В «стальное сердце» нашей Родины вернулись студенты института металлургии, машиностроения и материалообработки МГТУ им. Г.И. Носова Полина Макарова и Илья Севастьянов, прошедшие семестровое обучение по программе академической мобильности «Bilateral agreements» в Падуанском университете (г. Падуя, Италия).
Почему на лекциях итальянцы сидят на полу, чем отличились российские студенты и каково в 22 года иметь 19-летний опыт изучения английского языка – читайте в интервью с участником программы обмена Полиной Макаровой.
- Что ты изучала в Падуанском университете?
- В Италии ты сам можешь выбрать дисциплины, которые хочешь изучать. Я выбрала «технологии конструкционных материалов», «теорию игр», «дизайн процесса», «наноструктуру материалов». Технологии конструкционных материалов – единственный предмет, похожий на то, что я изучаю в МГТУ, остальные дисциплины были новыми для меня.
- Да, это очень интересная наука, о которой можно рассказать в отдельном интервью (смеется). Суть ее в том, что человек, «играя», применяя математический аппарат теории игр, может получить конкретное решение проблемы, равнозначно одинаковый хороший результат. Эта теория тесно интегрирована с линейным программированием и широко применяется в экономике, политике, в том числе в выборах. Изучая этот предмет, нам пришлось прочитать учебник объемом 600 страниц на английском языке.
- Так понимаю, после такой практики владеешь английским в совершенстве
- Мой опыт в английском более 19 лет, поэтому трудностей с пониманием не возникало..
- Да, я в три года стала изучать английский язык - спасибо родителям. Сейчас не могу представить свою жизнь без этого языка, я думаю на нем, смотрю YouTube исключительно на английском, фильмы на английском, слушаю английскую музыку. Но я не рассматриваю английский язык в качестве основной работы, это как минимум важно для развития, эрудиции, кругозора. Кстати, это неправда, что итальянцы не разговаривают на английском языке. В той или иной степени, но они знают язык, и продавцы в магазинах, и пожилые люди смогут ответить на английском, чего, к сожалению, не скажешь о России.
- А в системе образования есть разница?
- В Италии очень хорошо развита система Moodle - система образовательного портала: все регистрации на экзамены, курсы происходит через Moodle самостоятельно. Это, безусловно, плюс. Все компьютеризировано, тебе не нужно никуда бегать, и это экономит большое количество времени. Еще в Италии студенты иначе относятся к получению образования, они осознают, что это нужно только им, а не преподавателям или еще кому-то. Там происходит очень жесткий отбор. В группе может быть до 300 человек и естественное сопротивление и здоровая конкуренция ощущается даже по тому, как ты приходишь на пару. Ты должен занять себе лучшее место или хотя бы какое-то место за партой, потому что если ты придешь за 5 минут до начала урока или опоздаешь, то тебе просто не найдется места, и ты будешь сидеть на полу, писать лекцию на коленях. А итальянцы - нация неспешная…
- Так понимаю, из обучающихся на полу большинство итальянцев?
- Да (смеется). Еще, как мне показалось, итальянцы неохотно делятся наработками, информацией, потому что понимают, что если «не ты, то тебя». Они понимают важность образования. Преподаватели строго принимают экзамены, и у них в принципе нет понятия «автомат». Еще на парах нет активного диалога преподавателя со студентами, скорее монолог преподавателя и методичное записывание студентами всего, что происходит на презентации.
- Какие знания, навыки, приобретенные в МГТУ, тебе очень пригодились в Италии?
- Мы очень приближены к практике, знаем процессы изнутри, ходим на практики на комбинат, поэтому мне было намного легче. Профессор Стефания Бруски в какой-то момент поняла, что я очень осведомлена в вопросах практики, и когда мы дошли до темы прокатки, она попросила меня подготовить презентационный материал и представить его одногруппникам. Дать презентацию на международном уровне – здесь даже был собственный интерес – смогу/не смогу. Я согласилась, презентация прошла на «ура», студенты были приятно удивлены. После моего выступления два студента – материаловеда изъявили желание приехать учиться в наш университет. В сентябре они приедут в МГТУ им. Г.И. Носова.
- Твоя заслуга!
- Это не моя заслуга. Я хочу сказать, что если бы не МГТУ и, в частности, не заведующий моей кафедрой, проректор по международной деятельности Алексей Георгиевич Корчунов, который разглядел мои навыки, этой учебы не было бы в моей жизни. Я благодарна Алексею Георгиевичу, кафедре проектирования и эксплуатации металлургических машин и оборудования и университету в целом за то, что МГТУ стремится сотрудничать с зарубежными вузами. Я считаю, что это достоинство университета высокого класса. Мы живем в небольшом городе, но профессионалы у нас с большой буквы. Я со своим знанием английского языка не знала, какое оружие у меня в руках. Это очень важная поездка для меня. Хочу сказать студентам, что важно инвестировать в себя, самосовершенствоваться. Чем больше сил, времени, денег вложишь в себя в молодости, тем больше пожнешь в будущем.
Светлана Артемова,
управление информационной политики