31 мая 2023 г. в Малом актовом зале состоялось заседание учёного совета.
Повестка дня:
1. О публикационной активности научно-педагогических работников институтов/ факультетов в Web of Sciеnce, Scopus и РИНЦ | Доклад начальника отдел наукометрических систем Логуновой О.С. |
2. О работе Проектной школы МГТУ. | Доклад директора Проектной школы Лактионовой Ю.С. |
3. О программе развития института горного дела и транспорта. | Доклад директора института горного дела и транспорта Пыталева И.А. |
4. О работе научно-исследовательского центра физической и медицинской реабилитации детей и взрослых. | Доклад директора НИЦ физической и медицинской реабилитации детей и взрослых. |
5. Конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. | Доклад проректора по образовательной деятельности Абдулвелеева И.Р. |
6. Разное | |
6.1 Об утверждении количества мест для приема на обучение в рамках контрольных цифр по различным условиям поступления с указанием особой квоты, отдельной квоты и целевой квоты в ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова» на 2023/2024 учебный год. | Доклад руководителя центра маркетинга образовательных программ Копыловой О.А. |
6.2 Об установлении стоимости обучения по договорам на оказание платных образовательных услуг по всем уровням профессионального образования и формам обучения по группам набора 2023/2024 учебного года. | Доклад проректора по экономическим и финансовым вопросам Ведрова М.Н. |
6.3 Об утверждении стоимости обучения на 2023-2024 учебный год для обучающихся 2 - 7 курсов (ВО и СПО). | Доклад проректора по экономическим и финансовым вопросам Ведрова М.Н. |
Учёный совет мая
В последний день месяца, 31 мая, состоялось заседание ученого совета университета. Был обсужден окончательный вариант решения ученого совета по публикационной активности НПР, приняты отчеты о работе Проектной школы МГТУ, о программе развития института горного дела и транспорта, о работе НИЦ физической и медицинской реабилитации детей и взрослых, проведен конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к ППС. Кроме того, установлена стоимость обучения по договорам на оказание платных образовательных услуг по всем уровням профессионального образования и формам обучения на новый учебный год.
На заседании присутствовал ректор ЮУрГУ Александр Рудольфович Вагнер, который прибыл в наш университет для подписания соглашения о сотрудничестве между нашими вузами. Эффективное партнерство между двумя крупнейшими университетами Челябинской области в современных сложных условиях, безусловно, необходимо. В одиночку участие в грантах, федеральных программах, различных проектах бывает очень сложным. В борьбе за эти ресурсы наши вузы не должны конкурировать между собой, а действовать только сообща против более сильных научно-образовательных «противников». И.о. ректора МГТУ им. Г.И. Носова Д.В. Терентьев и руководитель ЮУрГУ А.Р. Вагнер уверены, что синергия потенциалов двух университетов позволит побеждать, решать новые вызовы, те задачи, которые стоят перед вузами. Это мнение было поддержано еще одним важным онлайн-участником этого заседания – депутатом Государственной думы, членом наблюдательного совета ЮУрГУ, попечительского совета МГТУ им. Г.И. Носова Станиславом Александровичем Наумовым. После обсуждения советом ряда нюансов, связанных с заключением соглашения, документ был подписан.
Далее ученый совет вернулся к принятию окончательного варианта своего решения по вопросу о публикационной активности НПР. Оно было утверждено в таком изложении: до 1 июля проработать изменения в СМК-ПВД-3/2-3-22 «Порядок замещения должностей ППС в университете» и СМК-ПВД-3/2-2-22 «Порядок выборов заведующего» по вопросу учета индексирования публикаций в базах данных Web of Science и Scopus. Проработать также изменения в СМК-О-СМГТУ-02-23 «Порядок назначения и выплаты ПГАС студентам» по вопросу учета достижений по научной деятельности, в части индексирования публикаций в базах данных Web of Science и Scopus. Основание: Постановление Правительства РФ от 19.03.2022 № 414 и Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 № 1655. Временно приостановить действие приказа 10-30/23 от 17.01.2023 «О стимулирующих выплатах» (Web of Science и Scopus) для публикаций, отправленных в печать после 01.07.2023 г. Поручить НТС рассмотреть результаты выполнения работ по заявкам второго приоритета в конкурсе на ПГАС и оценить эффективность проекта. Разработать проект автоматизации процесса подачи заявления на стимулирование по результатам индексации публикаций в РИНЦ.
О работе Проектной школы доложила совету директор ПШ Ю.С. Лактионова. Школа была создана в 2020 году. Помимо реализации основной образовательной программы среднего общего образования она ставила перед собой задачу профессионального самоопределения учащихся. Основной акцент в работе был сделан на проектной деятельности как инструменте формирования индивидуальной образовательной траектории профессионального самоопределения обучающихся. Отмечены четыре основных принципа самоопределения в проекторной деятельности: реалистичность и анализ рынка труда, индивидуальность, самопознание, обучение и самосовершенствование. Согласно первому были выбраны направления проектной деятельности: искусственный интеллект, инженерный дизайн CAD, исследование возможностей сварки различных металлов на прокатном стане и инкрементальная штамповка с использованием роботизированного комплекса KUKA, кибер-безопасность, виртуальная и дополненная реальности, искусственный интеллект, разработка технологий полёта и применение беспилотных летательных аппаратов, разработка приложений и технологическое предпринимательство, WEB-разработка, интернет вещей (IoT). Эти направления рассматриваются еще и как первый этап профориентационной работы, чтобы выпускники школы продолжили свое обучение в МГТУ им. Г.И. Носова. Далее директор раскрыла три остальных принципа самоопределения в проектной деятельности, в чем и как они конкретно реализуются. Принцип «Индивидуальность» учитывается при выборе обучающимся тематики проектных работ. Для кого-то это использование технологий ИИ для разработки обучаемого сервиса по распознаванию заболеваний сельскохозяйственных культур. Другие нашли себя в визуализации цифрового двойника или создании ботов для тренажеров по промбезопасности, в разработке с применением IT-технологий протеза для передней лапы собаки. Кто-то работает с технологиями 3D-моделирования и так далее.
Одним из важнейших принципов проектной деятельности является самопознание, которое реализуется, в том числе, и в рамках мероприятия «Жизнь – личный проект», куда приглашаются ведущие специалисты в своих областях, а также в процессе взаимодействия с психологом ПШ.
Принцип «Обучение и самосовершенствование» реализуется благодаря тому, что ребята всегда работают с реальными проектами, требующими решения новых задач.
Оценкой эффективности реализации программы уровня среднего общего образования ПШ определяется, например, средним баллом ЕГЭ ее обучающихся, который по всем предметам значительно выше, чем у выпускников школ города. Столь же высоки достижения ПШ по научно-техническому просвещению обучающихся, о чем свидетельствуют многочисленные награды в различных конкурсах и олимпиадах, наличие свидетельств о регистрации программ для ЭВМ и многое другое.
Важным итогом работы ПШ стало поступление 13-ти ее выпускников в прошлом году в МГТУ им. Г.И. Носова. Остальные одиннадцать выбрали в других вузах направления, не представленные в МГТУ.
Совету была продемонстрирована стратегия развития ПШ, которая предусматривает, например, увеличение численности обучающихся по программе ССО, открытие новых профилей обучения, реализацию программ дополнительного образования, открытие интерната и другие. Проект решения по отчету о работе ПШ был утвержден.
Программу развития института горного дела и транспорта представил директор И.А. Пыталев. Прежде было сделано несколько штрихов к текущему состоянию института: 58 ведущих преподавателей, остепененность 89%, 730 студентов и один аспирант очной формы обучения, 700 студентов и шесть аспирантов заочной формы обучения, традиционные научно-технические конференции, диссертационный совет по двум специальностям, журнал «Недропользование и транспортные системы», форма для преподавателей и студентов и т.д. Студенты ИГДиТ состоят во всех студенческих объединениях, имеется своя футбольная команда, проводится ежегодная геологическая олимпиада. Затем директор рассказал о стратегии развития института до 2030 г. Миссия ИГДиТ – подготовка инженерно-технологической элиты. На ближайшую семилетку планируется: увеличение присутствия в информационном поле для повышения престижности горного дела; ранняя профориентация школьников; расширение баз прохождения практик; повышение качества подготовки студентов; создание и оснащение лабораторий и учебных аудиторий; привлечение выдающихся выпускников с лекциями, мастер-классами, выступлениями, а также на защиту курсовых и выпускных квалификационных работ; повышение качества жизни студентов в общежитии; повышение функционального и психоэмоционального статуса студентов и преподавателей. Директор назвал задачи краткосрочной перспективы, среди которых – омоложение кадров за счет привлечения внешних специалистов и создание конкурентоспособных условий трудоустройства на кафедрах для выпускников; повышение остепененности сотрудников кафедр и привлечение сторонних соискателей для защит диссертаций (в 2023 и 2024 гг. защита минимум двух докторских и пяти кандидатских диссертаций), запуск геолого-технологичского музея, создание именных аудиторий (за четыре года – четыре аудитории), завершение тематического оформления цокольного этажа, создание во втором общежитии комнаты «Киберспорта и отдыха» и другие. Затем были названы предпосылки к решению поставленных задач, которые дают основания к уверенности в их успешном завершении.
Директор научно-исследовательского центра физической и медицинской реабилитации детей и взрослых Андрей Владимирович Дерябин рассказал о работе своего подразделения. Центр организован в 2022 году в составе научно-инновационного сектора университета. Основными направлениями деятельности являются: оказание услуг по физической и медицинской реабилитации, научно-исследовательская и учебно-методическая работа по физической реабилитации. Целевая аудитория центра – обучающиеся университета, сотрудники и преподаватели, население города. Ключевым ресурсом НИЦ ФМРДиВ в настоящее время является спелеокамера – уникальная соляная пещера, открытая в 2002 году в рамках санатория-профилактория МГТУ и действовавшая до 2016 года. Вновь запущена в работу в 2022 уже в составе центра. Основным посылом открытия НИЦ явилась кадровая безопасность – более 50% студентов считают свое физическое состояние неудовлетворительным, только 14% школьников имеют первую группу здоровья; заболевания верхних дыхательных путей у детей и подростков занимает первое место в городе. За время работы центра спелеокамеру посетили 500 человек, среди них 230 сотрудников и преподавателей, 200 студентов, 70 жителей города. Кроме соляной пещеры в центре используется волновой массаж аппаратом «БИОМ-ВОЛНА», который эффективно используется спортивными командами для ускоренного лечения травм, для специальной скоростно-силовой подготовки спортсменов и является лучшим аппаратным средством программируемой прерывистой пневмокомпрессии нижних конечностей. За время функционирования НИЦ ФМРДиВ: организовано оказание медицинских и оздоровительных услуг для физических и юридических лиц (по прямым договорам и договорам ДМС); налажено сотрудничество с профильными медицинскими, санаторно-курортными, физкультурно-оздоровительными, образовательными и общественными организациями; организована работа по новому научному направлению с участием экспертов из федеральных и региональных вузов (две хоздоговорные НИР)
В настоящее время в НИЦ ФМРДиВ работает один штатный сотрудник и три специалиста на совмещении.
Выход на самоокупаемость планируется в 4 квартале 2023 года, с последующим наращивании финансового результата в 2024 и 2025 гг.
Деятельность центра несет в себе большое социальное значение для обучающихся, работников университета и жителей города. Эффективность от возврата инвестиций в здоровье определяется сокращением прямых затрат (затраты университета по оплате больничных листов за 2021 год составили более 4,0 миллионов рублей) и косвенных затрат за счет повышения производительности труда и социальной лояльности, сокращения текучести кадров.
Совет поддержал предложенную проректором по экономическим и финансовым вопросам М.Н. Ведровым стоимость обучения по договорам на оказание платных образовательных услуг по всем уровням профессионального образования и формам обучения по группам набора 2023-2024 учебного года. Решен также конкурсный вопрос на замещение должностей педагогических работников, относящихся к ППС.
На заседании состоялась церемония награждений: ряд преподавателей удостоились дипломов и аттестатов с присвоением ученых степеней и званий. Диплом доктора технических наук вручен А.А. Зубкову, кандидата технических наук – М.В. Буланову и О.Д. Бирюковой, аттестат доцента – О.В. Фридрихсону.
Анна Картавцева,
главный редактор газеты «Университет Магнитки»