В данном разделе размещены истории и воспоминания людей, чьи судьбы затронула война 1941–1945 года.
1923 (г. Омск) – 1987 (г. Магнитогорск)
Кандидат филологических наук, в 80-е годы возглавлял кафедру русской литературы Магнитогорского пединститута (МГПИ).
В архиве лаборатории народной культуры (ЛНК) НИИ ИАФ МГТУ хранятся электронные копии 3-х тетрадей военных дневников штурманского электрика подводных лодок «М-107» («Новосибирского комсомольца») и «М-119» Георгия Ивановича Сенникова. В дневнике Георгия Ивановича содержится уникальная информация о гибели лодок и их триумфальных возвращениях с победой, представлены судьбы, истории и характеры матросов и командиров, богатая информация о фронтовых практиках, а также кладезь матросского юмора и анекдотов, морских традиций и суеверий.
Фото 1. Команда ПЛ «М-107» («Новосибирский комсомолец»). Северный флот, 1943 г. Из семейного архива семьи Елфимовых. Второй слева Сенников Г.И. Второй справа Елфимов А.
Фото 2. Экипаж ПЛ «М-119». Сенников внизу крайний справа
Фото 3. Свидетельство об окончании школы Подводного Плавания Тихоокеанского флота. По воспоминаниям, свидетельством об окончании этой школы, в котором были одни пятерки, Георгий Иванович гордился больше, чем дипломом кандидата наук
….Клуб набит, толпа стоит у входа, И под нескончаемый мотив Тяжело танцуют мореходы, Девушек румяных подхватив. Девушки – все те же краснофлотцы. Пол скрипит. Курить запрещено. Старая картина часто рвется, Но ее пускают. Все равно. Снова ходит вьюга за саамом, Но и здесь, где только снег и лед, Мы живем и дышим тем же самым, Чем живет и дышит весь народ. Кто сказал, что здесь задворки мира? Это край, где любят до конца, Как в седых трагедиях Шекспира, Сильные и нежные сердца!... |
|
Фото 4. Первая страница тетради 1 дневника Сенникова Г.И. (Северный флот. Мурманск - Полярное 1943 г). На фото Георгий Иванович с девушкой-матросом.. . «….Клуб набит, толпа стоит у входа» - эпиграфом к первой тетради дневника Г.И. Сенников выбрал стихотворение поэта Александра Ойслендера «Вечер на базе» (без трех первых четверостиший). Александр Ефимович Ойслендер (1908—1963) — русский советский поэт, переводчик, военный корреспондент и моряк. Во время Великой Отечественной войны служил на полуострове Рыбачий, был военным корреспондентом газет «Краснофлотец» и «Североморец». Создал и опубликовал циклы и сборники стихов. |
Фото 5. Страница из фронтового дневника Г.И. Сенникова (Северный флот. Баренцево море). Запись сентябрь 1943 г. Рисунок «Полярное».
Сентябрь 1943.
Мы пропустили караван. Он проник в фиорд, когда мы уходили с позиции на зарядку аккумуляторов. Командир до того обозлился, что решил попытаться пройти в фиорд вслед за караваном. И, конечно, влезли в стальные противолодочные сети. Началось обычное: вперед, назад, влево, вправо, выше, ниже… И, как водится, в общей сложности – никуда. Сети держали прочно. И сколько ярусов их было – одному богу да немцам известно. Мы знали, что враг имеет привычку вешать на сети глубинные бомбы. Они могли рвануть в любую минуту. Это, конечно, было страшно. Знали и то, что сети связаны сигнальной системой с вражескими постами, и там, конечно, уже было известно, какая рыбка попала в сети. В этом случае они могли взять нас живьем: спустить водолазов и «поддеть на крючок». Такие случаи бывали. И тот факт, что мы до сих пор еще не взлетели на воздух, пожалуй, свидетельствовал именно об этом варианте.
И тогда командир посадил боцмана в центральном посту с гранатами в руках перед открытым снарядным погребом. По его знаку боцман должен был взорвать лодку, если ее попытаются захватить. И вот это-то и было самым страшным. Лодка тычется, как слепая, и всюду – препятствия. Время течет. А в центральном – зловещая фигура с гранатами в руках. Посмотришь в глазок – сидит. Так и хочется крикнуть ему: «Да бросай же ты! Сколько же можно нервы тянуть!».
Бросить не пришлось.
Но долго мы еще боялись поверить в это.
А гранаты у боцмана пришлось силой отбирать, руки закостенели и не разгибались. Кажется, он всех крепче пострадал от этого испытания. Снял фуражку – вся голова седая.
Но эта фигура в центральном над снарядным погребом меня ночами мучает. Сплю и вижу: вот сидит, вот выпрямился, вот поднимает руку – сейчас бросит! И просыпаюсь с диким криком в холодном поту».
(Из дневника Сенникова Г.И. Северный флот. Полярное. Сентябрь 1943 г.)
Фото 6. Страница из фронтового дневника Г.И. Сенникова (Северный флот. Баренцево море). Запись от 15 марта 1944 г. Рисунок «Гришка» (портрет погибшего друга).
15 марта 1944 г.
Двое суток подряд нас треплет жесточайший шторм. Он выматывает все силы, заставляет терять всякое представление о времени и пространстве.
Качает даже на глубине 20 метров. И уже просто перестаешь верить в то, что на свете существуют неподвижные предметы. Из всего экипажа принимать пищу в состоянии кажется только мы с Шестаковым. У остальных же, один только вид бочка с супом вызывает приступы тошноты.
Однако матросы еще в силах шутить. Николай Павлович уверяет всех, что морская болезнь имеет три стадии, что самая последняя – это когда человек жалеет, что все еще не умер. По его мнению, мы только подходим к ней (если принять во внимание хотя бы откровения Махова).
Лодка настойчиво пробирается на Север. Шторм мешает нашему движению и поэтому командир старается использовать и дневное время. Мы уже не уходим под воду, т.к. свистопляска в море уменьшает возможность встречи с «Арадо» - немецкими противолодочными самолетами.
На третьи сутки шторм стихает. Но крупная океанская зыбь продолжает перекатывать на поверхности моря гигантские горы волн».
(Из дневника Сенникова Г.И. Северный флот. Полярное. Март 1944 г.)
Фото 7. Сенников Г. И. "Малютка" в море. 1970-е гг. Холст, масло.
Фото 8. Сенников Г. И. Морской бой. Холст, масло, 1980-е гг.
Великая Отечественная война стала для Георгия Ивановича Сенникова, как и для всего фронтового поколения, событием, формирующим личность. К фронтовым воспоминаниям он возвращался всю свою жизнь в беседах с близкими, в повестях, рассказах и эссе. Характерно, что за год до смерти, словно предчувствуя ее близость, Георгий Иванович снова возвратился к теме войны, как главной теме своей жизни, создав ряд картин, посвященных ей. Многие из воплощенных в этих картинах сюжетов в качестве этюдов содержатся во фронтовых дневниках. В последнюю ночь перед смертью, 22 июня 1987 г., Сенников дописал последнюю свою картину с фатальным сюжетом, на которой спасающийся с горящего судна матрос плывет прямо на глубоководную мину.
Материал подготовлен сотрудниками ЛНК НИИ ИАФ: Постниковой Е.Г., Дерябиной Е.Б.