Социальные службы
- Подробности
Наши студенты 3 курса, группы ИСРб-18 – Гадыльшина Елизавета, Сорокина Виктория и Манакова Влада в декабре 2020 года стали победителями конкурса на предоставление грантов Губернатора Челябинской области физическим лицам, реализующим социально значимые идеи. В рамках дисциплины «Проектная деятельность» студенты разработали и представили на конкурс проект «#безбуллинга».
Этот проект направлен на профилактику буллинга в образовательных учреждениях города Магнитогорска, а именно в выбранных трёх школах.
Идея данного проекта заключается в преодолении страхов у детей открыто говорить о буллинге в школе и активно противодействовать ему. В рамках проекта проводится диагностика уровня данной проблемы в этих школах, а также мероприятия, направленные на улучшение эмоционального состояния школьников, сплочённость коллектива и устранение моральных барьеров при общении в коллективе.
Цель проекта – не просто рассказать детям про буллинг, а сплотить коллектив в классах, чтобы дети стали более дружными и уважали каждого члена не только своего класса, но и учеников школы в целом.
Первая школа, куда отправились студенты вместе со своими одногруппниками-волонтерами – МОУ СОШ № 50.
В течении двух недель в апреле с учениками 4-х и 6-х классов были проведены различные мероприятия, в ходе которых ребята выполняли многочисленные задания, например, разматывали клубок фактов о себе, писали друг другу комплименты, инсценировали сюжеты известных фильмов. Ребята получили богатый опыт налаживания эффективного сотрудничества для достижения краткосрочных целей, что, несомненно, пригодится им не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни.
- Подробности
Понятие благотворительности уже давно стало близким и понятным каждому жителю нашей страны. Множество благотворительных фондов помогают людям в трудных жизненных ситуациях с одной целью – сделать доброе дело и улучшить качество жизни этих людей. Добрые дела совершают и в благотворительном фонде «Металлург». Преподаватели и студенты кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования МГТУ им. Г.И. Носова на протяжении 10 лет помогают фонду в реализации социальных проектов.
Проект «Площадка семейного сотворчества – растем вместе» – один из общих для фонда и кафедры. Стартовал он в апреле 2018 года, а завершился в ноябре 2020. За это время проект помог 24 семьям с детьми-инвалидами. Помощь таким семьям и социализация особенных ребят – актуальная проблема для региона. По данным на октябрь 2020 года в Челябинской области насчитывается 15 000 детей-инвалидов. В Магнитогорске на попечении у благотворительного фонда «Металлург» находится 263 ребёнка-инвалида.
Почему таким семьям нужна поддержка? Зачастую ситуация складывается так: один родитель работает и материально обеспечивает семью, а другой уделяет всё своё время и внимание особенному ребёнку. Времени на себя у родителей практически не остаётся, отсюда нарушение нормального эмоционального климата в семье. Выход из ситуации – кратковременный присмотр и уход за детьми. Вот только оставить такого ребёнка негде. Специальных учреждений для таких ребяток нет, а организации временного пребывания детей не готовы взять на себя такую ответственность.
В рамках проекта организовали «Группу временного пребывания» – место, где родители могли оставить своих детей на попечение волонтёров проекта. Ими стали 25 студентов групп ИСРб-17-1, ИСРб-18-1. Для ребят провели Школу волонтёров, где рассказали об особенностях работы с детьми и погрузили в атмосферу проекта. Курировали работу волонтёров преподаватели кафедры Светлана Николаевна Испулова как социальный педагог проекта, Галина Владимировна Слепухина как психолог проекта.
Волонтёры проводили для ребятишек тематические занятия на разные темы. Детки узнавали новое, играли, развивались и общались, как между собой, так и с кураторами и волонтёрами.
Мы спокойно ориентируемся в бытовых условиях, заводим новые знакомства и по необходимости взаимодействуем с социумом. У ребят с такими обыденными для нас действиями возникают сложности. Задачей проекта было помочь ребятам их преодолеть. Проект позволил выработать и применить эффективные методики по развитию у ребят самостоятельности и умения находить общий язык с окружающими. Полученные навыки помогут детям в будущей взрослой жизни.
В рамках «Школы для родителей» члены семей стали ближе друг другу, нашли общий язык. Отношения улучшились не только у родителей с детьми, но и у детей с другими родственниками: братьями, сёстрами, бабушками, дедушками. Это положительно сказалось на микроклимате семей. Проект помог родителям поменять мировоззрение. Они научились уделять время себе и не страдать из-за того, что «бросили» своего ребёнка. Ведь быть родителем значит умело совмещать заботу о семье и самих себе.
Завершился проект вручением благодарственных писем и почётных грамот волонтёрам и организаторам, подарков детям и праздничным чаепитием.
О своём участии в проекте нам рассказала студентка группы ИСРб-17-1 Александра Шумакова: «На участие в проекте сподвигло желание получить новый опыт. До этого не было возможности взаимодействия с детками с особенностями развития. Участие в проекте дало возможность открыть в себе что-то новое, определить направление, в котором планирую развиваться в будущем. Первые занятия давались не так легко, ушло недели две на привыкание: узнали специфику работы с детками, особенности каждого ребёнка, поняли с какими ребятами как взаимодействовать.
После двух лет детки стали родными. Мы ждали следующие занятия, наблюдали за изменениями, которые происходили с каждым ребёнком, видели динамику, наблюдали, как они социализировались и учились взаимодействовать не только друг с другом, но и с волонтёрами».
Проект «Площадка семейного сотворчества – растем вместе» завершился, но не завершается сотрудничество благотворительного фонда «Металлург» и кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования МГТУ им. Г.И. Носова. Уже сейчас реализуются новые совместные проекты. Сотрудничеству способствует и то, что в состав попечительского совета фонда входит Президент МГТУ им. Г.И. Носова Валерий Михайлович Колокольцев, который занимается социальными вопросами в комитете Законодательного Собрания Челябинской области по социальной политике.
Анастасия Каминская, студенческий медиацентр МГТУ
- Подробности
На кафедре действует класс деловых игр, который предназначен для проведения деловых игр, тренировочных выступлений, докладов с использованием аудио и видео-средств записи демонстрации, контроля усвоения знаний, отработки у учащихся тех или иных навыков, автоматизации самого процесса обучения при изучении дисциплин профессионального цикла. Работа в классе деловых игр обеспечивает проведение практической подготовки студентов и является средством повышения познавательной активности при изучении дисциплин, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.
- Подробности
Тема кейса
Университет – региону (городу): система мероприятий, организуемых университетом для жителей региона и способствующих улучшению качества жизни (культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные, социальной направленности)
Тема
«Университет третьего возраста».
Период разработки: сентябрь – октябрь 2015 г.
Период внедрения: октябрь 2015 г. - июнь 2017 г.
Данные о партнерах:
- Владимирцев В.А., канд. пед. наук, директор БФ «Металлург», член Совета общественной палаты Челябинской обл., депутат МГСД., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., 8 (3519) 40-12-57.
- Степанова И.Н., заместитель директора БФ «Металлург», Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., (3519) 40-12-57.
Стадия внедрения лучшей практики
Практика полностью внедрена, получены устойчивые положительные эффекты от внедрения, демонстрируемые динамикой показателей результативности.
Исходная формулировка проблемы / вызова в деятельности вуза во взаимосвязи с внешней средой
Повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов является приоритетным направлением социальной политики страны и регионов, выражающееся в реализации государственных программ:
- государственная программа Челябинской области «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Челябинской области» на 2014-2017 годы), включающая повышение компьютерной грамотности граждан;
- государственная программа Челябинской области «Развитие социальной защиты населения в Челябинской области» на 2017-2019 годы, включая подпрограммы: «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и иных категорий граждан», «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», «Функционирование системы социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан» и др.
Несмотря на перечисленные выше реализуемые программы, социальная значимость проблем людей пожилого возраста не снижается, а, наоборот, увеличивается, обусловленная особенностями демографической ситуации в городе и регионе, характеризующейся сравнительно высоким удельным весом граждан старшего поколения (г. Магнитогорск - 123 696 чел. при общей численности - 418 241 тыс. чел.; в Челябинской области 886 488 человек, при общей численности - 3 502 323 тыс. чел.). Высокая численность людей пожилого возраста при ограниченном финансовом обеспечении заставляет организации искать альтернативные пути решения их социальных проблем.
Необходимость реализации программ и проектов, направленных на улучшение положения пожилых людей в обществе, обусловлена изменением их социального статуса и их психологическими особенностями. С выходом на пенсию у людей пожилого возраста меняется их социальный статус, к которому многие их них оказываются неподготовленными, усугубляются проблемы здоровья, на новый уровень переходят взаимоотношения с близкими и знакомыми людьми, появляется свободное время, усиливается апатия, уменьшается общественная активность. Сегодня пожилой человек часто не в состоянии ориентироваться в современной, быстро меняющейся ситуации, не может решить свои проблемы, причем общество старается создать все условия для оказания помощи данной категории населения. В ситуации стареющего населения города и региона важно использовать все имеющиеся ресурсы для подготовки пожилого человека (в том числе его самого как ресурс) быть активным в решении своих проблем и преодолении собственной пассивности.
Ориентируясь на стратегию развития региона, а также на роль вуза в развитии региона имеет смысл привлечь ресурсы государственных, негосударственных и коммерческих организаций и учреждений для подготовки пожилого человека к решению своих проблем, сохранению собственного здоровья, увеличению продолжительности жизни, продления периода его социальной активности и самообслуживания, где вуз будет являться центром. Вуз является центром проектирования инноваций, обладая мощным научно-методическим и кадровым потенциалом, способным предложить пути решения проблемы, привлечь разнообразные организации и волонтеров для работы с пожилыми людьми.
Задача, поставленная перед разработчиками решения
Используя потенциал вуза содействовать повышению качества жизни людей пожилого возраста, их социальной адаптации в обществе, продлению их активного долголетия при объединении усилий различных секторов экономики (государственного, общественного и коммерческого).
Описание решения
Элементы решения:
- использование ресурса базовой кафедры: базовая кафедра социальных технологий создана при выпускающей кафедре социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» на базе Благотворительного фонда «Металлург»;
- формирование социального заказа на программу: заказ от Благотворительного фонда «Металлург» на программу «Золотой возраст» (2015 -2016 гг.);
- формирование рабочей группы по разработке программы из числа сотрудников кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования и базовой кафедры социальных технологий;
- реализация пилотной программы «Золотой возраст» на базе специализированного дома Ветеран БФ «Металлург»;
- усовершенствование программы «Золотой возраст»: на ее основе социологического исследования разработка и реализация программы «Университет третьего возраста», встроенной в проект «Счастливый возраст: долголетие, здоровье, молодость души», реализуемый на базовой кафедре;
- заключение договоров для реализации программы и мероприятий проекта;
- сопровождение программы «Золотой возраст» и проекта «Счастливый возраст: долголетие, здоровье, молодость души» волонтерами. Сформированный для проекта отряд студентов-волонтеров (направлений подготовки «социальная работа, «психолого-педагогическое образование») ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» был задействован во всех мероприятиях проекта. Студенты-волонтеры сопровождали пожилых к местам проведения мероприятий, встречали в театре, кинотеатре и т.д., находились рядом с пожилыми до конца каждого мероприятия или занятия.
На всех занятиях присутствовали волонтеры (4 студента-волонтера на 20 пожилых граждан), которые сопровождали и помогали пожилым гражданам. На занятиях по компьютерной грамотности присутствовали волонтеры (20 студентов-волонтеров на 20 пожилых граждан), что обеспечило индивидуальный подход и повысило эффективность и качество подготовки каждого пожилого человека в области компьютерной грамотности, снизило барьеры в общении;
- корректировка плана направления подготовки 39.04.02 Социальная работа (магистратура) с учетом реализации проектного подхода к профессиональной подготовки (2016 г.);
- развитие студенческих практик в виде мини-проектов для людей пожилого возраста (2016 - 2017 гг.):
- проект «Третий возраст – это только начало» направлен на предоставление гражданам пожилого возраста возможности для социальной адаптации, реализации творческих планов с помощью современных информационных технологий и Интернета посредством социального сопровождения;
- проект «Вместе лучше» направлен на улучшение психоэмоционального и социального состояния пожилых людей, вышедших на пенсию и проживающих в Орджоникидзевском районе города Магнитогорска посредством преодоления социальной изоляции и построения социальных связей
- проект «Школа безопасности для граждан пожилого возраста и инвалидов» направлен на поиск новых форм оказания помощи, направленной на повышение безопасности жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, подготовку лиц «третьего» возраста к оперативному реагированию в экстремальных ситуациях;
- проект «Активное долголетие» для граждан пожилого возраста и инвалидов» направлен на организацию досуговой деятельности пожилых людей и привлечение их к активному отдыху.
Ключевые эффекты
Результаты, полученные за 2016-2017 гг.:
- Реализация данного проекта позволила представить ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» как образовательный и социокультурный центр в городе и регионе; оптимизировать среду жизнедеятельности граждан пожилого возраста; повысить компьютерную грамотность пожилых людей; организовать культурный досуг граждан пожилого возраста и инвалидов.
- Итоги проведения занятий по программе «Университета третьего возраста»: снижен уровень тревожности у всех участников, сформированы знания и навыки о возможностях улучшении качества жизни, получены знания в области правильного питания, повышен уровень информированности в вопросах правового характера, улучшено психоэмоциональное состояние, улучшены межличностные отношения, сформирована способность к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций; расширены знания о возможностях правового решения имущественных и других вопросов; установлены и восстановлены контакты с родственниками и знакомыми через Интернет, сформировано умение находить необходимую информацию на официальных Интернет-ресурсах; повышен уровень информированности в вопросах социальной защиты (охват 2015-2016 гг. – 20 чел., 2016-2017 гг. – 80 чел.).
- Привлечены волонтеры для реализации мероприятий проекта (20 чел.).
- Организована работа по подготовке и публикации научных статей о ходе и результатах проекта в журналах, входящих в международную наукометрическую систему Scopus (выпущены 2 статьи).
- Продолжают реализацию проекты студентов, направленные на пожилых людей.
В чем отличие от аналогичных инициатив/практик, реализуемых вузом/регионом?
Создается гибкая система взаимодействия трех секторов (негосударственного, государственного (муниципального), (коммерческого) через проектный метод. Проект не требует специальной базы и создания специальной структуры, которая требует дополнительного финансирования. Есть организация-координатор (в данном случае БФ «Металлург») - ей может выступить любая. В проекте задействованы объекты муниципальной, негосударственной и коммерческой принадлежности (театры, лимонарий, базы отдыха, профилакторий и др.).
Универсальный характер проекта позволяет реализовывать его по заказу любой организации (негосударственной, муниципальной, коммерческой) с учетом ее требований и запросов пожилых людей. Проект осуществлялся при финансовой поддержке грантодателя - Общероссийская общественная организация «Союз пенсионеров России».
Программа «Университета третьего возраста» в регионе является уникальной, т.к. носит образовательный характер в области социальной медицины, психологии, информационных технологий, социального права, социальной педагогики, а не носит характер клубной деятельности как большинство программ в регионе. Расширение круга знаний и умений стимулирует пожилых к их социальной активности и самостоятельности в решении проблем.
Включенность в проект позволило волонтерам увидеть возможности для разработки собственных мини-проектов для пожилых людей, которые находятся в стадии реализации.
Видеоматериалы
- Золотой возраст. – Режим доступа: http://tv-in.ru/view_search.php?cat=0&sub_cat=0.
- Счастливый возраст – Режим доступа: http://tv-in.ru/view_search.php?cat=0&sub_cat=0.
- Для здоровья и долголетия. – Режим доступа: http://tv-in.ru/view_post.php?id=6995&catig=1&sub_catig=24
- Проект "Счастливый возраст" http://tv-in.ru/view_post.php?id=7237&catig=1&sub_catig=24
- Счастливый возраст – Режим доступа: http://tv-in.ru/view_post.php?id=7305&catig=1&sub_catig=24
- Проект «Счастливый возраст» МГБОФ «Металлург». – Режим доступа: http://tv-in.ru/view_post.php?id=7540&catig=1&sub_catig=22
- Счастливый возраст – Режим доступа: http://tv-in.ru/view_post.php?id=7744&catig=1&sub_catig=23
- Счастливый возраст – Режим доступа: http://tv-in.ru/view_post.php?id=7757&catig=1&sub_catig=24
- Счастливый возраст – Режим доступа: http://tv-in.ru/view_post.php?id=7765&catig=1&sub_catig=24
- Счастливый возраст – Режим доступа: http://tv-in.ru/view_post.php?id=8132&catig=1&sub_catig=24
- Счастливый возраст – Режим доступа: http://tv-in.ru/view_post.php?id=8221&catig=1&sub_catig=24
- Счастливый возраст – Режим доступа: http://tv-in.ru/view_post.php?id=8382&catig=1&sub_catig=24
Ссылки на публикации в местных/федеральных СМИ
- Студенты "Золотого возраста" – Режим доступа: http://magopc.ru/news/15581.htm
- Проект "Счастливый возраст" БОФ "Металлург" – Режим доступа: http://magopc.ru/news/19077.htm
- Пенсионерам скучать не придется! Фонд «Металлург» получит 2,8 миллиона рублей на «Счастливый возраст» – Режим доступа: http://www.verstov.info/news/society/61115-pensioneram-skuchat-ne-pridetsya-fond-metallurg-poluchit-28-milliona-rubley-na-schastlivyy-vozrast.html
- В Магнитогорске стартовал проект «Счастливый возраст: долголетие, здоровье, молодость души» – Режим доступа: https://dostup1.ru/society/V-Magnitogorske-startoval-proekt-Schastlivyy-vozrast-dolgoletie-zdorove-molodost-dushi_93878.html
- В Магнитогорске стартовал проект «Счастливый возраст: долголетие, здоровье, молодость души» – Режим доступа: http://news.ivest.kz/120133919-v-magnitogorske-startoval-proekt-schastlivyy-vozrast-dolgoletie-zdorove-molodost-dushi
- Вторая молодость. «Счастливый возраст: долголетие, здоровье, молодость души» – Режим доступа: http://www.mr-info.ru/16742-vtoraya-molodost-schastlivyy-vozrast-dolgoletie-zdorove-molodost-dushi.html
- Счастливый возраст Магнитогорск – Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%20%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA&stype=image&lr=235&noreask=1&family=yes&source=wiz
- Художники, театралы, компьютерщики – Режим доступа: http://magmetall.ru/contribution/21823.htm
- Грантовый проект «Счастливый возраст: долголетие, здоровье, молодость души» успешно завершен. – Режим доступа: http://fondmetallurg.ru/grantovyj-proekt-schastlivyj-vozrast-dolgoletie-zdorove-molodost-dushi-uspeshno-zavershen.html
- Подробности
Тема кейса
Университет – региону (городу): система мероприятий, организуемых университетом для жителей региона и способствующих улучшению качества жизни (культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные, социальной направленности)
Тема «Равный - Равному»
Период разработки: июнь – сентябрь 2017 г.
Период внедрения: октябрь 2017 г. по настоящее время
Стадия внедрения лучшей практики
Практика проходит пилотное внедрение в городах Магнитогорск и Сатка. Возможно масштабирование на Горно-заводскую зону Челябинской области.
Исходная формулировка проблемы / вызова в деятельности вуза во взаимосвязи с внешней средой
По данным Генпрокуратуры на 2017 г. Челябинская область находится на 4-ом месте в рейтинге по уровню преступности. В первом полугодии 2017 года на Южном Урале было зафиксировано 33,3 тыс. преступлений. При этом наша область стала единственным регионом в первой пятерке, в котором уровень преступности по сравнению с 2016 годом вырос - на 1,1%. Республика Башкортостан занимает в этом же рейтинге 5-ое место. С января по июль 2017 года произошло 29,5 тыс. преступлений. Причем, их было зафиксировано на 17,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В 2015 г. подростковая преступность в регионе выросла на 22,5%. Самыми криминогенными городами стали Магнитогорск, Челябинск, Копейск и Златоуст: на их долю пришлась почти половина совершенных преступлений.
За полгода 2017 г. несовершеннолетние южноуральцы 47 раз попались на преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Причем на 17% больше стало преступлений, которые подростки совершили, находясь в наркотическом опьянении. Также увеличилось число потребителей наркотиков. По данным специалистов, в г. Магнитогорске два года назад пытались свести счёты с жизнью 14 человек, в прошлом – 23. Один подросток погиб.
Выделяют несколько групп причин подросткового суицида. Они не равнозначны – это неразделённая любовь, проблемы в семье, равнодушие взрослых к проблемам детей и др. Часть из них можно считать предрасполагающими, другие - непосредственно действующими:
- тяжелая семейная обстановка, распад семьи, уход одного из родителей;
- конфликтные отношения с учителями, с коллективом сверстников;
- «несчастная любовь», отсутствие ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности;
- употребление спиртных напитков, токсических препаратов, наркотиков;
- ранние проявления шизоидных состояний;
- ранняя половая жизнь и ее последствия.
Эти причины сами по себе не толкают подростка на самоубийство. Они действуют лишь в сочетаниях между собой и срабатывают при наличии конкретных «пусковых механизмов».
Можно условно выделить три основные концепции суицидального поведения:
- психопатологическая, душевно больные люди, а все суицидальные действия – проявление острых и хронических психических расстройств. Новообразования подросткового возраста: более яркая реакция на все ситуации.
- психологическая, самоубийство - как проявление инстинкта смерти, которой может проявиться в агрессии против других и как частный случай — в агрессии против самого себя; как трансформированного любовного влечения, когда лица, совершающие самоубийство, надеются, что после смерти воссоединятся с любимым человеком или умершими родственниками, либо уповают на то, что, умерев, они обретут ту любовь и сочувствие, на которые тщетно надеялись при жизни, либо стремление снять напряжение, вызванное кризисным состоянием.
- социальная - самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивидуума с социальной средой, причем социальный фактор играет ведущую роль. Нельзя недооценивать роли личности во взаимоотношениях с социальной средой. Суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта.
Истоки суицидального поведения порой кроются в незначимых для нас – взрослых проблемах.
Данные статистики подтвердили актуальность реализации подпроекта «Равный – Равному» в рамках проекта «Жить».
Целевая группа
обучающиеся образовательных организаций города Магнитогорска – подростки в возрасте от 14 до 16 лет (8, 10 классы школ города и 1,2 курсы колледжей города). Отделом по делам несовершеннолетних были отобраны образовательные организации города №№ 6, 8, 10, 65, 62 и 37, 1, 60, 34, 21 и «Многопрофильного колледжа МГТУ им. Г.И. Носова», ГАПОУ Челябинской области «Политехнический колледж», ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко», ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум».
Целью подпроекта являлась подготовка группы волонтёров для проведения просветительской работы «каскадным методом» среди детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях города Магнитогорска.
Задачи, реализованные подпроектом:
- формирование социально-психологической компетентности и нравственной позиции личности;
- формирование у несовершеннолетних потребности к здоровому образу жизни;
- обучение несовершеннолетних рефлексивным навыкам глубокого знакомства с собой через предложенные упражнения;
- создание у несовершеннолетних эмоционально-позитивной общественно полезной модели поведения;
- профилактика девиантного поведения через включение в социально значимую деятельность по организации жизнедеятельности школы, в т.ч. участие в проведении профилактических тренингов (или проведение ряда упражнений) на группе сверстников.
Мероприятия:
02.10.2017 г. в актовом зале ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» проведена установочная конференция для участников проекта, на которой начальник отдела по делам несовершеннолетних Щебуняева Л.С. вручила участникам проекта волонтерские книжки (репортаж ТВ, статья в газете). После установочной конференции несовершеннолетние были разведены группами по тренинговым аудиториям для старта интенсивного тренинга.
С 02.10.2017 г. по 07.10.2017 г. на базе ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» тренерами-преподавателями кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования был проведен интенсивный тренинг. На занятиях волонтеры отрабатывали навыки самопрезентации, коммуникативные навыки, умение работать в команде, способность распределять свои ресурсы, запрашивать помощь у других, оказывать помощь другим и прочее.
Параллельно (ежедневно) с тренингом для группы волонтеров преподавателями кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования осуществлялись консультации специалистов образовательных организаций (педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов и др.).
Для стимулирования активности и упрощения отчетности по мероприятиям проекта необходимо (желательно) подтверждать наличие волонтерской группы через создание сообщества «Равный - Равному» в структуре органа детского (школьного) соуправления и отражать на сайте участие детей в проекте «Равный-Равному» через вкладку или место на сайте, где дети могут увидеть себя на фото (так как они сами или с поддержкой специалистов фотографируют и размещают фото на сайте).
Подготовительный этап закончился проведением круглого стола в Администрации г. Магнитогорска (09.10.2017 г.), организованный специалистами отдела по делам несовершеннолетних. Преподаватели кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования обозначили по итогам реализации интенсивного тренинга проблемы и рекомендации в адрес руководителей и специалистов образовательных организаций.
С 09.10.2017 г. началась реализация основного этапа проекта, который осуществлялся «каскадным» методом и включал профилактический тренинг (или элементы тренинга, его отдельные упражнения, а также различные мероприятия), который проводился на группе волонтеров, а в последующем был реализован самими подростками в своих классах в паре специалист-волонтер или самостоятельно.
В структуру профилактического тренинга были включены базовые занятия, разработанные специалистами и вариативные занятия, подобранные самими волонтерами и апробированные на группе самих же волонтеров.
В течение октября-ноября 2017 г. было предусмотрено посещение волонтерами и педагогами консультаций (проводимых специалистом-тренером), с обсуждением возникающих проблем, с оказанием помощи в определении стратегии и выполнении заданий, предусмотренных проектом.
Заключительный этап (с 27 по 30 ноября 2017 г.) был посвящен анализу и решению проблем по тематике тренинга. Обсуждению итогов реализации проекта на круглом столе при участии специалистов ОДН администрации населения г. Магнитогорска, волонтеров, специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и др.)
Реализация программы способствует профилактике девиантного поведения через включение ребенка в социально-значимую деятельность по организации жизнедеятельности школы, в т.ч. участие в проведении профилактических тренингов на группе сверстников в классах.
Итоги текущей реализации проекта
По итогам реализации проекта можно говорить о ряде позитивных моментов, и моментах, на которые требуют обратить особое внимание.
- Участники проекта и педагоги образовательных организаций очень активно включились в работу, готовы общаться, проводить мероприятия среди сверстников с помощью наставников. При грамотном руководстве данные волонтеры способны раскрыть профилактический потенциал через призму активного и деятельного оказания помощи, такому как он сам и использовать эту группу волонтеров как ресурс в деятельности образовательной организации, при проведении опросов, профилактических и др. школьных мероприятий.
- Для стимулирования активности и упрощения отчетности по мероприятиям проекта, подтверждения наличия волонтерской группы через создание сообщества «Равный - Равному» в структуре органа детского (школьного) соуправления, отражены на сайтах школ.
- Участники проекта открыты и готовы к сотрудничеству, многие впервые оказались впервые в ситуации равного разговора (отмечаем, что это нетипичная ситуация – это видно по желанию детей рассказывать о себе и своих достижениях, а в последствие страхах и тревогах). Позитивные отзывы педагогов и участников проекта о том, что при проведении занятий волонтерами в классах на базе школ города дети рассказывают о своих проблемах и переживаниях волонтерам-ведущим в присутствии педагогов-психологов или социальных педагогов.
- Необходимо усиление непосредственной работы с подростками со стороны тех, кто их больше всего наблюдает в школе – классный руководитель и учитель-предметник, и дома - родители.
- В школах с «проблемами» – волонтерская группа показала наличие проблем практически у каждого ребенка – это неразвитость эмоциональной сферы, сферы коммуникации, наличие конфликтов со сверстниками и др. Обязательно необходимо углубить работу с родителями (конкретно по проблеме суицидов)
- Грамотное взаимодействие и слаженная работа всего педагогического коллектива образовательной организации – условие, при котором любая профилактическая работа будет осуществляться успешно.
МОУ СОШ
1. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Магнитогорска
- http://sch1.magnitogorsk.org/index/0-413 (В рамках проекта «Жить», проект «равный равному»)
2. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6"г. Магнитогорска
- http://magschool6.ucoz.ru/files/2017-2018/ravnyj-ravnomu.pdf (В рамках проекта «Жить», проект «равный равному»)
3. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8"г. Магнитогорска
- http://sch8mgn.ru/images/2017.11.10/volonter.pdf (В рамках проекта «Жить», проект «равный равному»)
- http://sch8mgn.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1829&pop=1&page=0&Itemid=1 (Социальный проект «Жить»)
4. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №10" г. Магнитогорска
- http://school10-mgn.ru/load/87-1-0-678#.WmV6gtQS9kg (проект «равный равному»)
5. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №65" г. Магнитогорска
- http://school65mgn.3dn.ru/index/0-297 (проект «равный равному»)
6. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №21" г. Магнитогорска
- http://sch21-mgn.ucoz.ru/index/quot_ravnyj_ravnomu_quot/0-306 (проект «равный равному»)
7. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №37" г. Магнитогорска
- http://37sch.ucoz.ru/index/zhit/0-100 (В рамках проекта «Жить», проект «равный равному»)
8. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №60" г. Магнитогорска
9. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №34" г. Магнитогорска
- http://school34mgn.ru/index.php?r=site/ravnii (проект «равный равному»)
10. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №62" г. Магнитогорска
- https://schl62.ucoz.ru/news/proekt_zhit/2017-10-17-266 (В рамках проекта «Жить», проект «равный равному»)
Колледж
1. Магнитогорский строительно-монтажный техникум
- http://xn--l1aaof.xn--p1ai/proekt-ravnyjravnomu (проект «равный равному»)
2. Многопрофильный колледж МГТУ им. Г. И. Носова
- http://magtu.ru/novosti/kolledzh/8090-ravnyj-ravnomu-2.html (проект «равный равному»)
3. Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное образовательное учреждение профессиональная образовательная организация «Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко»
- http://mtcol.ru/volontery.html (проект «равный равному»)
- Подробности
http://www.rosmintrud.ru/ | Министерство труда и социальной защиты РФ |
http://minsoc74.ru/ | Министерство социальных отношений Челябинской области |
http://www.magnitog.ru/ | Администрация г. Магнитогорска |
https://socmgn.eps74.ru/ | Управление социальной защиты населения администрации г. Магнитогорска |
http://www.pfrf.ru/ | Пенсионный фонд РФ |
http://fss.ru/ | Фонд социального страхования РФ |
http://pomogi74.ru/ | Центр волонтерских объединений Челябинской области |
http://ombudsman74.ru/ | Уполномоченные по правам человека и правам ребенка в Челябинской области |
https://муцсп.рф/ | МУ Центр социальной помощи семье и детям г. Магнитогорска |
https://kcson-ordg74.eps74.ru/ | МУ Комплексный центр социального обслуживания населения Орджоникидзевского района г. Магнитогорска |
http://www.kcson-prav.ru/ | МУ Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска |
http://kcson-len.ru/ | МУ Комплексный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Магнитогорска |
http://fondmetallurg.ru/ | Благотворительный фонд Металлург г. Магнитогорск |
http://www.isras.ru/socis.html | Журнал Социологические исследования |
http://www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm | Социологический журнал |
http://www.jourssa.ru/ | Журнал ;Социология и социальная антропология |
http://www.nir.ru/socio/scipubl/nauchn.htm | Российские социологические журналы |
http://www.sociology.ru/ | Центр социологического образования и политологического образования Института социологии РАН |
Научная электронная библиотека Elibrary | |
http://biblioclub.ru/ | Университетская библиотека ONLINE |
http://www.mesharpe.com/mall/results1.asp?ACR=res | Журнал Russian Education and Society |
http://www.europeanjournalofsocialsciences.com/ | Журнал European Social Science Journal |
http://www.erjournal.ru/ | Журнал European researcher |
http://lesgaft-notes.spb.ru/ | Журнал Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта |
http://www.narodnoe.org/ | Журнал Народное образование |
http://www.psychologies.ru/ | Журнал Психология |
http://www.psyedu.ru/ | Журнал Психологическая наука и образование |
www.socionet.ru | Портал по общественным наукам |
www.wciom.ru | Официальный сайт ВЦИОМ |
www.gks.ru | Официальный сайт Росстата |
- Подробности
На кафедре действует Лаборатория психолого-педагогического практикума.
Цель деятельности Лаборатории – создание условий для организации учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся в области методической деятельности и формирования профессиональных компетенций обучающихся.
Виды научно-исследовательской деятельности на базе лаборатории – проведение исследований в рамках курсового проектирования, проведение исследований по выпускным квалификационным работам, проведение исследований в рамках проектной деятельности обучающихся и преподавателей кафедры, проведение микро-исследований в рамках практических и лабораторных занятий по профессиональным образовательным программам; обучение студентов и магистрантов технологиям профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний человека; обучение студентов и магистрантов проведению профессиональной диагностики и профессиональных консультаций на всех этапах развития человека.
Проведены следующие исследования:
- «Реализация семейной политики в Челябинской области» (2007-2008);
- «Социальное самочувствие студенческой молодёжи города Магнитогорска в условиях социально-экономического кризиса» (2008);
- «Социальное самочувствие учащейся молодёжи города Магнитогорска в условиях социально-экономического кризиса» (2009);
- «Влияние финансово-экономического кризиса на жизнедеятельность современной семьи» (2008-2009),
- «Проблема распространения алкоголизма и наркомании среди молодёжи города Магнитогорска» (2009);
- «Разработка и внедрение устойчивой обучающей программы для специалистов разного профиля в области профилактики ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков и бывших заключенных в г. Магнитогорске» (2010);
- «Социальные проблемы современных женщин (2011);
- «Исследование ценностных ориентаций молодежи промышленного города» (2012);
- «Социальная поддержка семей с детьми в условиях монопрофильного города» (2014 г.);
- «Социальное самочувствие семьи» (2014);
- «Социальная активность студенческой молодежи» (2015).
- « Счастливый возраст: долголетие, здоровье, молодость души» при финансовой поддержке Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» (2016-2017).
- Проект «Равный – равному» (октябрь 2017 по настоящее время), направленный на профилактику девиантного поведения через включение ребенка в социально-значимую деятельность по организации жизнедеятельности школы, в т.ч. участие в проведении профилактических тренингов на группе сверстников в классах
- «Здоровье женщины как фактор укрепления института семьи и семейных ценностей» (2018-2020).
- «Семейная площадка: благополучное детство» (2018-2020).
- «Осознанное родительство – путь к гармонии в семье!» (2021 – 2022).
- Подробности
Давняя традиция кафедры – взаимодействие с вузами и НИИ России (Российским государственным социальным университетом, ФГНУ «Институт социальной педагогики РАО», Консорциумом «Социальное здоровье России», Уральским федеральным университетом имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральским государственным педагогическим университетом, Тюменским государственным нефтегазовым университетом, Самарским государственным университетом, Башкирским государственным университетом, Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы, Казанским государственным медицинским университетом).
Международные связи реализуются через участие преподавателей кафедры в международных научно-практических конференциях, симпозиумах, конгрессах, через стажировки магистрантов, через переписку со специалистами по социальной работе, учёными Германии, Дании, Казахстана, Украины по вопросам социальной работы и социальной педагогики, профессиональной подготовки специалистов, через активное сотрудничество с общероссийской организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников» – членом Международной федерации социальных работников. Заключены договоры о сотрудничестве с Костанайским государственным университетом им. А. Байтурсынова, Витебским государственным университетом им. П.Л. Машерова.
Кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования активно сотрудничает с институтом дополнительного профессионального образования, успешно проводит курсы повышения квалификации социальных педагогов образовательных учреждений города и специалистов по социальной работе, социальных работников учреждений социальной службы города.
Традиционным является сотрудничество кафедры с Управлением социальной защиты населения администрации города и его учреждениями (МУ Центр социальной помощи семье и детям г. Магнитогорска, МУ Комплексный центр социального обслуживания населения Орджоникидзевского района г. Магнитогорска, МУ Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района г. Магнитогорска, МУ Комплексный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Магнитогорска, Благотворительный фонд Металлург г. Магнитогорск и другими); Отделом социальных программ ОАО «ММК»; Благотворительным фондом «Металлург»; Центром занятости населения; Учреждениями здравоохранения (Центр охраны репродуктивного здоровья детей, подростков и молодёжи «Ювентус», Центр по борьбе и профилактике ВИЧ/СПИДа); БФ «Гражданская инициатива»; АНО «Источник жизни»; Реабилитационным центром «Гарант».
Сотрудничество с городскими учреждениями и организациями реализуется через научное руководство и консультирование сотрудников центров, организацию и проведение курсов повышения квалификации для практических работников, организацию совместных мероприятий (научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», городских праздников и т. д., совместных выпусков научных сборников и др.); через участие профессорско-преподавательского состава кафедры в программах и проектах, разрабатываемых совместно с некоммерческими организациями города. Перечисленные учреждения также являются базой для прохождения студентами ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной практики.