Кафедра физики готовит бакалавров по профилю «Приборы и методы контроля качества и диагностики» в рамках направления 12.03.01 «Приборостроение».
- Форма обучения – очная. Срок обучения 4 года.
- Присваиваемая квалификация – прикладной бакалавр.
После успешного освоения образовательной программы выпускнику выдается два документа об образовании:
- Документ государственного образца о высшем образовании — диплом бакалавра.
- Документ государственного образца о среднем профессиональном образовании (по профессии дефектоскопист по магнитному и ультразвуковому контролю 3 разряда).
Сферой профессиональной деятельности бакалавра данного направления являются: приборы, системы и комплексы, связанные с применением неразрушающих физических методов контроля материалов и изделий, используемых в различных областях производства; процессы их разработки, производства и эксплуатации.
Неразрушающий контроль применяется с целью:
- Обнаружения дефектов и оценки состояния объекта контроля
- Обнаружения трещин, течей
- Измерения расстояний
- Измерения объема
- Определения структуры и микроструктуры
- Оценки механических и физических свойств
- Измерения напряжений и деформаций
- Сортировки материалов и определения химического состава
Неразрушающий контроль призван решать следующие производственные задачи:
- Способствовать развитию производства
- Осуществлять контроль и сортировку поставляемого сырья и материалов
- Контролировать и улучшать производственные процессы
- Проверять соответствующую обработку продукции, как например, термическую обработку
- Проверять качество сборки продукции
- Контролировать изделия в процессе эксплуатации
Основные применения неразрушающего контроля:
- Контроль необработанной продукции (ковка, литье, штамповка и т.д.)
- Контроль продукции, прошедшей соответствующую обработку (станочная обработка, сварка, шлифование, термическая обработка, нанесение покрытия, и т.д.)
- Контроль в процессе эксплуатации продукции (растрескивание, коррозия, изнашивание, тепловые повреждения и т.д.)
Подготовка по профилю и программе «Приборы и методы контроля качества и диагностики» ориентирована на разработку новых методов и аппаратуры контроля материалов и изделий с использованием различных физических полей; создание методов контроля качества изделий и конструкций; исследование и разработку способов измерения физико-механических характеристик материалов; разработку методов, аппаратуры и программного обеспечения для диагностики работающих машин и механизмов; разработку автоматизированной аппаратуры на основе микропроцессоров и ЭВМ.
Профессиональные дисциплины из учебного плана направления подготовки 12.03.01 «Приборостроение»:
- Физические основы получения информации.
- Теория физических полей.
- Физические методы контроля.
- Приборы и методы ультразвукового контроля.
- Приборы и методы магнитного контроля.
- Приборы и методы вихретокового контроля.
- Компьютерные технологии в приборостроении.
- Основы проектирования приборов и систем.
- Обнаружение и фильтрация сигналов в неразрушающем контроле.
- Методы технической диагностики.
- Неразрушающий контроль в производстве.
- Схемотехника измерительных устройств.
- Микропроцессоры и ЭВМ в неразрушающем контроле.
- и др.
На кафедре ведется обучение бакалавров по направлению 03.03.02 «Физика».
Форма обучения – очная. Срок обучения 4 года.
Обучаясь по направлению подготовки 03.03.02 «Физика», Вы научитесь:
- анализировать физические явления, процессы, структуры в соответствии с законами курсов общей, теоретической и экспериментальной физики,
- анализировать, решать, формулировать результат основных физических задач по курсам механики, молекулярной физики и термодинамики, электродинамики, оптики, атомной и ядерной физики,
- проводить физический эксперимент в соответствие с программой общего физического практикума,
- вести информационный поиск материалов по важнейшим проблемам физики, астрофизики, науки, техники, образования,
- проводить экспериментальные исследования в рамках атомно-молекулярного состава веществ в конденсированном состоянии методами спектрофотометрического анализа,
- использовать современные методы преподавания физики в школе и других учебных заведениях.
Будущие профессии
|
||
|
|
Важные учебные дисциплины
1. Общий физический практикум
- Вы научитесь работать с физическими приборами, ставить физические эксперименты, понимать суть физических процессов и явлений
2. Физико-химические методы контроля окружающей среды
- Вы научитесь оценивать различные показатели качества окружающей среды: воды, почвы, воздуха с помощью физико-химических методов
3. Вычислительная физика
- Вы научитесь моделировать физические процессы и явления с использованием различных языков программирования, а также использовать современные математические пакеты
4. Методика преподавания физики
- Вы научитесь использовать современные методы преподавания физики при планировании и проведении учебных занятий по физике в школе, колледже, вузе, заслужите любовь и уважение благодарных учеников
Научная деятельность
На базе научно-образовательного центра «НОЦ НАНО-МГТУ им. Г.И. Носова» студенты старших курсов участвуют совместно с преподавателями в экспериментальных и теоретических исследованиях по фундаментальным и прикладным направлениям физики:
Изучение дефектов структуры и примесей в различных материалах из углерода и наноуглерода |
|
|
Изучение плотности различной неоднородной структуры для прохождения электромагнитных волн |
Изучения влияния и возможности применения различных методов для улучшения экологической составляющей |
Проводимые исследования дают возможности: моделирования новых углеродных наноструктур с заранее заданными свойствами и композитных материалов на их основе, а также проектирования материалов и покрытий с заранее заданными отражательными и поглощательными свойствами, диагностировать и контролировать качество окружающей среды.
Практика
Базой практики являются следующие предприятия: ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Магнитогорске Челябинской области» (Городская станция санитарно-эпидемиологического надзора), в Центральной лаборатории ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», в лаборатории дефектоскопии и радиационной безопасности комбината, в МУП ТРЕСТ «ВОДОКАНАЛ» г. Магнитогорска, практика проводится также в научных лабораториях кафедры.
На кафедре ведется обучение магистрантов по направлению 03.04.02 «Физика» / Компьютерное моделирование физических процессов и структур, методы преподавания физики.
Форма обучения – очная. Срок обучения 2 года.
Цели образовательной программы:
- Изучение структуры научного познания, его методов и форм.
- Овладение системной методологией исследования наноструктурных объектов, материалов и нанотехнологий.
- Знание информационного обеспечения процессов организации исследований по изучению структуры, свойств и качества наноструктурных объектов и материалов, их получение.
- Умение формулировать, грамотно ставить и решать исследовательские и педагогические задачи, организация и управление исследовательскими и педагогическими процессами.
- Выполнение поиска научной литературы по теме исследования, постановка и осуществление научных исследований для разработки инновационных технологий и их реализации.
Результаты обучения:
Р1. Формулировка цели и задач фундаментальных и прикладных научных исследований.
Р2. Изучение и развитие новых экспериментальных и теоретических методов исследований наноструктурных материалов, варьирование направленности обучения, использование фундаментальных знаний в профессиональной деятельности.
Р3. Умение применять инновационные методы решения исследовательских задач.
Р4. Анализ социальных, научных, технических и экологических проблем, связанных с профессиональной деятельностью.
Р5. Владеть принципами:
- обоснования инновационных решений;
- оценки влияния на биосферу и здоровье человека наноструктурных материалов;
Р7. Уметь разрабатывать и использовать научно-техническую документацию, готовить к публикации основные результаты НИР.
Р8. Владеть методологией:
- постановки и оптимизации экспериментальных исследований и анализа результатов;
- построения моделей, описывающих и прогнозирующих протекание фазовых превращений наноструктурных материалов, влияние на их свойства дефектов и примесей.
Р9. Владеть современными методами преподавания физико-математических наук и уметь применять данные методы в педагогической деятельности.
На кафедре также ведется обучение в аспирантуре по направлению 03.06.01 «Физика и астрономия»
Очная форма обучения – 4 года;
Область профессиональной деятельности: научно-исследовательская работа и научно-методической деятельность в области прикладных и фундаментальных исследований по физике, математике, информатике; а также - научно-методической деятельность в области преподавания данных и смежных с ними наук в образовательной сфере всех уровней - высшего, среднего профессионального и общего образования.
Объект профессиональной деятельности: научно-исследовательские лаборатории, научно-исследовательские центры коллективного пользования, заводские исследовательские лаборатории качества продукции, медицинские и экологические лаборатории и центры, решающие прикладные и фундаментальные исследовательские задачи, учебные заведения высшего, среднего профессионального и общего образования.
Виды профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность в сфере:
- проведения прикладных исследований в области физики, математики, информатики, смежных естественных наук (экологии, биофизики, физической химии и т.п.);
- проведения фундаментальных исследований в области физики, математики, информатики, естественных смежных наук (экологии, биофизики, физической химии и т.п.);
- исследования и прогнозирования качества выпускаемой продукции по ее физико-химическим свойствам;
- научно-методическая работы в области патентоведения по указанным направлениям деятельности;
научно-методическая, педагогическая и дидактическая деятельность в сфере:
- преподавания общих и теоретических курсов физики, спецкурсов по естественнонаучным направлениям в области высшего, среднего профессионального и общего образования,
- популяризаторская деятельность через выступления в широких и узкопрофессиональных аудиториях и написание печатных материалов по вопросам достижения современных естественных наук, разработке материалов с уникальными физико-химическими свойствами, созданию современных технологий;
- высокопрофессиональной подготовки школьников, студентов, аспирантов к участию в научно-исследовательских конференциях, семинарах, конкурсах, олимпиадах по естественным наукам высокого уровня.