Студенты МГТУ им. Г.И. Носова вернулись из семестрового обучения (сентябрь-январь) в Высшей школе Чешские Будейовицы (České Budějovice) в рамках постоянно действующей стипендиальной программы Европейского союза «Erasmus+». Обучение за границей развивает кругозор, позволяет опробовать на себе разные системы обучения, завести друзей из разных стран, пройти языковую практику, познакомиться с культурой разных народов, ощутить международное студенческое братство, побывать в разных городах, почувствовать самостоятельность и ответственность при выборе предметов для обучения, а в результате дает возможность ещё больше ценить то, что имеешь здесь.
Серафима Курочкина, гр. ССб-13-1: «В чешском вузе мы сами выбирали для изучения предметы, которые пересекаются с учебной программой в Магнитогорском техническом университете, и сами корректировали расписание. Бросалась в глаза разница в стилях преподавания и в том, что у чешских студентов больше свободы в выборе изучаемого материала, а по качеству образования мы не уступаем.
Люди там поражают своей открытостью, доступностью. Нет недоброжелательности. Те, кто приехал по программе Эразмус +, стремятся к общению, завести знакомства, поэтому общая атмосфера очень дружелюбная, приятная. Самыми располагающими к себе оказались студенты из Турции и Кореи, а веселыми – испанцы (мы порой уставали). Каждый рассказывает о своей стране. О чем мы рассказываем? О нашей погоде! О том, как надо одеваться (свитер и ушанка). В Чехии гораздо теплее, чем у нас, гораздо… В январе уже была плюсовая температура, снег растаял… Если раньше фетишем России был Гагарин, то сейчас – Путин. Его очень любят. Особенно китайцы!»
Евгения Пьянзина, гр. ЭЭб-14-4: «О программе я узнала от студента по обмену, который в прошлом году приезжал в наш вуз на обучение из Турции. Чтобы попасть на нее нужно, в первую очередь, большое желание, хорошие оценки и заниматься наукой. А специалисты из управления по международной деятельности подскажут дальнейшие действия. Кроме документов нужны справки из деканата об оценках, рекомендация и справка о владении иностранным языком (я с седьмого класса училась в английской школе, также изучала язык на выездных курсах за границей).
Мне очень понравилось учиться, общаться с людьми других национальностей и культур, во время таких поездок учишься толерантности, совершенствуешь язык: когда учишь его в школе, больше идет академический, а в общении – живой разговорный; учишься лучше понимать других людей. Так как учебные программы нашего и иностранного вузов разные, ты черпаешь лучшее из обеих. Их сложно сравнивать, они просто разные. В Чехии обучение направлено на развитие проектов, студент сам выбирает, что ему нужно, что он желает изучать, и в этом отличие. У нас всё больше структурировано, организовано, а там больше свободы. Экзамены, на мой взгляд, принимаются там мягче, чем у нас, т.к. они в письменной форме, а у нас студент один на один с преподавателем, который его гоняет по всем разделам своего предмета («ваш ответ на билет – это только начало нашего разговора»)».
Денис Малюков, ст. гр. ТТВб-15: «Я учусь на товароведа. Обучение в Чехии проходило интересно, для начала нам дали адаптироваться и выяснили, кто каким уровнем английского языка владеет. Некоторые студенты приезжали с очень слабым английским, а преподавание там велось на этом языке. В нашей группе были ребята из Испании, России, Казахстана, Кореи и Латвии. Все они были очень коммуникабельные, доброжелательные, не было каких-то политических конфликтов, не было языковых барьеров – все общались на равных, и это очень импонировало. Мы все легко находили друг с другом общий язык. Наше мнение как представителей русского народа с уважением принимали, как и мнения других. Все очень хотели выучить какие-нибудь фразы на русском языке. И мы их учили. Они уже и здороваться научились на русском, и приятного аппетита желать, и благодарить, и желать всего хорошего на русском, и это объединяло нас. Мы ощущали себя единой международной семьей, все друг друга поддерживали. Чувствовался живой интерес к России.
Наполняемость групп зависела от того предмета, какой мы выбирали. На каком-то предмете у нас в группе было 19 человек, а на каком-то всего четыре. Самым популярным был «Маркетинг. Менеджмент».
Досуг наш был насыщенным. Нас водили по достопримечательностям, в боулинг, в театр, мы ездили по странам Евросоюза, по городам – они там расположены близко друг от друга. Гуляли по городу, пили кофе, общались. Стипендия все наши расходы покрывала.
Антон Бахтин, ст. гр. ГМб-15-2: «В Чехии к русским очень хорошо относится старшее поколение, т.к. они еще помнят всё, что Россия сделала для их страны. Они очень отзывчивы, помогали во всём. Студенты очень доброжелательны ко всем, включая и нас. Там другой формат обучения. В Чехии ты работаешь сам на себя. Лично мне было интересно всё, потому что не так много ходишь на теоретические занятия, сколько выполняешь практическую работу, собственный проект, при этом ты вникаешь во всё, что ты делаешь, не остается непонятого – формулы, исчисления, теория. Экзамен там состоял на 70 процентов теории и 30 процентов сам проект, который было очень интересно делать в группе на основе личных исследований. Обучение шло на английском языке, и мы тоже тренировались, рассказывали о своих проектах по-английски. Учили, как правильно рассказывать, презентовать данный проект, потому что дают оптимальные рамки, форматы. Например, сравниваешь несколько компаний, при этом нет конкретных целей, ты должен сам придумать и полностью ее изложить, чтобы всем было понятно.
Там больше идет углубление в предмет. Их немного, но каждый прорабатывается, и при этом у них больше получается увлечь студента нестандартным подходом к обучению.
Досуг у нас состоял в основном из путешествий, чему способствовал не такой уж плотный график учебы. Там больше нагрузки на самостоятельные занятия. Например, ты делаешь пять проектов. И даже если ты не на парах, ты всё равно над ними работаешь. Причем время для посещений вуза не ограничено: когда хочешь, тогда и приходи работать над проектом, хоть ночью».
Беседовала Инесса Ким