Показатели публикационной активности
Динамика показателей публикационной активности профессорско-преподавательского состава
В настоящее время огромное внимание уделяется статусу российских высших учебных заведений на мировых научных образовательных рынках. Вводимые новые формы отчетности и мониторинга о деятельности научно-образовательных учреждений (Ежегодный отчет университета перед Минобрнауки России, Ежегодный мониторинг Минобрнауки России эффективности деятельности образовательной организации высшего образования, Ежегодный отчет университета перед Минобрнауки России по форме «Показатели деятельности образовательной организации высшего образования, подлежащей самообследованию») выдвигают высокие требования к оценке квалификации научно-педагогических работников.
Одной из существенных составляющих рейтинговой оценки деятельности научно-педагогического работника являются показатели публикационной активности. Все чаще в новых нормативных и отчетных документах появляются показатели, характеризующие количественную сторону публикационной деятельности, такие как количество публикаций и количество цитирований, а также показатель связывающий количество и качество публикаций – Индекс Хирша. Реже являются востребованными показатели, характеризующие качество публикации и издания, в которых опубликованы работы. К таким показателям чаще всего относят импакт-факторы журналов, показатели самоцитируемости, статус журналов, количество цитирований отдельных публикаций.
В связи с важностью показателей публикационной активности в деятельности ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» в реальном времени проводятся работы по анализу, систематизации и управлению публикационной деятельностью научно-педагогических работников вуза. Целью проводимых работ является повышение эффективности апробации результатов научных исследований в открытой печати, расширения научного сотрудничества между научными коллективами внутри вуза и между вузами, привлечение инвесторов к проведению совместных научно-исследовательских работ.
1. Динамика структуры показателей публикационной активности профессорско-преподавательского состава университета
На основе результатов анализа публикационной активности профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «МГТУ» в 2013 и 2014 годах, приведенных в работе [5], было принято решение о реструктуризации показателей публикационной активности для рейтинга 2015 года.
Для проведения рейтинговой оценки и стимулирования профессорско-преподавательского состава принято три решения:
- упростить состав показателей публикационной активности;
- разделить финансирование проектов по стимулированию научных работ, представленных в российском индексе научного цитирования (РИНЦ) и в зарубежных базах научного цитирования Web of Science и Scopus;
- изменить группу и весовой коэффициент показателей публикационной активности в рейтинге профессорско-преподавательского состава.
Динамика структуры показателей публикационной активности за три года приведена на рис. 1. Количество показателей 2013 года составило 14 значений (из них 10 показателей по системе РИНЦ), в 2014 году – 10 значений (из них 6 по системе РИНЦ) и 2015 году – 2 показателя по системе РИНЦ. Сокращение количества показателей было произведено в сторону консолидации взаимосвязанных показателей, характеризующих качество публикационной активности преподавателя.
Рис. 1. Динамика структуры показателей публикационной активности профессорско-преподавательского состава
Однако, в дополнение изменой структуры изменилась группа, которой находится показатель публикационной активности. В 2013 и 2014 годах показатель отнесен к рейтинговой группе квалификации работника с весовым коэффициентом 0,3, в 2015 году – к рейтинговой группе активности работника с коэффициентом 0,7.
На рис. 2 приведена динамика структуры показателей по количеству опубликованных статей и значению индекса Хирша за три года. Неуклонно возрастает доля показателей, характеризующих количество опубликованных статей, учтенных в РИНЦ. Соотношение между долей опубликованных статей и долей значения индекса Хирша пока не является стабильным и принимает значений от 5,01 до 22,95 %. Соотношение между долями количества публикаций и значениями индекса Хирша показывает усиление показателя по количеству опубликованных статей до 8,5 раз.
Рис. 2. Динамика структуры показателей публикационной активности
Полученная информация в 2013, 2014 и 2015 годам позволила провести статистический анализ результатов по университету в целом, по крупным подразделениям – университету и институтам/факультетам, кафедрам и отдельным персонам.
2. Результаты анализа публикационной активности профессорско-преподавательского состава крупных подразделений
В табл. 1 приведены результаты описательной статистики публикационной активности университета в целом за 2013, 2014 и 2015 годам. Реструктуризация показателей публикационной активности и их перемещение из группы «Квалификация» в группу «Активность» не привело к существенному изменению суммарного значения балла по университету. Таким образом, можно считать, что статус показателя публикационной активности в общей сумме баллов не изменен.
На рис. 3 представлены диаграммы, характеризующие вклад каждого подразделения университета в общую сумму баллов публикационной активности (рис. 3а) и относительного прироста по отношению к значению показателей за 2014 год (рис. 3б).
На рис. 3 введены обозначения для подразделений университета в 2014 году: БФ – Белорецкий университета; ИГД и Т – институт горного дела и транспорта; ИИФ и ИЯ – институт истории, филологии и иностранных языков; ИММ и М – институт металлургии, машиностроения и материалообработки; ИПП и СР – институт педагогики, психологии и социальной работы; ИСА и И – институт строительства, архитектуры и искусства; ИЭ и У – институт экономики и управления; ИЭ и АС – институт энергетики и автоматизированных систем; ФСХ и Б – факультет стандартизации, химии и биотехнологий; ФФК и СМ – факультет физической культуры и спортивного мастерства; ФМФ – физико-математический факультет.
Таблица 1 Обобщенные показатели публикационной активности преподавателей университета
Показатель |
Значение 2013 года |
Значение 2014 года |
Значение 2015 года |
Количество ППС |
758 |
1251 |
1074 |
Среднее количество баллов |
53,86 |
44,76 |
16,43 |
Максимальное количество баллов |
1112,9 |
632,4 |
286,0 |
Минимальное количество баллов |
0 |
0 |
0 |
Доля нулевых значений суммы, % |
39,7 |
29,6 |
22,3 |
Средний индекс Хирша по РИНЦ |
0,697 |
1,12 |
1,94 |
Общая сумма баллов |
47144,1 |
56060,6 |
21016 |
Сумма с учетом группы в рейтинге |
14143,23 |
16818,18 |
14711,20 |
В абсолютных показателях увеличение или уменьшение доли в общей сумме является незначительным и лежит в интервале [-3,55; 3,12] процентов. В относительных единицах произошел существенный рост показателей (до 86%) относительно значений 2014 года, что свидетельствует об активизации работы в структурном подразделении.
Средний процент регистрации научно-педагогических работников в системе РИНЦ в 2015 году достиг 87,5 % и увеличился на 8,5 % по сравнению с 2014 и на 23 % по сравнению 2013 годами. На рис. 5 среднее значение индекса Хирша для каждого подразделения и относительное приращение по отношению к значениям 2014 года.
Рис. 4 (а, б). Динамика суммарного балла публикационной активности: а – доля в общей сумме баллов; б – относительное приращение доли
Наблюдается безусловный рост среднего значения индекса Хирша по всем подразделениям университета. Несмотря на изменение структуры показателей остаются лидирующими два крупнейших подразделения университета: институт металлургии, машиностроения и материалообработки, институт энергетики и автоматизированных систем
Рис. 5 (а, б). Среднее значение индекса Хирша преподавателей университета по подразделениям: а – 2014 и 2015 годах; б – относительное приращение
3. Результаты анализа публикационной активности профессорско-преподавательского состава кафедр университета
В 2014-2015 году в университете функционировала 81 кафедра. Группировка сведений по кафедрам университета позволила определить кафедры с высоким уровнем публикационной активности (рис. 6). Фактически 10 кафедр университета обеспечивают 34,63 % публикационной активности против 34,44 % в 2014 году. В список наиболее активных кафедр постоянно и независимо от структуры показателей входят: кафедра обработки металлов давлением (ОМД), кафедра машиностроительный и металлургических технологий (М и МТ); кафедра литейного производства и материаловедения (ЛП и М); кафедра металлургии черных металлов (МЧМ); вычислительной техники и программирования (ВТ и П). Стабильная работа этих кафедра позволяет быть инвариантными к изменению структуры показателей.
На рис. 6 дополнительно введены обозначения: АСУ – кафедра автоматизированных систем управления; ЭПП – кафедра электроснабжения промышленных предприятий; ГМ и ТТК – кафедра горных машин и транспортно-технологических комплексов; Э и М – кафедра экономики и маркетинга; 1¸10 – положение кафедры в общем рейтинге по абсолютному количеству баллов публикационной активности.
Изменение структуры показателей публикационной активности в 2015 года привело не только к количественным, но к качественному изменению доли вклада баллов публикационной активности в рейтинге деятельности кафедр. На рис. 7 представлена диаграмма выполнения работ за рейтинговый период – 2014 и 2015 года. Как следует из диаграммы, процесс выполнения работ имеет траекторию отличную от идеального равномерного хода работ. В 2014 году 50 % объема выполнялось 19 кафедрами, в 2015 году – 17 кафедрами. В то же время, 50 % кафедр в 2014 году было выполнено 81,78 % всех работ, в 2015 – 81, 75 % всех работ.
На рис. 7 дополнительно введены обозначения: 1 – область 50 %-го выполнения работ в 2015 году; 2 – область работ, которая выполняется 50 %-ми кафедр университета.
Рис.6. Группа кафедр с высоким уровнем публикационной активности и распределение баллов по кафедрам университета
Рис. 7. Диаграмма выполненных работ коллективами кафедр университета
На рис. 8 и рис 9 показана зависимость рейтинга преподавателя от значения показателя публикационной активности.
Рис. 8. Зависимость формирования рейтинга преподавателя от балла публикационной активности с выделением областей пространства баллов для кафедры, находящейся в постоянном списке лидеров
Рис. 9 (а, б). Зависимость формирования рейтинга преподавателя от балла публикационной активности: а – для кафедры в списке лидеров 2015; б – для кафедры, не входящей в список ни в одном из периодов
На рис. 8 выделены области, определяющие рейтинговое пространство, которое характеризует сжатие или растяжение шкал рейтинга и публикационной активности для каждой кафедры. Угол наклона линейного тренда определяет вклад публикационной активности в рейтинг [7]. Например, на рис. 9а показаны результаты анализа рейтинга кафедры, для которой изменение показателей привело к существенному изменению общего балла рейтинга (при увеличении публикационной активности на 1 балл происходит увеличение на 0,407 рейтинга в 2013 году, на 0,68 – в 2014 и на 0,96 – 2015 году). Для показателей кафедры, приведенных на рис. 9б, произошли существенные изменения только для 2015 года (при увеличении публикационной активности на 1 балл происходит среднее увеличение рейтинга преподавателя на – 0, 604 балла в 2013 году и на 0,915 балла в 2015 году). На рис. 9 уравнения сверху вниз соответствуют результатам 2013, 2014 и 2015 года.
4. Результаты анализа персональной публикационной активности профессорско-преподавательского состава университета
Особое внимание в анализе результатов оценки публикационной активности было уделено персональным показателям. На рис. 10 показана динамика позиций в общем рейтинге публикационной активности первых 20 научно-педагогических работников университета в 2013, 2014 и 2015 годах. Полученная диаграмма позволяет утверждать, то сформирована группа, которая инварианта к изменению показателей публикационной активности, т.е. во все периоды работники присутствуют в группе топ 20. Состав этой группы не велик и составляет всего 6 человек. Однако, большая часть группы вариативна и является чувствительной к изменению показателей и методики их расчета.
Рис. 10. Распределение персональной публикационной активности Топ 20 научно-педагогических работников унивенситета
Кумулята доли публикационной активности по отдельным авторам, приведенная на рис. 11, продемонстрировала, что полное насыщение работ по публикационной активности (100% баллов) в 2013 году выполнили 60 % работников, в 2014 году – 86 % и в 2015 году – 91 %. Рост количества работников, включенных в активную публикационную деятельность, указывает на доступность достижения большей группы работников в 2015 году. Однако, остается нерешенной проблема равномерного вовлечения коллектива в публикационную деятельность, а именно 50 % всех работ в 2013 году достигалось 6,9 % научно-педагогическими работниками, в 2014 году – 13,4 % и в 2015 году – 13,3 %.
На рис. 11 дополнительно обозначены символом: * – уровень полного насыщения работ; · – уровень выполнения 50 % работ по публикационной активности.
Рис. 11. Диаграмма выполнения работ по индивидуальной публикационной активности научно-педагогических работников университета
В ходе выполнения научно-исследовательских работ индивидуальные авторы образуют научные группы. Работа в таких группах позволяет принимать новые решения в разработке научно-технических проектах и фундаментальных исследованиях.
Образование крупных каллобараций способствует повышению публикационной активности университета. В ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» функционирует 23 научные школы. В каждой научной школе существует гибкий механизм привлечения к научной работе студентов, аспирантов, молодых ученых и ведущих научных исследований других организаций. Гибкое построение научных коллективов позволяет расширить тематику научных исследований. Образующиеся каллоборации увеличивают публикационную активность научных коллективов и всех ее участников. На рис. 12 показаны наиболее крупные каллобарации университета, которые в своем составе содержат руководителей научных школ университета, ведущих научно-педагогических работников, аспирантов, студентов и научных сотрудников внешних организаций.
Рис. 12. Структура каллобораций научных школ: а – Развитие теории и технологий металлургического производства; б – Развитие теории и технологии инновационных процессов получения и обработки изделий из перспективных, композиционных и наноструктурных материалов
5. Отображение результатов публикационной активности авторов в показатели университета по данным аналитической наукометрической системе РИНЦ
Планомерные и систематические работы по управлению и анализу результатов публикационной активностью профессорско-преподавательского состава приводит к росту показателей университета в наукометрической системе РИНЦ. Эффективными управленческими решениями в области публикационной активности можно считать:
- развитие рейтинговой системы для оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, на основе которой стимулируются результаты учебно-методической, научной и творческой деятельности работников;
- развитие системы стимулирования научно-педагогических работников за публикацию статей, индексируемых в наукометрических системах Web of Science и Scopus;
- открытие нового проекта о конкурсе статей для перевода за счет университета;
- совершенствование издательского проекта университета, в результате которого активизируется деятельность редакционных коллегий журналов и сборников, издающихся в ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет и. Г.И. Носова»;
- организационное построение системы регистрации и коррекции результатов публикационной активности в системе РИНЦ.
На рис. 13 и рис. 14 приведены результаты отображения публикационной активности и стимулирующих мероприятий в системе РИНЦ.
Рис. 13. Динамика показателей цитирования публикаций научно-педагогических работников в системе РИНЦ
На рис. 13 и рис. 14 наблюдается возрастающая тенденция по трем основным показателям публикационной активности: количество цитирований публикаций (рост за период в 25,78 раз), количество публикаций (рост за период в 5,88 раза) и значение индекса Хирша организации (рост за период в 4,87 раза). Однако, нельзя назвать положительной динамику роста процента самоцитирования работ, которая резко возрастала в период с марта 2013 по апрель 2014 года и замедлила динамику роста в период с апреля 2014 по настоящее время.
Рис. 14. Динамика показателей количества публикаций и значений индекса Хирша научно-педагогических работников в системе РИНЦ
Заключение
Трехлетний опыт эксплуатации рейтинговой системы с использованием показателей публикационной активности показал, что:
- при изменении состава показателей остаются инвариантными значения и соотношения для коллективов и отдельных научно-педагогических работников ведущих активную научную деятельность и публикующие работы различного типа и статуса;
- среди институтов и факультетов университета остаются наиболее активными институт металлургии, машиностроения и материалообработки и институт энергетики и автоматизированных систем;
- результаты стимулирования публикационной активности научно-педагогических работников позволяет достигнуть существенного роста индикаторов университета в наукометрической системе РИНЦ;
- существующая система учета показателей публикационной активности не является совершенной и требует пересмотра в части планирования работ по достижению установленных показателей;
- изменения, введенные в показатели 2015 года, позволили расширить количество научно-педагогических работников до 91%, для которых доступно достижение показателей публикационной активности.