29 мая 2024 г. в 14:00 в Малом актовом зале состоялось заседание учёного совета.
Повестка дня:
1. О программе развития Многопрофильного колледжа. | Доклад директора Многопрофильного колледжа Федосеевой Ю.В. |
2. О работе Библиотечно-информационного комплекса МГТУ. | Доклад директора библиотечно-информационного комплекса Стародубовой О.Ю. |
3. Тенденции публикационной активности университета. | Доклад начальника отдела наукометрических систем Логуновой О.С. |
4. Разное. 4.1 О представлении к присвоению ученого звания:
|
Доклад проректора по образовательной деятельности Абдулвелеева И.Р. |
«Маевка» ученого совета
Минувшее заседание ученого совета проходило 29 мая. На нем в основной повестке рассматривались вопросы о программе развития многопрофильного колледжа, работе библиотечно-информационного комплекса МГТУ, тенденциях публикационной активности университета.
Открылся совет традиционной церемонией награждений. Аттестат доцента был вручен Ю.В. Кочержинской. Грамоты победителя Лиги экскурсоводов (12000 участников, 210 финалистов, шесть победителей в разных номинациях), проводившейся в Москве, удостоилась директор БИК О.Ю. Стародубова. Благодарностью ректора за многолетний добросовестный труд на посту председателя профкома работников университета отмечен М.Б. Пермяков.
С программой развития многопрофильного колледжа МГТУ им. Г.И. Носова на 2024-2028 гг. познакомила коллег директор МпК Ю.В. Федосеева. В 2021 г. был представлен проект программы развития колледжа, который лег в основу тех преобразований, которые происходят сегодня в университете по уровню среднего профессионального образования. Потребность в изменении системы подготовки специалистов среднего звена была обусловлена не только отсутствием необходимой материально-технической базы, недофинансированием со стороны учредителя, но и прежде всего прогнозируемыми изменениями на рынке труда. Также той колоссальной потребностью в рабочих кадрах, которая существует сегодня по техническим специальностям, а самое главное – существующим разрывом между ожиданиями работодателя, студентов и выпускников СПО. Поэтому мы в числе первых 70 ОО России на конкурсной основе вошли в качестве участников реализации федерального проекта «Профессионалитет». Который и нацелен на комплексное изменение системы за счет вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями за счет максимальной ориентированности обучения на практику и адресной подготовки специалистов в сокращенные сроки.
Сегодня МпК реализует 17 образовательных программ по 10 укрупненным группам специальностей. Обучается 2600 студентов, а это около 3% от контингента по субъекту РФ, их них 98% обучающихся – студенты очной формы обучения. Порядка 46% студентов в колледже несовершеннолетние, поэтому мы имеем ряд ограничений и особенностей в организации учебного процесса.
По экспериментальным программам профессионалитета обучается 914 человек, что составляет 35% от общего контингента обучающихся. За 2023 и первые полгода 2024 года более 200 студентов подписали целевые договоры с предприятиями-партнерами, гарантирующие им трудоустройство. Как и любой серьёзный договор, они предусматривают гарантии и обязательства сторон. А это и стипендия, и подъемные по завершению обучения, и оплачиваемая практика, и возможность стажировки на предприятии.
Партнерами университета в части реализации экспериментальных программ по уровню СПО в 2022 году стали ОАО «ММК-МЕТИЗ», ООО «Объединенная сервисная компания», ООО «Механоремонтный комплекс», ООО «Магнитогорский завод точные металлообработки».
В 2023 году присоединились такие компании, как ООО «Темп-Р.О.С.С.» и ООО «СК Магнат», а в 2024 году в «Профессионалитет» вошел в Магнитогорский металлургический комбинат, под запрос которого в этом году мы получили лицензию на образовательную программу по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование «теплоснабжение». В 2023 году вместе с двумя партнерами – ОАО «Магнитострой» и ЖДС Инжиниринг мы в качестве сетевой образовательной организации зашли в кластер строительства и начали реализацию экспериментальной программы по специальности 08.02.01 Строительство.
С 2024 года мы впервые будем осуществлять набор в рамках контрольных цифр приема, полученных из области, а также начнем реализацию образовательных программ за счет предприятия.
В этом учебном году мы с целью преемственности интеграции образовательных программ с СПО-ВО совместно с кафедрами «Теплотехнические и энергетические системы», «Экономика» разработали интегрированные программы по совпадающим профилям подготовки.
По уровню СПО с 2021 года кардинально меняются федеральные государственные образовательные стандарты: стандарты объединяются в один, и появляются профили подготовки; добавлен дополнительный вид деятельности под запрос работодателя – это порядка 30 процентов от общего объема часов; появилось больше свобод в части включения рабочих профессий и обязательное требование, чтобы таких рабочих профессий мы реализовали несколько. Все это требует от коллектива слаженной работы. У нас сегодня трудятся 200 сотрудников, из них 167 штатных педагогов. Средний возраст штатных педагогов составляет порядка 44 лет, и более половины педагогических работников имеют высшую и первую квалификационную категории. За последние несколько лет МпК активно включился в реализацию ряда проектов. Это проект «Профессионалы» (обучение сторонних педагогических работников практическим навыкам работы на оборудовании в современных мастерских), проект «Россия – мои горизонты», проекты от платформы «Россия – страна возможностей» (Другое дело, Центр компетенций, Твой ход, Большая перемена и д.р.), проект «Я – гражданин» совместно с АНО СПВК «Звезда». В этом году мы организовали на первом курсе серию мероприятий для погружения учащихся в выбранную профессию под названием «Моя #PROфессия», запустили цикл мероприятий по формату образовательных программ детского молодежного центра «Артек» гражданско-патриотической направленности, организовали деятельность студенческого медиацентра, открыли на базе колледжа первичное отделение «Движения Первых». С 2023 года изменили форматы взаимодействия со школами города и близлежащих районов в рамках профориентационной работы. Только за период с сентября 2023 года по май 2024 года провели на площадке колледжа более 195 различных мероприятий с охватом порядка 7800 обучающихся 7-9 классов школ города и близлежащих районов. И это не только день открытых дверей, а также профессиональные пробы, мастер-классы, встречи с успешными выпускниками колледжа, день профессионалитета, профориентационный квест, карьерные консультации, обучающие экскурсии для ребят и их родителей. Многие профориентационые мероприятия проводят сами студенты – наши амбассадоры, которые рассказывают о своем опыте обучения и помогают сделать выбор тем, кто еще не уверен в своем решении. Также продолжаем реализовать проект «Моя первая рабочая профессия» совместно с МОУ СОШ №56 и кафедрами университета. В этом году у нас второй выпуск, более 105 школьников, получили свидетельство о профессии рабочего.
В части независимой оценки пройден путь от участия университета в апробации демонстрационного экзамена до аккредитации 26 площадок для проведения государственной итоговой аттестации по уровню СПО. В этом году на этих площадках будут сдавать экзамены порядка 970 наших выпускников и 29 выпускников Южно-Уральского государственного технического колледжа. Наши педагоги по двум специальностям являются разработчиками оценочных материалов, по которым с этого года сдают демонстрационный экзамен все образовательные организации России по уровню СПО. Студенты колледжа участвуют в различные рода соревнованиях, конкурсах, чемпионатах, но для нас важным является чемпионат Молодые профессионалы и Абилимпикс, где по ряду компетенций колледж имеем ежегодно призеров и победителей. Так в 2024 году из 17 участников чемпионата «Молодые профессионалы» у нас 9 призеров и 1 победитель, а в чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» победитель и призер.
За последние два года мы расширили сотрудничества с ведущими предприятиями региона. Наши партнеры не только участвуют в разработке и реализации основных образовательных программ, но также в обновлении материально-технической базы колледжа. За этот период было привлечено 57 миллионов средств организаций реального сектора экономики. Все эти средства пошли на обновление существующих мастерских, лабораторий, либо на создание новых.
Имея определенный потенциал: многопрофильность образовательных программ, спрос со стороны абитуриентов, поддержку со стороны бизнес-партнеров, педагогические кадры, МпК определил для себя амбициозные цели и задачи на ближайшие пять лет. Он видит свое развитие в двусторонней модели подготовки специалистов среднего звена.
Первый трек – вертикальный – это разработка и реализация «бесшовных» образовательных программ СПО-ВО. Совместно с кафедрой бизнес-информатики, кафедрой проектирования и строительства зданий в 2025 году планируется начать реализацию такого рода программ. В перспективе видится шесть таких программ из 10 возможных, которые действительно имеют общий профиль подготовки.
Следующий трек – горизонтальный – это реализация образовательных программ либо в рамках ФП «Профессионалитет», либо по модели данного проекта. Реализация образовательных программ в рамках федерального проекта «Профессионалитет» открывает новые возможности для молодежи: оптимальное сочетание теории и практики, изучение отдельных частей дисциплин на предприятиях-партнерах с закреплением наставника, сокращенные сроки обучения и гарантированное трудоустройство.
Это позитивный, но сложный проект, требующий определенной проработки каждого вопроса. Пока не все удается, как задумывалось, но заинтересованность сторон – и колледжа, и работодателей – позволит получить ожидаемые результаты.
На сегодняшний день самая сложная задача в работе с работодателем - это кристаллизация тех кейсов и задач, которые необходимо решать в текущем учебном году от 1 курса до последнего. Дополнительно в 2025 году планируется на базе колледжа открыть учебный образовательный участок, благодаря которому студенты, не выходя из стен колледжа, получат трудовые навыки, трудовой опыт для успешного трудоустройства в дальнейшем. С одной стороны, это максимально задействует ресурсы МпК, с другой стороны, позволит получить дополнительную прибыль. Также планируется разработать и внедрить проект по организации рабочего пространства студентов по системе 5S «Бережливое производство», расширить реализацию проекта «Первая рабочая профессия» в рамках внеурочной деятельности школьников 8-9 классов, изменить форматы реализации мероприятий программ воспитания, реализовать воспитательный потенциал наставничества как универсальную технологию передачи опыта и знаний, выстроить систему маршрутизации выпускника СПО и продолжить организацию предметно-пространственной среды в колледже.
Планов у нас много. Надеемся, что все удастся реализовать и достичь тех результатов, которые были определены в программе развития университета на 2024-2033 годы и конкретизированы в программе развития колледжа как структурного подразделения университета.
С докладом о работе библиотечно-информационного комплекса выступила директор БИК О.Ю. Стародубова. Она напомнила, что в 2019-м году было принято решение сформировать на базе библиотечного комплекса новое структурное подразделение – библиотечно-информационный комплекс. Перед ним были поставлены цели: формирование качественного верифицированного контента для образовательной деятельности, создание комфортных условий для, прежде всего, самостоятельной работы студентов. Далее директор рассказала, как за пять лет реализовывались эти цели.
В настоящий момент библиотечно-информационный комплекс – это шесть территориальных площадок. В главном кампусе четыре больших зала. Главный функционал БИК – это большие процессы, которые он организовывает и ведет.
Обеспечение образовательного процесса. Библиотечно-информационный комплекс в настоящее время – это навигатор в информационном пространстве университета и точка доступа к качественным ресурсам, отчасти недоступным без его участия. Ресурсное ядро БИК – это образовательный контент. Фонд комплекса состоит из печатных и электронных изданий. В настоящий момент он содержит 1 181 903 экземпляра печатной литературы.
В нем доминирует научная литература, потому что библиотека практически 85 лет была, прежде всего, научной. И это огромное наследие бережно хранится. Учебной литературы 306078 экз., научной – 736338 экз. Очень большая база научных журналов – 99144 экз. и достаточно большой фонд художественной литературы – 40343 экз. Электронные издания (314297 изд.) представлены контентом электронных библиотечных систем (262155 изд.), ресурсами собственной генерации (5751 изд.), достаточно большим архивом выпускных квалификационных работ (17444 изд.) и электронными научными журналами (28947 экз.). В динамике развития библиотечного фонда печатные издания хотя и превалируют над электронными, но их количество претерпело некоторое сокращение, поскольку после слияния в 2014 году двух научных библиотек была проведена большая работа по сбалансированию дублирующего контента. По большей части это коснулось корректировки количества экземпляров печатных изданий. Так, например, наличие 30 тыс. учебников по научному коммунизму, несомненно, избыточно.
Количество электронных изданий с 2020 года стало существенно расти. В настоящее время имеется 314297 электронных изданий (в 2019 г. – 108785 изд.). Образовательный процесс обеспечен ресурсами семи электронных библиотек, год назад была открыта электронная библиотека МГТУ имени Г.И. Носова. Это агрегатор, где собрана информация по всем электронным изданиям БИК. Электронная библиотека работает из любой точки, где есть интернет. Полгода назад организовано онлайн-бронирование. Можно заказать любую литературу, специалисты БИК ее подберут, остается прийти и забрать.
Научная деятельность поддерживается «Техэкспертом» и национальными подписками. Фонд научных журналов очень большой. В настоящее время имеется 29 печатных изданий, 22 электронных, глубина архива электронных зданий 10-20 лет. А профильные журналы по металлургии, горному делу и энергетике в фонде БИК – с момента их функционирования. Полгода назад приобретен доступ к журналу «Справочник эколога» и базе «Охрана труда». Таким образом поддерживаются и научные, и образовательные процессы.
Библиотечное обслуживание пользователей. Информационная работа ведется очень активно. Книговыдача с 2020 года и печатных изданий, и электронных значительно растет. Студенты достаточно активно пользуются всеми ресурсами, которые им предоставляет БИК.
С 2020 года БИК занимается продвижением электронных учебно-методических изданий в общей университетской образовательной среде РФ. И самый первый консорциум, в который вошел МГТУ, это Сетевая электронная библиотека. Проект некоммерческий, но очень эффективный как научная и образовательная коммуникация. В настоящее время в Консорциум входит 391 вуз и в фонде 75000 изданий. МГТУ представил 82 электронных издания, которые пользуются популярностью. В прошлом месяце к ним обращалась 151 организация, всего было 541 прочтение. Читательская активность – 1983 раза в апреле МГТУ открыл издания СЭБ.
С 2023 года БИК является официальным электронным читальным залом Национальной электронной библиотеки. Это проект федеральный, и это тоже возможность продвижения наших изданий. Каждый год издательский центр передает в РГБ обязательный экземпляр изданий нашего университета.
Экспертный совет РГБ оценивает поступающие издания, связывается с авторами, заключает договоры, после чего работы, в том числе и наших преподавателей, попадают в Национальную электронную библиотеку. Доступ в нее тоже с IP-адреса университета, и те издания, которые защищены авторским правом, можно там смотреть. К тому же нам доступно 2 миллиона авторефератов и диссертаций для научной и образовательной деятельности.
С 2022 года БИК занимается регистрацией электронных изданий в ФГБУ НТЦ «Информрегистр» – это подготовка документов на регистрацию, осуществление технической и литературной редактуры текстов. В 2022 г. зарегистрировано 202 учебных издания и 17 научных, в 2023 г. – 237 учебных и восемь научных изданий.
Верификация – следующая сфера деятельности, которая осуществляется БИК с 2022 года – это проверка публикаций преподавателей нашего университета. Немаловажным направлением деятельности является создание многофункциональной комфортной среды, которая отвечает запросам пользователей. В настоящее время подготовлены три коворкинг-зоны. Первая – студенческий коворкинг перед входом в читальный зал. Следующая зона отдыха – для преподавателей с рабочим местом, сканером, ксероксом и чаем на втором этаже читального зала. Весной оборудована коворкинг-зона в институте гуманитарного образования (216 аудитория). Завершается дизайн-проект коворкинг-зоны в библиотеке колледжа, в библиотеке института строительства архитектуры и искусства. И на Калинина, 26 есть большой, красивый зал социогуманитарной литературы.
Далее были представлены культурно-просветительские проекты БИК. Самый важный – это книжный клуб, совместный проект со студенческим научным обществом и студенческими молодежными активностями. Весной проект вышел на городской уровень, а в сентябре ожидается уже общероссийский уровень. Планируется проводить встречи совместно с Сахалином, где тоже действует свой книжный клуб.
Следующий проект «Виртуальный музей» задуман как своеобразная коммуникация для создания учебного, образовательного и воспитательного контента. Реализуется совместно со студентами-историками, института энергетики и автоматизированных систем, занимающимися техническим воплощением, института строительства, архитектуры и искусства, выполняющими художественное оформление.
Продолжается участие в национальном проекте «Культура». БИК обладает редким фондом – это 41 книжный памятник, который содержит, например, книги императрицы Марии Федоровны, датированные 1773 годом. Быть фондодержателями таких раритетов большая ответственность, поскольку книжные памятники – это собственность государства, тем не менее вуз имеет право ими пользоваться. В прошлом году БИК занимался оцифровкой таких книг. В этом году подана заявка на пять книжных памятников, пробные сканы отправлены.
К культурно-просветительской работе также относятся книжные выставки, экскурсии, VR-квесты, которые проводятся совместно с надежными активностями нашего университета.
С докладом о тенденциях публикационной активности нашего университета выступила начальник отдела наукометрических систем О.С. Логунова. Она отметила, что из довольно большого числа тенденций выбраны три основные, которые на сегодня нуждаются в некоторой корректировке и стратегическом развитии.
Первая тенденция – это активная эксплуатация системы Российского индекса научного цитирования. С 2022 года прекращен доступ к зарубежным наукометрическим системам и, естественно, основной акцент ложится на российский индекс научного цитирования, который функционирует на платформе eLIBRARY.
Сейчас в университете сложилась довольно устойчивая тенденция использования этих ресурсов. Основных их два: первый – это ежегодный договор, который заключается с РИНЦ, на возможность дополнения и корректировки данных. Этим мы добиваемся того, что у нас происходит правильное аффилирование и идентифицирование наших сотрудников, студентов. Договор был заключен в размере 180 тысяч рублей, 500 человек от вуза к этому договору подключено, и работают 10 представителей плюс один администратор. Работа этих людей малозаметна. Но если в 2014 году появилось 4000 новых данных, то за 10 лет работы с этой системой и пяти лет ведения договоров наполнение РИНЦ у нас увеличилось до 27 тысяч, то есть ежегодно эти люди выполняют от пяти до шести тысяч корректировок по университету, поднимая все эти показатели. Вторая деятельность – она менее радужная, это то, что касается личных кабинетов авторов, причем к авторам следует отнести не только преподавателей, но и аспирантов, и студентов. И вот здесь вся персональная ответственность ложится именно на автора. Доступ, естественно, бесплатный, но на сегодняшний день у нас остаются проблемы. Авторы теряют логины, пароли, забывают о том, что можно следить за чистотой своего личного кабинета. И когда подходит пора стимулирования достижений, в личном кабинете нет нужной информации. Необходимо сориентировать авторов, что за личный кабинет ответственность несут именно они. Второй пункт, который у нас есть в активной эксплуатации РИНЦ – это работающая система стимулирования. На сегодняшний день стимулируется пять основных объектов: это индексирование ваковских статей, учебных изданий, РИД, монографий, отчетов о НИР/НИОКР. И есть бонусное стимулирование, если публикация попадает в ядро РИНЦ.
Самый большой объем стимулирования, затраченный университетом, был в 2023 году, по РИНЦ было затрачено около 8 миллионов рублей. За год поступает на стимулирование около 700 заявлений от сотрудников. И в среднем в 2024 году за 4 месяца цифра стимулирования за одну публикацию составила 12000 рублей. За счет чего это произошло? Это произошло за счет того, что был повышен объем стимулирования за ваковские статьи с учетом категорийности. В динамике по ваковским статьям удалось устранить катастрофическое падение и поднять их количество до 475 вместо 378 в 2021 году. Но при этом по ядру РИНЦ показатели продолжают падать. То есть за последние четыре года стимулирование выплачивается, но без какого-либо увеличения.
Довольно низким остается уровень по монографиям, и он тоже снижается. По электронным же изданиям складывается ситуация, что мы просто людей лишаем стимулирования, хотя это сейчас один из показаний приоритета 2030. Из-за чего это происходит? Пример простой: человек подает на регистрацию публикацию издания 2022 года. Пока пособие уходит, осуществляется регистрация, затем индексация в РИНЦ, наступил 2024 год. Мы стимулируем 2023-2024 год, то есть текущий год и предыдущий. Этот процесс у нас растянут до таких размеров, что люди просто лишаются стимулирования по нашим процедурным вопросам. Поэтому нужно на это обратить внимание.
Общая картина показывает, что падение количества статей на 12%, которое произошло в 2021 г., сейчас приостановлено (минус 6 % в 2023 году) – эта картина еще изменится, поскольку индексирование публикаций будет продолжаться практически до конца 2024 года. То есть процесс падения публикационной активности в РИНЦ у нас приостановлен. Это хорошо. Другим показателем динамики публикационной активности является значение индекса Хирша. Если сравнивать с аналогичным показателем других университетов (ЮУрГУ, МИСиС, ОГУ, УУИиТ, УрФУ), МГТУ практически единственный, где индекс Хирша не накопился, а уменьшился. Возможно ли такое? Да, возможно. Это связано с теми изданиями, в которых мы публикуемся. РИНЦ – система живая. Журналы в РИНЦ как вводятся, так и выводятся.
Это означает, что часть публикаций в данный год была просто из него выведена, и это говорит о качестве тех изданий, куда мы направляем свои статьи. Ну и, конечно, следует обращать внимание на импакт-фактор журналов, в которых мы публикуемся. Здесь максимум достигнут в 2020 году (0,4), за последние четыре года он слегка снижен (0,373 в 2023 г.). Наконец показатель, который сказывается на всем остальном, это цитирование. Он идет с запаздыванием где-то в полтора-два года. И мероприятия против снижения публикационной активности дают результаты последние два-три года.
Вторая тенденция – это использование научных достижений при назначении на повышенную стипендию для студентов по научной деятельности. Особенностью этого проекта у нас является многоприоритетность (три приоритета) и равноправие достижений внутри всех приоритетов. На сегодня остаются среди научных достижений публикации в журналах, в научных сборниках, РИД, книги, победы в конкурсе НИОКР и участие в работе научного студенческого общества. Как координатор этого проекта, О.С. Логунова обнаружила слабую информированность студентов об условиях, сути конкурса и особенностях НИРС. Необходимы какие-то мероприятия и от научных руководителей, и от кафедр, и от научного студенческого общества, чтобы ликвидировать у студентов эти пробелы.
В последнем конкурсе участвовал 141 человек при квоте 80, по приоритетам студенты распределились: по первому 45, по второму 12 и третьему 22 человека. Есть, к сожалению, на сегодняшний день 2% студентов, у которых все достижения были отклонены, то есть это те, кто не понимают, что же там оценивается. Поэтому необходимо изменение СМК таким образом, чтобы оно стало гибким. Допустим, по публикационной активности и стимулированию СМК построена таким образом, что мы ежегодно объявляем и объекты стимулирования, и размер стимулирования. Такая гибкость позволяет преподавателям вовремя перестроиться. В этот раз в конкурсе мы тоже попали в такие условия, когда нужно было ввести новый показатель, но этого сделать не смогли, и стали искать какие-то другие выходы для разрешения ситуации. Такая гибкость, наверно, должная быть предусмотрена. Необходимо для ребят, особенно первого года обучения, вести какую-то школу популяризации научной деятельности, тогда ко второму-третьему курсу получим некоторые результаты.
И третья тенденция, о которой мы никогда не говорили и никогда ее не затрагивали, это то, что касается журналов «Белого списка». Идея «Белого списка» появилась лет пять-шесть назад, про нее очень много говорили в кругах, связанных с наукометрией, но никаких проявлений не было. В 2022 году была создана комиссия по составлению этого регистра, в 2023 году появился список и в 2024 году мы увидели первые его проявления. По «Белому списку» создан информационный ресурс, на котором для каждого журнала сейчас есть отдельная карточка, в этой карточке есть понятие уровня журналов в «Белом списке», это некоторый аналог квартилей Scopus и Web of Science. Из журналов МГТУ сейчас в этот список входит «Вестник МГТУ» и «Проблемы истории, философии и культуры». «Вестник» – это журнал 4 уровня, а «Проблемы истории» – 3 уровня. Буквально в марте проходил конкурс аспирантов на получение стипендий президента, и наши аспиранты подавали, как обычно по анкете, все сведения. Причем по публикационной активности нужно было указать идентификационный номер в РИНЦ руководителя и аспиранта.
В дальнейшем выяснилось, что оценивание велось по трем группам. Первая группа это, как всегда, актуальность, научная новизна, практическая значимость, то есть для чего этот проект нужен. Вторая часть – это достижения аспиранта, третья часть – достижения руководителя. По публикационной активности аспиранта ноль баллов, если отсутствуют публикации как в периодичных научных изданиях «Белого списка», так и перечня ВАК. Один балл начисляется при наличии одной публикации в журналах из перечня ВАК. Все остальные показатели касаются только публикаций в изданиях из «Белого списка». Причем самый высокий балл (10) дает наличие трех публикаций в изданиях первого уровня «Белого списка».
Для преподавателей-научных руководителей отсутствие публикаций в периодических изданиях «Белого списка» – 0 баллов, наличие не менее девяти публикаций в изданиях первого уровня «Белого списка – 18 баллов. О ВАК, системах Scopus или Web of Science речи даже не ведется. В связи с тенденциями, которые относятся к «Белому списку», нужно предусмотреть дополнительные бонусы за такие публикации.
В «Белом списке» сейчас около 30 тысяч журналов и российских, и зарубежных. Для российских журналов даются небольшие бонусы в том, чтобы поднять в перечне. Ранжирование этих журналов идет по импакт-факторам. Импакт-фактор складывается из количества публикаций и ссылок на эти публикации. Поэтому говорится всегда, что цитирование тоже очень важно.
Надо понимать, что издания из перечня ВАК и «Белого списка» абсолютно разные. Ваковские журналы нацелены, прежде всего, на защиты диссертаций, на научное представление, а «Белый список» позиционируют как перечень наиболее авторитетных российских и зарубежных журналов. Где еще, кроме стипендии президента, будут учитываться публикации в изданиях из этого списка, сейчас сказать трудно.
Далее члены ученого совета поддержали предложение о переводе на уставные цели денежных средств на счет ППО работников университета в сумме 468 тыс. руб.; рассмотрели информацию о представлению двух преподавателей к ученым званиям.
Анна Картавцева,
главный редактор газеты «Университет Магнитки»