26 февраля 2020 г. в 9:00 в Малом актовом зале МГТУ состоялось заседание учёного совета.

Повестка дня:

1. О ходе реализации проекта опорного вуза «Время компетенций и профессионализма»

Докл. Назарова О.Л.

2. Об итогах исполнения Плана финансово-хозяйственной деятельности за 2019 год и о Плане финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год.

Докл. Ведров М.Н.
3. О развитии в университете программ международной академической мобильности Докл. Корчунов А.Г.
4. Конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (профессор, доцент, старший преподаватель) Докл. Назарова О.Л.
5. Разное  

О движении молодых профессионалов и не только

Очередное заседание ученого совета прошло 26 февраля. В основной повестке обсуждались вопросы о ходе реализации проекта опорного вуза «Время компетенций и профессионализма», об итогах исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности за 2019 г. и ПФХД на 2020 г., о развитии в университете программ международной академической мобильности, об избрании ППС.

Традиционную для ученого совета церемонию награждений открыл начальник отдела по работе с личным составом УМВД России по г. Магнитогорску С.В. Брыков чествованием создателей видеоролика о подвигах магнитогорских сотрудников МВД. Благодарственных писем руководства управления МВД России по г. Магнитогорску удостоились студенты: Маргарита Закамалдина, автор идеи, Валерия Шуйская, Юлия Сафонова, Ангелина Макридина, Кирилл Варварич. Диплом кандидата технических наук был вручен Ш.М. Хабибуллину.

Доклад «О реализации проекта «Время компетенций и профессионализма»» представила совету проректор по учебной работе О.Л. Назарова. Прежде всего, Ольга Леонидовна напомнила об основных вехах развития движения молодых профессионалов (WorldSkills Россия), которое началось у нас в стране с 2012 г., когда президент поддержал идею закрепить статус стандартов WorldSkills в системе, в первую очередь профессиональной подготовки кадров. В 2014 г. эти стандарты инсталлировали в официальное движение СПО как демонстрационный экзамен. В 2016 г. появилась линейка отраслевых чемпионатов в сфере информационных технологий DigitalSkills, логистики LogisticSkills,  в сельском хозяйстве AgroSkills; а также те, что получили развитие в системе высшего образования, в том числе в МГТУ: University Skills, среди школьников Juniors, среди инвалидов Абилимпикс. На четвертом этапе в 2018 г. в условиях автоматизации и перехода к цифровой экономике был запущен проект FutureSkills совместно с университетами и крупными предприятиями, а также проект 50+.

Ольга Леонидовна особо отметила проект FutureSkills как стратегически важное для университета направление, которое активно подхватили такие крупные вузы, как ИТМО, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Вятский государственный, Московский политехнический университеты, СПбГУАП и другие, взявшие в разработку перечень новейших компетенций. Таким образом, FutureSkills – это те компетенции, которых еще нет, но которые должны будут обеспечить связь фундаментальной науки с быстро меняющимися компетенциями и технологиями.

Внимание совета было обращено на логику конкурсных заданий по компетенциям вузовской линейки, University Skills, которая значительно отличается от той, что задана для СПО. Для уровня высшего образования даже при идентичных названиях компетенций (Инженерный дизайн CAD) имеются существенные отличия в самих заданиях и их проверке – нет четкого технического задания, есть только рамочный концепт, и конкурсанту необходимо построить электронную модель, вывести полное 3D-моделирование и создать анимационный видеоролик процесса сборки или разборки изделия, т.е. требуется продемонстрировать очень много умений.

В 2019 г. по инициативе разных вузов появились такие новые компетенции, как «цифровая трансформация» (Московский политех), «технологическое предпринимательство» («МИФИ»), «технологии физической культуры» (МГПУ), «технология переработки отходов» (ГУАП), «проектирование на основе топологической оптимизации генеративного дизайна» (СПбГУ), «фармацевтическая биотехнология» (Biocad, СПбГУ). Все это осуществлялось при поддержке университета 20.35 НТИ. 14 февраля 2020 года было принято распоряжение правительства, которое трансформирует всю работу в направлении развития WorldSkills в системе образования России. В соответствии с этим распоряжением будет разработан и реализован совместный план мероприятий по развитию движения WorldSkills на 2021-30 гг. В этом процессе участвуют Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство просвещения РФ, Агентство стратегических инициатив и Министерство труда и социальной защиты РФ. Говоря о динамике развития движения WorldSkills в МГТУ (2017-19 гг.), О.Л. Назарова назвала вхождение вуза в 2017 г. на правах ассоциированного участника в движение WorldSkills, проведение отборочных чемпионатов внутри вуза, получение в 2018 г. пилотной апробации демонстрационного экзамена среди обучающихся ВО, в 2019 г. расширение спектра деятельности вхождением в такие значимые проекты, как федеральный проект «50+» и профориентационный проект «Билет в будущее». Таким образом развитие компетенций за минувшие три года по четырем направлениям (дополнительные программы 50+, «Билет в будущее», чемпионаты, демонстрационные экзамены) привело к такому результату: по линейке Worldskills (СПО) компетенций стало 12, по University Skills (ВО) – восемь, по Juniors Skills, Навыки мудрых, Абилимпикс – 14.

Ольга Леонидовна рассказала об основных итогах развития движения WSR в МГТУ по уровню среднего профессионального образования, высшего, среднего общего образования и для взрослого населения. По уровню СПО развитие движения WSR – это требование нормативно-правовых актов, поэтому активная работа началась сразу с 2017 г. Это и введение демоэкзамена, и обучение педагогических работников колледжа на экспертов ДЭ (14 чел.), ежегодное участие в чемпионатном движении (с 2014 г. по личной инициативе, с 2016 г. на официальных правах), где удавалось добиваться «бронзы» и «серебра», больше всего участников (73 чел.) было в 2019 г., получено две медали за профессионализм. По уровню высшего образования вуз с 2017 г. участвует в чемпионатном движении, количество участников ежегодно увеличивается (17 чел. в 2017 г., 43 чел. в 2018 г., 60 чел. в 2019 г.). Финал III Национального межвузовского чемпионата WSR в Москве (2019 г.) увенчался для вуза медалью за профессионализм «программные решения для бизнеса». При этом уровень заданий на таких чемпионатах растет, достигая мировых стандартов. Финал проводился по 52 компетенциям, в нем участвовало 72 образовательные организации из 37 субъектов РФ, 500 конкурсантов, 388 экспертов-компатриотов. Наибольшее количество вузов представили Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ростовская и Новосибирская области, Удмуртская республика. Лидеры по заявленным компетенциям и количеству конкурсантов ‒ НИЯУ «МИФИ» (19 компет.), Дальневосточный федеральный университет (15 компет.), Московский Политех (14 компет.), Южный федеральный университет (12 компет.) и др.

Невозможно развивать движение  WSR, если не готовить экспертное сообщество по уровню ВО. Прошло обучение по пяти компетенциям, кроме того 13 экспертов получили обучение на право проводить ДЭ. Высокую заинтересованность в проведении всех мероприятий WSR проявляют наши работодатели. В рамках договора уже 28 экспертов от них прошли соответствующее обучение. Кроме подготовки экспертного сообщества необходимо вкладывать средства в создание материальной базы. За отчетный период аккредитовано пять центров компетенций с правом проведения демонстрационного экзамена, которые работают как центры коллективного пользования, совсем недавно оснащены еще две площадки по компетенциям «электромонтаж» и «облицовка плиткой».

Школьники в этот процесс тоже очень активно вовлекаются. В этом направлении помогает сотрудничество с «Кванториумом». Большим успехом пользуется проект «Профессиональные каникулы». Охват школьников за три года вырос с 30 человек до 120, при этом расширена линейка компетенций.

Еще один интересный проект для взрослого населения. В 2019 г. на средства Федерального проекта «Старшее поколение» Национального проекта «Демография» обучено 40 человек по компетенции «веб-дизайн и разработка» по разным программам.

Затем Ольга Леонидовна рассказала о перспективах развития движения WSR в МГТУ. Для уровня СПО это, прежде всего, демонстрационный экзамен. В соответствии с новыми образовательными стандартами будут реализовываться 13 компетенций по 10 специальностям. В 2020 году пройдет первая ГИА в форме ДЭ по компетенции «бухгалтерский учет». В продолжение развития материально-технической базы в 2020-2023 гг. откроются еще шесть центров компетенций с правом проведения ДЭ. Для дальнейшего роста экспертного сообщества в ближайшие три года пройдет обучение шести главных экспертов ДЭ и 30 экспертов ДЭ от работодателей.

По уровню ВО продолжится обучение экспертов с правом проведения чемпионата, обучение экспертов-работодателей. В 2020 г. планируется аккредитация трех специализированных центров компетенций: «предпринимательство», «реверсивный инжиниринг», «экспедирование грузов», причем СЦК по последней компетенции в России нет вообще. Были представлены лидеры экспертного сообщества и лидеры движения  University Skills в МГТУ. Таким образом, в вузе реализуется 14 компетенций, из них 10 направлены на рынки НТИ, а все 14 на рынки цифровой экономики. Кроме этого были перечислены дополнительные компетенции Future Skills, представленные в этом году другими университетами как перспективные и представляющие большой интерес. Ранняя профориентация школьников будет продолжена в рамках «Профессиональных каникул» на площадках «Кванториум», «Мобильный Кванториум» (откроется в 2021 г.), «IT-куб» (откроется в 2022 г.), а также в многопрофильном колледже по заявленным 14 компетенциям в рамках проекта «Билет в будущее», реализация которого уже приносит финансирование. «Взрослое население» ‒ проект, который тоже предполагает дополнительное привлечение финансирования. Уже подана заявка по трем компетенциям, по которым в вузе есть эксперты. Предполагается привлечение большего числа населения, так как снят возрастной барьер (предпенсинонный возраст), указан только 50+. Еще один перспективный Федеральный проект «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)», по которому в целом по России необходимо обучить до 2024 года не менее 35 тыс. преподавателей на экспертов. МГТУ подал заявку на участие в этом проекте по компетенции «инженерный дизайн CAD». Участие в этих проектах позволит вузу привлечь в вуз дополнительное финансирование.

В заключение Ольга Леонидовна представила эффекты от реализации проекта «Время компетенций и профессионализма» как с содержательной, так и с финансовой стороны. За три года потрачено почти 1700 тыс. руб., но в то же время более 1571 тыс. руб. – это привлеченные средства. Затраты на развитие материально-технической базы составили почти 35 млн. руб., но это единовременные затраты, которые приносят долговременный эффект. Данный проект невозможно реализовать иначе как создавая центры коллективного пользования, которые используются всей линейкой от школьников до взрослого населения, кроме того это и проектная деятельность, и технологическое предпринимательство, и учебная исследовательская деятельность.

Что касается качественного эффекта от внедрения движения WSR в практику университета, то сегодня оно логично выстроено, начиная с детей и заканчивая компетенциями будущего. Если говорить о детях – это профориентационная работа, привлечение талантов. Если говорить об СПО – это качественная подготовка кадров для тех предприятий, которые действуют в регионе. Если это движение вузовское, то это достойные кадры, которые мы готовим совместно с бизнесом, а также выходим на Future Skills, открываем новые образовательные программы. В заключение выступающая убедительно проиллюстрировала эффекты от внедрения движения WSR в образовательную практику университета на примере компетенций «интернет вещей» и «корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности».

Проект важный  и нужный был высоко оценен ученым советом! Принятый на заседании  проект решения  — это однозначно продолжение и развитие этого проекта!

Информацию об итогах исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности за 2019 год и ПФХД на текущий представил проректор по экономическим и финансовым вопросам М.Н. Ведров. Динамика доходов с 2017 по 2019 гг. ‒  положительная, в прошлом году рост доходов составил 2,6%. По источникам финансирования динамика доходов в части субсидии на выполнение госзадания осталась практически на уровне прошлого года, а поступления от приносящей доход деятельности сократились на 1,2%. Динамика иных субсидий изменилась: в 2019 году не была предоставлена университету субсидия на приобретение основных средств, но были получены  целевые субсидии (опорный вуз) и субсидии на капитальный ремонт. Это и повлияло на общий рост доходов. Структура доходов и поступлений от приносящей доход деятельности на протяжении последних лет не меняется, равно как и структура доходов от реализации образовательных программ.

Динамика доходов по платной образовательной деятельности положительная и по высшему образованию, и по СПО. Доходы ИДПО «Горизонт» практически соответствуют запланированным (99,2%). Факультет ДОДиВ выполнил план по доходам на 100%. Доходы по науке выше плановых на 33%, но в динамике последних трех лет наблюдается их падение на 33,7%.

План расходов выполнен на 103% по субсидии и на 99% по приносящей доход деятельности. Структура расходов прежняя, большая часть приходится на оплату труда (63%), но в сравнении с 2018 г. эта статья сократилась на 2,3%, общие расходы в динамике не изменились. В результате сокращения численности персонала произошло уменьшение численности основного персонала в сравнении с 2018 г. на 9%, прочего персонала – на 11%. Общая экономия бюджета при этом с учетом выплат при сокращении составила около восьми миллионов рублей. В динамике наблюдается рост расходов на оплату труда на одного работника в 2018 г. на 24%, в 2019 г. на 8,5%. Динамика расходов на капитальный ремонт тоже демонстрирует их рост на 68% в 2018 г., на 100% в 2019 г., благодаря полученной субсидии.

В настоящее время утвержден план ФХД на 2020г., согласно которому предусматривается снижение доходов университета на 5,7% (пессимистичный вариант). Структура поступлений от образовательной деятельности остается прежней, динамика доходов по реализации образовательных программ должна возрасти на 5% и по программам ВО, и по СПО.

Проректор по международной деятельности А.Г. Корчунов рассказал о развитии в университете программ международной академической мобильности.  В настоящее время в университете действует 12 направлений студенческой академической мобильности. Основные партнеры МГТУ – по три университета Франции и Италии, два – Чешской Республики, по одному университету в Китае и Болгарской Республике и ряд вузов Казахстана. Программа предусматривает как взаимный обмен студентами (с вузами Болгарии, Италии, Франции, Казахстана), так и исходящую мобильность (в вузы КНР и Чешской Республики). За 2018 г. 30 наших студентов обучались в вузах-партнерах, а в нашем университете – 14 иностранных студентов, в 2019 г. 34 и 20 студентов соответственно. Уже на первое февраля текущего года 11 студентов МГТУ выехали на обучение за границу, а к нам приехали 10 иностранных студентов. Показатели (по критериям Минобрнауки РФ), оценивающие академическую мобильность (в МГТУ – 3.6, 3.7), превышают медианные значения региона и страны. Для более широкого информирования студентов о возможности обучения за рубежом активно используются социальные сети. После проведенного опроса выяснилось, что в подавляющем большинстве студенты хотят пройти обучение за рубежом, главными препятствиями для многих являются языковой барьер и материальный вопрос. Был проведен ряд встреч с участниками программ академической мобильности (и с нашими студентами, и с иностранными), причем приглашали на них студентов через соцсети. Практикуются также встречи с гостями нашего университета из зарубежных вузов-партнеров. Запущено масштабное анкетирование с более развернутым перечнем вопросов. В этом году планируется открыть ряд направлений: подписаны договоры с Польской горно-металлургической академией (г. Краков) и Чешским Университетом Западной Богемии (г. Пльзень). Есть намерения заключить договоры с Университетом г. Бат (Великобритания) и Рейнско-Вестфальским техническим университетом г. Ахен (Германия). Наши студенты в инициативном порядке участвуют в перспективных программах, которые объявляет Минобрнауки РФ на получение стипендий для обучения за рубежом. В этом году МГТУ подано несколько заявок на академическую мобильность с университетами Венгрии, Норвегии, Чехии, с которыми у нашего вуза хотя и нет соглашений, но Министерство предоставляет такую возможность победителям конкурса. Также студентам МГТУ предоставляется возможность стажировки в компании Danieli (г. Удине, Италия) на конкурсной основе. Кроме того было подано пять заявок на участие МГТУ в программе Erasmus+.Credit Mobility совместно с Падуанским университетом (Италия), Университетом Жана Монне (Франция), Крагуевацким университетом (Сербия), Институтом технологий и бизнеса (Чешская республика), Европейским гуманитарным университетом (Литва). При этом с Падуанским университетом она уже завершена, с Университетом Жана Монне еще продолжается. Всего в программах академической мобильности участвует 20% (11 направлений) от реализуемых направлений подготовки бакалавриата.

После проведения конкурса на замещение должностей педагогических работников, относящихся к ППС, члены совета ряд вопросов утвердили в «разном».

Анна Картавцева,

главный редактор газеты «Денница»


p1
p2
p3
p4
p5
p6
p7