В мессенджеры: Нет

Научный коллектив опорного университета МГТУ им. Г.И. Носова под руководством директора НИИ исторической антропологии и филологии, доктора исторических наук, профессора М.Г. Абрамзона победил в основном конкурсе грантов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

‒ С этого года мы начинаем новый очень интересный проект, - рассказывает Михаил Григорьевич, - который направлен на изучение денежного обращения и экономики азиатской части Боспорского царства. Это территория Краснодарского края – особый регион, в котором был сделан в последние годы ряд сенсационных открытий: найдены не просто огромные клады античных монет, а одни из самых крупных комплексов в мире. Например, один из них – из окрестностей Анапы – насчитывает более 21 тыс. монет ‒ это 47 килограммов меди в двух амфорах. Этот комплекс связан с исторической и экономической ситуацией III в. до н.э., с событиями в Горгиппии (совр. Анапа), которая сгорела в середине столетия во время нападения сарматов. Безусловно, зарывание людьми той эпохи в землю такого огромного клада напрямую связано с этими драматическими событиями.

Клад нашли в десяти километрах от города, на сельской территории, рядом с усадьбами античного времени, которые тоже были сожжены, около древней дороги, ведущей к Раевскому городищу, закрывавшему тогда южные подступы к Горгиппии. Мы полагаем, что это было жалованье, которое везли из столицы гарнизону Раевского городища; по пути случились какие-то экстраординарные события, поэтому конвой был вынужден спрятать деньги и, возможно, погиб (похожая ситуация произошла с жалованием, которое везли гарнизону Фонталовского городища, только там были крупные серебряные монеты). Либо это клад, связанный со сбором налогов с усадеб в окрестностях Горгиппии ‒ деньги, которые пришлось прятать во время нападения врагов.

В любом случае это очень яркое свидетельство исторического контекста эпохи и античной экономики, денежного обращения и инфляции в III в. до н.э. Клад очень интересный, он состоит из монет так называемого денежного кризиса III в. до н.э.: это спешно и крайне небрежно начеканенные деньги, в которых видны резкая деградация веса и типа. Инфляционные процессы происходят всегда и во все временакак с металлическими, так и с бумажными деньгами, поэтому изучение их образцов античного времени представляет большой интерес.

В Анапский музей поступили еще несколько очень крупных кладов, связанных с эпохой Митридата VI Евпатора, спрятанных на сельской территории Анапы (Горгиппии). Из письменных источников мы знаем, что  эти зерновые районы обеспечивали военные операции Митридата хлебом, об этом говорится, например, у Страбона. Аппиан же сообщает, что царские сборщики налогов были беспощадны (как раз 80-е годы Iв. до н.э.), и население было доведено до отчаяния. Именно с этими событиями связан целый ряд кладов размерами от 4 000 до 16 000 монет.

Мы только начали изучать эти важные комплексы. Это будет очень скрупулезная работа в течение двух лет, в ходе которой учеными МГТУ им. Г.И. Носова будут получены, конечно же, новые данные о денежном обращении, политической ситуации и экономике античного общества, поэтому я считаю этот проект особенно важным. Работать придется в фондах Анапского музея, коллекцию которого мы изучаем уже четверть века.

Этот проект комплексный, в нём задействован не только наш НИИ, но и сотрудники Анапского музея, и, наверное, мы будем, как всегда, обращаться к специалистам по древнему металлу, работать с коллегами, которые изучают древние металлические сплавы. Таким образом, состав привлекаемых исследователей будет меняться. Нас очень интересует состав металла бронзовых монет и технические особенности их производства, на основании чего можно будет глубже судить об инфляционных процессах в античном мире.

‒ Михаил Григорьевич, это не первая ваша победа?

‒ В 2015-2017 гг. мне довелось руководить тремя проектами сразу: две темы были поддержаны РГНФ, один грант – РФФИ, который был посвящен исследованию денежного обращения и состояния экономики Европейского Боспора в античное время. Один из проектов представлял особый интерес, он был направлен на изучение химического состава сплава боспорских монет методами РФА-спектроскопии, металлографии, нейтронной томографии и дифракции. В нем принимали участие ученые Курчатовского института, Лаборатории им. Франка, ГОСНИИР, ИА РАН. Все эти проекты выполнены, но мы продолжаем наши исследования в данном направлении.

‒ Кто примет участие в вашем новом проекте?

‒ Мы планируем привлечь нескольких студентов для выполнения технической работы – взвешивания, фотографирования, составления каталога. С 1993 по 2015 гг. магнитогорский археологический отряд, состоящий из студентов МГТУ им. Г.И. Носова, был базовым отрядом археологической Фанагорийской экспедиции Института археологии РАН, в состав которой входили, помимо ученых, и студенческие отряды других вузов. Все наши студенты-историки проходили в составе этой экспедиции практику. Постепенно в составе Фанагорийской экспедиции осталось два или три вуза, которые удержались в ней, и главным отрядом традиционно был наш, магнитогорский.

Присутствие археологов из МГТУ им. Г.И. Носова в самой крупной археологической экспедиции страны в Фанагории, отобранной в качестве эталонного памятника России (их всего по стране не более пяти), которую курирует Министерство культуры, посещает президент В.В. Путин, я считаю, было для МГТУ им. Г.И. Носова очень важным как в научном аспекте, так и в плане продвижения бренда университета.

На материалах Фанагорийской экспедиции нашими выпускниками было защищено множество кандидатских диссертаций и совершенно замечательных студенческих дипломов. Кто-то из наших выпускников остался в нашем университете, кого-то пригласили работать ИА РАН. Это, я сичтаю, настоящая профессиональная археологическая практика.

Инесса Ким