МГТУ участвовал в конкурсе Турецкой стипендиальной программы «Мевлана». Обучение в Турции прошли семь студентов, один преподаватель читал лекции.
Студенты нашего университета Владислав Котышев (гр. ЭС-10), Анастасия Шмидт (гр. ФЛПЛП-11-4), Тимур Насыров и Эльвира Буранова (гр. МЧМм-13), Михаил Сырица, Гульназ Музафарова, Екатерина Селиванова (гр. ТН-10) с 15 сентября 2014 г по 31 января 2015 г. проходили обучение в университете г. Карабюк (Турция). О поездке рассказывает Владислав Котышев.
– Как вы попали в группу?
– В начале 2014 года мой научный руководитель А.А. Николаев предложил поучаствовать в Турецкой стипендиальной программе «Мевлана» для обучения в Турции. Я загорелся этой идеей. Стал узнавать, что для этого нужно. Оказалось, что требуется высокий уровень английского языка, на котором будет проходить обучение. Четыре месяца мы ждали результатов отбора, а в конце июня все закрутилось. Нужно было собрать массу различных документов: например, справку об успеваемости (средний балл за весь предыдущий курс – больше 4,5). Затем перевести все документы на турецкий язык, самостоятельно в Москве получить в турецком посольстве визу на обучение. Визу дали только на однократный въезд, поэтому Новый год мы встречали в Турции.
– Как проходило обучение?
– По приезде в Карабюк нам выдали список предметов с указанием языка обучения (турецкий, английский). Я выбрал себе шесть предметов с разных курсов и учился с ребятами со второго по четвертый курс вместе с турками и другими иностранными студентами из 13 стран мира. Там нет такого, как у нас, что иностранцы учатся обособленно.
– Отличается ли учеба в Турции от нашей?
– Это несравнимые системы. Они различаются в корне. Например, наши преподаватели стараются донести знания до студента, чтобы все всё поняли и разобрались в материале. Преподаватель на занятиях отдает часть себя. В Турции преподаватели занимаются наукой, а преподавательская деятельность как хобби. На лекции они читают определенную тему и все. Дальше студенты разбираются во всем самостоятельно. Занятия идут как в школе по 45 минут. Но нет конкретного перерыва. Например, если у одного преподавателя 4 пары, то один перерыв или несколько могут сделать в любое время. В зависимости от изучаемых предметов студент выбирает время обучения – утреннее или вечернее. Но если пары пересекаются, то приходится учиться и утром, и вечером. В МГТУ на кафедре электроснабжения промышленных предприятий мы изучали профессиональные дисциплины, связанные с производством, передачей и распределением электроэнергии. В Карабюкском университете я делал упор на изучение микропроцессорной техники и микроэлектроники, используемой в современных промышленных контроллерах и системах управления механизмов, используемых на промышленных предприятиях. В нашем вузе мы проходили краткий курс электроники на втором году обучения, поэтому многое пришлось вспоминать, а некоторые моменты были совершенно новыми. Выполнение индивидуальных заданий и написание курсовых работ сильно отличаются от привычной системы, используемой в нашем университете. У нас каждый студент должен самостоятельно выполнить индивидуальные задания по курсовой работе, оформить пояснительную записку и защитить работу по всему теоретическому материалу. В Турции мы всей группой выполняли один курсовой за семестр. Нам нужно было собрать и запрограммировать макет электронного устройства. Причем каждый из студентов отвечал за определенный вид работы: кто-то припаивает диоды, кто-то пишет программы, кто-то осуществляет финальную проверку и т.д. Если макет заработал, то студенты получают баллы, если не заработал – нет. У них балльная система обучения, и сессия идет два раза в семестр – промежуточная (40 % баллов) и финальная (60%), дополнительно к этим баллам засчитываются выполненные курсовые или научные работы. Если студент не смог ответить на какие-то вопросы на зачете, то их можно закрыть дополнительными баллами. Чтобы заработать зачет по предмету, необходимо получить не ниже 60 баллов за семестр.
Кроме учебных предметов, я еще выполнял курсовую научно-исследовательскую работу по теме «Повышение эффективности работы статических тиристорных компенсаторов дуговых сталеплавильных печей за счет применения новых алгоритмов обработки измеряемых сигналов в цепях управления». С моим научным руководителем Александром Аркадьевичем Николаевым мы общались по скайпу. С турецкой стороны мне помогал доктор Ахмет Хайреттин Юсер. Он помог изучить мне современные алгоритмы цифровой фильтрации сигналов, используемых в различных системах автоматического регулирования с обратными связями. Полученные знания я применил в своих научных исследованиях. В частности, я разработал новую оптимальную структуру фильтров системы управления статического тиристорного компенсатора, благодаря чему стало возможным повысить быстродействие компенсирующего устройства и уменьшить колебания напряжения в системе электроснабжения дуговой печи.
– Хватило знаний по английскому языку?
– По английскому языку – да, но возникла проблема в общении с местным населением. В университете было легко общаться с преподавателями, студенты говорят уже похуже, а выйдешь в город – там разговаривают только по-турецки, и с ними мы общались жестами. Потом выучили турецкий язык. Это было жизненно необходимо, потому что в городе нас никто не понимал и мы ничего не понимали.
– Как Вы проводили свободное время?
– Международный отдел университета организовывал экскурсионные поездки по городу, по стране. Мы были в городе Амасра, расположенном на Черном море, в Анкаре, в старом Сафранбулу и других. Старый город Сафранбулу очень понравился, там очень красивая архитектура, дома построены 600–700 лет назад. Если кто-то хочет построить дом, то должен выдержать архитектурный стиль. Мы были первыми русскими в этом городе. На территории университета есть огромный футбольный стадион, где выступают с концертами местные группы. Стадион забит студентами полностью, там такая энергетика, что просто не передать словами.
– Чем запомнилась поездка больше всего?
– В Турции как-то выпал снег и лежал целую неделю. Ему радовались все от мала до велика. Бородатые старики кидались снежками, валяли друг друга в снегу. Было здорово!
Университет поразил своими размерами, он занимает огромный район, где проживают и учатся 40 тысяч студентов, а в городе проживают 120 тысяч человек.
Я считаю, что студенты не должны упускать возможность поучиться в другом вузе, получить хороший опыт общения с другими людьми на незнакомом языке, налаживания контактов с людьми другой культуры, выучить новый язык, совершенствовать английский.
Ирина Портнова