27 сентября 2023 г. в 14:00 в Малом актовом зале состоялось заседание учёного совета.
Повестка дня:
1. Об утверждении отчетов ГЭК за 2023 год и анализ ГИА выпускников 2023 года по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. | Доклад начальника учебно-методического управления Малахова О.С. |
2. О развитии сервисов и платформ университета. | Доклад проректора по информатизации Рубана К.А. |
3. Разное. |
Ученый совет сентября
Первое заседание ученого совета в новом учебном году состоялось 27 сентября. На нем утверждались отчеты ГЭК за 2023 г. и анализировались итоги государственной итоговой аттестации выпускников прошлого учебного года по СПО и ВО, рассматривались перспективы развития сервисов и платформ университета, а также поднимались вопросы о создании и реорганизации ряда структур вуза.
Работу совета предварила традиционная церемония награждений. Гость университета Н.И. Лозовая, гендиректор компании «ИНГАЗ», помощник депутата МГСД С.В. Король вручила президенту МГТУ им. Г.И. Носова В.М. Колокольцеву благодарность от личного состава 935 артиллерийского полка за неоценимую помощь, нравственное, патриотическое самосознание, активную гражданскую позицию, проявленную при оказании помощи этому полку. Валерий Михайлович при получении награды отметил, что это –благодарность не только ему, но и всему вузу, коллектив которого участвует в сборе и транспортировке материальной помощи бойцам СВО. Затем аттестаты, свидетельствующие о присвоение ученого звания доцента, были вручены Д.О. Пустовойтову, Т.В. Майоровой, Е.Ю. Звягиной.
С докладом по первому вопросу повестки совета выступил начальник УМУ О.С. Малахов. Он сообщил, что выпуск 2023 г. составил 2498 человек (СПО – 609, ВО – 1889 выпускников). При этом выпущено 217 инженеров (7 специальностей), 1305 бакалавров (39 направлений), 325 магистров (21 направление), 42 аспиранта (13 направлений) и 609 выпускников СПО по 15 специальностям. Общее количество выпускников МГТУ по договорам целевого обучения составило 194 человека, с инвалидностью и ОВЗ – 10 человек. Результативность обучения – соотношение поступления и выпуска – в сравнении с прошлым годом снизилась, то есть количество «потерянных» студентов возросло по ВО на 0,83%, по СПО на 2,34%. Только у трех институтов результативность повысилась – у ИММиМ, ИСАиИ, ИЭПиОО. С первым этапом государственного экзамена, тестированием, все студенты справились. Из 1175 студентов очной формы ВО сдали госэкзамен на «отлично» 685 чел. (58,3%), на «хорошо» 350 чел. (29,8%), на «удовлетворительно» 140 чел. (11,9%). ВКР защитили из 1225 студентов на «отлично» 796 чел. (64,9%), на «хорошо» 327 чел.(26,7%), на «удовлетворительно» 102 чел. (8,4%). Студенты заочной формы обучения – 474 человека – сдали госэкзамен на «отлично» 170, на «хорошо» 211, на «удовлетворительно» 93. Из 478 человек, защитивших ВКР, 189 получили «отлично», 186 «хорошо», 103 «удовлетворительно».
У студентов дистанционной формы обучения (186 чел.) отличные оценки по госэкзамену у 62,4% обучающихся, хорошие у 29,6%, удовлетворительные у 8,1%; ВКР 68,8% обучающихся защитили на «отлично», 29% - на «хорошо», 2,2% – на «удовлетворительно». Среди студентов СПО очной и заочной форм обучения (609 чел.) получили «отлично» по демонстрационному экзамену 275 чел., «хорошо» – 227 чел., защитили дипломный проект на «отлично» 228 чел., на «хорошо» – 264 чел., результат остальных – «удовлетворительно». Средний показатель качественной оценки ГИА по программам ВО неуклонно растет: 2021 г. – 85,12%, 2022 г. – 85,72%, 2023 – 87,73%. Был представлен качественный показатель ГИА по институтам/факультету, по уровням подготовки, сравнительный анализ качества ГИА по кафедрам институтов/факультета. Средний показатель качественной оценки ГИА по программам СПО в 2023 г. составил 81,61% (в 2022 г. – 77,51%).
Дипломы с отличием получили 533 выпускника (28,22%), в 2022 г. дипломы с отличием получили 512 выпускников (27,3%). Представлена была также статистика по выпускникам ВО, получившим дипломы с отличием, по формам и уровням обучения. По СПО дипломы с отличием получили 63 выпускника (10,34%), в 2022 г. – 45 выпускников (8,8%). В 2023 г. к внедрению/опубликованию рекомендовано 558 ВКР/НКР (29,54% от общего количества работ), в 2022 г. – 579 ВКР/НКР (28,19%). Не допущены к ГИА были 23 человека (0,9%), в 2022 г. – 3,1%. Не прошли ГИА восемь человек (0,3%), в 2022 г. – 10 чел. (0,5%).
Ученый совет утвердил представленный отчет и принял ряд решений: усилить работу по сохранению контингента обучающихся и обеспечить его сохранность по показателю прием-выпуск не менее 70% и 95% – на последнем курсе; достичь 30% уровня по количеству выпускников, получивших дипломы с отличием, обеспечить количество рекомендованных к внедрению ВКР не менее 30%.
О развитии сервисов и платформ МГТУ им. Г.И. Носова рассказал проректор по цифровизации К.А. Рубан, который напомнил, что в конце 2021 г. вуз принял стратегические цели цифровизации, и сервисы и информационные системы, тема его выступления, коррелируют с этими целями. Можно сказать, что цель этой стратегии – создать максимально комфортные, удобные и практичные сервисы для работников и обучающихся вуза и внешних участников процесса. Выступающий вначале провел анализ существующего положения с сервисами и информационными системами. С каждым годом их количество растет, эта тенденция сохранится, и ресурсозатратность этих систем меньше не станет. Перейдя к раскрытию ключевых трендов, Константин Алексеевич обратился к основным из них – сервисам электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). На текущий момент разработано 48 модулей образовательного портала (ОП). В планах до конца 2023 г. стоит доработка информационной системы (ИС) «Практики» (в том числе с учетом задач центра карьеры), создание электронного журнала для МпК, автоматизация сбора данных для расчета рейтинга ППС. Дальнейшее продвижение сервиса «Центр единого окна» – экосистемы для получения сопутствующих услуг университета. Точками входа здесь являются: для сторонних пользователей – информационный портал magtu.ru, для студентов и ППС (в части образовательных сервисов) – ОП newlms.magtu.ru, для сотрудников, ППС (в части клиентских сервисов) – личный кабинет lk.vuz.magtu.ru. На сегодня реализован сервис «Заказ справок» – справки о доходах, об обучении, сервис «Участие в конкурсе на право поселения общежитие повышенного комфорта», сервис «Записи на вакцинацию от COVID-19». Проректор отметил, что при необходимости на платформе этих имеющихся сервисов без особого труда можно создавать новые. На сегодня реализован сервис «Личный кабинет сотрудника», для которого все данные в профиль сотрудника были взяты в отделе кадров. Он пополнится еще информацией о повышении квалификации и о наградах сотрудника, плюс будет пункт, где он сможет размещать свою характеристику. Это все готовится для реализации сервисов подачи заявок на участие в конкурсе ППС и на различные награды. Второй важный вопрос – это публикации, над ним предстоит работать. Главное – получить верифицированную информацию, которую можно будет в дальнейшем использовать. И таким образом был представлен каждый раздел «Личного кабинета сотрудника», развитие которого и насыщение различными сервисами продолжится. Электронный архив. Поскольку архив сейчас ушел в центр единого окна, очень большая работа предстоит по переводу архива университета в электронный формат, которая начнется с создания электронных описей. Второй важный момент – внедрение информационной системы «1С:Архив», интеграция 1С:Архив с 1С:СЭД и полноценная передача туда этих данных. Следующий шаг – сканирование и перевод бумажного архива в ЭА. В итоге появится возможность предоставлять электронные услуги для пользователей архива.
Экосистема 1С. В 2010 г. из этой системы у вуза был только «1С:Бухгалерия государственного учреждения 8 ПРОФ». Почему выбор пал именно на 1С? Это самый массовый производитель систем, призванных управлять организацией, и функционал этих систем очень широк. На сегодня в университете уже семь систем Экосистемы 1С, и запущена заявка на приобретение «1С:Управление учебным центром», на которую будут переводиться ИДПО «Горизонт», и «1С:Архив»
В систему электронного документооборота, в котором работает университет, на сегодня введено 42 бизнес-процесса по 17 видам процессов. Это различные согласования, служебные записки, договоры, заявки и т.д. В процессе введения этих бизнес-процессов в 1С:СЭД была проведена большая работа для того, чтобы с владельцами этого бизнес-процесса его перестроить. Очень важная составляющая всего, что делается, это электронное взаимодействие в университете, потому что все, что говорится в отношении сервисов и систем цифровых, невозможно без принятия электронного взаимодействия. К нему относятся: простая электронная подпись, неквалифицированная электронная подпись, квалифицированная электронная подпись, машиночитаемая доверенность. Не подписав соглашения с сотрудником или студентом об электронном взаимодействии и об использовании простых электронных подписей, продвигаться в сфере цифровизации и развития электронных сервисов невозможно. Выступающий привел пример из стратегии цифровой трансформации университета, разработанной вплоть до2030 г., реализацию которой отслеживает министерство. Это предполагает огромные затраты как людские, так и в части техники и компетенций. Большие работы проводятся по интеграции университетских систем с различными ФИС, ФГИС, ЕГИС, на сегодня уже налажена работа с восемью из таких систем, каждая из которых требует отдельного внимания, адаптации под те изменения, которые происходят в них. Далее Константин Алексеевич привел список отраслевых проектов стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования для понимания того, что предстоит огромная работа по интеграции с этими системами, которые министерство ставит для себя 2025 г. как срок реализации. В заключение выступления проректор привел ряд ключевых проблем, особо остановившись на ряде из них. Тормозит работу отсутствие требуемых специалистов. Рост объема данных также вызывает определенные сложности, рассматриваются разные варианты относительно того, как и где их хранить. Понятно, что самостоятельно вуз не обеспечит нужные мощности, поэтому придется обратиться к облачным технологиям, хотя и здесь есть определенные нюансы, связанные, например, с хранением персональных данных.
По заслушанному докладу совет принял решение: в срок до 20.10.2023 разработать дорожную карту для ресурсного обеспечения мероприятий стратегии цифровой трансформации (ответственный: проректор по цифровизации); предусмотреть в плане ФХД на 2024 г. средства на реализацию мероприятий дорожной карты (ответственный: проректор по стратегическому развитию и экономике).
С вопросом о создании в университете управления международного сотрудничества (УМС) выступил проректор по стратегическому развитию и экономике С.Ю. Волков. Он напомнил, что совсем недавно аналогичное управление существовало в вузе, затем в силу оптимизационных решений оно было присоединено к управлению стратегического планирования. Но в настоящее время вновь возникла необходимость его воссоздания с некоторой корректировкой в названии и подчинением проректору по стратегическому развитию и экономике. В настоящее время ряд показателей международной деятельности университета ниже значений мониторинга эффективности деятельности образовательной организации, что может негативно сказаться на уровне финансирования вуза и количестве выделяемых бюджетных мест. Кроме того, уровень конкуренции возрастает: создаются три университетских кампуса мирового уровня, Башкирия все более «закрывается» в кадровом вопросе. Но, не подпитываясь кадрами извне, вузу не выжить. В этом году в МГТУ поступило 37 иностранных студентов. Кто этим занимался, кто обеспечил? Планируется в УМС работать не только по увеличению количества иностранных студентов, но и совместно с проректором по научной и инновационной работе заключать с другими странами договоры о сотрудничестве по научным проектам, НИОКР, по подготовке аспирантов, кадров высшей квалификации. Кроме того, предполагается ведение совместных программ обучения с иностранными образовательными организациями, внедрение цифровых каналов коммуникации с зарубежными абитуриентами. Новое управление создается без увеличения фонда оплаты труда.
Далее Сергей Юрьевич сообщил о необходимости создания отдела внутреннего финансового контроля и экономической безопасности в связи с рекомендациями Минобрнауки России. Внутренний контроль необходим при росте объемов дохода университета более 2 млрд руб. и при численности работников более 1500 штатных единиц. Ожидаемый эффект от создания такой структуры – снижение количества нарушений и убытков финансово-хозяйственной деятельности, рост эффективности использования финансовых ресурсов университета, оперативное выявление и предотвращение финансовых рисков, укрепление финансовой дисциплины. Ученый совет единогласно поддержал выдвинутые предложения.
Совет также проголосовал за реорганизацию службы автотранспорта путем присоединения к ней учебно-производственного автомобильного центра, предложенную проректором по развитию инфраструктуры В.Н. Жижка, и реорганизацию научной школы «Развитие теории комбинированной геотехнологии при разработке природных и техногенных ресурсов», выдвинутую директором ИГТиТ И.А. Пыталевым, в научную школу «Комплексное освоение участка недр».
Анна Картавцева,
главный редактор газеты «Университет Магнитки»