Социокультурная среда колледжа представляет собой часть вузовской среды и направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями. Она представляет собой пространство, которое способно изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и поддерживающих при этом определенные ценности, отношения, традиции, правила, нормы в различных сферах и формах жизнедеятельности студенческого коллектива.

Формирование социокультурной среды ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Многопрофильный колледж основывается на следующих нормативных документах:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273;
  • Устав МГТУ им Г.И. Носова;
  • СМК-К-ГПВС-2010 «Концепция гражданско-патриотического воспитания студентов»;
  • СМК-ВПГ-ПЗ ПАВ-2010 «Концепция воспитательной работы со студентами»;
  • СМК-ВПГ-ГПВС-2010 «Гражданско-патриотическое воспитание студентов»;
  • СМК-ВПГ-ВДСГ-2010 «Воспитательная деятельность в студенческом городке»;
  • СМК-КПГ-ЗОЖ-2010 «Комплексная программа оздоровления участников образовательного процесса»;
  • СМК-ВПГ-НВЭС-2010 «Нравственно-эстетическое воспитание студентов»;
  • СМК-УК-21-13 «Положение о студенческом совете общежития в университете»;
  • СМК-ПВД-78-11 «Студенческие отряды ФГБОУ ВО «МГТУ»;
  • СМК-УК-16-12 «Совет обучающихся»;
  • СМК-О-К-РИ-114-13 «Порядок формирования органов студенческого соуправления многопрофильного колледжа»;
  • СМК-О-К-РИ-115-13 «Порядок организации смотра-конкурса учебных групп многопрофильного колледжа»;
  • СМК-О-К-РИ-108-12 «Порядок работы со студентами, относящимися к категории детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • СМК-О-К-РИ-22-11 «О работе совета по профилактике правонарушений и беспризорности среди несовершеннолетних многопрофильного колледжа»;
  • СМК-О-К-РИ-03-14 «Организация работы классного руководителя многопрофильного колледжа»;
  • СМК-О-ПВД-125-15 Об организации обучения обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование и развитие общих компетенций выпускников осуществляется на основе органического взаимодействия учебного и воспитательного процессов, а также в ходе реализации образовательных программ и программ целенаправленного воспитания во внеурочное время.

Целью функционирования социокультурной среды является создание условий для дальнейшего развития духовно–нравственной, культурной, образованной, гармонично-развитой и деятельной личности, способной к саморазвитию, самореализации и эффективной реализации полученных профессиональных и социальных качеств для достижения успеха в жизни.

Реализация намеченных целей обеспечивается в процессе решения следующих основных задач:

  • систематических (не менее одного раза в учебный год) обсуждений актуальных проблем воспитания обучающихся на педагогическом совете колледжа, заседаниях заведующих отделений с классными руководителями с выработкой конкретных мер по совершенствованию воспитательной работы;
  • обучения преподавателей через систему регулярно проводимых методических семинаров с целью повышения активности участия в воспитательном процессе всего преподавательского состава;
  • создания во всех помещениях колледжа истинно гуманитарной воспитательной среды, которая способствует формированию положительных качеств обучающихся, преподавателей и всех сотрудников;
  • систематической воспитательной работы по всем направлениям воспитания;
  • активизации работы классных руководителей и студенческого самоуправления;
  • реализации воспитательного потенциала учебной работы;
  • обеспечения органической взаимосвязи учебного процесса с внеучебной воспитательной деятельностью, сферами досуга и отдыхов обучающихся;
  • обеспечения мониторинга интересов, запросов, ценностных ориентаций обучающихся как основы планирования воспитательной работы;
  • развитие проектной деятельности в области создания социокультурной среды и вовлечение в нее обучающихся.

Целевые программы по важнейшим направлениям внеурочной деятельности:

  • информационная и пропагандистская деятельность;
  • исследовательская деятельность обучающихся;
  • профессиональное становление личности специалиста;
  • формирование органов студенческого соуправления;
  • деятельность классных руководителей;
  • социальная поддержка обучающихся;
  • спортивно-оздоровительная работа и профилактика наркомании;
  • работа с первокурсниками;
  • предупреждение правонарушений;
  • клубная работа;
  • организация воспитательного процесса в общежитии;
  • волонтерское движение.

Данные виды деятельности направлены на формирование мировоззрения, толерантного сознания, системы ценностей, личностного, творческого и профессионального развития обучающихся, самовыражения в различных сферах жизни, способствующих обеспечению адаптации в социокультурной среде, повышению гражданского самосознания и социальной ответственности.

Информационно-пропагандистская работа в колледже является составной частью всей осуществляемой работы и направлена своей деятельностью на обучающихся, педагогический состав и родителей. Значимой составляющей информационно-пропагандистской работы являются общественные организации (профсоюзы). Через приобщение к общечеловеческим ценностям формируется отношение к гражданским и государственным ценностям, воспитывается уважительное и бережное отношение к своей Родине. В результате члены общества овладевают элементами демократической, политической, правовой, национальной культуры, влияют на положительные изменения в нашем государстве.

Научно-исследовательская работа обучающихся в колледже - это система, основанная на единстве учебной, научной и воспитательной работы, процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию своих исследовательских способностей и умений.

Основной целью организации и развития исследовательской деятельности обучающихся колледжа является повышение уровня научной подготовки специалистов и выявление талантливой молодежи для последующего обучения в высших учебных заведениях.

Основными формами научно-исследовательской работы студентов в колледже являются:

  • участие обучающихся в проектных работах;
  • участие в научных семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах научных и учебно-исследовательских работ, олимпиадах по дисциплинам и специальности;
  • участие в городских, региональных и международных научных конференциях.

Обязательным элементом системы социокультурной среды в коллеже является профессионально ориентированная воспитательная деятельность, осуществляемая в колледже через определенные формы работы на уровнях:

  • обучающегося (работа классных руководителей групп, психологическая служба колледжа, студенческие кружки, секции);
  • студенческих групп;
  • предметно-цикловых комиссий (работа преподавателей по созданию воспитывающих условий).

Результатом этой деятельности выступает индивидуальное становление личности будущего специалиста, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями.

Необходимым условием успешной деятельности обучающегося является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, которые не вызывали бы ощущение внутреннего дискомфорта и блокировали возможность конфликта со средой. На протяжении начального курса складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Целенаправленную помощь обучающимся первых курсов оказывает отдел по воспитательной работе СПО. Деятельность отдела в адаптационный период первокурсников направлена на психологическое сопровождение периода адаптации обучающихся первых курсов к обучению в колледже. Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • содействие в создании оптимальных психологических условий включения первокурсников в процесс обучения в колледже;
  • изучение процесса адаптации обучающихся - первокурсников;
  • оказание помощи классным руководителям в работе с группой первокурсников;
  • вовлечение первокурсников в коллективно-творческие проекты.

Психологическая помощь обучающихся первого курса в процессе адаптации к условиям обучения в колледже, развитию у них умений быстро приспосабливаться к новым условиям.

Также в целях создания благоприятных социальных условий для наиболее полной самореализации обучающихся, максимальной удовлетворённости учёбой, в колледже, как структурном подразделении университета, ведётся активная работа по оказанию социальной защиты и поддержки участников образовательного процесса, обеспечению социальных гарантий и развитию экономических стимулов.

В целях создания благоприятных условий обучения для обучающихся – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обучение организовано совместно с другими обучающимися в общих учебных группах. Полномочия ответственности за инклюзию передано общему структурному подразделению многопрофильного колледжа - отделению.

Образовательные программы среднего профессионального образования предполагают:

  • использование индивидуальных методов обучения, исходя из их доступности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
  • обеспечение инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья дополнительными методическими и дидактическими средствами на бумажном и электронном носителях, а также программным обеспечением  для максимальной  реализации доступности образовательного процесса;
  • выбор мест прохождения практики с учетом требований их доступности;
  • проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом ограничений здоровья.

Осуществляется подготовка педагогических работников колледжа к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: разработаны методические рекомендации преподавателям по работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья, проводится консультирование преподавателей и сотрудников по образовательным потребностям студентов с ограниченными возможностями здоровья.

В колледже организовано психолого-педагогическое и медицинско-оздоровительное сопровождение образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, работают отделение поликлиники и медицинский пункт.

Процесс адаптации инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной деятельности сопровождают, оказывают необходимую техническую помощь, поддерживают связь с родителями – педагог-психолог, социальный педагог, а также заведующий отделением, классный руководитель.

Волонтерская помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья в колледже осуществляется в рамках студенческого самоуправления.

Продолжается развитие безбарьерной архитектурной среды образовательной организации, обеспечена доступность прилегающей территории, входных путей и путей перемещения внутри здания, имеется система оповещения и сигнализации.

Воспитательная работа в колледже организована в соответствии с Планом мероприятий по развитию социокультурной среды МпК ФГБОУ ВО «МГТУ». В реализации плана мероприятий активное участие принимают преподаватели-предметники, классные руководители, сотрудники отдела по воспитательной работе СПО и сами обучающиеся через студенческое самоуправление.

В колледже созданы условия для формирования компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, активно работает студенческое соуправление, старосты, члены студенческого совета.

В качестве главных задач деятельности студенческого самоуправления выделяются:

  • повышение эффективности и успешности учёбы, активизация самостоятельной творческой деятельности обучающихся в учебном процессе с учетом современных тенденций развития образования;
  • формирование потребности в освоении актуальных научных проблем через систему научного творчества студенческой молодежи;
  • формирование у обучающихся ответственности за результаты собственной учебной и общественной работы;
  • развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания;
  • способствование созданию условий для благоприятного социально-психологического климата;
  • усиление роли студенческих общественных организаций в гуманистическом воспитании студентов, в формировании мировоззрения, нормотворческой деятельности и социальной активности;
  • расширение студенческого актива.

Структура системы студенческого соуправления колледжа является составной частью структуры студенческого самоуправления университета и входит в следующие молодежные организации:

  • первичная профсоюзная организация студентов и аспирантов МГТУ (сектор МпК);
  • Совет студенческого городка (сектор МпК);
  • студенческие трудовые отряды;
  • спортивный клуб МГТУ (сектор МпК);
  • институт студенческого куратора;
  • клуб веселых и находчивых (КВН);
  • волонтерское движение «По зову сердца»;
  • студенческий клуб МГТУ.

Профсоюзная организация студентов и аспирантов МГТУ (сектор МпК).

Профсоюзная организация представляет интересы обучающихся на уровне администрации колледжа, а также реализует различные социальные, информационные, развлекательные и прочие программы. Профсоюзная организация оказывает материальную поддержку обучающимся, организовывает оздоровление в студенческом санатории профилактории, организовывает здоровый досуг. Ее членами сегодня являются более 97% обучающихся.

Студенческий совет студгородка МГТУ (сектор МпК)

Основными целями Студенческого совета являются формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции обучающихся; содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию; обеспечение реализации прав на участие в управлении вузом, оценке качества образовательного процесса; формирование у обучающихся умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества. Обучающиеся колледжа обеспечены местами в общежитиях студгородка на 100 %.

Студенческие трудовые отряды

Участие обучающихся колледжа в деятельности студенческих отрядов направлена на организацию временной занятости молодежи, профилактику негативных явлений в молодежной среде. Ценность труда в студенческих отрядах заключается в адаптации молодежи к современным условиям производственных отношений, развитию инициативности и самостоятельности, организационных и деловых качеств, духовно-нравственного идеала. МГТУ позволяет воспитывать положительное отношение к труду и вырабатывать конкретные современные профессиональные знания, умения и навыки у студенческой молодежи. Трудовое воспитание в вузе направлено на воспитание нравственного отношения обучающихся к труду и его результатам.

Спортивный клуб МГТУ (сектор МпК)

Спортивный клуб является одним из важнейших направлений деятельности студенческого самоуправления, который занимается организацией и проведением спортивно-массовых мероприятий в колледже, вовлечением студенческой молодежи в систематические занятия физическими упражнениями и спортом, участие в спортивной жизни университета. Основа деятельности клуба – поддержка социально-значимых инициатив студенческой молодежи, которая способствует развитию творческой активности обучающихся в области студенческого спорта и спорта высших достижений. Спортсмены колледжа достойно представляют его на городских, областных и зональных соревнованиях, являясь неоднократными победителями и призерами в различных видах спорта.

Институт студенческого кураторства

Основная цель работы кураторов заключается в оказании помощи обучающимся первого курса в адаптации к образовательному процессу; в формировании социально-активной гражданской позиции и ответственного отношения к учёбе; в развитии общей культуры; в формирование актива группы; в содействии развитию инициативы обучающихся; в организации коллективной деятельности.

Клуб КВН

Основными целями деятельности клуба КВН являются развитие творческого потенциала обучающихся и улучшения процесса общения среди поклонников и участников движения КВН, организация и проведение фестивалей команд КВН отделений колледжа, участие в играх КВН университетского уровня и областных, зональных и региональных играх КВН. Сборная команда КВН МпК «Мой папа космонавт» известна не только в городе, но и за ее пределами. Команда является неоднократным призером кубка ректора МГТУ, участницей и призером зональных турниров КВН и высшей лиги команд КВН Башкортостана.

Волонтерское движение «По зову сердца»

Обучающиеся колледжа принимают активное участие в волонтерском движении университета. Основной целью деятельности является практическая реализация социальных проектов, разработанных обучающимися. Участие в добровольческой деятельности способствует развитию нравственности, нахождению новых форм организации досуга обучающихся, улучшение качества жизни, личностного совершенствования.

Студенческий творческий клуб МГТУ

Целью клуба является создание условий для развития гармоничной личности обучающегося, обладающего высоким уровнем творческого потенциала и духовной культуры, а также организация оптимальных условий для удовлетворения творческих способностей обучающихся, социокультурное и духовное становление личности. Обучающиеся колледжа являются участниками творческих студенческих объединений, способных представлять колледж и вуз на городских, региональных, всероссийских и международных турнирах, фестивалях и конкурсах.

Обучающиеся совместно с педагогическим коллективом являются участниками реализации воспитательных программ, направленных на формирование гражданской позиции: «Великая многонациональная», «И помнит мир спасенный», «Защитники Отечества», «Профилактика ПАВ», «Адаптация студентов I куса» и целого ряда досуговых мероприятий: «Мисс & Мистер МпК», Новогодняя компания, творческие конкурсы