Программа Tемпус (Tempus) действует с 1990 г., финансировалась ЕС и направлена на поддержку процессов модернизации высшего образования в странах-партнерах из Восточной Европы, Центральной Азии, Западных Балкан и Средиземноморья, главным образом, через проекты межвузовского сотрудничества.
МГТУ им. Г.И. Носова является членом консорциума в рамках проекта Tempus EcoBRU «Экологическое образование для Беларуси, России и Украины», начавшегося в 2014 году. Координатором проекта EcoBRU от МГТУ является профессор кафедры промышленного транспорта А.Н. Рахмангулов.
– Это трехлетний проект, участниками которого являются 25 университетов и организаций из России, Украины и Белоруссии, – рассказывает Александр Нельевич. – В числе зарубежных членов консорциума – университеты из Германии (г. Падерборн), Словакии (г. Жилина), Чехии (г. Брно) и Латвии (г. Рига). Нашим координатором является Бременский университет (Германия).
Локальная практическая цель проекта – разработка дистанционных курсов по переподготовке учителей школ и преподавателей колледжей в области экологического образования. Цель стратегического плана – формирование экологического сознания у детей, экологического поведения и экологического стиля жизни, в перспективе – переход от экологического образования к образованию для устойчивого развития. Мы не занимаемся ни мониторингом экологической ситуации, ни экологическими исследованиями. Tempus – это образовательный проект. Задача проекта – донести до учителей и преподавателей основы экологических знаний с тем, чтобы они совершенствовали свои дисциплины с учетом современных экологических требований. Разработкой дистанционных курсов в рамках проекта в МГТУ занимаются преподаватели кафедр ГМДиОПИ и РМПИ – известные представители отечественной школы в области экологии. Концепция наших дистанционных курсов, которую мы представляли на последнем координационном совещании, получила высокую оценку европейских специалистов в области экологического образования и устойчивого развития.
– Как в целом Вы оцениваете состояние экологии и экологического образования и у нас в стране и в вузе в частности?
– Экологическая обстановка требует приложения усилий для ее улучшения, в том числе и в плане совершенствования экологического образования.
Не случайно в качестве целевых групп дистанционных курсов выбраны учителя школ и преподаватели колледжей. В соответствии с концепцией устойчивого развития, предполагающего рассмотрение в комплексе не только вопросов охраны окружающей среды, эффективного использования природных ресурсов и поддержания экосистем, но также и успешного функционирования общества и экономики, экологическое поведение, экологическое сознание необходимо выстраивать с самого раннего возраста. Чем раньше этой проблемой начинать заниматься, тем эффективнее. Например, успешное повсеместное распространение в Европе системы раздельного сбора мусора – это не только обязанность, поддерживаемая довольно серьезными штрафами, это стиль жизни, формируемый школой, примером родителей, бытовыми условиями.
Особенность концепции разрабатываемых в МГТУ курсов повышения квалификации учителей школ заключается в системном рассмотрении вопросов экологии в преподавании различных учебных дисциплин. На «школьном» уровне концепцией предусматривается изучение базовых вопросов взаимосвязи экологии, ресурсосбережения и экономики, являющихся базисом экологического поведения учеников. На уровне среднего специального образования – это уже специфические вопросы оценки вредного воздействия на окружающую среду, защиты гидросферы и переработки отходов, определяющие экологическую компетентность выпускников колледжей.
В рамках проекта были организованы три недельные стажировки преподавателей МГТУ – разработчиков дистанционных курсов в Бремен и Падерборн (Германия), Ригу (Латвия) и в Жилину (Словакия) с целью освоения европейского опыта реализации концепций экологического образования и образования для устойчивого развития, знакомства с методологией интеграции вопросов экологии в программы различных учебных дисциплин, а также с результатами экологических исследований и практикой реализации решений в области экологии.
Елена Юрьевна Дегодя, к.т.н., доц. каф. ГМДиОПИ:
– Я проходила стажировку в Германии – в Падерборнском и в Бременском университетах, где прослушала 16 докладов по различным аспектам повышения квалификации преподавателей в области экологии и охраны труда. Мне интересно было узнать, как они преподают, какие там студенты, какие приоритеты выделяют в процессе обучения. После посещения иностранных вузов и училищ я сделала вывод, что в России достаточно качественная система образования, традиции которой мы все стараемся всё-таки сохранить и приумножить.
Практическая часть стажировки была связана с посещением профтехучилищ Падерборна и Бремена, а также г. Бремерхафена, где располагается кафедра по разработке ветрогенераторов. Как известно, Германия является одним из мировых лидеров по суммарной мощности установленных в стране ветряных электростанций.
Особый интерес у стажеров вызвало посещение двух предприятий по переработке и утилизации твердых отходов. Нам досконально были показаны и объяснены применяемые там технологии. На мой взгляд, тема переработки твердых бытовых отходов является самой актуальной в плане экологии во всем мире. Учитывая мой профиль образования считаю, что особых трудностей и сложностей в разработке технологии утилизации мусора нет: технически это не сложно и не затратно, абсолютно окупаемо. Проблема в сознании людей.
На сегодня в Германии используется шесть типов контейнеров для сбора различного мусора. Они с разноцветными крышками, и всё население знает, с детского сада, в какой контейнер что выбрасывать: куда бумагу, куда стекло, куда пластик и т.д. Ошибешься – штраф до 100 евро. Там главное – не в камерах видеонаблюдения даже, которые около каждой мусорки, а в высокой сознательности населения.
Ольга Евгеньевна Горлова, к.т.н., доц. каф. ГМДиОПИ:
– Наша группа состояла из трех человек: я и коллеги из Ростова-на-Дону и Белоруссии. В университете, где проходила стажировка, (г.Жилина, Словакия), традиционно занимаются проблемами транспорта, а на строительном факультете – оценкой воздействия его выбросов на окружающую среду. Интерес вызвала мобильная лаборатория, которая забирает пробы воздуха из разных районов города и на крупных автомагистралях страны, анализирует их на содержание частиц различной крупности и химического состава. Далее, при помощи имитационного моделирования транспортных потоков вырабатываются решения по корректировке организации продвижения этих потоков так, чтобы удовлетворить спрос на движение и, в то же время, не создавать пробок и, следовательно, излишних выбросов в атмосферу. В Жилинском университете экологические решения используются и в учебном процессе – при помощи датчиков, установленных в аудиториях, непрерывно анализируется содержание взвешенных частиц в воздухе, определяются периоды наибольшей загрязненности с тем, чтобы учесть этот фактор при составлении расписания и обеспечить оптимальную загрузку аудиторий. Запомнилась экскурсия в студенческий бизнес-инкубатор.
Ольга Викторовна Петрова, к.т.н., доц. каф. РМПИ.
– Моя стажировка проходила в Латвийском университете, г. Рига. На семинарах нам рассказали об организации образовательного процесса в университете, мы обсудили проблемы управления отходами, экологического дизайна и экономической экологии. Были организованы экскурсии по университету и на полигон по переработке твердых бытовых отходов, созданном на месте свалки. В процессе захоронения твердых бытовых отходов при помощи специального оборудования собирается выделяющийся метан, который подается на турбины для выработки энергии. Попутно улавливается тепло, используемое для отопления теплиц, в которых выращиваются помидоры. Рижане очень гордятся своим полигоном, тем, что они полностью восстановили ландшафт на месте свалки – полигон сейчас внешне выглядит как зелёный луг, используемый в качестве пастбища.
Латвийские коллеги рассказали о своих образовательных модулях, на каких вопросах и проблемах делают акценты, сколько они выделяют часов на семинары, а сколько – на практическую работу. Поразило наличие в Латвийском университете развитого экологического направления с огромным количеством разнообразных профилей, а также новые подходы к решению экологических проблем.
В заключение координатор проекта А.Н. Рахмангулов отметил, что наши ученые и преподаватели, к сожалению, не часто принимают участие в подобных международных мероприятиях, поэтому много времени тратят на то, чтобы быть в курсе последних достижений в области науки и образования. Три проекта Tempus, реализуемых в МГТУ, а также работа руководства университета по интенсификации международной деятельности создают условия для работы с западными коллегами «бок о бок», в одном темпе, в одном информационном поле.
Инесса КИМ