В мессенджеры: Нет

Российская педагогика славится на весь мир. По системе развивающего обучения Л.В. Занкова в рамках государственной образовательной программы учатся сейчас школьники Норвегии и Японии, Чехии и Молдавии, а также многих других стран.  Не является исключением и Бразилия, куда с просветительской миссией,  по приглашению руководства университета UFU г. Уберландии, штат  Минас-Жерайс, в начале мая отправилась доцент кафедры педагогики Магнитогорского государственного технического университета к.п.н. Л.Г. Гусева, практикующая эту систему.

В течение последних двух лет Людмила Григорьевна сотрудничала с преподавателем этого бразильского вуза Роберто Пуэнтесом, под руководством которого в UFU создана исследовательская группа по развивающему обучению. Так как в Бразилии подобных систем обучения не было, зарубежных коллег интересуют системы развивающего обучения российских ученых Д.Б. Эльконина и Л.В. Занкова. В 2016 году, с 9 по 11 мая, в UFU прошла III Международная конференция «Развивающее обучение: жизнь, идеи и труды российских ученых». Людмила Григорьевна все эти дни выступала с четырьмя докладами, читала лекции преподавателям и студентам, вела семинары, в свободное время посещала школы и детские сады, беседовала с учителями. В этом же форуме также приняла участие с докладом профессор кафедры психологии МГТУ М.В. Мусийчук.

Людмила Григорьевна, в чем суть развивающего обучения?

– Российского психолога Л.С. Выготского, чьи исследования завоевали мировое признание, называют Моцартом психологии XX века, его труды переведены на все языки мира. Он выдвинул положение о зоне ближайшего развития. Согласно ему, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве (одно и то же задание выполняется в сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно). До него существовало мнение, что сначала необходимо, чтобы ребенок развился, а потом уже его можно обучать, но ученый сказал: «Необходимо учить ребенка, чтобы он каждый день продвигался в зону своего ближайшего развития». Это заявление вызвало бурную дискуссию. По «системе Занкова», ставшего последователем великого психолога, сейчас обучают во многих начальных школах – он был первым практиком, который вживую показал, как же реализовывать положения о зоне ближайшего развития, как планировать обучение ребенка.

Каков результат Вашего визита в Бразилию?

– Самое главное – ректором бразильского Федерального университета Уберландии (см. фото) был подписан договор о сотрудничестве между МГТУ и UFU. Это дает возможность для обмена студентами, сотрудничества бразильских и российских преподавателей, совместных публикаций, участия в конференциях. Также подписаны договоры с университетами UFSC, г. Флорианополис и UNESC, г. Крисиума. Все три вуза приглашают наших студентов на бесплатное обучение в рамках договора между вузами, а МГТУ – бразильских.

С UNESC, г. Крисиума, у нас развивается совершенно замечательное сотрудничество: в этом вузе проходит обучение уже пятая студентка из МГТУ; опубликовано более 10 статей наших преподавателей в бразильском научном журнале Criar Educacao, посвященном педагогическим вопросам в образовании, некоторые из них – в соавторстве с бразильскими профессорами.

В конце сентября планируется приезд в МГТУ профессора из UFU и его исследовательской группы на российско-бразильский семинар. Еще один профессор планирует свой визит к нам в 2017 г., а одна из магистранток в том же году приедет в наш вуз учиться на семестр.

Кроме пользы моей поездки для развития международного сотрудничества МГТУ, для себя лично я познакомилась со многими учеными, получила от них множество предложений о сотрудничестве, совместных публикациях, чем щедро делюсь с коллегами.

Бразильцы – очень доброжелательные открытые люди, у них огромный интерес к России, к нашей педагогике и психологии, к литературе и истории, а также… к металлургии (в Бразилии множество рудодобывающих предприятий). Удовлетворяя их повышенный интерес, я показывала им видеоролики об МГТУ и о Магнитогорске, рассказывала про Банное, про Абзаково, про хоккейную команду «Металлург», про природу и про огромный уникальный наш металлургический комбинат, про город и его жителей, про «Европу и Азию».

Инесса Ким