В мессенджеры: Нет

Заведующая кафедрой языкознания и литературоведения доктор филологических наук, профессор Светлана Рудакова: о феномене счастья, судьбе книг в эпоху Тик-Тока и поиске вдохновения.

В марте 2022 года научный коллектив кафедры совместно с коллегами из Дебреценского университета (Венгрия) завершил работу над двухлетним исследованием феноменологии счастья в русской литературе ХVIII – ХХ вв. Ученые провели ряд совместных семинаров с участием магнитогорских и венгерских студентов, в ходе которых обсудили эвдемоническую проблематику в произведениях русской классической литературы. Проект реализован в рамках гранта, поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований и фондом «За русский язык и культуру в Венгрии».

«Вопрос счастья в русской литературе становится актуальным с эпохи Нового времени, с 18 века, когда на смену христианоцентричной литературе приходит светская. Именно с этого времени писатели пытаются найти некую формулу счастья, открыть тайну этого понятного и совершенно загадочного явления человеческой жизни. Чтобы выяснить национальные особенности в трактовке счастья, соотнести их с общеевропейским процессом поиска счастья, мы с коллегами исследовали огромный корпус текстов, начиная с эпиталам Кариона Истомина и торжественных од М. Ломоносова, Г. Державина и заканчивая произведениями В. Пелевина, С. Сорокина, В. Токаревой, Л. Улицкой, М. Палей», - рассказывает руководитель проекта Светлана Викторовна.  

В исследовании ученые использовали не только традиционные филологические методы, но и феноменологический, концептный, аксиологический методы анализа. Кроме того, литературоведы обращались к статистическим данным в Национальный корпус русского языка, в том числе Поэтический.

В последние десятилетия вопрос о счастье привлекает все большее внимание исследователей, и это не только филологи, философы, психологи, но и социологи, экономисты, представители бизнес-структур. В европейском и мировом научном пространстве создаются целые институты, которые пытаются понять, что такое счастье. В поисках ответа исследователи обращаются к материальным эквивалентам для того, чтобы счастье можно было измерить в количественных показателях. Так, Британский исследовательский центр разработал Всемирный индекс счастья, отражающий уровень счастья среди населения в разных странах мира. По состоянию на 2021 год лидирующие позиции в этом списке занимают такие страны, как Коста-Рика, Вануату, Колумбия, Швейцария, Эквадор. В первую десятку также входят Панама, Ямайка, Гватемала, Гондурас, Уругвай. Россия занимает 131-ю позицию среди 152 исследуемых государств.

«Мы видим, что экономическая составляющая отнюдь не является определяющей в ощущении счастья. И самые счастливые страны – это не процветающие страны с развитой экономикой. Счастье – важнейший феномен духовной жизни человека, связанный с системой ценностей людей, с поиском ими смысла жизни, пониманием своего предназначения. Изучив образы, символы, темы, идеи, мотивы, составляющие многоликий «текст Счастья», мы предложили системный взгляд на проблему национального представления о счастье», - поясняет профессор.

Исследовав широкий круг произведений, ученые пришли к выводу, что единой формулы счастья нет. Однако различные представления о счастье писателей и поэтов ХVIII ХХ веков так или иначе связаны с душой. Именно духовная работа дает человеку возможность на какое-то время постичь состояние счастья или приблизиться к нему.

«Для меня счастье многогранно. Оно зависит от ситуации, времени, настроения, окружения. Как верно заметил И.А. Бунин: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. / А счастье всюду». Не нужно устремляться к чему-то одному. Нужно понимать, что то, что тебя сейчас окружает, даже если это трудности, - может стать залогом счастья или даже некой формой приближения к нему. А может оказаться самим счастьем. Как сказал Е.А. Боратынский: «И ко счастью иногда / Неожиданно приводит / Нас суровая беда», - добавляет Светлана Викторовна.

Результаты исследования по феноменологии счастья отражены в многочисленных статьях участников проекта, представлены на всероссийских и международных конференциях в Москве, Липецке, Калуге, Нижнем Новгороде, Мураново, Нижневартовске, Гомеле (Беларусь), Брно (Чехия). Главным итогом работы над проектом стала монография «Феноменология счастья в русской литературе XVIII-XX вв.». Силами научного коллектива создан также фильм в жанре вербатим «Что такое счастье?» с участием студентов института гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова (фильм доступен по ссылке https://vk.com/lyudi_slova?z=video-107373157_456239297%2Fvideos-107373157%2Fpl_-107373157_-2).

Рассуждая о судьбе книг в цифровом мире, Светлана Викторовна признается, что, как классик, она по-прежнему отдает предпочтение бумажным вариантам. На вопрос, упал ли интерес к чтению у студентов в эпоху Тик-Тока, отвечает:

«Не скажу, что студенты стали меньше читать. Они просто стали больше читать другую литературу. Да, их стало сложнее мотивировать прочитать те обязательные классические произведения, которые составляют золотой фонд русской и мировой литературы, потому что у студентов появилось много других возможностей. Сейчас в Интернете представлено огромное количество самой разнообразной литературы, и важно включать критическое мышление и отличать подлинное от мнимого, содержательное от пустого, чему мы и пытаемся научить своих студентов».

Светлана Викторовна убеждена – книга будет жить вечно. Не важно, в каком формате - бумажном, рукописном, электронном, виртуальном. «Пока жив человек, в нем будет жить потребность к духовному знанию, к созданию эстетической реальности, в которой можно прожить иную жизнь», - добавляет профессор.

Помимо отечественной литературы у Светланы Викторовны есть еще одна страсть в жизни – лес, для нее он - источник силы, успокоения и вдохновения.

«Я очень люблю лес. Не потому, что там можно собирать ягоды, грибы, - это вторично. Важнее просто оказаться в этом мире, так как для меня лес обладает какой-то чарующей магией. В нем я черпаю энергию и вдохновение. Люблю ездить в Аскарово и считаю, что красота наших башкирских лесов, рек, гор ни с чем не сравнима».


 

1
10
2
3
4
5
6
7
8
9