12 апреля 2023 г. в Малом актовом зале состоялось заседание учёного совета.
Повестка дня:
1. Об утверждении списка кандидатов на должность ректора ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова». | Доклад проректора по молодежной и информационной политике Муртазина Р.А. |
2. О результатах первого этапа развития пилотных образовательных программ. | Доклад проректора по образовательной деятельности Абдулвелеева И.Р. |
3. Разное. | Доклад проректора по образовательной деятельности Абдулвелеева И.Р. |
3.1. О создании с 01.09.2023 кафедры Менеджмента и государственного управления путем объединения кафедр менеджмента и государственного муниципального управления и управления персоналом. | Доклад проректора по образовательной деятельности Абдулвелеева И.Р. |
Совет апреля
Очередное заседание ученого совета состоялось 12 апреля. На нем в основной повестке утверждались списки кандидатов на замещение должности ректора МГТУ им. Г.И. Носова и анализировались результаты первого этапа развития пилотных образовательных программ.
По первому вопросу выступил проректор по молодежной и информационной политике, председатель комиссии по выборам ректора Р.А. Муртазин. Он сообщил, что в комиссию по выборам ректора университета поступило четыре заявления с приложениями, в соответствии с Положением о процедуре выборов ректора ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»: от и.о. ректора Дмитрия Вячеславовича Терентьева, доктора технических наук, доцента, возраст – 44 года; от директора института металлургии, машиностроения и материаловедения Александра Сергеевича Савинова, доктора технических наук, доцента, возраст – 44 года; от директора института горного дела и транспорта Ивана Алексеевича Пыталева, доктора технических наук, профессора, возраст – 39 лет; от начальника управления стратегического планирования Эдуарда Юрьевича Мещерякова, кандидата технических наук, доцента, возраст – 49 лет.
Д.В. Терентьев выдвинут: ученым советом института энергетики и автоматизированных систем; общим собранием трудового коллектива филиала МГТУ им. Г.И. Носова в г. Белорецке; общим собранием трудового коллектива многопрофильного колледжа; общим собранием трудового коллектива учебно-методического управления; общим собранием трудового коллектива института элитных программ и открытого образования.
А.С. Савинов выдвинут: ученым советом института металлургии, машиностроения и материалообработки; ученым советом института естествознания и стандартизации.
И.А. Пыталев выдвинут ученым советом института горного дела и транспорта.
Э.Ю. Мещеряков выдвинут: общим собранием трудового коллектива управления стратегического планирования; общим собранием трудового коллектива института дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга «Горизонт».
Комиссия по выборам ректора, проверив и рассмотрев документы, сделала вывод о полном их соответствии и представила на утверждение ученому совету все названные кандидатуры на должность ректора МГТУ им. Г.И. Носова.
На совете прозвучал ряд выступлений в поддержку того или иного кандидата на замещение должности ректора МГТУ им. Г.И. Носова.
С.А. Махновский, директор МпК, сообщил, что инициативная группа колледжа предложила кандидатуру и.о. ректора Д.В. Терентьева на выборы кандидата на должность ректора университета. Общим собранием коллектива это предложение (большинством голосов) было поддержано. Связано это, прежде всего, с тем, что в период подготовки открытия на базе МпК образовательно-производственного кластера «Время компетенций и профессионализма» в рамках реализации проекта «Профессионалитет» Дмитрий Вячеславович зарекомендовал себя как умелый организатор и ответственный руководитель, умеющий отвечать за результат и достигать поставленной цели.
Все эти качества оценил коллектив многопрофильного колледжа и поддержал кандидатуру и.о. ректора Д.В. Терентьева для выдвижения на выборах на должность ректора университета.
Д.Р. Хамзина, директор филиала МГТУ в г. Белорецк, сообщила, что 30 марта 2023 года на собрании трудового коллектива филиала МГТУ в г. Белорецке единогласно было принято решение выдвинуть в качестве кандидата на должность ректора университета Д.В.Терентьева.
С Дмитрием Вячеславовичем ведется совместная работа с 2008 года. На протяжении ряда лет Дмитрий Вячеславович принимал активное участие в учебном процессе в филиале как аккредитованный эксперт Рособрнадзора, оказывал помощь филиалу в вопросах лицензирования и аккредитации, в плановых и внеплановых проверках филиала.
Были отмечены такие качества Дмитрия Вячеславовича, как профессионализм, умение работать с людьми, коммуникабельность.
Дмитрий Вячеславович является земляком, он родился и вырос в г. Белорецке.
Диля Рашидовна выразила уверенность, что под руководством Дмитрия Вячеславовича Терентьева университет достигнет новых успехов.
И.Ю. Мезин, директор института естествознания и стандартизации, отметил, что все представленные на ученый совет университета кандидатуры на должность ректора университета достойны этой должности. Это молодые, энергичные и работоспособные сотрудники университета. Практически вся их трудовая деятельность прошла в вузе, где они «выросли» и «созрели». Указал, что это большая работа университета, благодаря которой стало возможным выдвинуть таких достойных кандидатов, которых представили для утверждения на ученом совете.
На заседании ученого совета института естествознания и стандартизации Александр Сергеевич Савинов после обсуждения его личных и деловых качеств был единогласно выдвинут кандидатом на эту должность. Отмечено, что практически все кафедры института естествознания и стандартизации так или иначе по многим вопросам образовательной, научной и организационной деятельности сотрудничают с институтом металлургии, машиностроения и металлообработки и непосредственно с его директором А.С. Савиновым. Это сотрудничество охарактеризовано как доброжелательное, конструктивное и всегда приносящее положительные результаты, что является большой заслугой директора ИМММ А.С. Савинова. Александр Сергеевич надежный, работоспособный работник, который может решать сложные и нестандартные задачи. Он отработал весь срок членом экспертного совета ВАКа по металлургии и металловедению. Работая в этом качестве, Александр Сергеевич очень много методически помогал не только диссертационному совету, но и всему университету.
Институт естествознания и стандартизации просит поддержать кандидатуру А.С. Савинова о включении в состав кандидатов на должность ректора.
И.А. Гришин, заведующий кафедрой геологии, маркшейдерского дела и обогащения полезных ископаемых, обратил внимание на то, что предыдущие выступающие отметили молодость и энергию всех претендентов в кандидаты на должность ректора. Ученый совет института горного дела и транспорта единогласно поддержал кандидатуру И.А. Пыталева при выдвижении.
Игорь Анатольевич отметил, что Иван Алексеевич обладает следующими необходимыми личными и профессиональными качествами руководителя:
- умеет намечать цель и определять задачи, которые требуется решить для ее достижения и проявляет завидное упорство и волю при реализации решений поставленных задач;
- грамотно распределяет выполнение задач по подчиненному персоналу. Он умеет организовать работу, заразить энтузиазмом коллектив и доходчиво объяснить суть поставленной задачи;
- знает историю и традиции высшего (и в частности горного) образования в России, примером чего может служить возрождение традиционного мундира горных инженеров в ИГДиТ, что было воспринято достаточно благосклонно профессорско-преподавательским составом. В настоящее время на торжественных мероприятиях горняки с гордостью носят свои мундиры;
- заботится о преемственности и омоложении кадров, доказательством тому служит значительное количество пришедшей в институт молодежи, кратно возросшее количество защит докторских диссертаций, установление и поддержание связи с промышленными предприятиями-работодателями. При нем налажены хорошие контакты с руководством АО «ЮГК», АО «УГМК», АО «РМК» и др.;
- является ведущим ученым в области горного дела. В настоящее время создается новая научная школа, которая является продолжением традиционной научной школы В.Н. Калмыкова, М.В. Рыльниковой и С.Е. Гавришева.
Все указанные личные и профессиональные качества Ивана Алексеевича делают его достойным претендентом на должность ректора МГТУ им. Г.И. Носова.
О.В. Фридрихсон, заведующий кафедрой логистики и управления транспортными системами, отметил, что с момента назначения Ивана Алексеевича Пыталева на должность директора института горного дела и транспорта в подразделении произошли масштабные позитивные изменения, затронувшие все сферы деятельности – образовательную (как основную), кадровую, научную, хозяйственную.
Ученый совет института горного дела и транспорта единогласно поддержал кандидатуру И.А. Пыталева для участия в выборах на должность ректора МГТУ им. Г.И. Носова. Выбор был основан на эффективных результатах деятельности института под его управлением и с учетом личностных, профессиональных, квалификационных характеристик кандидата, его обширных бизнес-связей и стратегического видения, которые, по мнению членов ученого совета института, позволят И.А. Пыталеву реализовать успешный управленческий опыт в масштабах вуза.
О.В. Ибрагимова, директор института дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга «Горизонт», указала на то, что Э.Ю. Мещеряков работает в университете с 1998 года, где прошел путь от ассистента до доцента, начальника управления стратегического планирования.
В 2008 г. Э.Ю. Мещеряков был назначен на должность начальника информационно-аналитического отдела (ИАО) МГТУ. На должности начальника ИАО Э.Ю. Мещеряковым была обеспечена эффективная информационно-консультационная и методическая поддержка участия научных коллективов вуза в различных научно-технических целевых программах, конкурсах, грантах, выставках. За период (2009-2011 гг.) под руководством Э.Ю. Мещерякова подготовлено и направлено на федеральные и региональные конкурсы научно-исследовательских работ (НИР) более 250 заявок научно-педагогических работников, по итогам которых заключено свыше 30 госконтрактов, соглашений и договоров, получены десятки грантов на выполнение научно-исследовательских работ преподавателями, аспирантами и студентами университета (объем привлеченных средств на НИР в целом для университета составил более 90 млн руб.). Деятельность Э.Ю. Мещерякова по развитию и продвижению инновационных разработок вуза позволила значительно повысить их уровень и эффективность: инновационные продукты вуза, представленные на более чем 20 международных, всероссийских и региональных салонах, выставках, форумах были отмечены шестью золотыми и тремя серебряными медалями, дипломами.
При непосредственном участии начальника ИАО Э.Ю. Мещерякова в 2011 г. в университете были сформированы результативные заявки на конкурсы Минобрнауки России программ развития инновационной инфраструктуры 2010-2017 гг. (объем субсидии 74,6 млн руб.) и программ стратегического развития университета 2012-2016 гг. (объем субсидии 285 млн руб.).
В должности начальника управления стратегического планирования (УСП) Эдуард Юрьевич успешно руководил работами по ежегодному мониторингу эффективности университета, мониторингу результативности научных организаций, участию в различных научно-технических программах.
При личном участии Э.Ю. Мещерякова были сформированы программы развития МГТУ, которые стали победителями федеральных конкурсов программ развития опорного университета и программ университетского центра технологического развития Челябинской области в рамках приоритетного проекта «Вузы как центры создания пространства инноваций».
Главными личностными качествами Э.Ю. Мещерякова отмечены интеллигентность и порядочность.
ИДПО «Горизонт» просит поддержать кандидатуру Э.Ю. Мещерякова для участия в выборах ректора МГТУ.
Открытым голосованием по каждой кандидатуре ученый совет единогласно поддержал каждого кандидата.
Доклад о результатах первого этапа развития пилотных образовательных программ представил проректор по образовательной деятельности И.Р. Абдулвелеев. С сентября 2022 года стартовали восемь пилотных образовательных программ университета. Этому предшествовали две проектные сессии, в которых участвовало большое количество преподавателей и сотрудников вуза, а также специалистов Московской школы управления «Сколково». По их результатам была сформирована концепция пилотных программ. Программы с индивидуальной образовательной траекторией – широко известная в нашей стране практика, многие вузы используют эту концепцию в своем образовательном процессе. Среди них – НИУ «МАИ», НИУ «МФТИ», Политех Петра Великого, РАНХиГС, Московский политех, УрФУ, ТюмГУ и другие. Концепция пилотных программ МГТУ им. Г.И. Носова не копирует чей-то опыт, найден был свой уникальный формат для реализации этих программ. Они создавались с целью повышения конкурентоспособности выпускника МГТУ им. Г.И. Носова на современном рынке труда. Достижение этой цели возможно путем решения таких задач, как:
- формирование системного и критического мышления за счет существенного увеличения историко-философского блока, вырабатывание идентичности студентов вуза всех направлений подготовки;
- усиление профессиональных компетенций за счет интеграции дополнительных знаний и навыков в смежных областях;
- развитие общих и профессиональных коммуникативных навыков и умений;
- внедрение элементов проектного обучения для получения навыков решения нестандартных задач;
- развитие навыков самоорганизации и формирование ответственности за принятие решений.
Концепция пилотных программ МГТУ включает в себя два крупных блока – обязательную и вариативную части. Первую студент изменить не может, она включает в себя «ядро идентичности» и профессиональный блок. Вариативная часть, которую студент выбирает самостоятельно, состоит из двух блоков – «элективные курсы» и «линии академического превосходства (дополнительная квалификация)» ( восемь треков по экономике и управлению, цифровому маркетингу, IT, психологии, культуре, графическому дизайну, управлению качеством, современным технологиям). Освоив одну из линий академического превосходства, студент получает дополнительную квалификацию.
С сентября в проекте участвуют восемь направлений подготовки из всех институтов, причем из ИММиМ – два. Со следующего учебного года в состав пилотных программ войдут еще две: 38.03.02 Менеджмент (Управление бизнесом) и 20.03.01 Техносферная безопасность (Управление экологической и промышленной безопасностью). Каким образом выстроена структура пространств программ? Одним из базовых элементом является «ядро идентичности» – это те дисциплины, которые изучают все студенты, независимо от направления подготовки. Оно разбито на пять модулей – Грамотности, Коммуникации, Мышления, Инженерии, Культуры тела. Конкретные названия линий академического превосходства (ЛАП) сформировались после выбора их из широкого спектра представленных образцов и голосования за них самих студентов. В результате появился список из восьми ЛАП: «Практическая психология», «Социально-культурные технологии», «Графический дизайн и мультимедиа», «IT: этичный хакинг», «Цифровой маркетинг и продвижение в сети Интернет», «Технологии современного производства», «Управление качеством в профессиональной сфере», «Экономика и управление эффективностью бизнеса». Каждая из ЛАП состоит из шести дисциплин, изучаемых по одной в семестре, со второго по восьмой. Объем дисциплин подобран таким образом, чтобы суммарно все шесть дисциплин составляют 250 часов, соответственно этого достаточно для того, чтобы присвоить дополнительную квалификацию. В структуре пилотных образовательных программ обязательная часть («ядро», профессиональная, практика, ГИА) занимает 82%, остальные 18% – это та часть, которую студенты определяют для себя самостоятельно (проектная деятельность, элективы, ЛАП). Для того чтобы организовать объективную выборность студентов, разработана балльно-рейтинговая система оценивания. Она осуществляется за счет учета посещаемости, 100-балльной системы для всех видов работ, объективных и понятных критериев оценивания. Важно, чтобы студент работал весь семестр. Потом, исходя из того балла, который студент получает на выходе, и осуществляется выбор дисциплин. Если у дисциплины есть экзамен, то итоговая оценка складывается из семестрового рейтинга студента и ответа на экзамене. При этом с преподавательским составом оговаривалась недопустимость инфляции оценок – искусственного завышения среднего балла студента, чтобы не потерять мотивацию более сильных студентов. Сама балльно-рейтинговая система учитывает посещаемость занятий, точки контроля и самостоятельную работу. Средний рейтинг на сегодня составляет 61,3%, по нему видно, что оценка не завышена. Значение рейтинга определяет вероятность попадания на конкретную дисциплину, и чем выше его значение у студента, тем выше шанс попасть на более интересную для него дисциплину. Таким образом средний сводный рейтинг студента и определит ту траекторию, по которой он будет обучаться. В качестве инструмента для реализации выборности балльно-рейтинговой системы была выбрана образовательная платформа «EDhoc». Проректор пояснил, по какому принципу на платформе шло формирование учебного модуля, состоящего из учебной встречи (лекционные, практические, лабораторные занятия), самостоятельной работы (домашние задания, изучение материалов, поиск информации – от 4 до 10 работ) и точки контроля (тестирование, контрольные работы, оценка проекта – от 3 до 7 промежуточных точек контроля + одна итоговая). В качестве примера был представлен процесс создания одного модуля на образовательной платформе, настройки точек выборности, где студент будет выбирать дисциплину, показано, как осуществляется студентом выбор приоритетной дисциплины, как происходит генерация учебного расписания и настройка электронного журнала.
По результатам первого семестра в январе 2023 года прошел первый этап выбора студентами вариативной части: «Элективный курс» - пять приоритетов из 30, «Проект» - три приоритета из 20, «Спортивная секция» - два приоритета из восьми. Итоги этого выбора были достаточно неожиданными, тем более, если учесть, что 60% студентов пилотных программ – это «технари». Каждый третий студент выбрал для себя первым-вторым приоритетом дисциплину «Основы личных финансов и инвестиций». Затем шли «Искусство фотографии», «IT», «Технологии эффективных продаж», «Мастерство стендапа», «Философия. Pro-человека: стратегии управления», «Искусство видеосъемки и монтажа», «Кухни народов мира», «Экоэнергетика в строительстве и архитектуре», «Футурология». Именно эти десять элективов стартовали со второго семестра.
Интересные итоги также были получены в результате опроса студентов трех пилотных групп – энергетиков, педагогов, экономистов. Ребята очень высоко оценили современность образовательных программ, качество лекций, лабораторных и практических занятий (уровень квалификации преподавателей, которые их ведут), но по качеству аудиторий, учебному и лабораторному оборудованию, ориентированности учебного процесса на подготовку студентов к реальным условиям работы показатель оказался достаточно усредненный. Наиболее интересной и полезной дисциплиной первого семестра студенты назвали профильную для каждой из групп. Преобладали высокие показатели при оценке уровня общения преподавателя и средние при оценке структурированности и иллюстративности дисциплин. Наиболее высоко студенты оценили творческое отношение к своей работе и умение устанавливать хороший контакт с аудиторией у преподавателей Ю.А. Извекова (100%), П.В. Варгановой, Е.А. Пановой, И.В Кашубы, Т.Г. Неретиной, М.В. Кузнецовой, А.П. Шишиморова, Е.В. Абрамкина и других. На вопрос, какую дисциплину вы бы рекомендовали включить в программу 1 семестра, ребята ответили – программирование, финансы и инвестиции, психологию. Более половины опрошенных сказали, что выбор дисциплин был достаточно широким, и он попал на желаемую.
В заключение И.Р. Абдулвелеев представил итоги первого этапа реализации пилотного проекта. Проведены две проектные сессии совместно с МШУ «Сколково», спроектировано «университетское ядро идентичности», разработаны восемь пилотных ООП с ИОТ, сформирован первичный пул элективов и ЛАП, разработана и внедрена балльно-рейтинговая система, внедрена новая образовательная платформа EDhoc, проведен первый выбор элективных курсов и проектов, осуществлена генерация расписания в тестовом режиме. Дальнейшие шаги – проведение стратегической сессии с руководителями образовательных программ, выездной проектной сессии студентов, дальнейшее наполнение платформы EDhoc, проведение выбора студентами ЛАП, дальнейшее масштабирование пилотных программ. Главные вызовы, которые необходимо будет решать, – это качество набора, адаптация платформы EDhoc под образовательную модель МГТУ, внедрение современных форматов обучения, организация проектной деятельности с учетом ее мультидисциплинарности.
Совет также проголосовал за объединение кафедр менеджмента и государственного муниципального управления и управления персоналом и создание с 1.09.2023 года кафедры менеджмента и государственного управления.
Анна Картавцева,
главный редактор газеты «Университет Магнитки»