В мессенджеры: Нет

В эти августовские дни в учебно-оздоровительном центре МГТУ им. Г.И. Носова «Юность» для иностранных студентов работает филологическая школа по программе изучения русского языка как иностранного и русской литературы. Подготовку проходят пятеро молодых людей из Италии, Великобритании и Чехии. Организатором уникального проекта является профессор Татьяна Евгеньевна Абрамзон.

Проект стартовал этой зимой, когда совершенствоваться в знании русского языка и литературы приехало четверо студентов Миланского университета. На летнюю школу итальянцы прибыли не полным составом – одна девушка по болезни вынуждена была остаться дома. Франческа Волпи, Грегорио Гайэта, Федерико Раффа, Анна Клементе и Алжбета Фродлова с 17 августа приступили к занятиям, которые проводят преподаватели кафедры языкознания и литературоведения, углубляющие их знания по русскому языку как иностранному и русской литературе, а теорию перевода читает доцент И.Н. Ремхе с кафедры английского языка.

Участники группы в полном восторге от всего, что они получают в летней школе. Молодые люди вполне осознанно выбрали именно этот проект, хотя могли бы отправиться в Москву или Петербург. Но, во-первых, качество обучения здесь их в высшей степени устраивает. А, во-вторых, узнать, понять Россию, чего им очень хочется, невозможно, не узнав глубинки.

- Все здесь отлично, - говорит (на очень приличном русском, как и все остальные) Франческа. - Я многому обучилась, узнала много новых идей по литературе, пополнила знания по русской лексике, оттенкам значения слов. Здесь есть возможность заниматься в малочисленной группе, получается почти индивидуальная подготовка, а это дает высокое качество. Есть возможность постоянно общаться с преподавателями, магнитогорскими студентками - тьюторами. Это очень полезно.

- Я учился в Москве на втором семестре третьего курса, - рассказывает Федерико, - но именно здесь, в Магнитогорске, я впервые услышал, например, о таких авторах, сказках и другой информации, которой не получал нигде. Обучающийся в этой школе не только получает профессиональные знания, но и ощущает щедрую душевную атмосферу. И это очень помогает процессу обучения, потому что студенты чувствуют себя эмоционально комфортно.

- Чтобы учеба шла хорошо, - добавляет Грегорио, - необходима очень качественная организация этого процесса. Здесь преподавателям удалось это сделать на самом высоком уровне.

Все больше узнавая Россию, Грегорио приходит к выводу, что русские очень похожи на них, итальянцев. Эту мысль горячо поддержала и Анна, которая тоже не впервые на Урале. А Алжбета призналась, что ей здесь настолько комфортно, что она чувствует себя как дома. Она, кстати, единственная, кто сама по интернету нашла информацию об этой школе и отправилась сюда для того, чтобы улучшить свой русский, который изучала 25 лет тому назад, для повышения качества своих переводов.

В школе студенты получают не только глубокие знания, но и прекрасно проводят свободное время. Организаторы продумали все до мелочей. После занятий организуются экскурсии, исконно русские мероприятия – чаепитие, баня; ребят возили на Аркаим, устраивали для них спортивные соревнования.

- Мы достаточно тщательно подбирали экскурсии, - рассказывает доцент Н.Н. Зеркина, которая постоянно находится с ребятами, - чтобы они носили не только развлекательный, но и познавательный характер. Затем на уроках русского как иностранного мы устраиваем обсуждения, беседы по тем темам, которые затрагивались на экскурсиях. Были на водопаде Мангак, ездили к знаменитым нашим уральским лиственницам, которые имеют несколько стволов. Им было очень интересно. Наши преподаватели очень тщательно готовятся к занятиям так, чтобы ребятам было действительно интересно, понятно. Мы специально для преподавания РКИ создали и распечатали лото, куда были включены те моменты, которые в силу заданных рамок не вошли в процесс обучения. Там отражались важные географические, исторические моменты, связанные с Россией, скажем – самое крупное озеро, название окружающих Россию морей, русский путешественник, побывавший в Индии. Они должны на карточке найти ответ. Мне было очень любопытно наблюдать, когда Франческа с карточек лото списывала вопросы и ответы. Было приятно осознавать, что ей, как будущему методисту, этот прием  показался полезным, причем не только с точки зрения языка, но и его преподавания.

- Главная цель этой школы, - говорит Т.Е. Абрамзон, - конечно, образовательная. Вторая – культурное общение. Я считаю, что это и имиджевый проект. Мы, реализуя его, представляем и университет, и город, и Россию в целом. Наша задача – показать, что такое общение очень обогащает, расширяет горизонты во всех смыслах, позволяет нашим гостям узнать истинного русского человека, без сложившихся на западе пугающих стереотипов. Третья цель – отдых, культурно-познавательная программа. С Миланским университетом у нас будет заключен договор, предусматривающий обмен студентами. И на будущий год на семестр к нам на обучение русскому языку и литературе приедут шесть студентов этого вуза. Соответственно и шесть наших студентов отправятся на подготовку в Милан.  Они будут там изучать историю литературы, театра, культуры, итальянский язык. А в еще более далекой перспективе может быть получится двойной диплом. Если же говорить о школе, то, конечно же, нужно расширяться, чтобы было не пять, а двадцать, сорок человек, проводилась она не два раза в год, а, например, четыре - посезонно.

Пусть сбудутся эти светлые мечты Татьяны Евгеньевны. Ведь чем больше иностранцев пройдет через ее школу, которая поражает слушателей профессионализмом и душевным теплом, тем скорее там, на западе, рассыпятся негативные стереотипы о нас, россиянах.

Анна Картавцева, редакция газеты «Денница»