30 октября 2019 г. в Малом актовом зале МГТУ состоялось заседание ученого совета.

Повестка дня:

1. О результатах учебно-методической деятельности в 2018/2019 учебном году. Утверждение показателей рейтинговой системы на 2019/2020 учебный год.

Докл. Назарова О.Л.

2. О корректировке учебной нагрузки НПР ВО и ППС СПО на 2019/2020 учебный год.

Докл. Бычик С.А.

3. Об интернационализации и продвижении образовательных программ университета.

Докл. Корчунов А.Г.

4. Конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (профессор, доцент, старший преподаватель, ассистент).

Докл. Назарова О.Л.

5. Разное.

 

Факты и перспективы

Ученый совет 30 октября на своем заседании рассмотрел результаты учебно-методической работы, в том числе рейтинговой системы оценки деятельности за минувший учебный год, а также показатели рейтинговой системы на нынешний год, вопрос о корректировке учебной нагрузки преподавателей, об интернационализации и продвижении образовательных программ вуза, провел конкурсные дела. Традиционно работу совета предварила церемония награждений.

Диплом кандидата технических наук был вручен И.Р. Абдулвелееву. Грамот областного комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ удостоены преподаватели и сотрудники университета И.А. Давыдова, Е.А. Панамарева, Н.А. Гаврицкова, И.П. Кочеткова, С.П. Ломовцева, Л.Ф. Керимова.

1
2
3
4
5
6
7

Отчет об итогах учебно-методической работы и рейтинговой системы оценки деятельности представила проректор по учебной работе О.Л. Назарова. Первым в итогах учебной деятельности рассматривался показатель приема. О его качестве говорит средний балл ЕГЭ, который на бюджете составил 61,4, то есть выше, чем на коммерции, а в целом он варьирует от 43,4 до 67,3. В показателях реализации образовательных программ много важных составляющих. Одна из них – количество реализуемых специальностей и направлений подготовки, по линии СПО их 23, по ВО бакалавриат ‒ 51 (394 профиля), специалитет – 8 (105), магистратура – 32 (127), и лидером здесь является институт ЭиАС (8/20); по аспирантуре 14 направлений подготовки, 79 профилей. Выступающая отметила, что еще не удалось добиться равного соотношения программ бакалавриата и магистратуры, необходимого для опорного университета, количество первых преобладает над количеством магистерских направлений. В университете 30 УГНС, по нескольким укрупненным группам пока не осуществлен набор. На 52 кафедры МГТУ и одну в филиале приходится контингент обучающихся 11289 человек в головном вузе  и 214 в филиале. Наблюдается падение контингента. Самый высокий состав студентов в институтах ЭиАС (1438) и гуманитарного образования (1409), во всех остальных численность ниже тысячи человек. Больная тема – это потеря контингента. В среднем за год уровень отчисления составил 11,03%, и только в трех структурных подразделениях этот показатель ниже 10%. Однако с учетом притока контингента из других вузов этот показатель в среднем по университету составлял в прошлом году 6,69%.

‒ Экономическая эффективность образовательного процесса, ‒ отметила Ольга Леонидовна, ‒  напрямую зависит от количества малокомплектных групп, поскольку дает снижение количества часов на ставку. Но пока количество таких групп около 43%. Самыми неэффективными ввиду специфики образовательного процесса здесь являются институты САиИ и гуманитарного образования.  

Проректор с удовлетворением отметила, что на академическую стипендию (на 1.10.2019) назначено 67,06% от общего контингента бюджетников, и на повышенную стипендию было назначено большее количество человек (249 чел. – 1 семестр, 267 чел. – 2 семестр). Лидерами по повышенным стипендиям являются энергетики и гуманитарии. Успеваемость на протяжении нескольких последних лет не меняется – уровень абсолютной в среднем 75% по вузу, качественной ‒ ниже. Продолжает настораживать количество задолжников (МГТУ – 3588, филиал – 76), практически это все те, кто не назначен на стипендию. В «лидерах» здесь ИЭиАС, МпК, ИГДиТ, ИММиМ.

Количество целевиков от общего контингента обучающихся пока небольшое (2,64% ‒ МГТУ, 3,74% ‒ филиал), этот показатель следует наращивать. Востребованность опорного вуза определяется также и числом магистрантов, выпускников других организаций, поступивших в МГТУ. Этот показатель, к сожалению, пока равен 6,47% по университету. Была отмечена активность структурных подразделений в проведении внутренних олимпиад и конкурсов (МГТУ – 185, филиал – 12), в тройке лидеров здесь институты гуманитарного образования (42), ЭиАС (30) и многопрофильный колледж (26). По показателям выпуска средний балл диплома 4,27 б., выпускников, получивших диплом с отличием 26.34% от выпуска по университету. В связи с этим трудоустройство по ВО почти 66%, нетрудоустроено и по ВО, и по СПО только около 3%. Это хороший результат. Ключевыми показателями результативности являются доходы от образовательной деятельности, которые по вузу составили 1017562, 32 тыс. руб. Абсолютным лидером здесь является институт энергетики и автоматизированных систем – 182108,2 тыс. руб. Следующий показатель результативности – обеспеченность площадями. Головной вуз имеет достаточные учебно-лабораторные площади, филиал – с избытком, МпК плотно размещен. При анализе методической деятельности в основном внимание уделялось подготовке к аккредитации. Проректор вынуждена была отметить непростую ситуацию в этом направлении, поэтому надо срочно активизироваться. Особенно тревожна ситуация с выкладкой образовательных программ на внешнем сайте, который регулярно мониторится Рособрнадзором. По изданию электронных ресурсов объемы снижены, но достигнутый уровень в 280 изданий на настоящий момент является достаточным. Как значительное достижение отмечен выход в свет двух учебников и восьми учебных пособий в центральных изданиях. Были проведены конкурсы «Преподаватель будущего», «Лучшая монография», «Лучшее электронное учебное пособие».

Приступая к анализу рейтинговой оценки вуза, Ольга Леонидовна обратила внимание на то, что это единая взаимосвязанная система рейтинговой оценки деятельности преподавателей-кафедр-институтов/факультета. В этом году в рейтинговую оценку попало 684 ППС, максимальный показатель в нем 479, общая сумма баллов и средний балл стали выше, чем в предыдущие годы. Был представлен ТОП 10 лучших преподавателей, в котором четыре позиции занимали представители ИММиМ, по две – ИЭиАС и ИЭиУ, по одной – ИСАиИ и ИГО, в лидерах представитель ИЭиАС. При рейтинговой оценке деятельности кафедр учитывались показатели кадрового потенциала, активности и результативности, учебно-методической работы, научной деятельности и публикационной активности, международной деятельности, активности преподавателей кафедр. В ТОП 10 лучших вошли пять кафедр ИГО, две - ИММиМ, две – ИЭиУ, одна – ИЭиАС, лидирует кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования. Были представлены также десять кафедр, замыкающих рейтинг, причем отмечено, что ряд из них регулярно попадают в конец списка. Лидером среди институтов/факультета стал ИГО, второе место у ИММиМ, третье – ИЭиУ. Близок к лидерам и ИГДиТ. Добиться лидирующих позиций во многом институтам помогла активность их преподавателей. Проект решения был утвержден в представленном виде, в том числе приняты показатели рейтинговой системы на новый учебный год.

Затем члены совета утвердили представленную начальником учебно-методического управления С.А. Бычик учебную нагрузку научно-педагогических работников университета на 2019-2020 учебный год, которая, в сравнении с предварительной, возросла на 30676,23 часа и составила 568284,17 часов. Это увеличение было ожидаемо и произошло в основном за счет выполнения плана приема на внебюджет. Общий объем нагрузки по многопрофильному колледжу составил 190301,8 часа, что на 471 час меньше предварительной нагрузки. Уменьшение связано с утвержденными 13 марта 2019 г. нормами времени педагогических работников.

Следующий вопрос, с которым выступил проректор по международной деятельности А.Г. Корчунов, ректор М.В. Чукин назвал очень важным для нашего университета – «Об интернационализации и продвижении образовательных программ университета». Эта задача коррелирует с указом Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» и Федеральным проектом «Экспорт образования» национального проекта «Образование». В рамках этого проекта планируется увеличение квот на поступление иностранных граждан, соответствующее финансирование, ремонт и строительство новых кампусов. Все делается для того, чтобы как можно больше иностранных студентов поступали в российские вузы, обучались, чувствовали себя в них комфортно, тратили здесь свои деньги, а лучшие из них оставались работать в России или в российских компаниях за рубежом. Наш университет с 2018 г. включился в эту программу, поэтому с каждым годом таких студентов в МГТУ должно становиться все больше (с 454 чел. в 2018 г. до 925 чел. в 2024 г.) Как это возможно осуществить? Кроме двух путей, которые уже реализуются – привлечение на обучение русскоязычных студентов из стран СНГ на бюджетной основе обучения и проведение конкурсов на ежегодные квоты на образование в нашей стране иностранных студентов, необходимо развивать третий – интернационализация университета и привлечение на обучение коммерческих студентов со всего мира на англоязычные программы. Интернационализация – это новый вызов, связанный с самоопределением вуза на международном рынке научных и образовательных услуг. Какой комплекс мер необходимо предпринять в университете, чтобы стать конкурентоспособными и успешными на международном рынке? Они должны осуществляться по четырем направлениям: наука, образование, инновации, инфраструктура. В области науки необходимо участие в международных грантах и исследованиях, включенность в глобальное академическое сообщество. В сфере образования – иностранные студенты и профессора, развитие международных программ на английском языке, программ академической мобильности студентов и ППС, активное участие в международных образовательных проектах. В области инноваций – создание передовых разработок, направленных на международный рынок, развитие прикладных научных разработок с R&D центрами. Очень серьезные меры должны быть проведены в области инфраструктуры – англификация административных служб, развитие кампусов (комфортное проживание, англоязычная навигация), развитие сервисного подхода. Что же такое интернационализированные образовательные программы? Это программы с международной ориентацией и содержанием, направленные на профессиональную/социальную подготовку студентов в международном и межкультурном пространстве, разработанные  для отечественных и/или иностранных студентов. Таким образом, и российские студенты при желании могут поступать на такие англоязычные программы, чтобы потом работать в российских компаниях за рубежом.

Алексей Георгиевич заметил, что в МГТУ возможно открытие англоязычных образовательных программ по уровню магистратуры. Интернационализация программы проходит три стадии – ее модернизация, формирование целевой аудитории, рекрутинговое и маркетинговое продвижение. На данный момент выбраны четыре такие программы, которые, в основном, появились, благодаря участию в международных образовательных и научных проектах. Это программы – «Передовая металлургия», «Цифровое искусство и дизайн», «Управление электрическими сетями» и «Цифровая филология». Об одной из программ выступающий рассказал подробнее, в базовых курсах и курсах по выбору были разработаны рабочие программы дисциплин. Соответствие этих курсов международному уровню было проведено через такие «сита», как участие в программах Horizon 2020, академической мобильности в рамках Erasmus+, а также в рамках итогов реализации проектов Тempus. В кадровом составе этой магистерской программы  профессора и доценты – активные участники международных образовательных и научных проектов, постоянно читающие лекции в зарубежных вузах, владеющие английским языком. Были отмечены также и дополнительные возможности для иностранных студентов, которые выберут эту программу (участие в международных научно-образовательных университетских мероприятиях, в программах академической мобильности и двойного руководства магистерской диссертацией и др.). Проректор рассказал о каналах продвижения интернационализированных программ таких, как: международные рекламные  интернет-платформы, рекрутинговые агентства, конгрессно-выставочные мероприятия (прямой рекрутинг на выставках), таргетированная интернет-реклама в целевых регионах, презентация университета в посольствах целевых стран. Он сообщил о результатах продвижения трех наших программ на примере использования ресурса Keystone Academic Solutions, интерес к ним был проявлен, сейчас ведется переписка с этими абитуриентами – в обработке 158 анкет по программе «Продвинутая металлургия», 61 – по «Цифровому дизайну» и 234 – по «Управлению электрическими сетями». Завершил свое выступление проректор цитатой из книги Бертона Кларка «Создание предпринимательских университетов»: «Осознание внутренней необходимости интернационализации – один из факторов успеха развития университета на глобальном рынке».

После решения конкурсных дел ученый совет ряд общих вопросов, в том числе по оптимизации структуры образовательных подразделений МГТУ, рассмотрел и утвердил в «разном».

Анна Картавцева,
главный редактор газеты «Денница»