В мессенджеры: Нет

Доцент кафедры дошкольного и специального образования института гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова Елена Мицан попала в пятерку лучших спортсменов на фестивале скайраннинга Red Fox Elbrus Race 2023, который проходил на склонах Эльбруса. Спортсменам необходимо было преодолеть «Вертикальный километр» и забег на Эльбрус, что входит в число самых известных гонок в России.

В Приэльбрусье Елена поехала в третий раз и всегда перед этим ставит для себя цель, каждый раз она новая.

«Например,  в прошлом году я ездила в мае и поставила себе задачу попробовать зайти на Эльбрус и ощутить те чувства, которые свойственны человеку на определенной высоте и местности. Летом у меня была задача акклиматизироваться на высоте  до 3500 м, так как гонка у меня была до высоты 3200 м. В этот раз у меня была задача выполнить условия Всероссийских соревнований в рамках Кубка России по скайраннингу: «Вертикальный километр» – первый старт,  забег на Эльбрус – второй. Нужно понимать, что заходить и забегать на Эльбрус  – это разные вещи в вопросах подготовки, философии, настроя. Когда в рамках тренировок я зашла на Эльбрус, мне казалось, что я сделала это спокойно, но оказалось, что работа длилась больше 6 часов. Гликоген в мышцах потратился, психологически я очень сильно устала, к началу соревнований  была просто опустошена. «Вертикальный километр» меня просто добил.  Перед стартом основного забега я понимала, что никуда уже сегодня не смогу бежать, поэтому летом задача была поработать над скоростью на этих высотах и сейчас я тоже ехала, чтобы адаптироваться и подготовиться именно к соревнованиям. В этом году я хотела выступить на соревнованиях хорошо. Это был высокий ранг соревнований, до участия допускались спортсмены с разрядами не ниже 1 скайраннинга, уровень конкуренции был очень высокий», - поясняет Елена Мицан.

На соревнованиях выступали сильнейшие спортсмены. Перед стартом организаторы выкладывали статистику участников.

«Вертикальный километр»

На поляне Азау 5 мая в 7 утра стартовал «Вертикальный километр»   самый высокогорный забег в Европе. Стартовали участники чуть выше поляны Азау на высоте 2450 м, финиш на 1000 м выше на станции «Мир».

«Я считаю, что в этот раз у меня получилось очень хорошо выстроить подготовку, потому что результат на «Вертикальном километре», по сравнению с прошлым годом, я улучшила на 2 минуты и стала 7-й, в прошлом году я была 9-й в Кубке России. Я понимала, что соревноваться будут 10 очень сильных молодых девчонок до 30 лет. Когда тебе уже 46 и когда тебе 28 – это очень большая разница.  Мой муж сказал, что я обидела половину сборной, по сути, я опередила молодых сильных спортсменок и считаю это отличным достижением», - вспоминает Елена Леонидовна.

Тренировку к «Вертикальному километру» Елена подбирала специально для себя, изучив, как это делают альпинисты и другие спортсмены высокогорники.

«При моей тренировке мне не подходили планы альпинистов, потому что у них медленное восхождение – это, например, я набираю высоту 1000 м, потом спускаюсь чуть-чуть на 200 м и ночую, потом снова на –  1000 м, спускаюсь на 200 м – ночую, мне такое не подходит. У меня на высоте всего два места, где я могу ночевать – это «Бочки» на  3800 м, либо поляна Азау – 2500 м. И где-то в палатке, в снегах, в пургу, метель ночевать – не для меня, потому что мне надо хорошо высыпаться, чтобы днем сделать эффективную тренировку. Поэтому у меня была задача акклиматизироваться на высоте 3500-4000 м, чтобы я здесь смогла показывать скорость, а дальше уже просто быстрое восхождение», - рассказывает спортсменка. 

Забег на Западную вершину Эльбруса

Утром 7 мая стартовал забег на Западную вершину Эльбруса (5642 м). Забежать на вершину можно, стартовав или на Азау, или с «Бочек». Причем непредсказуемая погода Эльбруса в этот раз внесла свои коррективы. Два дня  погода позволяла бегать на склонах, но в день соревнований скайраннеров встретили ветер и метель. Организаторы решили не делать забег до вершины, а проводить гонку с разворотом на высоте в 4500 м (низ скал Пастухова) и с финишем на «Бочках».

«Мы поднялись на «Бочки»,  уже оттуда был старт на вершину, но буквально за 15 минут до старта началась пурга. Когда нас выстроили на стартовой черте, была уже нулевая видимость и организаторы сказали, что будет разворот, то есть сначала предполагалось, что я стартую на «Бочках» с высоты 3800 м, на 5642 м – я финиширую и свободна, время зачитывается. Но организаторы закрывают вершину, потому что там ветер 28 километров в час, это очень опасно. Высотные судьи спустились до высоты 5100 м, потом спустились еще, потому что ветер срывал все на своем пути, снег был очень жесткий,   за него даже кошками зацепиться нельзя, он становится как стекло. На одной из тренировок я зашла на 5100 м, оглянулась, а за моей спиной уже и следов моих не было, такие ветра стояли. Нам пришлось менять планы и одежду, думать, что в итоге брать с собой. Когда ты бежишь на гонку, то по требованию у тебя должна быть обязательно штормовая куртка, три слоя одежды, легкий пуховик, кошки, альпинистская обвязка, самостраховка, а также питание, гель и вода. А я кофту, которую обычно надеваю под штормовую куртку, оставила внизу, я не знала в чем же пойду на вершину, были мысли, что замерзну. Принимаю решение все обмундирование оставить,  пойти в штормовой куртке, беру с собой облегченные кошки и стартую. Мне удалось финишировать 4-й, но первые три спортсменки были очень сильными, кроме того они из  Иркутска и Сочи, все проживающие в горной местности, их организм уже привыкший  находиться на высоте, девушки молодые – члены сборной России», - говорит Елена.

Елене необходимо было добежать до точки, отметиться, развернуться и бежать вниз. Бежать вниз, по словам спортсменки, было самым страшным, так как из-за ветра была нулевая видимость, гремел гром.

«Ты бежишь вниз, спотыкаешься, так как ничего не видно, проваливаешься в снег, катишься кубарем, ищешь тропу не глазами, а с помощью трека на часах, возвращаешься на тропу и бежишь снова, это было очень экстремально, иногда попадались встречные участники и только по ним понимаешь, где находится тропа. Отследить  тропу под ногами было невозможно, поэтому с учетом того, что условия были очень сложными и соревнования проходили с лучшими из лучших, я считаю, что 4 место на Кубке России – это отличный результат», - признается Елена Мицан.  

                         Ни один рекорд не стоит жизни

Однажды при восхождении на Эльбрус Елена попала в нулевую видимость – молоко. При подъеме спортсменка видела только свои руки, палочки, на встречу к ней вдруг выехал туристический «буран», который возил туристов, а развернувшись, чуть не наехал на спортсменку.

«Оказалось, что он едет и ничего не видит, я оборачиваюсь и понимаю, что все кругом одинаковое, белое, закружилась голова, потому что мозг потерял ориентир. Так в горах Иремель и Таганай народ теряется, чуть с тропы сойдут и потерялись. Еще в декабре я боролась со своим страхом, когда меня спрашивали – собираюсь ли я на Эльбрус, то отвечала, что не знаю, я боялась не саму гору, а те испытания, которые она дает. Когда говорят, что Эльбрус  –  простая гора, то это не так. Эльбрус – это быстро изменчивая погода, сильные ветра, стеклянный ледяной снег, который очень опасен. Я видела, как на тренировке срывались спортсмены и летели вниз,  не всегда можно вылезти самостоятельно, часто прибегают к помощи спасателей. Я не могла рассчитывать на то, что если сорвусь, то смогу выбраться самостоятельно. В основном ты тренируешься один, можно улететь и остаться одной, пока не заметят твоей пропажи. Моя задача была вернуться живой и здоровой. Ни один рекорд не стоит жизни», - размышляет Елена.

Эльбрус – место самопознания и испытания

По словам Елены, гора Эльбрус настолько тяжелая, что высота выше 5000  м очень некомфортная для человека. Если погодные условия позволяют видеть, то вокруг только снег и камни.  Это место для людей с другой философией. Альпинисты – это люди с другим мышлением. Горы покорить нельзя, можно подняться до определенной высоты и спуститься в идеале живым.

«Для чего все это мне надо? Для меня  – это философский подход. Там жизнь другая, задачи четкие – остаться в живых, подняться, спуститься, не потерять сознание, оставаться в разуме на высоте. В прошлом году я поднималась с девушкой,  на спуске она мне сказала, что не помнит своего имени. Происходит кислородное голодание, начинаешь медленнее и тяжелее передвигаться, тебе кажется, что мышцы пустые, спина отнимается, так как идешь в наклоне. У некоторых начинает кружиться голова, тошнота. Ты все время ведешь диалог с собой, уговариваешь себя подняться выше. Я выше высоты 4600 м подниматься не люблю, не получаю от этого удовольствия. На высоте 2500-3500 м я кайфую, для меня все красиво, мне уютно. Поднявшись выше, ты попадаешь в облако и не видишь ничего, сказывается гипоксия, очень некомфортно себя чувствуешь, да и зацепиться глазом не за что», - поясняет Елена.

Елена Леонидовна объясняет, что в условиях гор человек остается с собой наедине, часто приходится преодолевать заоблачные нагрузки, много раз переходишь через себя, терпеть боль, недомогания и это все выводит на другой уровень понимания мира.

«Понимаешь, что не убранная комната, не мытая посуда, оставленная на столе, студент не во время сдал «хвосты» – это такая мелочь. Ты понимаешь, что самое важное – жизнь и здоровье родных и близких.  В горах осознаешь себя лишь песчинкой, у меня есть фото замершего в снегу комара и ты примерно такой же комар в бесконечности гор. Ты полностью перезагружаешься, видишь жизнь под другим углом. Ты вроде и здесь все это понимаешь, но осознаешь и чувствуешь именно там. Я становлюсь спокойнее и собраннее, когда возвращаюсь, суета мирская очень затягивает», - говорит Елена Леонидовна.

Спортивное детство, увлеченные родители и мечты

Елена с детства была очень упертым ребенком, когда на тренировках у девочки что-то не получалось, то без ведома тренера начинала тренироваться сама в то время, когда другие отдыхали, каждый раз делая больше, усложняя себе условия.  

Родители Елены увлекались спортивным туризмом. Когда-то поднимались на Пик Черского в Иркутске, папа не смог выполнить восхождение, так как почувствовал себя плохо, а мама с легкостью преодолела подъем.

«Мама мне сказала, что у меня гены отца и даже пробовать подниматься мне туда не стоит. У меня сработало обратное, может папа просто плохо акклиматизировался и, я решила самой себе доказать, что я смогу. Я много лет занималась биатлоном, потом лыжными гонками, а летом – бегала, а когда появился скайраннинг и был забег на Иремель, где я выполнила разряд, так и затянуло. Пару лет я даже была в сборной России. Как-то я бежала на Чемпионате по лыжным гонкам в Австрии на высоте 1700 м. На финише у меня закружилась голова, меня все начали объезжать, а я ничего поделать не могла, доехала кое-как, думала, что ничего не заняла, а оказалось, пришла 3-й, бежала, ничего не видя, все черное перед глазами было. Потом все остальные гонки я выиграла на высоте 1700 м, я поняла, что именно на четвертый день у меня организм испытывает сильнейший кризис, возможно, что и у папы было то же самое. С тех пор я выстраиваю тренировки в горах так, чтобы 3-4 день у меня был либо отдыхом, либо сброс высоты. После гор, дома мне так же плохо и трудно становится. Получается, что именно четвертый день при смене высоты организм выбивает, в этот день становится тяжело и просто хочется спать», - делится Елена.

Сегодня Елена мечтает побывать на Алтае и в Дагестане, совершить восхождение на вулкан  Камчатки, повторить маршрут родителей на Пик Черского, а  пока готовится к Парижскому марафону, который будет 28 мая. Елена признается, что спорт – это способ чувствовать себя сильной.

«Я не люблю чувствовать себя слабой, мне нравится быть активной, люблю строить планы, люблю смены постоянной деятельности. В этом году я смогла не только достойно выступить, но и выполнить обещание, данное директору института гуманитарного образования Татьяне Абрамзон – водрузила флаг нашего института на горе Эльбрус и сделала фотосессию для ИГО», - подытожила Елена Леонидовна.