13 марта в малом актовом зале МГТУ состоялось заседание президиума ученого совета университета.

Повестка дня:

1. Основные принципы формирования образовательной политики в МГТУ им. Г.И. Носова Докл. Назарова О.Л.
2. Разное  

Образовательная политика МГТУ

Президиум ученого совета на своем мартовском заседании обсуждал один из весьма важных для вуза вопросов о формировании образовательной политики университета. Основные принципы такого формирования представила коллегам проректор по учебной работе О.Л. Назарова.

Ольга Леонидовна сообщила, что нормативно-правовой основой образовательной политики в МГТУ являются Программа развития университета на период до 2021 г. и ФГОС ВО 3++, который вводится в действие с 1 сентября 2019 г., что и послужило причиной вынесения этой темы на обсуждение в основной повестке дня. Первый принцип образовательной политики МГТУ – это довузовская подготовка, создание на базе университета предуниверсария, с чем связно открытие детского технопарка Кванториума, активная профориентационная работа, лицензирование программ среднего общего образования и запуск Проектной школы, а также открытие IT-куба в 2020 г. для формирования у школьников базовых и углубленных знаний в области IT-технологий. Второй принцип – это практикоориентированный характер профессионального образования, приветствуемый работодателем. Сюда относится набор базовых и уникальных компетенций обучающихся и выпускников. Ольга Леонидовна подробно рассказала, каким образом можно приобрести эти дополнительные компетенции, обратив особое внимание на пятиступенчатую линейку чемпионатов Worldskills, в трех из которых МГТУ участвует. Было также отмечено, что для реализации практикоориентированного характера профессионального образования необходимо создание центров коллективного пользования, обеспечивающих доступ в научные, учебные лаборатории и мастерские университета, кроме того – подготовка и участие студентов в чемпионатах решения кейсов, разработанных работодателями.

Третий принцип – непрерывная подготовка студентов ВО и СПО к научной деятельности и коммуникации, основой которого является проект опорного вуза «Открытое информационное пространство научных коммуникаций iSmArt-металлургия» и федеральный закон «Об образовании в РФ» (ст. «Научно-педагогические работники»). В связи с этим «дорожной картой» университета предусмотрен пункт – разработка и внедрение образовательных программ с элементами научных коммуникаций, и выстроена соответствующая линейка дисциплин по всем формам обучения. В качестве подготовки к научной деятельности была отмечена ежегодная научно-практическая конференция МпК «Первый шаг в науку», которая проводится в коллеже с 2011 г., в 2015 г. получила статус региональной, а в 2018 г. вошла в перечень мероприятий Всероссийского фестиваля науки на платформе Наука 0+.

Основой четвертого принципа – непрерывной подготовки студентов по технологическому предпринимательству – являются две программы: «Вузы как центры пространства инноваций» и Программа развития опорного вуза. В них есть показатели «доля образовательных программ, в которые включены модули по технологическому предпринимательству, в общем количестве реализуемых образовательных программ» и «развитие технологического предпринимательства в университете и регионе». Для выполнения этих показателей заключен договор с Российской венчурной компанией на предоставление открытой (безвозмездной) лицензии на курс «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», ряд преподавателей прошли повышение квалификации по этому направлению, соответствующие дисциплины включены в учебный процесс по подготовке бакалавров, специалистов, магистров.

Пятый принцип – проектный характер обучения ‒ также обосновывается Программой развития опорного вуза. Дисциплина «проектная деятельность» введена в учебный процесс для бакалавров и специалистов. Основанием для шестого принципа – использование открытых онлайн-курсов в образовательном процессе – является  приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ». При этом доля дисциплин в учебных планах, для которых рекомендованы МООК, на 2019 г. должна достичь 30%. Реализация этого принципа осуществляется, в том числе, благодаря программе развития ЭИОС в нашем университете. Принцип седьмой – построение образовательного процесса с широким использованием ЭИОС – обуславливается ФГОС ВО 3++. Частью этой среды является активно развивающийся образовательный портал МГТУ. Восьмой принцип – это внедрение модели «Бакалавриат 4+». Уже заключены два договора с «ММК-Информсервис» по четырем направлениям и с ПАО «ММК» по одному направлению на целевую подготовку в рамках модели «Бакалавр+». Для реализации девятого принципа – организационно-экономической подготовки студентов технических направлений – в учебный план введены две дисциплины: «экономика» и «производственный менеджмент». Принцип десятый – комплексная поэтапная оценка сформированности компетенций через универсиаду «Путь к успеху» ‒ предполагает постепенное 100% вовлечение обучающихся в это олимпиадное движение. Принцип 11 – формирование перечня обязательных дисциплин и фондов оценочных средств по универсальным компетенциям – обусловлен требованиями стандартов и нормативных документов, обязывающими на итоговой аттестации осуществлять проверку сформированности всех компетенций обучающегося. В связи с этим гос. экзамен было решено проводить в два этапа, первый в форме компьютерного тестирования для проверки общекультурных (универсальных) компетенций с формой аттестации – зачет, второй этап – в традиционной форме экзамена.

Принцип 12 – участие работодателей в реализации образовательных программ. ФГОС ВО 3++ предусматривает обязательное привлечение руководителей и (или) работников иных организаций, которые имеют по профилю программы стаж работы не менее трех лет, к реализации образовательной программы (от 5 до 10 и более процентов). Это необходимо будет учесть при формировании учебной нагрузки. Принцип 13 – применение механизмов оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Это новый принцип, заложенный в новых стандартах, работа по которому ведется, но данный спектр с привлечением ключевых работодателей предстоит расширить. И 14 принцип, как итог предыдущих 13 позиций, – это формирование индивидуальных траекторий обучающихся.

В «разном» президиум рассмотрел вопрос о реорганизации отдела по мобилизационной работе и штаба ГО, утвердил нормы времени на работы, выполняемые пед. работниками МпК, проголосовал за перечисление денежных средств первичной профсоюзной организации преподавателей и сотрудников вуза в размере ста тысяч рублей из средств спортклуба для проведения спортивно-массовых мероприятий для сотрудников и преподавателей, посвященных празднованию 85-летия университета.

Анна Картавцева,
главный редактор газеты «Денница»