Иван Петрович Кулибин (10[21].04.1735 — 30.07 [11.08]1818)

Русский механик-изобретатель из мещан, прозванный «нижегородским Архимедом», член и механик Императорской академии наук.

Знаменитый русский изобретатель и техник-новатор, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла, создатель новых мостовых конструкций.

Иван Кулибин родился в Нижнем Новгороде 10 (21) апреля 1735 года.

Родился в семье мелкого мучного торговца, в усадьбе, находившейся между нынешних Крутого переулка и Почтового съезда близ Успенского собора. Усадьба с домом отца и 2-х этажным домом, построенным самим Кулибиным, не сохранилась до наших дней, сгорела в 1814 году.

Читать и писать его научил дьячок Успенской церкви, в приход которой входил дом Кулибиных. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу.

Золотые механические часы

В 1764–1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы размером с гусиное яйцо. В их корпусе, помимо собственного часового механизма, помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата, в котором разыгрывались библейские сцены. Эти часы он преподнес императрице Екатерине II. Также он представил императрице телескоп, микроскоп, электрическую машинку. Екатерина II назначила его в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской академии наук. Кулибин руководил изготовлением станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.

Именно Кулибину принадлежит первенство в изобретении массы механизмов, без которых невозможно представить современную жизнь.

Одноарочный мост через Неву

К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. В 1776 году Кулибин собрал во дворе Дома академиков уменьшенную модель деревянного однопролетного арочного моста через Неву, выполненную в 1/10 проектного размера, и провёл испытания этой модели. Таким образом, Кулибин впервые в истории мостостроения показал возможность моделирования мостовых конструкций.

В 1777 году состоялась защита проекта моста в Академии наук, она была признана «блестящей», 5 мая 1778 года Екатерина II вручила Кулибину за эту разработку именную золотую медаль «Механику Академии наук» на Андреевской ленте. Однако добиться реализации проекта не удалось.

Уменьшенная модель моста простояла во дворе Дома академиков 17 лет, после чего была перенесена в Таврический сад.

Фонарь-прожектор со светоотражателями

В последующие годы Кулибин изобрёл и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди его изобретений фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения (водоход, 1804), механический экипаж с педальным приводом, усовершенствование шлифовки стекол для оптических приборов.

В 1773–1775 годах Кулибин вместе с оптиком Беляевым сконструировал первый ахроматический микроскоп по проекту Эйлера — Фусса.

"Повозка-самокатка"

В 1784 году И. П. Кулибину пришла в голову идея создания «повозки-самокатки», на осуществление которой у него ушло семь лет.

Сначала Кулибин пытался сконструировать четырехколесную «самокатку», однако, для облегчения веса машины, от одного колеса пришлось отказаться. В результате работы у Кулибина получился прототип современного велосипеда и легкового автомобиля. В конструкции механической "повозки-самокатки" он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, пружины и даже подшипники качения.

В 1791 году проехался по улицам Петербурга на своей трехколесной повозке. Задние колеса повозки были большего диаметра, чем единственное переднее. Спереди рамы находилось сидение для двоих человек, за которым помещался стоя слуга. Он вставлял ноги в специальные «туфли», и, по очереди давя на них, запускал сложную систему рычагов, приводившую самокатку в движение. Плавный ход машины обеспечивал маховик. На подъемах и так довольно медленная скорость самокатки падала в 2–3 раза, чтобы слуге не приходилось тратить больше усилий. Эта медлительность сделала невозможным широкое использование повозки.

Это был второй известный русский веломобиль, первый был создан на 40 лет раньше Леонтием Шамшуренковым.

Модель «самокатки» не сохранилась, её удалось восстановить по оставшимся чертежам, и теперь в Государственном политехническом музее в Москве можно посмотреть, как она работала.

Конструкция "механической ноги"

Также разработал конструкцию «механических ног» — протезов. В 1793 году построил лифт с винтовым механизмом. В 1801 году был уволен из Академии и вернулся в Нижний Новгород, где продолжал изобретательскую работу.

Первый в мире лифт

В 1793 году Екатерине II исполнилось 64 года, и ей было сложно подниматься по многочисленным лестницам Зимнего дворца. Специально для своей покровительницы Иван Петрович Кулибин сконструировал кресло-подъемник, которое стало прообразом лифта. Его механизм состоял из двух толстых столбов, между которыми размещалась платформа с креслом. Когда императрица садилась в него, два стоявших за ним человека опускали и поднимали платформу «по перпендикулярной линии, но безо всякого опасного воображения» с помощью винтового механизма на паровом приводе. Кресло активно помогало императрице перемещаться между этажами Зимнего дворца на протяжении трех лет.

На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма. В архиве хранятся двадцать два листка с чертежами разного формата, с текстом и без текста, заключенные в обложку с надписью: «Подъемное кресло».

В 1801 году Иван Петрович вернулся в Нижний Новгород и приступил к работе по совершенствованию самоходных судов. В это время мастер столкнулся с финансовыми проблемами. Катастрофически не хватало денег – крупные проекты были не дешевы. Для работы над самоходными судами Кулибин взял ссуду, которую погашал за счет своей пенсии.

Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников.

И. П. Кулибин, начав своё творчество с изобретения невиданных часов, пошёл по одной из больших дорог технической мысли того времени и занял место в ряду пионеров, разрабатывавших на практике точную механику

На протяжении более 20 лет разрабатывал чертежи и построил 2 опытных образца механических судов для работы на реках, чтобы заменить труд бурлаков, но правительство не внедрило его изобретение.

Официальное испытание правительственной комиссией пробного машинного судна состоялось 28 сентября. Результаты его были вполне благоприятны. С грузом в восемь тысяч пятьсот пудов судно шло против течения со скоростью 409 сажень в час. Нижегородский губернатор А.М. Руновский, отметив «отличное усердие и рвение И.П.Кулибина», сообщил правительству, что применение этого судна на Волге «было бы для навигации не бесполезно». Но охотников применить машинное судно Кулибин так и не нашел. Оно стояло у берега и гнило, а на Волге, как и встарь, бечевою тянули суда и раздавалась бурлацкая песня, «подобная стону».

В 1807 году по распоряжению губернатора Кулибин передал судно на хранение городской думе под расписку, а чертежи послал в министерство внутренних дел. Но не в интересах господствующего тогда класса было поддерживать мероприятия по сокращению рабочей силы путем механизации труда. Проект Кулибина отклонен, а судно за 200 рублей продано на дрова.

Кулибин – символ русского изобретательства – в конце жизни увлекся созданием вечного двигателя и, потратив все свои сбережения на несбыточную мечту, умер в бедности.

Жене все пришлось заложить последние стенные часы и занять 175 рублей, чтобы достойно похоронить мужа. Похороны прошли при большом стечении народа. Могила находится перед церковной папертью на Петропавловском кладбище. Над ней первоначально был поставлен деревянный памятник с портретом Кулибина, писанного масляными красками, но в 1833 году памятник и портрет сгорели. В 1843 году, статская советница Елизавета Ивановна Попова, урождённая Кулибина, поставила над отцовской могилою незатейливый каменный памятник в виде сужавшегося к верху четырёхгранника, с крестом в навершии. Памятник был украшен цветным портретом Кулибина с окладистой бородой. С южной стороны была установлена памятная доска с надписью: «Верный сын святой церкви и отечества, добрый отец семейства, друг добродетели, утешитель несчастных, честь Нижнего Новгорода, красота сограждан, посвятивший России шестьдесят лет полезных изобретений, удостоенный благоволения царей земных. О, да сподобится на небеси милости Царя Царей».

Неутомимый новатор в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, в своём длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой Кулибин казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирождённым достоинством в облике.

Иван Петрович Кулибин был женат трижды и имел в общей сложности шесть сыновей и восемь дочерей.

В первый раз женился в возрасте 24 лет в Нижнем Новгороде. Жена умерла в Петербурге.

Вторично женился в возрасте 50 лет в Петербурге на Авдотье Васильевне Щербаковой. Авдотья Васильевна умерла после родов, вскоре после переезда в Нижний Новгород.

В третий раз женился в 70-летнем возрасте на нижегородской мещанке Марье Ивановне Докукиной.

Фамилия Кулибина стала нарицательной: так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своём ремесле. Также в русском языке используется глагол «кулибничать» со значением «придумывать, изобретать».

Имя Ивана Кулибина носило рефрижераторное судно проекта B-437 (1976–1999) Латвийского морского пароходства.

Теплоход «Механик Кулибин» проекта 646 1955 года постройки выполняет регулярные пассажирские перевозки по реке Лена в северные районы Республики Саха (Якутия).

Имя Кулибина было присвоено малой планете 5809, открытой Л. В. Журавлёвой 4 сентября 1987 года.

22 мая 2020 года в Нижегородской области была создана особая экономическая зона «Кулибин», названная в честь нижегородского изобретателя.

Павел Амплиевич Россиев отмечает, что Кулибин получал множество знаков внимания от государей и высоких сановников, среди которых им упоминаются: Екатерина II, Павел I, Александр I, император Священной Римской империи Иосиф II, шведский король Густав IV, граф Орлов, «великолепный князь Тавриды» и Суворов.

Умер И.П. Кулибин 30 июля [11 августа] 1818, в Нижнем Новгороде.

Это интересно: