30 июня 2023 г. в 9:00 в Малом актовом зале состоялось заседание учёного совета.
Повестка дня:
1. Утверждение плана заседаний ученого совета на 2 полугодие 2023 г. | Доклад и.о. ректора Терентьева Д.В. |
2. О программе развития института гуманитарного образования. | Доклад директора института гуманитарного образования Абрамзон Т.Е. |
3. Разное. | |
3.1 Конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (профессор, доцент, старший преподаватель, ассистент), выборы зав.кафедрой. | Доклад проректора по образовательной деятельности Абдулвелеева И.Р. |
Заключительный совет
Заключительное в этом учебном году заседание ученого совета состоялось 30 июня. На нем в основной повестке рассматривались вопросы об утверждении плана заседаний ученого совета на второе полугодие текущего года, о программе развития института гуманитарного образования, о создании центра единого окна, конкурсные кадровые дела.
Открылось заседание традиционной церемонией награждений. Но началась она с эксклюзивной награды, которая вручалась впервые: К.И. Шишкина, ветеран, бывший преподаватель кафедры теоретической механики удостоилась премии им. Натальи Ивановны Наумовой, с которой Клавдии Ивановне долгое время посчастливилось трудиться. Эту ежегодную премию преподавателям, показавшим лучшие результаты в обучении студентов, учредил сын Н.И. Наумовой депутат Государственной думы, член попечительского совета МГТУ им. Г.И. Носова С.А. Наумов. Наталья Ивановна Наумова многие годы своей жизни посвятила подготовке специалистов на кафедре теоретической механики, в прошлом году она ушла из жизни, а в день вручения первой премии ей исполнилось бы 75 лет. Члены совета почтили ее память минутой молчания.
Диплом кандидата технических наук получила А.Е. Кожемякина. Многие преподаватели и сотрудники университета за заслуги и добросовестный труд в сфере высшего образования удостоились ведомственных наград. Нагрудные знаки и удостоверения «Почетный работник сферы образования РФ» вручены С.В. Рудаковой, В.В. Шохину, О.А. Мишуриной; «Почетный наставник» – Л.В. Курзаевой, О.А. Вильгаук, Н.В. Сидоровой. За заслуги и высокие результаты в сфере научно-технической деятельности нагрудным знаком «Молодой ученый» награжден О.Р. Латыпов. Медали «За безупречный труд и отличие» удостоены К.А. Рубан, Е.П. Кашапова, Г.М. Коринченко. Почетной грамотой Минобрнауки России награждены Е.С. Замбржицкая, И.А. Гришин, С.Ю. Волков. Почетная грамота Федерального агентства по делам молодежи вручена Р.А. Муртазину. Благодарности Минобрнауки России удостоены А.Д. Григорьев, Н.Н. Костина, Д.В. Грачев, И.В. Гаврилова, О.В. Камышева, Ю.А. Савчук, Е.К. Подобреева.
По первому вопросу, с которым выступил и.о. ректора Д.В. Терентьев, члены совета единогласно утвердили представленный план заседаний ученого совета на второе полугодие текущего года.
Программу развития ИГО представила директор института Т.Е. Абрамзон. Она отметила те четыре важнейшие взаимосвязанные области, через которые на институт и вуз в целом смотрит министерство, – это наука, образование, воспитание и культура. Первая – наука, которая переливается в образовательные программы, непосредственно связанные с воспитанием, и все это работает на культуру. Далее директор отметила, в каких направлениях гуманитарии ИГО могут существенно проявить себя, а в каких, нет в силу определенных обстоятельств, связанных со спецификой института. «Если говорить о науке, то я хочу сказать, что деньги – это не про нас», – отметила Татьяна Евгеньевна. При этом она сообщила, что заявки на гранты преподавателями ИГО подаются активно. За 2022 год гуманитарии подали 15 заявок, есть успех у С.А. Песиной – выигранный грант на 12 млн руб. По хоздоговорным отношениям за три года кафедра социальной работы заработала миллион руб. Но этим все и ограничено. Зарабатывание внебюджетных средств по науке не является сильной стороной ИГО. В части интеллектуальной собственности – есть один патент у Л.В. Курзаевой, О.В. Пустовойтовой – это программа для детских садов. Но это все. С ними в ИГО сложно, и патенты гуманитарные сложно коммерционализируются, в институте нет этой компетенции, он готов воспользоваться чьей-либо помощью или советом, у кого есть готовые решения. Публикационная активность – это сильная сторона гуманитариев. Они много пишут и могут быть полезны университету в части коллаборации по этому направлению. Научные школы – отдельная тема, которая требует проблематизации на уровне университета. С одной стороны, они есть, с другой – здесь у ИГО проблемы. Прежде школы были, сейчас – в зачаточном состоянии, и для института это – перспектива развития. Научная кооперация. Она в России сложно развивается. Это особенность нашей ментальности. Все тянут одеяло на себя. В кооперации входят сложно, даже внутри университета. И это опять же для ИГО – точка развития. По показателям в образовательной сфере все лучше. Хорошее качество абитуриента, отражающееся в высоком балле ЕГЭ, планируется его дальнейшее повышение. Но с измерением выпускника ИГО все плачевно, при том, что востребованность очень высокая, уже с 4 курса они работают. Однако зарплата выпускников неконкурентоспособна даже внутри вуза. Какое решение здесь может быть единственно правильным? Нацеливать выпускников на онлайн- или частные школы в противовес городским, где на сегодня 80 незакрытых вакансий? Тогда область воспитания и культуры будет оставлена. Или работать в прежнем режиме, заведомо зная, что показатель по заработной плате не будет выполнен? Вопрос остается открытым. По показателю «Качество ОП» – конкурс есть, с целевиками сложно. Платные программы, дистанты очень хорошо идут, ДПО необходимо развивать. В чем действительно силен ИГО – это патриотическое, эстетическое, семейное и все виды воспитания. Но директор отметила плачевную реальность, которая возникла после развала Союза, когда школа перестала заниматься воспитанием. И долгие годы воспитанием никто не занимался. Хотя образования без воспитания быть не может. Но как вернуть бывшую некогда связку образования и воспитания, пока никто не знает. Это проблемная зона для всего преподавательского сообщества как поколения, ответственного за молодежь. Четвертая область – культура – это третья и четвертая миссии университета: город, регион, РФ. «Что мы не успеваем делать – это «культура научного исследования». Мы действительно много исследуем, публикуемся, делаем, но отрефлексировать по поводу получения знания и выдать это как стандарты научного исследования – мы не успеваем это делать», – призналась Татьяна Евгеньевна. Она ответила также на претензию к гуманитариям, что они субъективны, признанием этого факта. Это их и сильная, и слабая сторона, поскольку объектом исследования является человек, и результатом влияния – человек, происходит совпадение объектно-субъектных отношений. В этом смысле гуманитарии обречены на субъективность. Таким образом, в силу своей специфики гуманитарии не в силах повысить ряд показателей, им сложно технологизироваться.
ИГО сегодня – это 121 штатный преподаватель, из которых 97 к.н., 19 д.н., 69 доцентов, 9 профессоров (96% остепененности). Проблема с молодыми кадрами – 1 преподаватель до 25 лет, 6 – до 39 лет, речь идет о штатных преподавателях. Благодаря внешним совместителям удалось выполнить показатель министерства. Но проблема остается. Директор уверена, что здесь нужна университетская программа «Молодой преподаватель». Студентов в институте 4822 человека. Отмечено, что многие обучаются на дистантной форме, и в ИГО это осуществляется успешно, есть еще идеи, как можно улучшить процесс, поскольку на дистант охотно идут, для института это важная форма обучения.
По научной работе есть серьезный задел по педагогике. Это основное направление, по которому 65% программ, действует диссертационный совет, география работы которого достаточно широкая. Один из главных планов по науке – включение журнала «Гуманитарно-педагогические исследования» в перечень ВАК. В сложных условиях СВО удалось принять участие в Международном научном культурно-образовательном форуме «Евразия-2022». Проведена традиционная уже Международная научная конференция «HUMFN+», на которой рассматривались принципиально важные вопросы.
Одной из важнейших задач института является сохранение международного статуса со смещением фокуса внимания с Европы, Америки, Великобритании на Юго-Восточную Азию. Публикационная активность в институте традиционно высокая. 24 учебных пособия опубликовано в центральных издательствах. Активно развивается научно-популярное направление. Студенты охотно в формате научного Stend-up рассказывают о своих научных исследованиях. Директор предлагает реализовать этот формат на общеуниверситетском уровне в качестве конкурса молодых ученых вуза, которые расскажут о своих исследованиях так, чтобы это было интересно. ИГО при этом готово оказывать методическую поддержку. Предлагается также организовать на День учителя фестиваль науки МГТУ им. Г.И. Носова как ежегодное городское мероприятие для популяризации значимых научных разработок университета и привлечения абитуриентов. Планируется, кроме того, создать в МГТУ площадку для коммуникации ученых и творческих людей с широкой аудиторией (разного возраста, статуса, уровня образования). На базе ИГО нечто подобное уже существует. Реализуется программа «Интересное и другое: приглашенные спикеры». Ежемесячно в рамках этого мероприятия проходят встречи с интересными людьми. На следующий год в институте намечено к названной программе добавить программу академической мобильности преподавателей, пока по России, причем организовать такие обмены, которые не потребуют серьезных вложений, например, автобусный тур в ЮУрГУ. Апеллируя к великим – «Многоуровневое и разнообразное пространство формирует сложность мышления» (Альберт Эйнштейн), Татьяна Евгеньевна рассказала о той большой работе, которая проведена в институте по развитию инфраструктуры. Впереди – конкурс кафедр по оформлению аудиторий, проект по созданию именных аудиторий, благоустройство внутреннего двора с комбинацией различных зон: спортивного блока, зоны спокойного отдыха, зоны-амфитеатра. В перспективе на ближайшие семь лет в научной области институт делает ставку на три направления: педагогику, лингвистику, историю с открытием лабораторий доказательной педагогики, когнитивных/коммуникационных исследований, технического перевода. В образовании – на открытие новых направлений: «психология» и «документоведение и архивоведение» магистратура, продвижение направления «русский язык как иностранный» (магистратура дистант), новые образовательные программы по пед. образованию, лицензирование аспирантуры 5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика; формирование новых подходов к практикам. В области воспитания ИГО планирует стать центром по проектированию, апробации и внедрению воспитательных технологий в системе высшего образования. Подготовка к 100-летию города как точка вовлечения в юбилейные мероприятия студентов, преподавателей, горожан; школа кураторов. В области культуры – стать центром культурного притяжения, местом встреч с наукой и красотой, взаимовыгодное партнерство со стейкхолдерами.
О создании центра единого окна доложил совету проректор по цифровизации К.А. Рубан. Константин Алексеевич сообщил, что эта идея прорабатывалась рабочей группой уже достаточно давно. Изучался опыт других университетов. Пришло понимание, что наш вуз идет верной дорогой, и пора решить этот вопрос системно. «Единое окно» – это экосистема для получения сопутствующих услуг университета, то есть не связанных ни с наукой, ни с образованием, а то, что идет параллельно, но требует особого внимания. Предпосылками открытия такого центра стали: особое отношение нашего вуза к людям – студентам, преподавателям, сотрудникам как к основной ценности университета; это соучастие, т.е. помощь в решении проблем студентов и работников вуза, а также информационно-справочное обслуживание как отдельный сервис, требующий внимания и организации. Последнее очень важно, поскольку на сегодня информационно-справочное обслуживание, которое предоставляется, распределено по различным подразделениям, зачастую непрофильным. Например, дирекция институтов, которая должна заниматься образовательной и научной деятельностью, а не готовить студентам различные справки, консультировать их. Исходя из этих предпосылок, была выделена гипотеза о создании отдельного центра, который будет заниматься решением таких вопросов. Основные подходы, которые необходимо заложить в основу работы этого центра – это сокращение затрат времени, легкость и простота получения услуг, единый стандарт их получения, повышение комфорта при этом, клиентоориентированность. Первый подход обеспечивается цифровизаций получения услуг, второй очень важен, чтобы к любому студенту и работнику вуза был единый подход в части предоставления этих услуг, третий подход обеспечивается опять же цифровизацией. И клиентоориентированность – это как основная цель, основная задача – развернуться лицом к потребителю. Принципами обслуживания станут дружелюбность и приветливость, внимание и готовность помочь, уважительное отношение к каждому, индивидуальный подход. Основные вызовы, которые видятся, это распределенный кампус (6 площадок), слабая ориентированность на проблемы студентов в части сервисного обслуживания, восприятие сервисного обслуживания как «дополнительной опции» к образованию, в работе институтов нет баланса между образованием и сервисами. Первый вызов можно решить, локационно объединив в одну площадку все институты, второй площадкой будет МпК, таким образом, центр должен располагаться на двух площадках: на Ленина, 38 и МпК. Первоначально будут прорабатываться сервисы, связанные с площадкой институтов, в дальнейшем после удачной апробации их будут экстраполировать и на площадку СПО. Сервисное обслуживание не должно восприниматься как «дополнительная опция», а находиться на таком же высоком уровне, на каком находятся в университете образование и наука. И то, что в институтах нет баланса между образованием и сервисами, не их вина – у них задачи такой не стояло, их дело – обучать и заниматься наукой. Поэтому задача центра – взять этот функционал, переработать и максимально комфортно представить потребителю. Таким образом, необходимо выделить сервисные функции в отдельный блок, управлять которым будет центр единого окна. В штатный состав войдут: заведующий центром, делопроизводитель, документовед, ведущий документовед. Центр будет состоять из двух локаций, одна из них предназначена для приема потребителей, с которыми будут работать документоведы – активные магистранты и студенты. Делопроизводители – это те, кто станут заниматься основной работой по разработке документов, формированию справок, внесению информации в информационные системы и т.д. Заведующий центром, помимо общего руководства, и ведущий документовед функционально должны формировать правильные бизнес-процессы. Территориально центр единого окна на площадке ВО будет размещаться на ул. Ленина, 38, ауд. 133 на месте компьютерного класса, который будет размещен в другой аудитории. Основными направлениями работы центра станут: обеспечение делопроизводства и документооборота по контингенту обучающихся, аналитическая работа, отчетность, стипендиальное обеспечение, информационно-справочное обслуживание обучающихся и сотрудников. Уже более 50 видов услуг можно оказывать через этот центр. Так, например, для обучающихся – справка о статусе «обучающегося», справка-вызов, изменение персональных данных, заявления, выписки, характеристики; для работников – справки о стаже работы: по форме 2-НДФЛ, с места работы; ранее обучавшимся – справки об обучении, о подтверждении факта выдачи диплома, архивная справка и многие другие услуги. Проректор особо подчеркнул приоритетность использования услуг центра именно в электронном виде. Какими же будут цифровые точки входа для разных категорий потребителей? Для студентов точка входа – образовательный портал (https://newlms.magtu.ru), для преподавателя – образовательный портал (https://newlms.magtu.ru) для учебных сервисов и личный кабинет (https://lk.vuz.magtu.ru), для сотрудников – личный кабинет (https://lk.vuz.magtu.ru). Способы получения услуг: во-первых, личное заявление в центр (срок исполнения от 3 до 30 рабочих дней), во-вторых, по электронной почте или посредством личного кабинета (срок исполнения от 1 до 30 рабочих дней). Анализ затрат времени на выдачу справок в настоящее время показывает, что вуз выдает примерно 15 тысяч справок в год, на что тратится 758 час/год. Ученый совет принял решение о создании с 1 сентября текущего года структурного подразделения «Центр единого окна» в рамках существующего штатного расписания университета.
После решения конкурсного кадрового вопроса члены ученого совета перешли к волнительному моменту: проводам некоторых своих коллег на другое место работы или на заслуженный отдых. Светлана Васильевна Савченко удостоилась Почетной грамоты главы города, Сергей Алексеевич Агеев, Сергей Александрович Махновский, Ольга Васильевна Ибрагимова, Михаил Николаевич Ведров – благодарственных писем МГТУ им. Г.И. Носова. Для каждого у и.о. ректора Д.В. Терентьева нашлось доброе слово искренней благодарности за их вклад в развитие вуза. В свою очередь О.В. Ибрагимова и М.Н. Ведров выразили свою признательность тем, с кем они трудились, и уверенность, что они будут успешно передавать накопленный опыт на новом месте работы.
Анна Картавцева,
главный редактор газеты «Университет Магнитки»