Кафедра русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации является выпускающей по направлениям подготовки: Педагогическое образование (Русский язык и литература), Журналистика, Филология (Филологическое обеспечение современной коммуникации), Лингвистика (Теория языка и прикладная лингвистика), Педагогическое образование (Теория и технологии преподавания русского языка и литературы).

Подготовка высококвалифицированных педагогических кадров в современных условиях имеет определяющее значение для стратегического развития страны в целом. Выпускник по направлению «Педагогическое образование» – это педагог, обладающий общекультурными (универсальными) и профессиональными компетенциями, способный решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

Профессиональные журналисты располагают широким спектром возможностей для реализации своего творческого потенциала, активного участия в разных сферах жизни общества, управления информационными потоками и формирования общественного мнения. Выпускников отделения журналистики ждут в газетах, журналах, на радио и телевидении, в отделах по связям с общественностью, информационно-рекламных и пресс-службах, а также в информационных агентствах и медиаресурсах Интернета.

Филологическое образование играет ведущую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии её морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также в продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений. В основе образовательной модели лежит компетентностный подход, воплощению которого способствуют такие принципы учебной работы, как использование инновационных форм и активных методов обучения, контекстного подхода в преподавании.

В процессе обучения по профилю «Русский язык и Литература» студенты изучают дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла; математического и естественно-научного цикла; профессионального цикла. Система дисциплин профессионального цикла по данной программе включает изучение структуры русского языка и его функционирования (стилистический, социолингвистический, лингвокультурологический и прагматический аспекты); традиционных и инновационных технологий обучения русскому языку, и литературе, базирующихся на современных достижениях методики, что позволяет выпускнику не только получить глубокие знания в области современных направлений лингвистики и литературоведения, но и овладеть практическими навыками, предусмотренными ФГОС ВПО. Обучение по профилю «Русский язык и Литература» помогает приобщиться к мировому литературному наследию, а также получить представление о развитии и современном состоянии теоретического литературоведения. Кроме того, студенты овладевают различными методиками изучения литературного произведения.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы.

Бакалавр направления «Русский язык и Литература» готовится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения к следующим видам профессиональной деятельности:

  • педагогическая (работа в сфере образования в качестве учителей русского языка и литературы);
  • культурно-просветительская (в издательствах; в архивах; в туристических и экскурсионных организациях; референтом; в сфере массовой коммуникации; в органах государственного управления и местного самоуправления в качестве координаторов взаимодействия учреждений образовательного профиля и т.д.);
  • научно-исследовательская (собственная научно-исследовательская деятельность, в том числе в процессе обучения в магистратуре, а также руководство учебно-исследовательской деятельностью учеников).

В процессе обучения по профилю «Журналистика» студенты изучают дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла; математического и естественно-научного цикла; профессионального цикла. В результате изучения дисциплин профессионального цикла по данной программе студент овладевает знаниями основ теории коммуникации, спецификой журналистской профессии; понимает природу современного информационного общества и взаимосвязанность проблем свободы и социальной ответственности в журналистике, а также важность следования принципам информационной безопасности.   

Бакалавр направления «Журналистика» готовится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения к следующим видам профессиональной деятельности:

  • авторская деятельность – создание материалов для различных типов и видов СМИ с учетом их специфики;
  • редакторская деятельность – приведение предназначенных для размещения в газете, журнале, на информационной ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ материалов в соответствие с языковыми нормами, профессиональными стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
  • организационно-управленческая деятельность – участие в соответствии с должностным статусом в организации работы СМИ, его подразделений, творческих коллективов;
  • производственно-технологическая деятельность – участие в производственном процессе выпуска издания, теле-, радиопрограммы, интернет-СМИ на базе современных технологий.

Направление подготовки «Журналистика» более подробно представлено на сайте http://campus74.ru/

Лица, освоившие бакалаврскую программу, могут продолжать обучение в магистратуре по магистерским программам «Теория и технологии обучения русскому языку и литературе», «Инновационное обучение русскому языку и литературе».

Магистерская программа «Теория и технологии обучения русскому языку и литературе» направлена на подготовку к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности.

 Задачи подготовки магистра в области педагогической деятельности:

  • организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старших школьников, юношей и девушек, и отражающих специфику предметной деятельности;
  • использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования;
  • анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
  • проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, а также форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий;
  • исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий.

Магистранты в процессе обучения научатся:

  • применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;
  • использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;
  • руководить исследовательской работой обучающихся;
  • разрабатывать и реализовывать методические модели, методики, технологии и приемы обучения, анализировать результаты процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;
  • систематизировать, обобщать и распространять методический опыт (отечественный и зарубежный) в профессиональной области;
  • осуществлять педагогическое проектирование образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
  • использовать современные информационно-коммуникативные технологии и СМИ для решения культурно-просветительских задач.

Потенциальная сфера занятости выпускников магистратуры по направлению «Теория и технологии обучения русскому языку и литературе»: программа предназначена для тех, кто готовится к педагогической, научно-исследовательской и методической деятельности. Областью профессиональной деятельности выпускников является образование, социальная сфера, культура.

Магистерская программа «Инновационное обучение русскому языку и литературе» предназначена для тех, кто готовится к педагогической, научно-исследовательской и методической деятельности. Областью профессиональной деятельности выпускников, прошедших обучение в магистратуре, является образование, социальная сфера, культура.

Целью программы является  подготовка магистра,  способного к  разработке инновационного обучения русскому языку и литературе и его внедрению в образовательный процесс, осуществлению научно-прикладных педагогических исследований, овладевшего инновационными методами и умеющего адекватно оценить эффективность и целесообразность различных образовательных практик.

Специфика программы состоит в том, что обучающимся предоставляется возможность в полной мере осваивать теорию и технологии инновационного обучения русскому языку и литературе.

ЦЕЛЕВАЯ  АУДИТОРИЯ

  • Бакалавры педагогического образования
  • Учителя русского языка и литературы
  • Специалисты и бакалавры гуманитарного направления подготовки

Программа предусматривает освоение обязательных дисциплин базового блока, дисциплин вариативной части и дисциплин по выбору, что позволяет обучающимся овладеть профессиональными компетенциями.

Обучающиеся в магистратуре проходят учебную – ознакомительную, учебную – научно-исследовательскую, производственную – научно-исследовательскую, производственную – педагогическую, производственную – практику по приобретению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и преддипломную практику в образовательных учреждениях. Все виды практики позволяют обучающимся организовывать и проводить экспериментальную проверку эффективности разработанных ими образовательных проектов и внедрять их в практику обучения русскому языку и литературе. Итоговые аттестационные испытания включают сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы. В процессе обучения используются активные и интерактивные формы организации учебных занятий, среди которых мастер-классы, деловые и ролевые игры, круглые столы, дискуссии, тренинги и др.

Магистранты принимают активное участие в авторитетных научных конференциях, публикуются в научных и научно-педагогических изданиях.

КАРЬЕРНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Руководители образовательных учреждений
  • Специалисты органов управления образованием
  • Учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории

В 1995 г. при кафедре была открыта аспирантура по специальности 10.02.01 – «Русский язык», 15 выпускников которой уже защитили кандидатские диссертации.

Программа подготовки в аспирантуре по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки» реализуется в очной и заочной формах обучения. Срок получения образования по очной форме составляет 3 года, по заочной форме – 3 года 11месяцев.

Областью профессиональной деятельности выпускников по программе аспирантуры направления «Образование и педагогические науки» являются научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы; преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования. Профессиональная деятельность выпускников включает научно-исследовательскую деятельность в области образования и социальной сферы; преподавательскую деятельность; научно-методическую деятельность. Объектом профессиональной деятельности выпускников является обучение, воспитание, развитие, социализация, образовательные и социокультурные системы.

Целевая аудитория:

  • Магистры педагогического образования
  • Учителя русского языка и литературы
  • Специалисты и магистры гуманитарного направления подготовки 

Возможности трудоустройства/потенциальные работодатели:

Потенциальными работодателями выпускников аспирантуры являются образовательные учреждения любого типа: образовательная программа ориентирована прежде всего на школы, гимназии, лицеи, средние профессиональные учебные учреждения и вузы г. Магнитогорска, Челябинской области, республики Башкортостан, а также организации, занимающиеся внеурочной деятельностью, дополнительным образованием, различные развивающие и обучающие центры.

Кафедра обеспечивает учебный процесс по специальностям 45.03.01 Филология, 45.03.02 Лингвистика, 44.03.05 Педагогическое образование. История и право, 08.03.01 Строительство, 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника, 29.03.03 Технология полиграфического и упаковочного производства, 23.03.01 Технология транспортных процессов, 27.03.04 Управление в технических системах, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.01 Экономика, 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, 072500.68 Дизайн и другим специальностям и направлениям обучения в университете.