12 февраля 2020 г. в Малом актовом зале МГТУ состоялось заседание учёного совета.
Повестка дня:
1. Об исполнении программы развития ЭИОС в 2019 году |
Докл. Бычик С.А. |
2. Разное |
О развитии электронной информационно-образовательной среды в вузе
Свое первое заседание в феврале ученый совет провел 12 числа. В основной повестке рассматривался один вопрос – «Об исполнении программы развития электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) в МГТУ им. Г.И. Носова в 2019 году».
С отчетом по главному вопросу выступила начальник учебно-методического управления университета С.А. Бычик. Прежде всего, она напомнила, что требования к содержанию ЭИОС определены Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения. Программа развития ЭИОС МГТУ утверждена в 2017 г. и рассчитана на пятилетку. Она состоит из пяти стратегических инициатив и 16 задач. На 2019 год было запланировано выполнение 61 показателя, из которых шесть выполнены, 35 перевыполнены и 20 не достигнуты. Так, например, в первой стратегической инициативе (задача 1) было запланировано 30% дисциплин учебных планов, для которых рекомендованы массовые открытые онлайн-курсы, фактически их оказалось 21%. Это вызвано двумя причинами: либо отсутствием данных онлайн-курсов на доступных нам платформах («Открытое образование», «Универсариум», «Лекториум»), либо содержание этих курсов не в полной мере соответствует тому содержанию, которое закладывается в образовательные программы МГТУ. В числе недостигнутых также остались такие важные задачи, как разработка и внедрение мобильной версии образовательного портала на различных мобильных платформах; процент обучающихся, использующих образовательный портал (среднее кол-во посещений курсов не менее одного в неделю); процент преподавателей, использующих образовательный портал (не менее одного посещения в неделю); внедрение принципов смарт-образования, оценка знаний выпускников посредством Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата. В то же время ряд стратегически важных задач удалось не просто решить, но перевыполнить. К ним относятся: разработка и внедрение модулей для программ повышения квалификации; проведение конкурсов среди преподавателей с целью внедрения и распространения современных ИОТ; развитие сервисов личных кабинетов преподавателей и студентов; организация взаимодействия между участниками образовательного процесса (асинхронное взаимодействие на образовательном портале); развитие информационно-библиотечного комплекса в соответствии с современными требованиями; развитие аппаратно-программных средств в поддержку ЭИОС; развитие сервисной инфраструктуры; оценка знаний обучающихся посредством Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Стопроцентный результат достигнут при выполнении таких важных задач, как разработка и внедрение мобильного приложения для абитуриентов; развитие аппаратно-программных средств в поддержку ЭИОС. Светлана Алексеевна также привела ряд ярких примеров, способствующих развитию электронной информационно-образовательной среды вуза, но не включенных в программу развития ЭИОС. Так заведующей центром содействия трудоустройству выпускников Н.А. Савиновой совместно с управлением информационной политики (начальник Р.Ю. Новоселов) в рамках профессиональной переподготовки разработан массовый открытый онлайн-курс «Практикум по решению физических задач» на платформе Stepik. Доцент кафедры РМПИ П.С. Симонов совместно с УИП занимается разработкой онлайн-курса «Технология специальных взрывных работ». Ведется работа по созданию студии самозаписи, потому что желающих сделать запись своих курсов достаточно много. В рамках договора с Российской венчурной компанией, которая предоставила учебный онлайн-курс «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», его изучили 13 преподавателей и 372 студента. Изучение завершилось студенческим конкурсом «Технологическое предпринимательство», в отборочном туре которого участвовало 106 проектов, в финале – 14. Делегация нашего университета в составе четырех человек (О.Л. Назарова, Д.В. Терентьев, А.Г. Васильева, В.Н. Мукашова) приняла участие в образовательном интенсиве «U4Uonline» НИУ ВШЭ для региональных вузов. На базе центра «Вороново» в Москве обсуждались вопросы онлайн-обучения. Итогом обучения стала разработка и защита проекта по развитию практик цифровизации образования в университете. А также подписан договор с Высшей школой экономики на реализацию в МГТУ в рамках подготовки 38.03.01 «Экономика» открытого онлайн-курса «Основы корпоративных финансов», который прослушают 25 человек. В заключение доклада был представлен проект решения, единогласно утвержденный советом.
В «разном» члены совета поддержали предложенные дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения в ИДПО «Горизонт», проголосовали за переименование института заочного обучения в институт элитных программ и открытого образования и решили ряд других вопросов.
Анна Картавцева,
главный редактор газеты «Денница»