Необходимым принципом функционирования системы высшего образования является обеспечение деятельности вуза как особого социокультурного института, призванного способствовать удовлетворению интересов и потребностей обучающихся, развитию их способностей в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении.

Социокультурная среда вуза представляет собой часть вузовской среды и направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями. Она представляет собой пространство, которое способно изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и поддерживающих при этом определенные ценности, отношения, традиции, правила, нормы в различных сферах и формах жизнедеятельности вузовского коллектива.

Концепцию формирования социокультурной среды ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», обеспечивающей развитие общекультурных и социально-личностных компетенций обучающихся, определяют следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273;
  • Устав МГТУ им Г.И. Носова;
  • СМК-К-ГПВС-2010 «Концепция гражданско-патриотического воспитания студентов»;
  • СМК-ВПГ-ПЗ ПАВ-2010 «Концепция воспитательной работы со студентами»;
  • СМК-ВПГ-ГПВС-2010 «Гражданско-патриотическое воспитание студентов»;
  • СМК-ВПГ-ВДСГ-2010 «Воспитательная деятельность в студенческом городке»;
  • СМК-КПГ-ЗОЖ-2010 «Комплексная программа оздоровления участников образовательного процесса»;
  • СМК-ВПГ-НВЭС-2010 «Нравственно-эстетическое воспитание студентов»;
  • СМК-УК-21-13 «Положение о студенческом совете общежития в университете»;
  • СМК-Н-НОЦ-02-12 «Студенческое научное общество»;
  • СМК-ПВД-78-11 «Студенческие отряды ФГБОУ ВПО «МГТУ»;
  • СМК-УК-16-12 «Совет обучающихся»
  • СМК-С-ПВД-124-14 «Положение о студенческом пресс-центре «МГТУ»
  • СМК-С-ПВД

Основными целями функционирования социокультурной среды университета являются:

  • изучение проблемы развития общекультурных и социально-личностных компетенций обучающихся  на основе сложившихся психолого-педагогических научных подходов;
  • раскрытие понятия общекультурных и социально-личностных компетенций как целевой категории подготовки обучающихся в вузе, определение их функций, состава и критериев развития;
  • разработка модели обеспечения общекультурных и социально-личностных компетенций в подготовке обучающихся вуза;
  • выявление педагогических условий для развития общекультурных и социально-личностных компетенций обучающихся вуза.

Реализация намеченных целей обеспечивается в процессе решения следующих основных задач:

  • создание системы перспективного и текущего планирования воспитательной деятельности и организации социальной работы;
  • дальнейшее развитие инфраструктуры социальной защиты и выработка конкретных мер по совершенствованию воспитательной работы;
  • обучение профессорско-преподавательского состава через систему регулярно проводимых методических семинаров;
  • организация системы взаимодействия и координации деятельности государственных органов, структурных подразделений вуза, общественных и профсоюзных организаций и участников образовательного процесса по созданию благоприятной социокультурной среды и осуществлению социальной защиты и поддержки обучающихся;
  • развитие системы социального партнёрства;
  • обеспечение органической взаимосвязи учебного процесса с внеучебной воспитательной деятельностью, сферами досуга и отдыхаа обучающихся;
  • подготовка, организация и проведение различных мероприятий по всем направлениям воспитательной деятельности: гражданскому, патриотическому, нравственному, эстетическому, трудовому, правовому, физическому, социально-психологическому и др.;
  • расширение спектра мероприятий по социальной защите участников образовательного процесса;
  • организация и ведение работы по выполнению социальных программ и проектов;
  • активизация работы института кураторов, совершенствование системы студенческого самоуправления, формирование основ корпоративной культуры, развитие инфраструктуры студенческих объединений;
  • реализация воспитательного потенциала учебно-научной работы;
  • вовлечение в воспитательный процесс студенческой молодежи деятелей науки и культуры, искусства, политики и права, работников других сфер общественной жизни;
  • мониторинг состояния социальной и воспитательной работы в вузе;
  • участие в формировании и поддержании имиджа университета. Позиционирование МГТУ как центра культуры и просвещения, выполняющего широкие социальные функции.

Таким образом, учитывая социальный заказ, определяющий специфику социального запроса общества в обучающихся, обладающих высоким уровнем социокультурной компетентности, внешняя функция социокультурной среды университета заключается в развитии у обучающихся МГТУ общекультурных и социально-личностных компетенций в процессе включения их в социокультурную среду вуза.

1. Научные подходы в развитии и формировании общекультурных и социально-личностных компетенций обучающихся

Система управления процессом формирования общекультурных и социально-личностных компетенций представляет собой сложный, интегрированный процесс, включающий в себя реализацию основных научных подходов, выступающих условиями данного процесса, а также непосредственно социокультурные условия этой среды в образовательном пространстве вуза.

В основе формирования социокультурной среды вуза лежат следующие подходы: системный, аксиологический, личностно-ориентированный, информационно-коммуникативный, историко-культурологический и компетентностный. Они выступают основой, созданной для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.

Ценность системного подхода, способствующего формированию гражданской компетенции, состоит в том, что он позволяет:

  • сформировать у обучающихся системность знаний о гражданственности, патриотизме, толерантности, социокультурном менталитете;
  • придать системный характер процессу гражданского воспитания и формированию гражданской компетенции;
  • развить системное мышление;
  • сформировать системную картину мира, общественной жизни и системы отношений;
  • системно-исторически подойти к изучению и формированию у обучающихсягражданской компетенции.

В рамках аксиологического подхода формирование нравственного сознания заключается в присвоении гражданско-патриотических ценностей, таких как: патриотизм, дружба, взаимопомощь, мужество, любовь к свободе, ответственность, гуманизм, честь, достоинство, обязательность, добро, милосердие, порядочность. Значимость приведённых ценностей для формирования гражданской компетенции состоит в том, что они позволяют:

  • регулировать отношения личности обучающегося к другим людям, обществу, государству, своим правам и обязанностям;
  • сформировать нравственный идеал гражданина-патриота, позволяющий личности проектировать своё развитие;
  • развить духовный потенциал личности, включая такие качества, как порядочность, обязательность, честность, гуманизм, уважительное отношение к другим людям;
  • сформировать установку на ценности гражданского воспитания, что способствует формированию соответствующего отношения и поведения.

Формирование нравственных отношений как основа формирования гражданской компетенции связано с формированием статуса личности обучающегося, его позицией и положением в коллективе.

В основе личностно-ориентированного подхода лежит, прежде всего, уважение или гуманное отношение к людям. Однако, наряду с уважением, на формирование личностной позиции обучающегося влияют и толерантность, и милосердие, и ответственность, и доброжелательность, и твёрдая вера в лучшее будущее своей страны, равно как и преданное служение, её интересам.

Значимость личностно-ориентированного подхода для формирования гражданской компетенции обучающихся состоит в том, что данный подход позволяет:

  • осознать своё «Я», свою значимость среди других обучающихся и в социуме вообще;
  • уважая себя, проявлять гуманное отношение к другим людям, в том числе к людям других наций и этносов, с опорой на толерантность и сопереживание;
  • твёрдо отстаивать свои права и свободы;
  • осознавать свои творческие возможности, внедряя их в практические действия.

Процесс формирования гражданской компетенции обучающихся выступает как процессуальная система получения, переработки, передачи и обмена информацией. Следовательно, в его основе лежит и информационно-коммуникативный подход.

С позиций названного подхода процесс гражданского воспитания представляется как информационно-коммуникативный процесс, включающий в себя:

  • информационное пространство;
  • коммуникативную сферу, охватывающую не только учебный процесс, но и систему дополнительного образования, электронную систему коммуникации;
  • познавательную ситуацию, связанную с ценностными ориентациями и потребностями личности;
  • статусное отношение к образовательному процессу и системе дополнительного образования;
  • отношение личности к образовательным ценностям;
  • смысловое содержание информации, выступающей в форме гражданско-патриотических идей, принципов, суждений;
  • оценочную информацию, дающую суждения о результатах процесса формирования гражданской компетенции.

Таким образом, с целью укрепления нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся информационно-коммуникативный подход необходим, как принцип, который выполняет важные функции:

  • информационную, связанную с отбором и передачей учащимся терминальных, инструментальных и нравственных ценностей;
  • коммуникативную, включающую выбор средств для передачи ценностной для формирования гражданской компетенции информации.

Ключевые позиции историко-культурологического подхода, положенные в основу сформированной в университете социокультурной среды, позволяют развивать общекультурные и социально-личностные компетенции обучающихся через призму современного поликультурного образовательного пространства, и включённости в данное пространство самих обучающихся.

В качестве основных достоинств использования данного подхода определены следующие:

  • способствует реализации основных взаимосвязей между процессом формирования гражданственности и историческими реалиями конкретной исторической эпохи;
  • появляется возможность говорить о процессе формирования гражданской компетенции более глубоко и осмысленно, с точки зрения не только истории, но и литературы, культуры, культурологии, реализуя, таким образом, поликультурную направленность процесса формирования гражданской компетенции;
  • способствует воспитанию у студенческой молодёжи гражданско-патриотических чувств, которые не могут быть привиты без знания истории и развития к ней постоянного интереса со стороны обучающихся;
  • позволяет реализовать процесс приобщения обучающихся к культурным ценностям мира и родной страны, а также организовать процесс включённости студентов в современное поликультурное образовательное пространство.

Методологическим основанием реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступают принципы: вариативности образования; центрации образования на развитии и саморазвитии личности; сочетания автономности с коллективными и групповыми формами образования; неустойчивого динамического равновесия образовательного процесса как источника развития взаимосвязи личности, образования и профессии; соразвития личности, образования и деятельности.

Личность компетентного специалиста, способного к культуросообразному осуществлению профессиональной деятельности, представляется в его внутренней целостности, где профессиональное и личностное «Я» тесно связаны системой ценностей. Он выступает как человек, ориентированный на выполнение определенных социально-профессиональных функций, как профессионал во всем своеобразии своих возможностей и способностей.

2. Социокультурная воспитывающая среда университета

В вузе социально-воспитательная деятельность ведётся по следующим направлениям:

  • организационное;
  • дидактическое;
  • информационно-просветительское;
  • учебно-методическое и научно-исследовательское;
  • эколого-валеологическое;
  • гражданско-правовое и патриотическое;
  • культурно-досуговое;      
  • традиционно-символическое;
  • социально-профилактическое и социально-реабилитационное;
  • оздоровительное.

Данные виды деятельности направлены на формирование мировоззрения, толерантного сознания, системы ценностей, личностного, творческого и профессионального развития обучающихся, самовыражения в различных сферах жизни, способствующих обеспечению адаптации в социокультурной среде международного сообщества, повышению гражданского самосознания и социальной ответственности. Также в целях создания благоприятных социальных условий для наиболее полной самореализации обучающихся, максимальной удовлетворённости учёбой, в университете ведётся активная работа по оказанию социальной защиты и поддержки участников образовательного процесса, обеспечению социальных гарантий и развитию экономических стимулов.

В МГТУ создано социокультурное, информационное пространство, в котором обучающийся является полноправным участником учебно-воспитательного процесса. Социокультурная среда вуза позволяет обучающимся раскрыть свой творческий, лидерский потенциал, первокурсникам успешно пройти период адаптации, а обучающимся старших курсов стать основными помощниками в этом направлении. В соответствии с этим активно работает студенческое самоуправление, старосты, председатели первичных профсоюзных организаций

Студенческое самоуправление следует рассматривать как инструмент реализации молодежной политики государства, позволяющий сфокусировать внимание студенческого объединения на организации студенческой жизни внутри вуза для эффективной реализации воспитательных программ.

В условиях модернизации университетского образования целью студенческого самоуправления является создание условий для личностной самореализации обучающихся, обеспечение социально-правовой защиты студенческой молодежи. Активное участие студенческой молодежи в решении проблем образовательного процесса способствует формированию самостоятельности восприятия и осмысления реализации учебно-воспитательных задач, социальной активности, организаторских и коммуникативных способностей личности, что имеет существенное значение для становления профессиональной и общей культуры будущего специалиста.

Студенческое самоуправление имеет собственные сущностные характеристики:

  • единство миссии (целей, задач, социальных смыслов);
  • часть корпоративной культуры вуза (опирается на историю, ценности, традиции вуза);
  • организационную структуру;
  • наличие нормативно-правовых документов (Устав, договоры).

Студенческое самоуправление является элементом общей системы управления образовательным процессом в вузе и предполагает максимальный учет интересов, потребностей обучающихся на основе изучения их общественного мнения.

В качестве главных задач деятельности студенческого самоуправления выделяются:

  • повышение эффективности и успешности учёбы, активизации самостоятельной творческой деятельности обучающихся в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного многоуровневого образования;
  • формирование потребности в освоении актуальных научных проблем через систему научного творчества студенческой молодежи;
  • расширение студенческого актива;
  • создание условий для развития у обучающихся способности различать виды ответственности к результатам собственной учебной и общественной работы;
  • развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания;
  • способствование созданию условий для благоприятного социально-психологического климата в университетской среде;
  • усиление роли студенческих общественных организаций в гуманистическом воспитании студентов, в формировании мировоззрения, нормотворческой деятельности и социальной активности;
  • становлении нормосообразного поведения;
  • развитие и углубление инициативы студенческой молодежи в изучении, разработке, строгом исполнении законов и основанных на них правовых актов для социально-правовой защиты студентов.

Принципы деятельности органов студенческого самоуправления:

  • Ориентация на личность обучающегося, способствующая максимальному ее раскрытию и развитию потенциала одаренности, гуманное, бережное отношение к личности молодого человека, приоритет ее интересов и ценностей;
  • Доступность услуг, направленных на выявление и развитие задатков, способностей, одаренной молодежи;
  • Открытость системы, обеспечивающей информированность каждого заинтересованного студента о работе молодежной организации;
  • Соответствие предоставляемой поддержки уровню развития способностей и состоянию здоровья молодого человека, обеспечение возможности студентам проявить свою одаренность и талант в любом возрасте.

Реализация программ воспитательной деятельности

Структура системы студенческого самоуправления, созданная в Магнитогорском государственном техническом университете им Г.И. Носова, состоит из следующих молодежных организаций:

  • Первичная профсоюзная организация студентов и аспирантов;
  • Совет студенческого городка;
  • Студенческие отряды (строительные, вожатые, проводники, охрана правопорядка);
  • Молодежный проектный центр;
  • Консультационный совет;
  • Студенческий бизнес-инкубатор;
  • Молодежный научный центр;
  • Спортивный клуб МГТУ;
  • Институт студенческого куратора;
  • Спортивный клуб МГТУ "Стальные сердца"
  • Клуб веселых и находчивых (КВН);
  • Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»;
  • Волонтерское движение «По зову сердца»;
  • Студенческий пресс-центр;
  • Студенческий клуб МГТУ;
  • Художественно-эстетический совет.

Партнерами Совета являются: Главное управление молодежной политики Челябинской области; Отдел по делам молодежи Администрации г. Магнитогорска; Челябинский областной штаб студенческих отрядов; Общественная молодежная палата при Магнитогорском городском собрании депутатов г. Магнитогорска; Общественная молодежная палата при законодательном собрании Челябинской области; Магнитогорская городская молодежная общественная организация Союз Молодых Металлургов ОАО «Магнитогорский Металлургический Комбинат».

Профсоюзная организация студентов и аспирантов МГТУ 

Существует с момента основания вуза, ее членами сегодня являются более 95% обучающихся. Профсоюзная организация представляет интересы обучающихся на всех уровнях власти (взаимоотношения с администрацией вуза, города и области), а также реализует различные социальные, информационные, развлекательные и прочие программы.

Основные направления деятельности первичной профсоюзной организации студентов и аспирантов МГТУ:

  • социально-правовая и экономическая защита, контроль за соблюдением администрацией МГТУ законодательства о труде и профсоюзах, в т.ч. по вопросам учебного времени и времени отдыха, размеров стипендии, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, социальная защита малообеспеченных обучающихся, а также обучающихся, попавших в экстремальные ситуации (оказание материальной помощи);
  • разработка и осуществление программ социальной поддержки обучающихся;
  • трудоустройство обучающихся в летний период, анализ рынка труда молодых специалистов, проведение работы с обучающихся с целью повышения их конкурентоспособности, проведение комплексного консультирования в период поиска работы;
  • жилищно-правовая работа;
  • организация оздоровительного отдыха обучающихся;
  • организация досуга обучающихся: проведение культурно-массовых и спортивно -оздоровительных мероприятий;
  • работа по подготовке студенческого профактива;
  • информационно-методическая работа;
  • развитие органов студенческого самоуправления.

Среди достижений студенческой профсоюзной организации следует отметить победы в конкурсах Министерства образования и науки Российской Федерации на лучшую организацию деятельности студенческих объединений образовательных организаций высшего образования. Программа развития деятельности студенческих объединений 2012-2013 г. «Формирование конкурентоспособной личности студентов технического вуза в системе студенческого самоуправления» и Программа развития деятельности студенческих объединений 2014 г. «МГТУ – территория студенческого самоуправления» принесли в бюджет университета более 30 млн. рублей на развитие органов студенческого самоуправления.

Ежегодно, обучающиеся из числа актива получают награды Министерства образования и науки Российской Федерации, Законодательного собрания Челябинской Области, Губернатора Челябинской области и другие.

Студенческий совет студгородка МГТУ (далее – студсовет)

Основными целями Студенческого совета являются формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции обучающихся; содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию; обеспечение реализации прав на участие в управлении вузом, оценке качества образовательного процесса; формирование у обучающихся умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества.

Студенческий совет работает по нескольким направлениям: культмассовый сектор: занимается организацией праздников, мероприятий; жилищно-бытовая комиссия (ЖБК): работа сектора построена на наведении и сохранении порядка в стенах общежития и на территории студенческого городка; спортсектор организовывает большое количество спортивных соревнований, занимается сбором команд, организацией тренировок в спортивном зале университета; работа с иностранными студентами; Редколлегия: члены данного сектора занимаются оформлением стенгазет, стендов, объявлений, готовят декорации, костюмы, ко всем праздникам, формируют группы поддержки.

Студенческие трудовые отряды

Деятельность студенческих отрядов направлена на решение кадровых вопросов, организацию временной и постоянной занятости молодежи, профилактику негативных явлений в молодежной среде. Ценность труда в студенческих отрядах заключается в адаптации молодежи к современным условиям производственных отношений, развитию инициативности и самостоятельности, организационных и деловых качеств, духовно-нравственного идеала. МГТУ позволяет воспитывать положительное отношение к труду и вырабатывать конкретные современные профессиональные знания, умения и навыки у студенческой молодежи. Трудовое воспитание в вузе направлено на воспитание нравственного отношения обучающихся к труду и его результатам.

Основными направлениями работы студенческих трудовых отрядов являются:

  • Строительные отряды (работа на строительных объектах Челябинской области и за ее пределами);
  • Педагогические отряды ( работа вожатыми в детских оздоровительных лагерях);
  • Отряды проводников РЖД.

Трудоустройство обучающихся круглогодично:

  • Трудовые отряды МГТУ ( работа в свободное от учебы время в хозяйственном отделе, в отделе капитального ремонта, в отделе охраны и безопасности).

Среди достижений студенческих отрядов в 2013 году следует отметить:

  • Золотой мастерок за лучший круглогодичный отряд;
  • Золотой мастерок за лучший путинный отряд;
  • Гран-при в открытом конкурсе вожатского мастерства «ЛИМПОПО 2013» заняли бойцы СПО «Батарейки» в составе сводного педагогического отряда «Вожатское сердце Магнитки»;
  • В рамках «ЛИМПОПО 2013» 2-е место в конкурсе педагогических мастерских  бойцы СПО «Батарейки» в составе сводного педагогического отряда «Вожатское сердце Магнитки».

В 2014 году отряд получил золотой мастерок за лучший круглогодичный отряд в Челябинской области.

Молодежный научный центр (МНЦ)

Осуществляет научно-методическое руководство деятельностью всей системы научно-исследовательской работы обучающихся (НИРС) университета, направляет и координирует её работу.

Основной целью МНЦ является выявление талантливой молодежи для последующего обучения и пополнения научных и педагогических кадров вуза и совершенствование научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.

«Молодёжный проектный центр» 

Создан с целью оказания качественных и недорогих услуг по разработке конструкторской документации, совершенствованию технологий, проектированию технологических и технических систем.

Большое значение имеет принадлежность центра к МГТУ, поскольку имеется широкая база для реализации проектов. Во - первых, – это научная база, которая позволит внедрять инновационные решения, тем самым обеспечивать прогрессивное развитие машиностроения. Во - вторых, – это возможность постановки экспериментов, проверки принятых решений в программных продуктах, позволяющих найти объективное мнение и математическое подтверждение. Также обучающиеся, участвующие в разработке проектной документации получают опыт в области проектных работ.

Проектные работы осуществляются на оборудовании и вычислительной техники МГТУ, которые задействованы в учебном процессе. Студенты центра регулярно участвуют в научно-технических конференциях различных уровней, публикуют результаты научной деятельности в ведущих рецензируемых изданиях.

Студенческий бизнес-инкубатор (СБИ)

Цель СБИ – это развитие кадрового потенциала путем создания студенческого бизнес-инкубатора, предусматривающего:

  • предоставление на безвозмездной основе обучающимся вуза помещений с оборудованными рабочими местами для реализации бизнес-проектов;
  • оказание консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты, бизнес-планирования.

Предметом деятельности СБИ является выявление перспективных бизнес-команд с целью их бизнес-инкубирования в период их стартового развития в течение не более одного года.

Студенческий Консультационный совет

С 2012 года на базе МГТУ успешно функционирует студенческий Консультационный совет. Социальным партнером проекта выступает Объединение защиты прав потребителей
г. Магнитогорска. Еженедельно обучающиеся проходят обучение на базе центра, изучают закон о защите прав потребителей, поправки к закону, постановления Правительства и другие нововведения в данном направлении. Кроме того, на собрании члены совета рассматривают поступившие обращения студентов, сотрудников и преподавателей и ищут пути решения. Параллельно в сети интернет работает группа, в которой обучающиеся  и преподаватели МГТУ имеют возможность изложить проблему для дальнейшего рассмотрения.

Таким образом, обучающиеся – члены Консультационного совета: проводят консультации в области дистанционной торговли; разрешают споры между продавцом (изготовителем, исполнителем) и потребителем; помогают потребителям правильно составить документы при обращении в компетентные органы для защиты их законных прав; предлагают пошаговую инструкцию к действиям в конфликтных ситуациях.

Художественно-эстетический совет

Создан в рамках новой концепции для повышения социокультурного уровня и эстетического воспитания обучающихся. Основной целью совета является профессиональная подготовка специалистов высокой культуры.

Основной задачей художественно-эстетического совета является раскрытие художественно-творческого потенциала студентов в процессе учебной и внеучебной деятельности при использовании вариативных форм воспитательного воздействия,  а также расширение социокультурной среды вуза на основе активного сотрудничества с учреждениями культуры и искусства , при помощи сочетания административного, общественного управления и органов студенческого самоуправления.

Институт студенческого кураторства

Основная цель работы кураторов заключается в формировании у обучающихся социально-активной гражданской позиции, ответственного отношения к учёбе, приобретению теоретических знаний и практических навыков юриста, развитию общей культуры.

Кураторы ориентируются на следующие основные задачи и направления деятельности:

  • содействие повышению качества обучения;
  • формирование и воспитание актива группы;
  • содействие развитию инициативы обучающихся;
  • изучение личности обучающегося, его потребностей и интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении;
  • формирование социально необходимых знаний и навыков патриотизма, стойких моральных и нравственных качеств;
  • организация и руководство процессом обучения, профессиональными знаниями по избранной специальности;
  • привлечение обучающихся к научной и общественной работе;
  • осуществление связи с выпускниками;
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • организация коллективной деятельности и общения.

Спортивный клуб МГТУ «Стальные сердца»

Спортивный клуб является одним из важнейших направлений деятельности студенческого самоуправления в вузе, который занимается организацией и проведением спортивно-массовых мероприятий в университете, а также вовлечением студенческой молодежи в систематические занятия физическими упражнениями и спортом. Основа деятельности клуба – поддержка социально-значимых инициатив студенческой молодежи, которая способствует развитию творческой активности обучающихся в области студенческого спорта и спорта высших достижений.

Обучающиеся принимают участие в ежегодной Универсиаде МГТУ по 22 видам спорта. После чего формируются сборные команды, которые представляют университет на областной Универсиаде по 24 видам спорта. Обучающиеся ВУЗа имеют уникальную возможность попасть в большой спорт не отрываясь от учебы. Это волейбольная команда «Магнитка-Университет» (Чемпионат России Высшей лиги «Б»), Студенческие баскетбольные команды МГТУ (женская и мужская) принимают регулярное участие в Чемпионатах Ассоциация студенческого баскетбола, а также мужская команда, которая принимает участие в Международной студенческой баскетбольной лиге.

В 2013 году на базе университета при поддержке студенческого спортивного клуба МГТУ была создана студенческая сборная команда по хоккею с шайбой. В первом же сезоне Чемпионата ФЛХЛ студенты МГТУ стали серебряными призерами, а затем – обладателями Суперкубка ФЛХЛ. В 2014 году ХК «МГТУ» официально стартовал в Студенческой хоккейной лиге России.

Для обучающихся увлекающихся альпинизмом и туризмом на базе МГТУ организован студенческий альпклуб, где обучающиеся могут усердно заниматься в специально оборудованном зале. Для любителей более экстремального вида отдыха туристический клуб МГТУ «Стихия» организовывает туристические походы в зимний и летний период в живописных местах на территории р. Башкортостан.

Спортивная акробатика успешно существует в Магнитогорске уже 60 лет на базе МГТУ. Спортивный комплекс обеспечивает оздоровление и отдых обучающихся путем предоставления следующих услуг: посещение бассейна, проведение спортивный, посещение бани и сауны.

В МГТУ помимо обязательных занятий физической культурой обучающиеся имеют возможность заниматься в 26 спортивных секциях. В рамках программы развития деятельности студенческих объединений по инициативе студенческого спортивного клуба были открыты новые спортивные секции по 8 видам спорта. Для занятий спортом в МГТУ существует 13 спортивных площадок, что для высшего учебного заведения является, безусловно, отличным показателем.

Призеры открытого конкурса Министерства образования и науки Челябинской области на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди студентов.

Ежегодно, спортсмены из числа обучающихся МГТУ получают награды Министерства спорта Российской Федерации, Министерства по физической культуре спорту и туризму Челябинской области, Губернатора Челябинской области и другие.

Клуб КВН

Основными целями деятельности клуба КВН являются развитие творческого потенциала обучающихся и улучшения процесса общения среди поклонников и участников движения КВН, создание единого управляющего органа для работы по организации и проведению фестивалей КВН факультетского и университетского уровней.

В 2013 году в МГТУ стартовала собственная М-Лига КВН, которая спустя год стала международной и приобрела статус официальной региональной лиги Международного союза КВН.

Волонтерское движение «По зову сердца»

Основной целью деятельности волонтерского центра является практическая реализация социальных проектов, разработанных обучающимися МГТУ. Участие в добровольческой деятельности способствует развитию нравственности, нахождению новых форм организации досуга обучающихся, улучшение качества жизни, личностного совершенствования.

Ведущими идеями волонтерского движения «По зову сердца» являются помощь в профессиональном и личностном самоопределении обучающихся. Воспитание активной социальной позиции среди молодежи, а также социокультурное развитие.

Программа развития деятельности волонтерского центра «80 добрых дел к юбилею вуза» в 2014 году стала победителем конкурса Министерства социальных отношений Челябинской области.

Студенческий пресс-центр

Целью пресс-центра является формирование единого информационного пространства для поддержки студенческих и общественных организаций, действующих на территории МГТУ.

Работа студенческого пресс-центра позволяет обеспечить студенческое сообщество и коллектив университета оперативной и разнообразной информацией о жизни вуза, университетского комплекса, страны и мира. А также позволяет значительно упорядочить, актуализировать и интегрировать работу в области создания единого информационного пространства вуза.

Студенческий фотоклуб

Фотоклуб МГТУ осуществляет пропаганду занятия фотографией и обучение основам фотоматсерства, освещает мероприятия, проходящие в МГТУ, регулярно организует и проводит фотовыставки и фотоконкурсы, презентации фотоклуба, мастер-классы по различным направлениям фотосъемки (репортажная, пейзажная, студийная, предметная) с участием известных фотографов города и области, сотрудничает с фотоклубами других вузов.

Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

Целью клуба является создание условий для удовлетворения потребности в развитии интеллектуальных способностей обучающихся МГТУ.

Задачами клуба являются: формирование едино-направленного интеллектуально-творческого движения в МГТУ; создание студенческих интеллектуальных объединений и команд на базе факультетов/институтов МГТУ, способных представлять вуз на городских, региональных, всероссийских и международных турнирах и фестивалях интеллектуального творчества; организация и регулярное проведение интеллектуальных игр различного уровня.

Студенческий творческий клуб МГТУ

Целью клуба является создание условий развития гармоничной личности обучающегося, обладающего высоким уровнем творческого потенциала и духовной культуры, а также организация оптимальных условий для удовлетворения творческих способностей обучающихся, социокультурное и духовное становление личности.

Деятельность клуба заключается в формировании целостного, непрерывного, единого творческого движения в МГТУ, а также создании творческих студенческих объединений, способных представлять вуз на городских, региональных, всероссийских и международных турнирах, фестивалях и конкурсах.

Таким образом, в МГТУ создано социокльтурное, информационное пространство, в котором обучающийся является полноправным участником учебно-воспитательного процесса. Социокультурная среда вуза позволяет обучающимся раскрыть свой творческий, лидерский потенциал, первокурсникам успешно пройти период адаптации, а обучающимся старших курсов стать основными помощниками в этом направлении.