dennica_header

 

Весь выпуск в одном файле!

День 1000 велосипедистов

В рамках праздника «День 1000 велосипедистов» 14 мая состоялся Открытый чемпионат города Уфы по даунхиллу. В соревнованиях приняли участие 38 райдеров из Уфы, Перми, Магнитогорска, Челябинска, Нижнего Тагила и других городов. Чемпионом Уфы в классе «Элита» стал Виктор Попов (гр. МЛ-07). Он же выиграл два этапа Кубка Урала в дисциплине даунхилл, проходивших в ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» 29 мая и 17-19 июня.

 

Анна Картавцева: Встреча с архиепископом Феофаном

Архиепископ
Архиепископ

В начале июня гостем нашего университета стал архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан. Его сопровождала представительная группа священнослужителей. Студенты вуза и Многопрофильного колледжа с интересом и легкими сомнениями, которые стали быстро рассеиваться по мере его выступления, рассматривали невысокую фигурку владыки. Уже один его краткий рассказ о себе впечатлил многих. «Как становятся владыкой? – обратился к аудитории высокий гость, – Расскажу о своем пути. Курская деревня, шестеро детей, десятилетка после четырех классов за семь километров от дома. Учеба в техническом вузе на энергетическом факультете, но понял, что это не мой путь. Затем армия и семинария, которую вместо четырех лет окончил за два года. Академия, защита диссертации, ученая степень кандидата богословия, аспирантура, цель которой – подготовка кадров для зарубежной деятельности. Это была штучная подготовка: с пятью аспирантами занималось 28 преподавателей. После этого началось мое послушание: с 1977 по 1982 год, направленный Русской Православной Церковью, работал нашим представителем в русской духовной миссии Иерусалима. Затем был отправлен в штаб-квартиру в Буэнос-Айресе, всю Латинскую Америку за рулем автомобиля исколесил вдоль и поперек. Интереснейший континент – я имею в виду не только Аргентину – Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай, Уругвай, Венесуэла. Были встречи с Пиночетом, для того, чтобы отстаивать русское представительство. Затем – посол Русской Православной Церкви при патриархе Александрийском и всей Африки. Объездил весь Ближний Восток, часто бывал в разных странах – Тунис, Египет, ЮАР, Кения, Марокко – многих других. Встречался с Ясером Арафатом, Манделой и другими известными людьми. Вернулся уже не в Советский Союз, а в совершенно другую страну, с иным менталитетом, и другими приоритетами. Здесь стал, говоря по-мирскому, заместителем министра иностранных дел Русской Православной Церкви. А руководил нашим внешним ведомством сегодняшний Патриарх Кирилл. И мы с ним прошли бок о бок десять трудных лет, из которых особенно сложные 91-й и 93-й. В 93-м лично проводил переговоры между противоборствующими тогда законодательной и исполнительной властью. Затем – Дамаск, Сирия, Ливан – командирован на один год в эти уже знакомые места. А после этого – в Магадан, стал епископом Магаданским и Синегорским, пробыл там два года, за которые удалось возвести великолепный собор. А после этого – на Кавказ, где работал восемь лет. Всякое было, но самое страшное – это Беслан. И два месяца назад прибыл сюда, на Урал, где не был никогда прежде». Затем владыка, размышляя об университете, образовании, которое здесь получают, знаниях как таковых, их практическом применении, последующем жизненном пути, предложил задуматься о смысле жизни вообще, о бытие и вечности, «тех вопросах, к которым рано или поздно подходит каждый из нас. При этом вопрос о смысле жизни уже трансформируется в вопрос о том, как жить, обустраивая вообще нашу общественную, личную жизнь, наши взаимоотношения?» Приводя уже ставшие обыденными примеры из современной жизни, архиепископ убедительно доказал процветание идеологии потребительства, потери тех нравственных устоев, которые делали общество крепким и здоровым. «Самая главная ценность в человеке – это свобода, – говорил он. – А она предполагает самое главное – право выбора. Но мы не смогли нормально воспользоваться свободой. Мы свободу начинаем превращать в произвол. А где эти грани? Они очерчены в Библии и называются заповедями, их десять. Но есть еще один замечательный инструмент, которым Бог наградил человека – это совесть. А для девушек особенно важно понимание стыдливости. К этому величайшему инструменту, совести, человек должен прислушиваться. В наше время с нас хотят снять покров стыдливости, той самой некой защиты. Снимая его, нас обессовестивают самыми разными средствами. Таким образом идет разложение общества. Я, конечно, не призываю всех поголовно начать молиться, что само по себе неплохо; но надо оставаться человеком с большой буквы. А теперь коснемся вопроса о вере. Обратимся к истории. Когда была сильна Россия? Тогда, когда сильны были ее корни, в том числе и религиозные. И территориально, и политически, и экономически Россия росла. Никогда она не была имперской. Кто бы и какой бы суд сейчас над ней не вершил. Россия, если осваивала территории, без имперских амбиций несла с собой культуру, образование. Была в России крепкая семья, понятие Отечества, было понятие Родины, было понятие чести. И в России не существовало проблемы, которая возникла сейчас – демографической ямы. Откуда, что произошло? Почему у нас перестали рожать детей? Сейчас очень легковесное представление о семье сложилось, будто семья – это нечто увеселительное. Это величайшая ошибка и заблуждение масштаба общегосударственного. Вот здесь уже подмена ценностей. Сейчас введено понятие, которое прежде не было приемлемо – гражданский брак. Не идите по этому пути, сохраняйте свое достоинство. Впереди большая жизнь, понятие гражданского брака разрушит вашу внутреннюю сущность, потому что брак как таковой – это нечто Богом данное, признает кто Бога, или не признает. Всегда во все времена это было святым делом. И, конечно же, понятие брака немыслимо без детей. У нас говорят, от бедности мы и не рожаем. Нет, не от бедности. В Ингушетии самая большая безработица, но самые большие семьи. Вообще во всех кавказских республиках высокая рождаемость. Нормально живут. Они не бросают детей, дети у них как святые, потому что отношение к детям, как отношение к Богу. А у нас отношение к детям как к некой обузе. Вот это сочетание безответственности материнства, отцовства и неосознанности общественного единения порождает паразитизм между двумя особями. А отсюда проблемы в целом и на уровне всего государства». Владыка рассказал молодым о празднике Вознесения, об Иисусе Христе – Боге, который после распятия и воскрешения с человеческой плотью, уже прославленной и исправленной, вознесся. Это, заметил владыка, показатель всем нам, чтобы жизнь каждого на земле была достойной. Он призвал всех не забывать своих корней, религиозных в том числе. «Надо хранить свои традиции, жить между собой по-человечески – в мире и согласии. Видеть в каждом, прежде всего, образ Божий. Вот тогда будет наше общежитие комфортным и уютным». Затем отец Феофан призвал молодежь задавать самые разнообразные, колючие и неудобные вопросы. И та не заставила себя ждать. – Есть ли у Вас семья? Почему Вас направили в Магадан? Существующие религии не являются ли частями одного целого? Есть разные религии, а Бог один? Вы много путешествовали по свету, где Вам больше всего понравилось? Как Вы относитесь к экстрасенсорике? Человек произошел от Бога или от обезьяны? У вас на кресте, на иконах ценные камни? Зачем эти излишества? А были ли динозавры? – Вопросам, казалось, не будет конца. Но время встречи неумолимо истекало, и высокий гость, поблагодарив за активность, попрощался с аудиторией. Однако и после этого, когда большинство потянулось к выходу, около владыки выстроилась внушительная очередь из тех, кто хотел бы задать авторитетному лицу личный вопрос. Эта встреча, без всякого преувеличения, произвела на студентов очень сильное впечатление.

Анна Картавцева,
фото Владимира Косенкова.

 

Объявляется конкурс на Губернаторские стипендии

Вышло новое положение о единовременных стипендиях Губернатора Челябинской области лучшим студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Челябинской области.

Они будут присуждаться студентам очной формы обучения, имеющим особые достижения на протяжении двух последних семестров в одном или нескольких направлениях:

  • в научно-исследовательской, экспериментально-конструкторской деятельности;
  • в спорте, искусстве;
  • в социально-значимой или общественной деятельности.

Претендентами на стипендию являются студенты очной формы обучения, обучающиеся в вузе на момент вручения стипендий.

Отбор претендентов на стипендию проводится вузами на конкурсной основе в соответствии со следующим порядком:

  1. в СМИ вузов публикуются условия проведения конкурса среди студентов вузов на получение стипендии, формируется конкурсная комиссия вуза (не менее 7 человек). Ее состав и регламент ее работы утверждается приказом вуза и публикуется в СМИ вуза;
  2. до 1 июля студенты подают анкеты претендентов на стипендию (приложение 1) в конкурсную комиссию вуза (студенты должны принести документы в деканаты факультетов);
  3. решение оформляется протоколом комиссии вуза и утверждается приказом руководителя вуза;
  4. итоги конкурса публикуются в СМИ вуза;
  5. назначение на стипендию производится при условии, что претендент не получает другой именной стипендии в текущем году;
  6. студенты могут получить стипендию один раз в течение всего времени обучения в вузе;
  7. контроль за порядком осуществляют руководители вузов.

Документы оформляются следующим образом:

  • вуз направляет письмо за подписью руководителя в орган исполнительной власти до 20 августа текущего года.

К письму прилагаются:

  1. приказ о выдвижении претендентов на стипендию и копия протокола заседания конкурсной комиссии вуза с информацией об общем количестве участников конкурса;
  2. сведения о СМИ вузов, в которых были опубликованы условия проведения конкурса;
  3. анкеты претендентов на стипендию, заверенные подписью руководителя вуза и печатью вуза;
  4. копии паспортов (2–6 страницы) претендентов от вуза на стипендию;
  • в случае несогласия с решением конкурсной комиссии вуза участники конкурса могут подавать апелляцию в орган исполнительной власти, реализующей молодежную политику на территории Челябинской области, которая рассматривается в течение пяти рабочих дней;
  • орган исполнительной власти… рассматривает конкурсную документацию вузов и формирует список ста стипендиатов Губернатора Челябинской области из числа студентов вузов.

Приложение 1

Анкета претендента на стипендию Губернатора Челябинской области из числа студентов

1. Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________________________________

2. Наименовании факультета ____________________________________________________________________________

3. Курс, учебная группа ____________________________

4. Адрес места проживания, телефон _____________________________________________________________________

5. Сведения об учебе претендента (относительное количество хороших и отличных оценок)

6. Сведения об особых достижениях (региональных, федеральных, международных)

 

№ п/п Направление деятельности Наименование работы, изобретения, соревнования, конкурса Место публикации работ, регистрация изобретения, проведения соревнования, конкурсов Награды
1 Научно-исследовательская деятельность      
2 Экспериментально-конструкторская деятельность      
3 Спорт      
4 Искусство      
5 Социально-значимая общественная деятельность      

 

Личная подпись студента ____________________________

Подпись руководителя вуза (для представления в орган исполнительной власти, реализующей молодежную политику на территории Челябинской области) ____________________

 

***

На основании приказа № 196/0 от 16.06.2011 «О формировании конкурсной комиссии» для проведения конкурса по отбору претендентов на единовременную стипендию Губернатора создана комиссия в составе: председателя В.М, Колокольцева, д.т.н., проф., ректора; С.И. Платова, д.т.н., проф., первого проректора и членов комиссии: В.А. Бигеева, д.т.н., проф., декана ХМФ; С.Е. Гавришева, д.т.н., проф., декана ФГТиТ; В.А. Бобровского, председателя профкома студентов и аспирантов; С.В. Пыхтуновой, директора молодежного научного центра; А.С. Сараварова, д.т.н., проф., директора ИЭиА; О.Л.Назаровой, д.пед.н., проф., нач. УМУ; секретаря комиссии Л.В. Клебанской, ведущего инж. УМУ. Результаты работы конкурсной комиссии представить на утверждение до 4 июля 2011 г.

 

В этом году в нашем университете состоялись защиты 56 магистерских диссертаций с присуждением степени магистра техники и технологии

В этом году в нашем университете состоялись защиты 56 магистерских диссертаций с присуждением степени магистра техники и технологии. Особенно «урожайным» на новоиспеченных магистров стал институт энергетики и автоматики, где состоялись защиты по пяти направлениям. Пятерых магистров по направлению «теплоэнергетика» выпустила кафедра теплотехнических и энергетических систем, из которых четверо защитили свои работы на «отлично» и один на «хорошо». По направлению «электроэнергетика» (каф. электроснабжения промышленных предприятий) пятеро получили «отлично», двое – «хорошо». Кафедра вычислительной техники и прикладной математики по направлению «информатика и вычислительная техника» оценила работы двух магистров на «отлично» и одного на «хорошо». Магистранты направлений «электроника и микроэлектроника» (каф. ЭиМ) и «электротехника, электромеханика и электротехнологии» (каф. автоматизированного электропривода и мехатроники), по пять от каждого, все получили «отлично». Аналогично высокие результаты и на других факультетах-институтах. Три пятерки и одну четверку «заработали» магистранты направления «эксплуатация транспортных средств» (кафедра пром. транспорта). На направлении «строительство» (каф. строй. производства) все три выпускника защитились на «отлично». Десять магистрантов направления «технологические машины и оборудование» (каф. МОМЗ) получили лишь одну оценку «хорошо» и остальные – «отлично». Шесть пятерок и три четверки у магистрантов направления «метрология, стандартизация сертификация» (каф. технологий, сертификации и сервиса автомобилей). И только по направлению «наземные транспортные средства» (каф. подъемно-транспортных машин и роботов) помимо двух «отлично» и одного «хорошо» проскочили и две «удочки». Но в целом, конечно, результаты защит второго выпуска магистрантов не могут не радовать.

 

Евгения Трофимова: Николай Макаров – легендарный директор Магнитогорского индустриального колледжа

Макаров Н.И.
Макаров Н.И.

В преддверии большого юбилея Магнитогорского индустриального колледжа мы, конечно, обязаны рассказать вам о человеке, чье имя носит это образовательное учреждение – Николае Ивановиче Макарове. Но рассказ наш будет не совсем обычным – вы узнаете, как видят этого необыкновенного человека ученики – именно через призму юношеских впечатлений, с точки зрения студентов колледжа, вы узнаете историю Николая Макарова.

С помощью Антонины Геннадьевны Лаптевой, педагога дополнительного образования МИКа и бессменного руководителя знаменитого музея колледжа, студенты узнают не только историю родного края, но и изучают становление колледжа, его знаменитых выпускников и, конечно, руководителей. Благодаря огромному количеству информации, архивных документов, справок, запросов и фотографий, трепетно собранных Антониной Геннадьевной, ученики колледжа имеют отличную возможность узнать не только стандартные факты биографии тех или иных личностей, но и оценить их характер, увлечения, стили работы, узнать интересные случаи из жизни.

Большую работу о Н.И. Макарове провела Галина Витликова, теперь уже выпускница электромеханического отделения МИКа по специальности «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Галина также являлась членом краеведческого клуба «Поиск» при музее истории МИК, что дало ей доступ к архивным документам, благодаря которым студентка смогла воссоздать Историю Человека. Мы приводим выдержки из работы Галины:

«Удивительная судьба у этого человека. Родился Николай Иванович 2 декабря 1919 года в деревне Сивцево Тарусского района Калужской области в крестьянской семье. Отец, Иван Михайлович, – изолировщик на промышленном предприятии, мама, Прасковья Васильевна, занималась сельским хозяйством. Еще у Николая было три сестры – старшая Нина училась в Криворожском Горно-рудном институте, Клавдия работала, как и отец, изолировщиком, а младшая, Евгения, училась в третьем классе. После окончания пяти классов Николай переезжает к дедушке в Орехово-Зуево и поступает в среднюю школу, которую оканчивает в 1938 году.

До 22 июня 1941 года Николай Макаров обучается на металлургическом факультете Днепропетровского металлургического института. До ноября он находится в армии, после чего по постановлению Комитета Обороны СССР о необходимости доучить будущих специалистов в тылу, Николай попадает в Магнитогорск.

Единственная трамвайная линия вела в соцгород. За три копейки доехал до остановки «Доменная», откуда через холм дорога вела к горе Атач. У подножья примостилось серое трехэтажное здание института, а метрах в трехстах раскинулся бурлящий жизнью, грохочущий и дымящий металлургический комбинат. Неподалеку длинный одноэтажный розовый барак – общежитие. Этот барак стал домом для будущих инженеров, многие из которых стали впоследствии докторами наук, директорами институтов.

Однако студенты не сразу приступили к занятиям. Пришлось еще год работать на комбинате в доменной группе ЦЗЛ. И вот, 2 марта 1944 года состоялась долгожданная защита дипломного проекта с присвоением квалификации инженера-металлурга по доменному производству.

Он оставлен ассистентом на кафедре металлургии чугуна и назначен на должность замдекана металлургического факультета. В 1948 году назначен на должность начальника учебной части института, где его заметили и оценили как способного, грамотного руководителя, ответственного за коллектив и дело, порученное ему.

18 июля 1950 года Николай Иванович Макаров был назначен на должность директора Магнитогорского индустриального техникума и сразу же взялся за дело – уже к 1952 году заложен фундамент современного учебного комплекса в правобережье, а в 1955 году под сияющими белизной сводами нового здания МИТа начались занятия.

А Макаров уже был погружен в решение следующих задач – нужно было оснастить лаборатории и кабинеты.

Особое значение Николай Иванович придавал привлечению к работе лучших специалистов города. Многие из приглашенных преподавателей стали впоследствии известными учеными, авторами учебников, заслуженными преподавателями.

Главной опорой и поддержкой Николая Ивановича всегда была его супруга Мария Николаевна Макарова. Умная и образованная женщина, она работала инженером в доменной лаборатории комбината.

Мария Николаевна вспоминает такой момент: «Шла середина пятидесятых, мрачные времена. Николая вызвали к Губкину, секретарю ГК КПСС, который без объяснений приказал уволить всех преподавателей из числа бывших пленных, раскулаченных, евреев. Тогда от пережитого у Николая случился первый инсульт, однако, на свой страх и риск, он позвонил в Москву начальнику управления среднего специального образования Бойцову. Тот велел месяц вынужденно «отдыхать» в Тбилиси. По возвращении Николай Иванович узнал, что Губкин с должности снят, а на его месте – Щербаков, с которым Макаров обрел взаимопонимание. Так было сохранено главное богатство МИТа – талантливые преподаватели».

С теплотой вспоминают о Н.И. Макарове его коллеги:

«Это удивительный человек. На оперативных совещаниях у него всегда была деловая атмосфера и дисциплина. По каждому вопросу Николай Иванович предлагал краткое и лаконичное решение».

А.И. Исаков, заслуженный учитель РСФСР,
преподаватель черчения «Это директор с большой буквы.

Он четко умел поставить цель и задачи перед коллективом, поддержать в трудную минуту, никогда не опускался до дрязг и разборок. Умел сплотить коллектив, давал творчески работать, пользовался большим авторитетом у преподавателей и учащихся».

С.З. Гаркави, преподаватель иностранного языка.

Любили Николая Ивановича и студенты: «Хотя его часто звали к телефону во время занятий для решения неотложных проблем, эти пробелы компенсировала его отцовская забота. Однажды поздний десятичасовой вечерний экзамен закончился в три часа ночи, и после сдачи мы до первых трамваем пели с Николаем Ивановичем песни».

Мария Николаевна, его жена, рассказывает: «В свободное время Николай любил выехать на природу, порыбачить, побродить с ружьем, увлеченно работал в саду. Мало кто знает, что Николай Иванович очень хорошо рисовал. И сын – Александр Макаров, унаследовал от отца этот дар. Особенно хорошо ему удаются иконы». Александр Николаевич Макаров окончил с отличием МИТ и МГМИ, впоследствии стал доктором наук, профессором, зав.кафедрой подъемно-транспортных машин и роботов.

Деятельность Николая Ивановича высокого оценена: медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», ордена «Знак Почета» и «Трудового Красного Знамени», медаль «Ветеран труда», почетный знак «За отличные успехи в среднем специальном образовании», многочисленные грамоты.

С 1975 года Николай Иванович являлся заместителем председателя Президиума Челябинского областного совета директоров, руководителем Совета директоров ССУЗ в Магнитогорске, с 1955 года назначен депутатом Ленинского района Совета депутатов трудящихся, членом партийных бюро техникума, членом Совета ветеранов Магнитогорска.

После продолжительной болезни сердца в 1993 году Николай Иванович умер. А студенты клуба «Поиск» продолжают сбор материала о любимом директоре, ребята взяли шефство над могилами Николая Ивановича и Марии Николаевны.

В 2006 году, когда колледж отмечал 75-летний юбилей, в торжественной обстановке была открыта мемориальная доска в честь Николая Ивановича Макарова – бывшего директора МИКа.

Это – дань уважения, признание заслуг замечательного руководителя, товарища. Имя Н.И. Макарова навсегда останется в памяти будущих и нынешних студентов, преподавателей колледжа.

Евгения Трофимова

 

Конкурс на замещение вакантных должностей по трудовому договору

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по трудовому договору:

  • доцентов кафедр: права; архитектурно-строительного проектирования; металлургии и стандартизации (филиал ФГБОУ ВПО «МГТУ» в г. Белорецке); строительных конструкций;
  • старшего преподавателя кафедры: промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности;
  • ассистентов кафедр: автоматизированного электропривода и мехатроники (институт энергетики и автоматики); технологии машиностроения.

Срок подачи заявлений – один месяц со дня опубликования объявления в газете.

Заявления и документы направлять по адресу: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, ФГБОУ ВПО «МГТУ».

 

Инесса КИМ: Парень с солнечной улыбкой

Хромов Павел
Хромов Павел

Павел Хромов – активист общественной Всероссийской организации «Молодая гвардия Единой России», куратор волонтерского проекта «Тимуровцы».

В последнее время, когда самым острым дефицитом оказались человеческое тепло и забота о ближнем, все чаще стали обращаться к понятиям «милосердие» и «доброта». В нашем университете действует социальный проект «Тимуровец», с инициативой которого выступили на школе лидера студенты многопрофильного колледжа комплекса «Д» при МГТУ. Ребята уже в течение трех месяцев активно помогают пенсионерам и ветеранам города.

Курирует волонтерский проект «Тимуровцы» студент 4 курса группы КП-07 Павел Хромов. Учебу в вузе он совмещает с работой в профкоме студентов и аспирантов. Активно сотрудничает с общественной Всероссийской организацией «Молодая гвардия Единой России».

– Павел, расскажите о проекте «Тимуровцы».

– Суть нашего тимуровского движения – помощь ветеранам Великой Отечественной войны. Пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут те, кто по зову души способны разделить их проблемы и заботы. Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание.

Первоначально студенты колледжа предложили сделать акцию помощи ветеранам ко Дню Победы. А мы – не ориентироваться на 9 мая, а попробовать работать круглый год. Тем более что ветераны сами жалуются: 9 мая все о них вспоминают, кучу подарков им дарят, внимание, «а потом весь год лежишь и умираешь, и никто на помощь не приходит». И мы решили сделать такой проект, чтобы помогать ветеранам вне зависимости от даты. Просто по силе возможности приходим, помогаем им как с уборкой, так и делаем легкий косметический ремонт, т.к. на большее попросту нет денег, и если надо – за медикаментами сходим, если надо – просто с ними погуляем. Как правило, на одного ветерана тратим дней 5-6 сразу, и потом стараемся хотя бы раз в месяц еще приходить. Сейчас у нас в работе шестнадцать адресов. Основная финансовая поддержка идет от профкома студентов. Сейчас от колледжа у нас стабильно работают 15 человек. Мы приглашаем всех желающих принять участие в тимуровском движении, обращайтесь в профком студентов, ауд. 1101.

– Расскажите о себе, как Вы стали заниматься воспитанием молодежи?

– Окончил 56 школу с математическим уклоном. Сразу знал, что пойду в МГТУ, и знал свою будущую специальность. Общественной деятельностью занимался, ещё будучи школьником. У нас в школе были всякие юмористические кружки, мы пытались себя проявить, иногда в олимпиадах участвовали, и в творческих вечерах, особенно, если учитель обещал за это хорошую оценку.

– Труднее было в школе учиться или в университете?

– (пауза) … В школе…

– В чем заключается Ваша работа в профкоме и в «Молодой гвардии»?

– У нас очень большой спектр работ: организация турниров, социальных проектов, стройотрядов, – да много чего. Работаю я в профкоме недавно, с сентября. Основной деятельностью является воспитание молодежи. Мы стараемся не в каком-то политическом контексте ее воспитывать, а просто ребятам давать развиваться, помогать реализовываться, подсказываем, куда свою энергию направить.

– Вы говорите: «воспитание молодежи». А сами Вы к кому себя относите – к старшему поколению или к молодежи? Или как?

– К молодежи, но которой повезло, и я обучился уже в свое время, и сейчас уже есть чем поделиться с ещё более молодыми. Будучи на первом курсе, я проходил «Школу лидера». Я тогда еще был старостой группы и проявлял активность на факультете, и меня пригласили на «школу». Я был в свое время еще и администратором команды КВН «Сборная МГТУ», заметили меня уже там, т.к. КВН у нас – это детище профкома, и его председатель Вадим Анатольевич Бобровский меня вызвал, пригласил к себе в штат.

– А как попали в КВН?

– Когда я поступил в университет, мы с друзьями стали искать применения своим силам – где бы себя реализовать и проявить активность. Пока думали, на факультете уже и культорга выбрали, и профорга, а мы все думали – нас тогда некому направить было, в деканат еще стеснялись зайти. А затем решили участвовать в играх КВН, пообщавшись со старшекурсниками. Сначала мы выступили от группы – нас увидела сборная факультета, пригласила в свой состав; затем повыступали в составе сборной факультета – нас оценила сборная МГТУ, и в 2009 году ребята пригласили к сотрудничеству. С ними я пробыл год с лишним, будучи администратором команды.

– Что участие в КВН дало Вам в плане личностного роста, развития?

– КВН – это маленькая школа жизни, потому, что КВН – это свой мир, где есть и дружба, и предательство, и коррупция, все так же развито, как и в жизни, конечно, не в масштабе страны, а в масштабе какой-либо одной игры, лиги. Наша команда ездила в Ханты-Мансийск (2 место), в Москву (4 место), в Сочи. Сочинский фестиваль – это как сессия у студентов, там мы получили повышенный рейтинг и проход во второй тур.

– Где Вы черпаете энергию для реализации своих планов?

– В работе. В профкоме ты работаешь для саморазвития, то есть каждый день проходишь какую-либо учебу, что-то новое узнаешь. Работа в «Молодой гвардии» – может быть, возвышенно это будет звучать, но когда ты там работаешь, различные акции, мероприятия проводишь, то отдача, которая идет, тоже «заводит». Проще говоря, пришли мы в детский дом, помогли; или же какую-то акцию провели и увидели в ответ радость, улыбку… Когда это чувство испытаешь, то хочется уже и дальше, и дальше такое испытывать. Помощь людям дает энергию. Ну и, конечно, реализация своих личных интересов – самореализация в общественной жизни, да еще когда за это деньги получаешь…

– Ваше жизненное кредо?

– Не помню, кто из философов это сказал: «Либо ты живешь и погибаешь героем, либо ты доживаешь до тех пор, пока не станешь негодяем».

– Хобби?

– Зимой – горные лыжи, летом мы с другом или компанией очень любим путешествовать, то есть можем буквально сидеть вечером, и взять, съездить в Челябинск. Мы на машине объездили все ближайшие города, деревни, поселки. Собирались в Волгоград поехать этим летом. Иногда мы ночуем в гостиницах, иногда просто в машине – утром умылись из бутылки – и вперед.

– Как время свое распределяете?

– Как? Часов в 9–10 домой приходишь – и нормально! Хотя с работой, конечно, повезло – благодаря пониманию руководителя есть возможность совмещать ее с учебой. И вообще своему начальству, а именно Вадиму Анатольевичу Бобровскому, хочу выразить огромную благодарность за терпение, понимание, умение мотивировать на работу. Он для меня не просто руководитель, а наставник. В любой момент к нему можно подойти за помощью, и он всегда поддержит, объяснит и поможет.

Также хочу поблагодарить замечательного учителя, профессора, доктора технических наук Александра Николаевича Макарова. Многие преподаватели требуют от тебя, чтобы ты выучил что-то – и все: пришел, сдал, забыл. А Александр Николаевич – он нас заставляет понимать, находить пути решения проблемы. У него на предметах не скучно, интересно и с ним самим пообщаться. Благодаря ему я во многом поменял свое мировоззрение. Спасибо моим учителям, здоровья, успехов, удачи!

– А Вам спасибо за интервью и искреннее участие в деле воспитания студентов.

Инесса КИМ

 

Лариса Иванова: Предвзятым взглядом тебя я вижу

Иванова Лариса , начало 80-х
Иванова Лариса , начало 80-х

Я познакомилась с нашей газетой, когда она еще была подростком, тогда ей было 13, и называлась она «За кадры». На подоконнике возле комитета ВЛКСМ (нынче там кабинет начальника УМУ) раз в неделю появлялась стопка газет и круглая металлическая банка – опустил 2 копейки – и газета твоя. Комсомольцы привозили ее из типографии и распространяли возле своего кабинета. Теперь ее из типографии привозит фотограф газеты Володя Косенков, и редакция выставляет ее на стуле у своей двери – бери, читай, только спеши: как и прежде она расходится влет. И быстрый взгляд выискивает в ней знакомые фамилии и лица на фото, названия групп и кафедр, – все здесь свое, близкое, родное.

Тогда, в далеких семидесятых, юная газета была полна романтики тех лет: стройотряды, походы, сентябрьская картошка, фото первых подснежников (ну, кого теперь удивишь этим), репортажи с бардовских концертов, материалы о выступлениях СТЭМа и смотрах художественной самодеятельности…. Стихи о природе, любви и погоде, о студенческой жизни и жизни вселенской. Публиковались материалы Пленумов и материалы о настольной живописи в аудиториях.

А для меня была еще и стенгазета «Технолог». Студент-термист Женя Васильев рисовал ее на 2–3-х листах ватмана, мы – редколлегия факультета – писали и клеили заметки о нашем студенческом житье-бытье и о всенародных праздниках. Руководила нами тоже термистка Наташа Кочеткова, которая после окончания института стала редактором многотиражки пединститута (МаГУ). Лучшие материалы «стеннушки» печатались в «За кадрах». Видимо, редактор усмотрела и мое имя, и меня вызвали в редакцию.

С колотящимся сердцем я переступила ее порог…. И белокурая, с нежным, прямо-таки птичьим, голоском редактор Евгения Михайловна Демидова и (в противовес ей) донельзя серьезный репортер и фотограф Сергей Игнатьевич Тетервяков начали учить меня труду и жизни газетчика. Женя-то мягкая-нежная, а за газетный слог выговаривала строго, без обиняков, редактировала жестко. Да и то сказать, газета подписывалась в набор парткомом вуза. А Сергей только на вид строгим был, сердце его, как у всякого художника, было мягким и даже слабым (побаливало). Оба они еще до перестройки ушли в редакцию газеты обувной фабрики на более надежный заработок.

И был у газеты большой актив: авторы, репортеры, художники и даже машинистки. Порою помещение редакции не могло вместить нас всех одновременно, но на долгие годы мы сохранили приятельски-дружеские отношения друг с другом. И теплеет на сердце, когда услышишь фамилию кого-то из той репортерской братии. Уже при новом редакторе Галине Николаевне Смирновой, натуре кипучей и разносторонней, оставалась традиция собираться на чайные посиделки в «предбаннике редакции». На них вырисовывались новые темы и рождались семьи: студенческие и редакционные (таких я знаю штуки четыре). Смирнова потом ушла в «Калибровщик» – заводскую многотиражку. Через ее мужа, спецкора «Комсомольской правды», наша газета публиковала многие материалы в южно-уральской столице.

А с «Магнитогорским рабочим» мы дружили через Володю Мозгового, с которым познакомились благодаря его и нашим материалам о спектаклях драмы, и, особенно, «Буратино». А еще же была СНЭВ (система нравственно-эстетического воспитания), и в плане ее работы на сцену нашего вуза приезжали столичные и питерские актеры и барды! Конечно, «Магнитка» давала материалы и об этих встречах, порой и за нашими подписями.

Анна Юрьевна Картавцева пришла в «За кадры»… временно – на период отбывавшей декретный отпуск корреспондентки Любови Филипповой, а волею обстоятельств утвердилась эта выпускница факультета журналистики Уральского государственного университета всерьез и надолго. Как и ее команда (читай выпускающий титул). С гордостью читаем их статьи, популяризирующие МГТУ и его обитателей в «Магнитогорском металле» и «Магнитогорском рабочем». При Анне Юрьевне газета как-то подросла, подтянулась, стала солиднее и по объему, и по содержанию. И… сменила название! Видимо, как для всякой зрелой женщины, пришла ее пора сменить фамилию.

Ну да, в 70–80 годах газете подфартило: у СНЭВ был ФОП (факультет общественных профессий, 101 подразделение института), а на нем – отделение студкоров. Занятия их проводились в редакции, вроде бы по четвергам. Студенты ускоренно обучались слову как средству управления. Но «разбор полетов» после сдачи материала в редакцию был суров для всех. Были и обиды, и слезы – такая вот школа общения.

Такую же школу прошел студент-прокатчик Олег Щуров, а сейчас он – признанный поэт и прозаик. Газета выпестовала и Дениса Коновальчика. Традиция не прерывается: сейчас в ней печатается Сергей Брыков, дипломант поэтического слова…

Каждый из них среди многих других когда-то, преодолев свою робость, открыл дверь в редакцию и предложил свое творчество. И после публикации, как говорится, «проснулся знаменитым». Увидеть свое имя под (над) напечатанным в газете материалом или персонифицировано внутри того материала, это ли не гордость, не золотая крупинка в копилку уважения?

Пробуждение интереса к слову очень важно. Газета – профессиональное слово, а вуз готовит профессионалов (смотри многочисленные публикации выступлений ректора на эту тему). Посему газета – это школа слова для будущих специалистов. Овладевать культурой слова нужно и будущим управленцам, руководителям (на ОАО «ММК» наших выпускников на этих должностях немало). Не избежать, в углу не отсидеться: хребет отечества придется составлять. И постигнуть, что на каждый тезис есть антитезис, а синтез – штука сложная, почти недостижимая. Так это я о чем? Ах да, призываю робких думающих молчунов перейти от безмолвия к печатному слову (в непечатных уже задохнуться можно). Найдите дверь в «Денницу», зайдите поговорить…. Наберитесь решимости вмешаться в жизнь. Зарождением гражданской отваги вы окажете большое доверие нашей газете. Газета примет и поведет за собой и шахматистов, и музыкантов, и философов, потому что все они начинаются с мальчишек нашего двора, сиречь – университетского сквера.

Сейчас газета сильно повзрослела. Профессионализм ее оценен по заслугам (читай подстрочник названия). А все-таки жаль разработанного Левушкой Скворцовым зарничного, сияющего, как искрометная мысль или ограненное слово, фона заголовка. Сейчас он какой-то прокатно-бетонный, отражающий трудности текущего перестроечного периода вузовского комплекса. Да, и еще в канун юбилея газета получила «повышение»... через переселение на пятый этаж. Гордиться надо!

Видит Бог, как я (как и всё вокруг меня) упрямо сопротивлялась этому поручению газеты: сделать материал к ее юбилею! Но с мудрыми наставлениями Риммы Андриановны Дышаленковой, моего «закадровского» друга с тех незапамятных времен, и с упрямым понуканием студкора Екатерины Осиповой (прости, Катюша!) я что-то все-таки изобразила. А собственно, чего? Одни благодарности судьбе за знакомство и многолетнюю дружбу с людьми неординарными и талантливыми. Сколько лиц и судеб ты хранишь в своих обветшалых подшивках, моя газета! «Иных уж нет, а те далече…».

Я рада возможности поздравить весь наш многотысячный коллектив с тем, что ты у нас была, есть и будешь!

Да не иссохнут чернила на кончиках перьев твоих соавторов, да не повесятся мышки твоих компьютеров! Ура!

Лариса Иванова, инструктор профкома преподавателей
и сотрудников, зав. отделом культуры газеты «За кадры» в 1978-88 гг.

 

И.С. Акулова: Студенты тоже философы!

13 мая по инициативе кафедры философии состоялась внутриуниверситетская научно-теоретическая конференция «Особенности философского мировоззрения». В ней участвовало более шестидесяти студентов третьего курса всех факультетов МГТУ.

Открыла конференцию заведующая кафедрой философии В.А. Жилина. В приветственном слове участникам конференции она отметила, что подобные мероприятия очень важны, так как дают студентам возможность творчески подойти к изучению сложного предмета – философии.

На конференции было сделано 11 докладов по наиболее актуальным вопросам дисциплины. Общефилософская проблематика была затронута Викторией Репьёвой (гр. ЭС-08-2, рук. В.А.Жилина) в выступлении «Жизнь как чудо в космической философии», показавшей актуальность идей русского ученого-космиста К.Э.Циолковского. От вопросов изучения жизни студенты перешли к проблеме искусственного интеллекта. Дмитрий Свалов (гр. АВ-08-2, рук. И.С.Акулова) представил интересное выступление на тему «Может ли машина стать человеком?». В свете данных вопросов более чем актуальным стало выступление «Дух времени», сделанное Никитой Родионовым (гр. СО-08, рук. Э.Г.Чернова), в котором речь шла о наиболее болезненных проблемах современного общества – бездумном потреблении, расточительном использовании жизненных ресурсов.

Дух времени нельзя представить без аксиологического компонента. В качестве одной из исследуемых ценностей студенты выбрали любовь. Доклад на тему «Любовь как определение смысла жизни» сделала Юлия Агилова (гр. ЭСБ-08, рук. Д.Г.Китаев). Тему продолжил Кирилл Дербенёв (гр. АП-08-2, рук. И.С.Акулова), эмоционально изложивший в своем докладе «Искусство любить» взгляды Э.Фромма.

Экономический блок представили студенты группы ФГУ-08 (рук. И.В. Риттер). Екатерина Шишова выступила с докладом «Стратегическое управление персоналом в России: гуманистический аспект». Анастасия Сергеева раскрыла тему «Ценность аттестации на предприятии», Мария Копейкина представила сообщение «Мировоззрение современного лидера».

Закрывали конференцию доклады по более конкретным компонентам мировоззрения. Дарья Чернякова (гр. МБЖ-08, рук. Е.М.Удовиченко) удачно раскрыла тему «Чувство вины», Илья Савченко (гр. МХТ-08, рук. Е.М.Удовиченко) выступил с докладом «Мировоззрение как триединство материи-информации-меры». Виктор Егоров (гр. ТО-08, рук. Г.В.Субач) завершил мероприятие сообщением «Смысл жизни как главная ценность человеческого бытия».

Конференция прошла очень живо, все доклады вызвали заинтересованные вопросы присутствующих преподавателей и студентов. Всем выступившим были вручены грамоты и призы, также призами были награждены самые активные слушатели. По итогам конференции подготовлен сборник студенческих статей.

И.С. Акулова, к.ф.н., доцент кафедры философии

 

Инесса КИМ: Высочайший профессионализм

Защита архитекторов
Защита архитекторов

Защита дипломных работ первого выпуска студентов по специальности «дизайн архитектурной среды» состоялся в конце мая в МГТУ. Открытая в 2005 году на кафедре архитектуры архитектурно-строительного факультета, специальность сразу же завоевала популярность у абитуриентов. Несмотря на то, что для поступления необходимо было сдать, помимо обязательных физики, математики и русского языка также творческие экзамены по рисунку и живописи, черчению и композиции, конкурс на специальность превышал все мыслимые пределы.

Защита архитекторов
Защита архитекторов

Архитекторы всегда были «товаром» штучным. Учиться на специальности очень трудно. Вот и в этот раз – из поступивших 15 человек до диплома дошли девять, из них только двое получили красные дипломы.

Защита архитекторов
Защита архитекторов

Во время защит дипломных проектов между преподавателями, выпускниками и членами комиссии в составе главного архитектора ОАО «МАГНИТОГОРСКИЙ ГИПРОМЕЗ», председателя магнитогорского отделения Союза архитекторов РФ В.Ю Рычковой, главного архитектора проекта НПО «Рифей», члена Союза архитекторов РФ Е.М. Лешер, генерального директора и главного архитектора проекта ПБ «Архивариус», члена Союза архитекторов РФ К.Н. Гребенщикова, д.т.н., профессора кафедры архитектуры В.С Федосихина, к.арх.н., зав. кафедрой архитектуры О.А. Ульчицкого и к.т.н., профессора кафедры СП В.М. Андреева шел очень серьезный разговор – ведь речь шла, ни много, ни мало, о новой специальности: что должен уметь специалист? Как лучше использовать его умения? Что должен поверхностно, а что подробно разрабатывать архитектор-дизайнер? Чем должны отличаться специалисты-дизайнеры от специалистов-архитекторов? Вырастает ли профессия дизайнера из архитектуры и имеет ли она архитектурную базу? – эти и многие другие вопросы обсуждались на защите.

Защита архитекторов
Защита архитекторов

Выпускники, окончившие специальность «дизайн архитектурной среды» – это те же архитекторы, только с художественно-эстетическим уклоном. Их задача – организовать среду, дизайн среды вокруг здания. Дизайнер должен дойти до каждого элемента архитектурной среды. Специальность «дизайн архитектурной среды» подразумевает и городское пространство, и интерьер общественных пространств.

«Все, что человек создает, это только добавление к природной среде, которая оказывается основной», – не уставали повторять преподаватели своим воспитанникам. – «Архитектор должен уметь «вытащить» всё возможное из окружающей среды – в нашей природе есть своя красота, и сооружения должны быть адаптированы и к ней, и к сменам времен года. Зима – одно, лето – другое, но при этом одно и то же сооружение должно быть многофункциональным. Человечество все время стремилось улучшить среду своего существования, и сегодня человек не может представить себя без современных архитектурных сооружений».

Защита архитекторов
Защита архитекторов

Особый интерес вызвали проекты В.И. Доставаловой «Дизайн среды сценического комплекса для молодежи в г. Магнитогорске», А.В. Ереминой «Дизайн среды центра науки и творчества студентов в г. Магнитогорске», А.И. Коробкина «Дизайн среды SPA-центра на оз. Банное», У.М. Цуркан «Дизайн среды центра глобальных проблем в г. Магнитогорске», А.С. Чечерина «Дизайн среды театра современного искусства в г. Магнитогорске». Все они были оценены комиссией на «отлично». Остальные четыре работы – на «хорошо».

Рассказ о своих проектах выпускники иллюстрировали не только огромными, на всю стену, подробно прорисованными чертежами, проектами, но и мультимедийными презентациями, на которых архитектурные объекты были представлены в 3D формате. Некоторые презентации сопровождались к месту подобранной музыкой, создающей атмосферу или романтичности, или таинственности, или техно- в зависимости от того, что на экране: водно-развлекательный комплекс или музей современного искусства, нано-технологический центр или жилой студенческий комплекс.

Защита архитекторов
Защита архитекторов

Перед тем, как начать работать над проектом, студенты сначала должны были изучить мировые аналоги. Затем изучить спрос. Разобраться в технологии, которая будет в дальнейшем проходить в проектируемом здании. Например, при проектировании кислородно-конвертерного цеха нужно прежде изучить технологию получения металла; научно-исследовательского института – изучить, какие лаборатории и для чего будут предназначены, как удобнее для ученых расположить кабинеты; музыкальной школы – изучить специфику работы преподавателей со школьниками, какие кабинеты и сколько их должно быть для индивидуальной работы, сколько – для групповой, каким должен быть актовый зал для выступлений и т.д. Кроме того, им необходимо было вникнуть и в технологии городского хозяйства, транспортные сооружения, инфраструктуру, природную и уже существующую среду и гармонично вписать туда свой проект.

Компетентная комиссия под председательством доктора архитектурных наук, профессора, заслуженного деятеля искусств, зав. кафедрой дизайна архитектурной среды Московского архитектурного института А.В. Ефимова отметила высокий профессионализм и креативность студентов нашего вуза.

Инесса КИМ,
фото Владимира Косенкова

 

Евгения Трофимова: Научный форум масштаба страны

Научный форум
Научный форум

С 23 по 26 мая институт горного дела и транспорта Магнитогорского государственного технического университета принимал гостей со всей страны. Учебно-оздоровительный центр «Юность» на берегу озера Банное стал местом для традиционной Международной конференции, посвященной проблемам комбинированной геотехнологии. Шестая Международная научно-техническая конференция «Комбинированная геотехнология: теория и практика реализации полного цикла комплексного освоения недр» собрала представителей более десяти ведущих вузов и научно-исследовательских центров страны.

Идейным вдохновителем конференции десять лет назад стал член-корреспондент РАН Д.Р. Каплунов, и с тех пор каждые два года сообщество горняков обсуждает, решает задачи, делится опытом. Главными организаторами стали: со стороны нашего университета – Вячеслав Николаевич Калмыков, зав. каф. ПРМПИ, д.т.н., от академии наук РФ – проф., д.т.н., Марина Владимировна Рыльникова (г. Москва).

Научный форум
Научный форум

На пленарном заседании конференции в докладах Д.Р. Каплунова и М.В. Рыльниковой были впервые сформулированы новые методические положения проектирования горнотехнологических систем по освоению месторождений, основанных на модульном подходе, уточнены формулировки некоторых терминов и понятий.

Вячеслав Николаевич удовлетворен результатами мероприятия: «Каждый раз мы встречаемся для того, чтобы продвинуть определенную проблему, решить задачу. Итогами конференции этого года мы довольны. Нам удалось собрать большое количество участников, интереснейших докладчиков. Люди смогли приехать, поделиться новыми мыслями, достижениями. Мы также довольны, что мероприятие проходило в красивейшем месте – на Банном, что, конечно, благоприятно повлияло на общую атмосферу и настроение участников. Работы было много, поэтому природа и свежий воздух были как нельзя кстати. А самое главное – было очень много молодежи – студентов, аспирантов. Это прекраснейший шанс, чтобы из первых уст узнать новинки горной науки, последние достижения геотехнологии».

Научный форум
Научный форум

За два дня было заслушано около пятидесяти докладов, полный сборник тезисов докладов был опубликован к началу конференции. Результаты собственных исследований и разработок докладывали сотрудники ИПКОН РАН (Москва), ИУ СО РАН (Кемерово), ИГД УрО РАН, УГГУ (Екатеринбург), НТЦ-НИИОГР (Челябинск), МГТУ им. Г.И. Носова и многие другие. Активное участие в конференции принимали представители горных и проектных предприятий Северного, Южного Урала и центральной полосы России. В рамках конференции были представлены доклады руководителей Учалинского, Гайского, Сибайского ГОКов, а также сотрудников ОАО «Уралмеханобр». Немецкая фирма «BASF» – крупнейший производитель химических добавок и реагентов в мире, представила свою продукцию и последние новинки для горного производства.

Рассказывает д.т.н., директор института горного дела и транспорта Сергей Евгеньевич Гавришев: «Во всех вузах, в том числе и в МГТУ, ведутся постоянные исследования, совместная работа с предприятиями, которые внедряют новую технику и технологии. И за два года между очередными конференциями накапливается колоссальный опыт, которым обязательно необходимо делиться, обсуждать новинки и решать поставленные задачи. Каждый раз мы рассматриваем передовой опыт коллективов, которые непосредственно создают и реализуют новейшие технологии. И, конечно, это замечательная возможность для коллег встретиться и пообщаться».

Научный форум
Научный форум

Организаторы конференции 2011 года постарались собрать все заинтересованные стороны в горном производстве и пришли к единому мнению, что, конечно, необходимо применять новые предложенные концепции освоения недр, и что результаты обязательно должны отражаться в нормативно-правовых документах.

Благодаря огромной организационной работе, проделанной институтом горного дела и транспорта, научные сотрудники страны, студенты и аспиранты МГТУ имели уникальную возможность воочию увидеть и услышать ученых, проектировщиков и производственников, которые создают новые технологии, пишут учебники и модернизируют производство. И нам приятно, что в числе этих людей сотрудники нашего вуза.

Евгения Трофимова

 

Поздравляем победителей конкурса ФЦП

Ангелов В.А.
Ангелов В.А.

Иванова И.В.
Иванова И.В.

Поздравляем победителей конкурса ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», мероприятие 1.3.2 «Проведение научных исследований целевыми аспирантами» Ирину Владимировну Иванову, аспирантку кафедры электрометаллургии и литейного производства по направлению «металлургические технологии» (рук. В.М. Колокольцев) и Валерия Андреевича Ангелова, аспиранта кафедры подземной разработки месторождений полезных ископаемых по направлению «переработка и утилизация техногенных образований и отходов» (рук. М.В. Рыльникова). И.В. Иванова исследует проблему синтеза литейной инструментальной стали для штампов горячего и холодного деформирования. Объем финансирования на 2011-2012 гг. составит 370 тыс. руб. В.А. Ангелов занимается разработкой способов формирования техногенных массивов из отходов горно-обогатительного производства с заданными структурными параметрами, обеспечивающими их эффективную переработку. Объем финансирования: 410 тыс. руб.

 

Ирина Портнова: Пятнадцатый выпуск программистов

Для справки:

За 15 лет кафедрой ВТиПМ подготовлено 808 инженеров.

В 2011 г. выпущено:

  • 43 инженера, из них 7 заочников;
  • 10 бакалавров;
  • 3 магистра.

Среди инженеров оценку «отлично» получили 23 человека, «хорошо» – 18, «удовлетворительно» – 5.

Среди бакалавров оценку «отлично» получили 4 человека, «хорошо» – 4, «удовлетворительно» – 2.

Среди магистров оценку «отлично» получили 2 человека, «хорошо» – 1.

Обладателями красных дипломов стали 15 человек, из них Д. Сафонов, А. Касьянов и М. Гуркин имеют средний балл 5,0; почетных дипломов – 4 человека.

На кафедре вычислительной техники и прикладной математики состоялся пятнадцатый выпуск инженеров-программистов.

В 1998 г. здесь защитились три иностранных студента из Индии и Нигерии, в этом году – из Вьетнама.

Пятнадцатый выпуск программистов
Пятнадцатый выпуск программистов

Свою работу 10 июня Государственной аттестационной комиссии предложила Фам Тхи Тхюи Зыонг, ст. гр. АВ-06 (рук Ю.В. Кочержинская). Она рассказала об автоматизированной системе учета и контроля выдачи книг и периодики библиотекой вуза. Комиссия оценила ее работу на «хорошо» и присудила квалификацию «инженера-программиста». После защиты Зыонг ответила на наши вопросы.

– Зыонг, Вы приехали из Вьетнама. А почему выбрали именно наш университет для продолжения обучения?

– Мои родители уже больше 20 лет работают в Магнитогорске, поэтому я приехала сюда. Они отправились в Россию, когда мне был один год. Все это время я жила с бабушкой в Ханое, во Вьетнаме. А про МГТУ слышала только хорошие отзывы. Потом сама сходила в университет, и мне он очень понравился.

Пятнадцатый выпуск программистов
Пятнадцатый выпуск программистов

– А почему Вы стали именно программисткой?

– Сначала я хотела быть врачом, но здесь нет такого вуза. Потом я решила научиться работать с компьютером, чтобы потом стать программистом, потому что во Вьетнаме таких специалистов мало и можно устроиться на хорошую работу.

– Что было самым трудным в России для Вас?

– Выучить русский язык. Сначала я год училась в Магнитогорском государственном профессионально-педагогическом колледже, потом ходила на подготовительные курсы, а после поступила в университет.

– Какие предметы Вам больше всего запомнились?

– Мне очень нравится работать с базами данных. А из преподавателей больше всех нравится дипломный руководитель Юлия Витальевна Кочержинская. Она мне очень много помогала. Большое ей спасибо. И вообще у нас на кафедре все преподаватели хорошие.

Пятнадцатый выпуск программистов
Пятнадцатый выпуск программистов

– Что Вам понравилось или не понравилось в России?

– Мне нравится погода. У нас во Вьетнаме не бывает снега или желтых листьев. У нас все время много зелени, а зимой самые низкие температуры +12 градусов. Еще очень понравились люди, они очень хорошие, помогают во всем. А из русской кухни мне нравится салат «Оливье». Не нравится то, что много девушек курят. Это плохо. Во Вьетнаме курят только мужчины, и тех очень мало. А женщины вообще не курят и не пьют. Еще мне папа рассказывал, что когда он только приехал в Россию, то в городе было очень чисто. А сейчас можно увидеть много мусора на газонах.

– А Ханой чистый город?

– Да. Если полицейский увидит, что вы бросили, например, пустую бутылку, то подойдет и оштрафует.

– А кроме Магнитогорска Вы еще где-нибудь были?

– Один раз с подругами я ездила в Абзаково. Мы ходили в лес, отдыхали на поляне. Было очень красиво и здорово.

Пятнадцатый выпуск программистов
Пятнадцатый выпуск программистов

– Россия – это страна с иной для Вас культурой. Вот как Вы празднуете Новый год?

– К вам 1 января приходит Дед Мороз, а для нас это обычный выходной, как воскресенье. Новый год мы отмечаем по китайскому календарю. Он продолжается десять дней и называется Тет, в честь цветка, который цветет только в это время. В эти дни все ходят в гости. Обычно мы с друзьями собираемся у бабушки с дедушкой. Еще у нас есть Тет для детей. Он бывает 15 августа и продолжается два дня. В это время все делают пирожные с разными рисунками и разной формы, например, в виде рыбы.

– Ваши дальнейшие планы.

– Получить диплом, а потом я возвращаюсь в Ханой и надеюсь найти хорошую работу.

– Спасибо, Зыонг, за беседу. Надеюсь, что все Ваши планы воплотятся в жизнь.

Ирина Портнова,
фото Владимира Косенкова

 

Инесса Ким: Семейный подряд

Семейный подряд
Семейный подряд

14 июня в Многопрофильном колледже МГТУ состоялось неординарное событие: отец и сын Медведевы: 45-летний Николай Алексеевич мастер Магнитогорских электросетей АООТ ЧЕЛЯБЭНЕРГО, студент группы СМ-08, и его сын Алексей, студент группы М-07-1 защищали совместную дипломную работу по теме «Оснащение электромонтажной мастерской для обучения студентов профессиональным навыкам».

– Чтобы научить студентов правильно обращаться с оборудованием, собирать электрические схемы, стенды мы разместили вертикально, – рассказывает Николай Алексеевич. – Они универсальны – на каждом из них можно закреплять разное оборудование. На стендах можно собрать все: от простого магнитного пускателя до цепи (конвейерные ленты и т.д.). Мастерская подключена к сети 380 Вольт. Особое внимание уделено технике безопасности, уровень которой высокий: кроме защиты при помощи теплового реле для двигателей, на каждом стенде установлено измерительное оборудование, при помощи которого можно контролировать процесс, автоматы для защиты, причем, стенд не будет работать, пока не включишь автоматический выключатель – безопасность продумана до мелочей. Кроме того, ни один студент не сможет запустить собранную схему или отключить стенд без участия преподавателя. На стендах будут работать не менее двух человек, следовательно, группа из 20 студентов может одновременно проходить практические занятия. В экономической части диплома мы просчитали затраты на оборудование и заработную плату персонала.

Семейный подряд
Семейный подряд

Долго не хотели отпускать выпускников члены экзаменационной комиссии. Ее вопросы к дипломникам были многочисленны и касались методики обучения студентов на оборудовании, электробезопасности, оборудования, из которого были созданы стенды, их принципов работы.

Наконец, после недолгого совещания, прозвучал вердикт: дипломную работу отца и сына солидная экзаменационная комиссия оценила на «отлично».

– Николай Алексеевич, как возникла мысль создать с сыном совместный дипломный проект?

– Идея объединить усилия и создать в колледже электромонтажную мастерскую возникла на третьем курсе. Руководство колледжа предоставило возможность сделать ее и воплотить в единый проект. Наш руководитель – очень инициативный преподаватель колледжа П.П. Горот.

– Как Вы попали в колледж?

– Работая мастером, захотел тоже повысить свою квалификацию, когда мой сын поступил в колледж после 9 класса. Оба мы обучались на специальности «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». Ее выпускники востребованы буквально во всех цехах комбината и других организаций.

К нашей беседе присоединяется директор многопрофильного колледжа И.Л. Никулина.

– Ирина Леонидовна, в Вашу бытность директором колледжа были подобные защиты?

Семейный подряд
Семейный подряд

– Защита дипломных работ по одной специальности, что само по себе ценно, да еще отца с сыном, в нашем колледже впервые. У нас были комплексные защиты, такая практика началась с прошлого года, но в них были задействованы несколько специальностей: технолог предлагал тему, автоматчик ее воплощал. Были в колледже такие случаи, когда отец с сыном учились одновременно, при этом сын за папиной учебой следил…

Оборудование нашего колледжа оставляет желать лучшего, – продолжает Ирина Леонидовна, – как можем, так и выкручиваемся. Поэтому те десять стендов для монтажа схем электрооборудования для практических лабораторных работ студентов, которые собрали для колледжа Алексей и Николай Алексеевич, защитив по ним дипломный проект, как нельзя кстати. Сейчас даже студенты МГТУ в наших лабораториях проходят практические занятия.

Инесса Ким,
фото Владимира Косенкова

 

Праздник в столовой МГТУ

Башкирская кухня
Башкирская кухня

Башкирская кухня
Башкирская кухня

Посетители столовой МГТУ 8 июня наслаждались блюдами башкирской кухни и слушали выступления артистов дома Башкирской культуры. Работники столовой под руководством ее директора Т.Л. Шишкиной постарались на славу, представив на суд посетителей эксклюзивные блюда башкирской кухни: чак-чак и другие сласти, белеш, кумыс, башкирский мед, бишбармак и др. Красочно оформленные демонстрационные столы с обилием посуды и скатертей с национальными башкирскими узорами радовали глаз многообразием ярко, с выдумкой представленных национальных блюд. Этот праздник вкуса проходил в рамках традиционных дней национальной кухни.

 

И.А. Якунина, Ю.А. Риве: Необычный урок

Необычный урок
Необычный урок

25 мая преподаватели литературы и физики учебного комплекса «С» провели открытый интегрированный урок «Обзор романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Жизнеподобие и условность в романе». Идея столь необычного урока появилась не случайно. В условиях реализации модульно-компетентностного подхода к обучению лежит идея интеграции. Понятие «интеграция» означает объединение в целое каких-либо частей и употребляется для характеристики взаимосвязи ранее автономных элементов. Яркой чертой нашего времени является острое понимание необходимости сопряжения разных областей человеческого знания для получения цельной картины мира. Современная культура стремится к преодолению разрыва между эмоциональным и рациональным, физикой и лирикой. Такими элементами на уроке стали физика и литература.

Необычный урок
Необычный урок

Преподаватели литературы И.А. Якунина и Ю.А. Риве рассказали об истории создания романа «Мастер и Маргарита», выявили особенности сюжетной и композиционной организации текста М.А. Булгакова. Во время урока были показаны жизнеподобные и условные эпизоды из художественного фильма «Мастер и Маргарита», зачитаны высказывания поэтов и литературных критиков о романе, прочитаны наизусть стихотворения современников М.А. Булгакова.

Необычность урока заключалась в том, что ребята решали физические задачи, составленные на основе художественного текста. Например:

Необычный урок
Необычный урок

«– Аннушка! Это ее работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла да литровку-то о вертушку и разбей!.. Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад. И тотчас рука его соскользнула и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы».

Вопрос: Что помешало устоять Берлиозу? В чем причины трения? Как уменьшают и как увеличивают трение?

В процессе решения задач студенты групп П-10-2 и Мг-10 актуализировали знания, полученные на уроках физики в течение всего учебного года. Они проводили эксперименты, выводили формулы, смотрели презентации. Под руководством преподавателя физики Л.А. Одер первокурсники вспомнили особенности механических явлений, повторили молекулярную физику, термодинамику, электрические и световые явления. Таким образом, во время урока ребята имели возможность подготовиться к предстоящему экзамену. В конце урока преподаватели и студенты пришли к выводу, что не связанные на первый взгляд учебные дисциплины физика и литература могут составлять гармоничный тандем, в котором наука и искусство, рациональное и эмоциональное дополняют друг друга.

Необычный урок
Необычный урок

Урок не оставил равнодушными и гостей. В ходе обсуждения урока И.А. Якуниной, Ю.А. Риве, Л.А. Одер методистами учебного комплекса «С» и преподавателями, посетившими урок, было отмечено, что идея интеграции таких дисциплин, как физика и литература – это хороший ориентир на будущее.

И.А. Якунина, Ю.А. Риве