Профессор МГТУ им. Г.И. Носова Михаил Абрамзон и заведующий отделом классической археологии ИА РАН Владимир Кузнецов опубликовали книгу об уникальном кладе первых серебряных монет, отчеканенных в древности на территории современной России. Клад начала V века до н.э., найденный при раскопках древнегреческого города Фанагории, дал ответ на один из самых сложных и загадочных вопросов античной нумизматики – дата начала чеканки на Боспоре Киммерийском.
История этой удивительной находки началась пятнадцать лет назад. Во время раскопок древнего города Фанагория (Таманский полуостров) летом 2005 года сотрудники Фанагорийской экспедиции Института археологии РАН обнаружили небольшой глиняный кувшинчик со 162 серебряными позднеархаическими монетами в стене жилого дома V в. до н.э., принадлежавшего зажиточному ювелиру. Дом, как и весь квартал древнего города, был уничтожен мощным пожаром в ходе штурма Фанагории персами.
Исследованием бесценного клада занялись известные отечественные специалисты по классической археологии и античной нумизматике – зав. отделом классической археологии ИА РАН, директор государственного археологического музея-заповедника «Фанагория», начальник Фанагорийской экспедиции Владимир Дмитриевич Кузнецов и ведущий сотрудник Института археологии РАН, директор НИИ исторической антропологии и филологии МГТУ им. Г.И. Носова, профессор Михаил Григорьевич Абрамзон.
«Огромная работа над этим кладом длилась пятнадцать лет. Такой временной промежуток позволил, в частности, провести археометрические исследования на самом современном оборудовании, еще не доступном нам в 2005 году. Например, помимо рентгенофлуоресцентного анализа, который позволяет определить химический состав металла монет, впервые в России за всю историю исследования античных монет был применен высокоточный изотопный анализ Pb в серебре. Этот метод позволил установить месторождения металла и источники серебра для изготовления монет, то есть откуда боспорские центры и получали этот металл. Здесь мы видим несколько источников – Тавр в Турции, рудные месторождения в бассейне Эгейского моря, Лаврионские рудники рядом с Афинами, регион северной Эгеиды - Киклады, а также серебро из Ирана, что позволяет говорить о связях с Персидской державой Ахеменидов», - рассказывает Михаил Григорьевич.
Уникальность открытия этого комплекса заключается в том, что это самый ранний из всех известных кладов древнейшего серебра в Северном Причерноморье. То есть найденные монеты – это первые деньги, отчеканенные в древности на территории нынешней России. Эта находка пролила свет на датировку первых боспорских монет, которая до сих пор основывалась на предположениях. Теперь учеными надежно установлено время начала монетной чеканки на Боспоре (прим. Керченский и Таманский полуострова) и на древней территории современной Российской Федерации в целом.
«Установить дату начала боспорской чеканки нам помогли следующие факты. Во-первых, клад был найден в слое пожара, связанного с вторжением персов в Фанагорию в 480 году до н.э. Во-вторых, клад показывает, что монеты отчеканены по эгинскому весовому стандарту, который в 480 году в результате установления над Боспором персидского протектората сменился на персидский. То есть 480 г. до н.э. – это верхняя граница архаической чеканки. Далее, подсчитав количество представленных в кладе штемпелей, мы установили, что время чеканки монет составляло не более 15 лет.
Таким образом, дата начала производства монет восходит, скорее всего, к 494 году до нашей эры. В этот момент было окончательно подавлено восстание греков против персов в Ионии, и, спасаясь от гнета последних, ионийские переселенцы бегут на Боспор. Их развитая экономика и опыт чеканки монеты потребовали начать там денежное производство. Так что представленные в кладе деньги чеканились от 494 до 480 года до н.э., в котором персы поддержали приход к власти на Боспоре тиранов Археанактидов, и те, естественно, сменили эгинский стандарт на персидский».
Однако важнейший вопрос античной нумизматики о начальной дате боспорской чеканки невозможно решить без исследования первопричин возникновения монетной формы денег на Боспоре. Почему здесь, на окраине античного мира, появились металлические деньги? Почему был выбран именно эгинский стандарт, популярный не во всем греческом мире? Как политика, войны, исторические события, экономика, урбанистика, бум строительства, религия влияют на трансформацию весового стандарта монет?
Изначально ведущими археологами из ГМИИ им. А.С. Пушкина была предложена гипотеза, что деньги начали чеканить в Пантикапее (прим. древнегреческий полис Причерноморья, столица Боспорского царства, совр. Керчь) во время бума городского строительства в 510-480 гг. до н.э. Это мощное строительство потребовало привлечения огромных людских ресурсов - строителей, каменщиков, плотников, и возникла необходимость в оплате их низкоквалифицированного труда – в денежной форме, местными деньгами. Отсюда впервые появились местные серебряные монеты. Однако исследователи Фанагорийского клада считают такую точку зрения несколько упрощенной. В своей книге В. Кузнецов и М. Абрамзон детально рассмотрели все причины, по которым монеты были впервые введены в обращение на Боспоре, и изложили свой взгляд на развитие монетизации Боспора Киммерийского, где прежде был распространен товарообмен-бартер.
«Начеканить деньги, чтобы оплачивать труд рабочих, занятых на строительстве, – это недостаточное условие для возникновения монетной чеканки. Чтобы население стало принимать эти монеты определенного веса и металла в качестве денег, нужно заключить специальный договор между общинами. В греческом мире существовала такая практика: прежде чем отчеканить деньги, города, объединившиеся в особый религиозный союз или военно-политическую конфедерацию, договаривались между собой об использовании монет определенного металла (золото, серебро, электр), веса и курса в качестве денег. Поэтому появление денег обуславливалось, прежде всего, готовностью общества к монетизации в определенных сложившихся политических и экономических условиях. Например, в самом Пантикапее от основания города до появления в нем первой собственной монеты прошло почти сто лет. То есть целый век пантикапейцы использовали электровые монеты г. Кизик во внешней торговле и бартер при контактах с местными племенами, а затем на фоне бартерных отношений постепенно стали зарождаться монетизированные отношения. Боспор входил в ареал эгинской торговли, и древнейшие местные монеты эгинского стандарта, естественно, появились в нем по этой причине».
Результаты детального исследования Фанагорийского клада древнейшего серебра и экономических предпосылок начала чеканки на Боспоре изложены в недавно вышедшей в свет книге В.Д. Кузнецова и М.Г. Абрамзона «Клад позднеархаических монет из Фанагории» (М.: ИА РАН, 2020).
Открытие уникального клада связано с другой сенсационной находкой мирового значения. При раскопках акрополя Фанагории археологи обнаружили фрагмент мраморной стелы с клинописной надписью персидского царя Дария I. Предполагается, что царская стела была установлена в Фанагории после того, как Боспор оказался под властью персов в 480 г. до н.э. По мнению ученых, на стеле сохранилось не более 15% информации.
Открытие царской персидской надписи за пределами Персидской империи вызвало огромный резонанс в научном мире. Находке посвящена международная конференция в Румынии осенью этого года.
«Самый ранний боспорский клад и персидская надпись, без преувеличения будет сказано, относятся к находкам экстра-класса. Они дают возможность оперировать не умозрительным заключениями, а конкретным историческим источником. Оба наши открытия сейчас бурно обсуждаются в научном мире. Наша книга будет опубликована в Англии в следующем году, а предисловие к ней написал выдающийся специалист по античной нумизматике, ученый из Бельгии, секретарь Международного нумизматического комитета, профессор Франсуа де Каллатай», - заключил Михаил Григорьевич.
Исследованию крупнейшего античного археологического памятника России – Фанагории Михаил Григорьевич посвятил уже почти тридцати лет. За это время им опубликовано свыше двадцати монографий и каталогов по античной нумизматике, значительная часть которых посвящена денежному обращению этого древнего города, существовавшего с VI в. до н.э. по XI в. н.э.