенты) учреждений социальной защиты и учреждений здравоохранения города,

студенты, обучающиеся по направлениям «Социальная работа», «Психолого-педагогическое образование», специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» - волонтеры.

 «Волонтерство»

Цели проекта: повышение социальной активности студентов посредством включения их в волонтерскую деятельность; создание системы волонтерской деятельности на базе кафедры.

Направления работы:

Привлечение студентов к волонтерской деятельности;

Повышение участия студентов в соуправлении факультетом

Формирование у студентов профессиональных навыков и умений;

Систематизация и организация волонтерских мероприятий, проводимых волонтерами социального факультета.

Авторы и ответственные: Безенкова Т.А., к. п.н., доц. Потрикеева О.Л., к.п.н., доц.

Инновационный проект «Медиация в социальной сфере»

Основными целями направления «Медиация в социальной сфере», являются : создание благоприятных, гуманных и безопасных условий (среды) для полноценного развития и социализации детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально опасном положении или в неблагополучных семьях, детей с девиантным поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния, и других трудных детей, формирование механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Направления работы:

Просветительское : широкое информирование специалистов в области социально-педагогической работы с детьми и родителей о миротворческих возможностях медиативного процесса

Научно-исследовательское: изучение и выявление наиболее эффективных методов работы с несовершеннолетними. Обобщение результатов

Экспертное: помощь в оценке проблем и нахождении путей их решения;

Практическое: создание региональной сети служб медиации проведение медиативных сессий по примирению конфликтующих сторон с помощью восстановительных технологий.

Образовательное: повышение квалификации работников социальной сферы медиативным технологиям, в том числе и восстановительной медиации. Формирование навыков медиации и восстановительной практики работников всех органов и организаций, работающих с детьми; Подготовка и переподготовка кадров.

Авторы и ответственные: Петушкова О.Г, к.п.н., проф.

Инновационный проект «Совершенствование межведомственного взаимодействия в области профилактики девиантного поведения»

Цель проекта: создание системы межведомственного взаимодействия государственных служб и общественных объединений по профилактике девиантного поведения.

Направления работы:

Мониторинг работы по профилактике девиантного поведения;

Разработка и совершенствование системы взаимодействия участников деятельности по профилактике девиантного поведения;

Оказание методической помощи участникам профилактических программ.

Целевая аудитория: представители государственных служб, общественных объединений и все заинтересованные лица.

Авторы и ответственные: Пятунин В.А., к.п.н., доц.

Инновационный проект (городская программа) «Молодость. Успех. Перспектива». Программа реализуется на базе Отдела по делам молодежи Администрации г. Магнитогорска

Цель: формирование лидерских качеств у молодежи.

Направления работы:

Проведение тренинговой работы «Клуб эффективных лидеров»

Проведение социальных акций, направленных на развитие социальной активности, лидерских качеств и выбор здорового образа жизни.

Авторы и ответственные: Гурьянова И.В., к.п.н., доц.

Инновационный проект «Повышение эффективности деятельности специалистов отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних Центра социальной помощи семье и детям»

Цель: внедрение инновационных технологий социальной работы в деятельность специалистов отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних Центра социальной помощи семье и детям

Направления работы:

Совершенствование методического обеспечения социальной реабилитации семей группы риска и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Разработка и внедрение новых форм и методов семей группы риска и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Применение проектного подхода к решению проблем семей группы риска и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Разработка и совершенствование программ реабилитации семей группы риска и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Авторы и ответственные: Потрикеева О.Л., к.п.н., доц.

Инновационный проект «Инновационный центр арт-терапии «Второе дыхание»

Цель: социально-психологическая реабилитация, адаптация и психокоррекция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Направления работы:

Психодиагностика личностных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Совершенствование навыков межличностного общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Коррекция девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Совершенствование когнитивных навыков (память, внимание, мышление) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Коррекция эмоционального состояния детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Подготовка потенциальных родителей к приему ребенка в семью.

Авторы и ответственные: Халикова Д.А., магистрант (науч.рук. Испулова С.Н., к.п.н., доц.)

Участие в международном проекте летняя филологическая школа «Рсская литература в контексте европейской культуры».

Проект предназначен для бакалавров, магистрантов Миланского государственного и других европейских университетов, изучающих русский язык и русскую культуру. Проект предполагает развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) на русском языке. В процесс их обучения интегрирована подготовка к экзаменам на знание русского языка и русской литературы. Программа проекта предусматривает расширение у иностранных студентов представлений о России, русском мире, русских традициях. Задача проекта – продвижение бренда «МГТУ им. Г.И. Носова» на европейском образовательном пространстве, рекламирование литературоведческого и лингвистического направлений подготовки в нашем вузе..

Руководитель проекта: зав.кафедрой языкознания и литературоведения док. филол. наук  Т.Е. Абрамзон.

           

Участие в международном проекте «Преподавание английской художественной литературы в российских вузах».

Проект предназначен для преподавателей, студентов и аспирантов института истории, филологии иностранных языков. Международный проект организован Оксфордским Российским Фондом (г. Оксфорд, Великобритания). Участие в проекте позволяет: ежегодно бесплатно получать современную английскую литературу на сумму 30000-50000 рублей (в количестве, достаточном для чтения несколькими группами студентов одновременно); студентам и преподавателям бесплатно публиковать статьи в международном журнале «Тропа» (входит в РИНЦ); преподавателям проходить обучение на курсах повышения квалификации в Оксфордском университете; преподавателям и студентам выступать в качестве соавторов пособий по изучению современных английских произведений, написанных профессором Оксфордского университета Карен Хьюитт; преподавателям ежегодно принимать участие в международном семинаре, проходящем в Пермском государственном университете. Участие в проекте позволяет получать примерный экономический эффект в 30000 рублей в год.

Руководитель разработки: доц., канд. пед. наук Л.В. Павлова.

Программа обучения прикладным аспектам документоведения и архивоведения «Создание систем  управления документами и архивного хранения документов в организациях».

Программа нацелена на системное решение практических вопросов  в области  создания и совершенствования документационного менеджмента в организациях, организации архивного хранения по современным требованиям. Программа курса предусматривает получение специальных знаний в таких  областях,  как: проектирование системы управление  документами по международным стандартам ИСО; совершенствование локальных актов, нормативно-методической регламентации ДОУ предприятий и организаций; унификации и стандартизации документов современного предприятия; конфиденциальное делопроизводство; кадровое делопроизводство; организация работы с персональными данными; работа с обращениями граждан; разработка, анализ и совершенствование форм документов организации; нормативно методическая база по организации работы архива с учетом последних нормативных изменений и требований; создание электронного архива; особенности хранения и уничтожения электронных документов.

Программа предназначена для начинающих документоведов, делопроизводителей и секретарей, в чьи обязанности входит организация работы с  документами, систематизация документального фонда, организация и совершенствование архивного хранения документов организации. Программа может реализовываться в режиме повышения квалификации (от 20 ч до 72 ч.) для специалистов с базовым высшим образованием, профильным средним профессиональным образованием или без специального образования при условии  опыта  работы в сфере делопроизводства и архивного дела более 10 лет, а также в режиме переподготовки (на базе любого высшего образования) в объеме от 250 до 1000 ч.

Специалисты данного направления подготовки демонстрируют свои знания и навыки в крупнейших организациях города: ОАО «ММК», Администрация г.Магнитогорска, Администрация Правобережного района г.Магнитогорска, Администрация Ленинского района г.Магнитогорска, ООО «Компания ФАЭТОН», ЗАО «Мегафон», Магнитогорская таможня, МУ Городской архив г.Магнитогорска. А также в областных центрах, городах Москва и Санкт-Петербург.

Руководитель проекта: доц., канд. филол. наук С.Л. Андреева.

 Проект «Методико-дидактические семинары для учителей немецкого языка».

Проект предназначен для повышения квалификации учителей немецкого языка средней и высшей школы. Подготовлен мультипликаторами программы «JunglehrerMentorenProgramm» (JMP) и включает в себя семинары по темам: “Kooperatives Lernen im Deutschunterricht“, „Individuelles Lernen im Deutschunterricht“ , “Lernen in  Stationen“, “Kurzfilme im DaF – Unterricht”, “Lernstraße”. Семинары посвящены методическим приемам совместного обучения, использованию новых методик  и интеграции этих приемов и методик в учебный процесс.

Аутентичные материалы повышают мотивацию обучающихся, высоко информативны и раскрывают содержание актуальных проблем, связанных как с жизнью современной Германии, так и с проблемами преподавания немецкого языка в средней и высшей школе.

К достоинствам проекта относятся наглядность, наличие многочисленных практических материалов, позволяющих создать «методическую копилку» учителя и развивать интегрированный и индивидуальный подход при обучении иностранному языку.

Руководители проекта: доц., к.п.н. О.В. Михина, доц., к.п.н. Л.В. Жучкова.

 Проект «Cтандарты DELF DALF в преподавании французского языка».

Проект предназначен для студентов, изучающих французский язык в качестве первого и второго иностранного языка. В процесс их обучения интегрирована подготовка к международному экзамену DELF (Диплом об элементарном знании французского языка) и DALF (Диплом об углубленном знании французского языка).

Проект предполагает развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) в говорении, аудировании, чтении, письме, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное общение на уровнях А1, А2, B1, В2 и выше по европейской языковой шкале.

Применение новых приемов и методик при подготовке студентов к сдаче международного экзамена повышает их мотивацию к изучению французского языка и его культуры.

В процессе обучения французскому языку используются: наглядность, аутентичные материалы, задания, направленные на формирование ИКК, что максимально приближает процесс обучения к реальной языковой ситуации и подчеркивает приоритет коммуникативного подхода в преподавании французского языка.

Руководитель проекта: ст. преподаватель Е.В. Смирнова.

Проект «Австрийский читальный зал МГТУ» для студентов и преподавателей.

Проект предназначен для студентов, изучающих немецкий язык как первый и второй иностранный язык по  специальности  «Перевод и переводоведение», направлениям «Педагогическое образование (немецкий и английский язык)\, «Лингвистика»  и для преподавателей немецкого языка школ г. Магнитогорска и МГТУ.

Проект осуществляется в рамках австрийского читального зала при кафедре РГФиП, при содействии Посольства Австрии в России и Белоруссии (г.Москва), Австрийского Культурного форума и Министерства образования и женщин Австрии.

 Целью проекта является приобретение учебной и художественной литературы и организация встреч с представителями современной австрийской литературы, науки и культуры для формирования навыков иноязычной  коммуникации у студентов, знакомства с культурой и литературой Австрии. В австрийском читальном зале предусмотрено проведение открытых лекций и презентаций, конкурсов и викторин тематической направленности, презентация новинок книжного фонда  и курсы повышения квалификации для преподавателей немецкого языка специалистами-носителями языка из Австрии.   

К достоинствам проекта относятся  лекции гостей – носителей языка, мотивирующих интерес обучаемых к устному и письменному общению на немецком языке.

 Руководитель проекта: зав. каф. РГФиП, канд. филол. наук Т.В. Акашева.

Международный проект по развитию академической мобильности студентов и молодых учёных «Через изучение немецкого языка к международным стипендиям Германской службы академических обменов (DAAD, Германия)».

Проект предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей, изучающих немецкий язык как иностранный и владеющих немецким языком на уровне не ниже В1 по европейской языковой шкале.

Одной из задач проекта является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) на немецком языке, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное общение на уровне B1 и выше. ИКК также включает в себя развитие, образование и воспитание языковой личности средствами немецкого языка.

ИКК на уровне В1 и выше является необходимым условием для участия в освоении DAAD-стипендий, предоставляемых Германской службой академических обменов с 1993 года для вузов России, подведомственных Министерству образования и науки РФ. Стипендии предоставляются на конкурсной основе, для участия в котором требуется (в общем, по всем программам): Хорошая успеваемость по всем предметам; Подтверждение владения немецким языком на уровне В1 и выше посредством on-line тестирования или сдачи иного международного экзамена; СV на немецком языке; Мотивационное письмо на немецком языке; Заявка на немецком языке; Рекомендательное письмо/письма; Адресный лист; Подтверждение профессора из Германии о приёме студента/молодого учёного в своём вузе; Подробное описание своего пребывания в Германии.

Целью проекта является подготовка студентов и молодых учёных МГТУ к участию в DAAD-конкурсах, т.е. способствовать вхождению российской молодой научной элиты в научную образовательную среду Германии, ведь DAAD является самой крупной в мире организацией, поддерживающей сотрудничество в сфере высшего образования практически со всеми государствами мира. Также проект преследует цель - развитие научных обменов, укрепление партнёрских отношений и становление прочных контактов между научно-исследовательскими учреждениями России и Германии.

Руководитель проекта: доц., к.п.н. Е.С.Потрикеева.

Методология социологического мониторинга качества образования в вузе.

Представляет собой программы и инструментарий социологических исследований внешней и внутренней среды вуза: профессиональной ориентации старшеклассников; потребностей и ожиданий абитуриентов; степени удовлетворенности студентов учебным, научным и воспитательным процессом; степени удовлетворенности выпускников полученным образованием; степени удовлетворенности персонала разными видами профессиональной деятельности; рынка образовательных услуг и рынка труда, обратной связи с работодателями. 

Руководитель проекта: доц., канд. филос. наук И.А. Тюплина.

Методика социодиагностики.

Позволяет оперативно провести социологическую диагностику различных социальных проблем. Инструментарий адаптируется под конкретную проблемную ситуацию. Применялась в реализации городских проектов «Социобарометр», «Медиарейтинг», «Общественная оценка деятельности правоохранительных органов», «Средний класс как индикатор качества жизни в моногороде» и др. 

Руководители проекта: доц., канд. филос. наук И.А. Тюплина, доц., канд. филос. наук С.П. Распутина.

Организация учебной и научной деятельности студентов-историков ФГБОУ ВПО «МГТУ» с использованием инновационных методов.

В основу положены инновационные методы обучения будущих специалистов. Среди прочих инновационных направлений сотрудники кафедры реализуют  программу «Устная история Южного Урала», содержательные линии которой направлены на формирование архива биографических интервью жителей региона и информации о событиях прошлого. Кафедра располагает солидной электронной базой данных и картотекой биографических интервью (около 300 наименований), которые используются в учебной и научной деятельности студентов. На основе данных материалов по заказу администрации города Магнитогорска издаются научно-популярные труды.

Профессорско-преподавательский состав кафедры проводит архивно-поисковую деятельность, реализуя международный научно-гуманитарный проект «Советские и немецкие военнопленные и интернированные», координируемый Объединением «Саксонские мемориалы», Народным Союзом Германии по уходу за военными могилами, правительствами Германии и РФ. В рамках проекта были заключены международные договоры о сотрудничестве в области организации и проведения совместных научных исследований, получен доступ к уникальной информации, содержащейся в электронных базах Германии, проведены поисковые экспедиции в местах бывших боевых сражений РККА и Вермахта студенческим отрядом «Феникс», восстановлены имена погибших воинов и осуществлен поиск их родственников.

В рамках кафедры Всеобщей истории осуществляется проект «Ресурсные центры по патриотическому воспитанию молодежи», цель реализации которого не локализация деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в одном высшем учебном заведении, а сотрудничество со всеми  образовательными учреждениями, Администрацией г. Магнитогорска, учреждениями культуры, и проведение городских мероприятий, направленных на  формирование патриотического сознания у подрастающего поколения.

Руководитель проекта: д.и.н., проф. М. Н. Потемкина.

Разработка программы дополнительного профессионального образования для открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по повышению квалификации воспитателей системы дошкольного образования Челябинской области (в части организации образовательного процесса)

Государственный заказчик: Министерство образования и науки Челябинской области. Использование данной программы позволяет повышать квалификацию воспитателей дошкольных образовательных учреждений Челябинской области, расположенных в муниципальных районах – Агаповский, Брединский, Варненский, Верхнеуральский, Карталинский, Кизильский, Нагайбакский, Чесменский и городских округах – Локомотивный, Магнитогорский.

Наименование программы дополнительного профессионального образования: «Современные педагогические технологии развития детей в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Цели программы: Обновление теоретических и практических знаний воспитателей дошкольных образовательных учреждений для освоения современных педагогических технологий развития детей в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Внедрено в ИДПО МГТУ «Горизонт».

Экономический эффект составляет295087,32 рублей.

Руководитель разработки:  доцент кафедры дошкольного образования, канд. пед. наук, доцент Н.И. Левшина.

Студенческий радио «Зачетное».

Радио является площадкой учебно-исследовательской и воспитательной деятельности студентов. Основная цель функционирования радио – подготовка радиожурналистов в интеграции науки и практики. Особенность создаваемых радиопередач в том, что они полностью делаются студентами, включая подготовку выпусков новостей, постоянных рубрик, музыкальное наполнение и монтаж всего выпуска.  Форма радиожурнала является приемлемой формой вещания студенческой радиопередачи. Она позволяет поработать в различных жанрах, затрагивать различные сферы жизни, которые интересуют студентов, задействовать аудиторию в создании радиопрограмм. Включение работы радиостанции в учебный процесс позволяет студентам не только освоить практические навыки работы радиожурналиста, но и проводить научные исследования, опытным путем определяя методические алгоритмы и технологию создания радиопрограмм. В настоящее время вещание осуществляется на площадке социальной сети ВК и по радио на площадке Ленина 38.

Руководители проекта: магистрант И.И. Губайдуллина, магистрант Р.Ю. Новоселов.

 

Проект студенческий сайт «campus74.ru»

Первый и единственный студенческий сайт города Магнитогорска, на котором представлены  новости студенческой жизни, полезная информация по учебе, развлечения для молодежи. Сайт включает несколько разделов: главная тема, герой, лайфхак,  совершенно секретно, накорми кита, путешествия, спорт, форум и образует информационное пространство студенческой молодежи города Магнитогорска.  Основная цель функционирования сайта – формирования навыков работы журналиста в сфере Интернет коммуникаций. Включение работы сайта в учебный процесс позволяет студентам не только освоить практические навыки работы журналиста, но и проводить научные исследования, опытным путем определяя методические алгоритмы и технологию создания материалов различного рода.

Руководители проекта: ассистент кафедры РЯОЯиМК А.М. Юсупова.

Здоровьесберегающий подход в оценочной деятельности учителя начальных классов в процессе реализации ФГОС НОО : научно-методическая разработка для учителей начальных классов.

В данной научно-методической разработке предлагается научно-обоснованная методика разработки обозначенной в федеральных государственных стандартах начального общего образования критериальной оценки учебной деятельности младших школьников. Критериальный подход к оценке знаний учащихся обеспечивает, во-первых, объективность этого процесса; во-вторых, способствует преодолению учащимися страха перед оценкой, что является одним из определяющих условий сохранения из здоровья.

Разработка модели рассчитана на 3 года (до декабря 2019 года).

Руководители разработки – д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики Т. Ф. Орехова.

Модель процесса формирования методологической культуры магистрантов по направлению «Педагогическое образование» с профилем «Управление качеством общего образования».

В данной научно-теоретической разработке представлена модель формирования у студентов магистратуры универсальных моделей мышления, владение которыми дает им возможность технологично решать как жизненные, так и учебные и профессиональные задачи.

Разработка модели рассчитана на 2 года (до декабря 2018 года).

Руководители разработки – д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики Т. Ф. Орехова;

д-р пед. наук, проф. каф. педагогики Т. В. Кружилина.

Программа организации здоровьетворящего образования в образовательных организациях систем общего и профессионального образования.

В программе раскрываются общие подходы к организации в образовательных учреждениях разного уровня (общеобразовательных школах, средних специальных и высших образовательных учреждениях) педагогического процесса, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Разработка модели рассчитана на 3 года (до декабря 2019 года).

Руководители разработки – д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики Т. Ф. Орехова;

ст. преп. каф. педагогики С. В. Клевесенкова.

Реализация системы менеджмента качества ISO–9001 2008 в профессиональной подготовке специалиста по направлению «Педагогическое образование»: проект.

В проекте раскрывается подход к управлению качеством профессиональной подготовки студентов бакалавриата и магистратуры на основе требований стандарта ISO–9001 и дается обоснование критериальной оценки достигнутого уровня качества.

Внедрение данного проекта в практику профессиональной  подготовки студентов в вузе позволиуставнолент объективно оценивать уровень сформированости у студентов, обозначенных в федеральном государственном, образовательном стандарте высшего профессионального образования компетенций.

Разработка модели рассчитана на 3 года (до декабря 2018 года).

Руководители разработки – д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики Т. Ф. Орехова;

 канд. пед. наук, доцент каф. педагогики Е. А. Овсянникова;

канд. пед. наук, доцент каф. педагогики. И. Ю. Исаева.

            Программа гражданско-патриотического воспитания студентов технического университета в условиях новой социокультурной среды вуза

            В рамках заявленной программы рассматриваются ключевые феноменологические признаки процесса гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи с позиций компетентностного, системно-феноменологического и аксиологического подходов. Ценность данной программы заключается в том, что в ней авторами сделаны попытки философского, социально-экономического и культурологического анализа феномена гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в изменившихся экономических условиях и применительно к вступающему с января 2017 года ФЗ "О независимой оценке профессиональных квалификаций".

            Разработка и внедрение  данной программы в структуре университетского пространства позволит не только объективно оценить уровень развития гражданско-патриотического воспитания представителей современной молодежи, но и оценить уровень их профессиональной мотивации и профессионального ориентирования на современном экономическом рынке России.

            Руководители разработки - канд. пед. наук, доцент каф. педагогики Л.В. Оринина;

            канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики И.В. Кашуба.

Проект «Психологическое сопровождение жизненного пути человека в современных условиях»

Проект призван осветить динамический процесс психологического сопровождения человека на этапах его жизненного пути, который необходимо рассматривать как целостную деятельность психолога, содержащую в себе пять взаимосвязанных компонентов:  систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития; создание социально-психологических условий для эффективного психического развития личности в социуме; систематическую психологическую помощь в виде диагностики, консультирования, психокоррекции, психотерапии; систематическую психологическую помощь семье и группе;  организацию жизнедеятельности человека в социуме с учетом его психических и физических возможностей.

 Целью проекта является теоретическое осмысление перспектив развития современной психологии и психотерапии в области становлении личности, применение методов и технологий социально-психологической помощи семье и личности на различных этапах жизненного пути. В конференции предполагается рассмотреть актуальность классических и современных методологических подходов психологического сопровождения жизнедеятельности человека в условиях социальных изменений.

 В проекте будут выделены оптимальные для современных условий технологии, методы и приемы в формулировке концепций и оптимизации этапов жизненного пути, психосоциального развития с акцентом на уникальности переживаний и значимых жизненных событий человека.

Руководитель: кандидат психологических наук, заведующая кафедрой Степанова О.П.

Методология разработки индивидуальной образовательной траектории магистрантов и аспирантов по иностранному языку

Цель проекта: определить стратегию персонализации обучения иностранному языку магистрантов и аспирантов неязыковых вузов.

Задачи: определить методологические основы индивидуальной образовательной траектории;  изучить теорию индивидуального поведения и индивидуальные особенности обучающихся студентов; разработать принципы самостоятельной, автономной деятельности в рамках образовательного процесса по иностранному языку.

Проект предполагает применение современных интенсивных образовательных технологий. Персонализация обучения будет проводиться по оптимальной программе с интенсификацией учебного процесса на основе индивидуализации обучения  в условиях современных педагогических технологий, в частности, использования IT технологий, лингафонных учебных комплексов, ЭОР, DVD и CD устройств.

Все это позволит решить проблему формирования у магистрантов и аспирантов наиболее общих принципов индивидуальной образовательной траектории по самостоятельному нахождению знаний, выработке индивидуальных способностей в построении целостной системы знаний.

Руководитель проекта: проф., д-р фил. наук Л.И. Антропова

Изучение особенностей физического развития и психического состояния подростков в условиях города с развитой отраслью черной металлургии

Инновационная разработка позволит дать качественную и количественную гигиеническую характеристику химического загрязнения объектов окружающей среды промышленного города с развитой отраслью черной металлургии; проанализировать состояние здоровья лиц до- и призывного возраста в динамике за последние пять лет, установить особенности физического развития, психического состояния и уровень адаптационных возможностей организма подростков, родившихся и проживающих в условиях аэроантропогенного воздействия на популяцию; показать чувствительность и информативность использования математических моделей оценки влияния приоритетных средовых факторов на организм, установить наиболее информативные морфо-

функциональные и психо-физиологические показатели, адаптационные возможности подростков, которые могут быть использованы в качестве медицинских скрининг-тестов при диспансеризации лиц подросткового возраста с целью формирования медико-биологических и психологических критериев функциональной подготовленности организма, которые лягут в основу созданияавтоматизированной системы отбора молодежи к сдаче соответствующих ступеней норм ГТО.

Руководитель разработки: зав. кафедры СОиМБД, канд. пед.наук Исаева Е.В., канд. пед наук, доцент Мицан Е.Л., канд. мед.наук , доцент Долгушина Н.А., канд. биол.наук, доцент Легостаева Т.Б.

Научно-методические и практические основы комплексной подготовки студентов гуманитарных вузов промышленного города к безопасной жизнедеятельности

Инновационная разработка позволяет максимально опираясь на существующую систему высшего гуманитарного профессионального образования студентов сформировать адекватный ей процесс профессионально-педагогической подготовки студентов гуманитарных вузов к безопасной жизнедеятельности, который не только отвечает новой структуре и приоритетным задачам современного общества, но и учитывает реальные модернизационные возможности. Выявлены ряд аспектов, которые не учитываются, либо учитываются не в полной мере при подготовке студентов-гуманитариев к безопасной жизнедеятельности.  Научной новизной нашего исследования является комплексная модель профессионально-педагогической подготовки студентов гуманитарных вузов к безопасной жизнедеятельности, учитывающая  особенности профессиональной подготовки студентов-гуманитариев, их физическое, психическое и социальное здоровье, а также неблагоприятные факторы окружающей среды промышленных городов.

Руководитель разработки: канд. пед наук, доцент  Кувшинова И.А., канд. пед наук, доцент Мицан Е.Л., канд. мед.наук, доцент  Долгушина Н.А.