В мессенджеры: Нет

Не упусти свой шанс
Не упусти свой шанс

МГТУ участвовал в конкурсе Турецкой стипендиальной программы «Мевлана». Обучение в Турции прошли семь студентов, один преподаватель читал лекции.
Студенты нашего университета Владислав Котышев (гр. ЭС-10), Анастасия Шмидт (гр. ФЛПЛП-11-4), Тимур Насыров и Эльвира Буранова (гр. МЧМм-13), Михаил Сырица, Гульназ Музафарова, Екатерина Селиванова (гр. ТН-10) с 15 сентября 2014 г по 31 января 2015 г. проходили обучение в университете г. Карабюк (Турция). О поездке рассказывает Владислав Котышев.

– Как вы попали в группу?

– В начале 2014 года мой научный руководитель А.А. Николаев предложил поучаствовать в Турецкой стипендиальной программе «Мевлана» для обучения в Турции. Я загорелся этой идеей. Стал узнавать, что для этого нужно. Оказалось, что требуется высокий уровень английского языка, на котором будет проходить обучение. Четыре месяца мы ждали результатов отбора, а в конце июня все закрутилось. Нужно было собрать массу различных документов: например, справку об успеваемости (средний балл за весь предыдущий курс – больше 4,5). Затем перевести все документы на турецкий язык, самостоятельно в Москве получить в турецком посольстве визу на обучение. Визу дали только на однократный въезд, поэтому Новый год мы встречали в Турции.

– Как проходило обучение?

– По приезде в Карабюк нам выдали список предметов с указанием языка обучения (турецкий, английский). Я выбрал себе шесть предметов с разных курсов и учился с ребятами со второго по четвертый курс вместе с турками и другими иностранными студентами из 13 стран мира. Там нет такого, как у нас, что иностранцы учатся обособленно.

– Отличается ли учеба в Турции от нашей?

– Это несравнимые системы. Они различаются в корне. Например, наши преподаватели стараются донести знания до студента, чтобы все всё поняли и разобрались в материале. Преподаватель на занятиях отдает часть себя. В Турции преподаватели занимаются наукой, а преподавательская деятельность как хобби. На лекции они читают определенную тему и все. Дальше студенты разбираются во всем самостоятельно. Занятия идут как в школе по 45 минут. Но нет конкретного перерыва. Например, если у одного преподавателя 4 пары, то один перерыв или несколько могут сделать в любое время. В зависимости от изучаемых предметов студент выбирает время обучения – утреннее или вечернее. Но если пары пересекаются, то приходится учиться и утром, и вечером. В МГТУ на кафедре электроснабжения промышленных предприятий мы изучали профессиональные дисциплины, связанные с производством, передачей и распределением электроэнергии. В Карабюкском университете я делал упор на изучение микропроцессорной техники и микроэлектроники, используемой в современных промышленных контроллерах и системах управления механизмов, используемых на промышленных предприятиях. В нашем вузе мы проходили краткий курс электроники на втором году обучения, поэтому многое пришлось вспоминать, а некоторые моменты были совершенно новыми. Выполнение индивидуальных заданий и написание курсовых работ сильно отличаются от привычной системы, используемой в нашем университете. У нас каждый студент должен самостоятельно выполнить индивидуальные задания по курсовой работе, оформить пояснительную записку и защитить работу по всему теоретическому материалу. В Турции мы всей группой выполняли один курсовой за семестр. Нам нужно было собрать и запрограммировать макет электронного устройства. Причем каждый из студентов отвечал за определенный вид работы: кто-то припаивает диоды, кто-то пишет программы, кто-то осуществляет финальную проверку и т.д. Если макет заработал, то студенты получают баллы, если не заработал – нет. У них балльная система обучения, и сессия идет два раза в семестр – промежуточная (40 % баллов) и финальная (60%), дополнительно к этим баллам засчитываются выполненные курсовые или научные работы. Если студент не смог ответить на какие-то вопросы на зачете, то их можно закрыть дополнительными баллами. Чтобы заработать зачет по предмету, необходимо получить не ниже 60 баллов за семестр.

Не упусти свой шанс
Не упусти свой шанс

Кроме учебных предметов, я еще выполнял курсовую научно-исследовательскую работу по теме «Повышение эффективности работы статических тиристорных компенсаторов дуговых сталеплавильных печей за счет применения новых алгоритмов обработки измеряемых сигналов в цепях управления». С моим научным руководителем Александром Аркадьевичем Николаевым мы общались по скайпу. С турецкой стороны мне помогал доктор Ахмет Хайреттин Юсер. Он помог изучить мне современные алгоритмы цифровой фильтрации сигналов, используемых в различных системах автоматического регулирования с обратными связями. Полученные знания я применил в своих научных исследованиях. В частности, я разработал новую оптимальную структуру фильтров системы управления статического тиристорного компенсатора, благодаря чему стало возможным повысить быстродействие компенсирующего устройства и уменьшить колебания напряжения в системе электроснабжения дуговой печи.

– Хватило знаний по английскому языку?

– По английскому языку – да, но возникла проблема в общении с местным населением. В университете было легко общаться с преподавателями, студенты говорят уже похуже, а выйдешь в город – там разговаривают только по-турецки, и с ними мы общались жестами. Потом выучили турецкий язык. Это было жизненно необходимо, потому что в городе нас никто не понимал и мы ничего не понимали.

– Как Вы проводили свободное время?

– Международный отдел университета организовывал экскурсионные поездки по городу, по стране. Мы были в городе Амасра, расположенном на Черном море, в Анкаре, в старом Сафранбулу и других. Старый город Сафранбулу очень понравился, там очень красивая архитектура, дома построены 600–700 лет назад. Если кто-то хочет построить дом, то должен выдержать архитектурный стиль. Мы были первыми русскими в этом городе. На территории университета есть огромный футбольный стадион, где выступают с концертами местные группы. Стадион забит студентами полностью, там такая энергетика, что просто не передать словами.

– Чем запомнилась поездка больше всего?

– В Турции как-то выпал снег и лежал целую неделю. Ему радовались все от мала до велика. Бородатые старики кидались снежками, валяли друг друга в снегу. Было здорово!
Университет поразил своими размерами, он занимает огромный район, где проживают и учатся 40 тысяч студентов, а в городе проживают 120 тысяч человек.

Я считаю, что студенты не должны упускать возможность поучиться в другом вузе, получить хороший опыт общения с другими людьми на незнакомом языке, налаживания контактов с людьми другой культуры, выучить новый язык, совершенствовать английский.

Ирина Портнова