3 июля 2024 г. в 14:00 в Малом актовом зале состоялось заседание учёного совета.

1. Об утверждении плана заседаний ученого совета на 2 полугодие 2024 г. Доклад ректора Терентьева Д.В.
2. О работе Проектной школы МГТУ. Доклад директора Проектной школы Лактионовой Ю.С.
 3. Разное.  

Итоговое заседание

Заключительное в текущем учебном году заседание ученого совета состоялось 3 июля. На нем рассматривался проект плана заседаний ученого совета на второе полугодие 2024 г. и отчет о работе Проектной школы МГТУ им. Г.И. Носова.

Традиционно уже работа совета началась с церемонии награждений и поздравлений, открыл которую ректор университета Д.В. Терентьев. Он напомнил, что с прошлого года по инициативе депутата Государственной думы С.А. Наумова была учреждена ежегодная премия имени его матери Н.И. Наумовой лучшему преподавателю кафедры механики, на которой трудилась его мама. Совет утвердил положение по этой премии, в котором, по согласованию с ее инициатором, формат ее расширен, и претендовать на ее получение могут уже не только преподаватели кафедры механики, но и других, имеющие определенные критерии и заслуги. И по решению института металлургии, машиностроения и материаловедения в этом году премия присуждена О.А. Осиповой. Затем проректор по научной и инновационной деятельности О.Н. Тулупов вручил соответствующие документы преподавателям, утвержденным в научных степенях и званиях. Дипломов доктора технических наук удостоились Д.В. Доможиров и И.Р. Манашев, кандидата технических наук – И.В. Глаголева. Аттестаты доцентов получили: О.В. Каукина по специальности «виды искусства», С.А. Некрасова по специальности «строительные материалы и изделия», О.А. Филатова по специальности «машины, агрегаты и технологические процессы».

Первый вопрос о плане заседания ученого совета на второе полугодие 2024 г. представил ректор Д.В. Терентьев. С его проектом все члены совета были предварительно ознакомлены. При этом Дмитрий Вячеславович отметил, что в рамках работы ученого совета при необходимости этот план может быть дополнен. Ученый совет утвердил представленный проект.

С докладом о работе Проектной школы МГТУ им. Г.И. Носова выступила директор ПШ Ю.С. Лактионова. Она сообщила, что показателями эффективности реализации программы среднего общего образования определены средний балл единого государственного экзамена по обязательным предметам ГИА и предметам профиля обучения, а также результаты Всероссийской олимпиады школьников по этим же предметам.

Средний балл ЕГЭ за 2023 г. учащихся ПШ значительно превосходит средние результаты по г. Магнитогорску.

В 2024 г. средний балл ЕГЭ по обязательным предметам ГИА и профильным предметам также достаточно высок. Результаты по городу еще неизвестны. Следует отметить, что обучающиеся Проектной школы сдавали также химию (93 балла), литературу (73 б.), английский язык (94 б. и 92 б.).

Динамика среднего балла по обязательным предметам ГИА и профильным предметам показывает значительный рост по математике и физике. Рост среднего балла ЕГЭ по математике объясняется увеличением числа часов на данный предмет в новом стандарте СОО (с 6 до 8) и некоторым снижением сложности заданий этого года в сравнении с предыдущим. Задания по физике в этом году также были несколько легче, чем в 2023 году.

В рейтинге школ города по среднему баллу ЕГЭ в 2023 г. ПШ входит в пятерку лидеров, при этом по математике занимает первое место, по информатике – третье. Рейтинг 2024 года будет сформирован позднее.

Показателями эффективности реализации ООП СОО являются и результаты Всероссийской олимпиады школьников. Обучающиеся школы стали призёрами муниципального этапа по физике, математике, а по иностранному языку ученица ПШ стала победителем и регионального этапа.

Помимо реализации ООП СОО школа ставит перед собой и задачу профессионального самоопределения обучающихся как результат реализации научно-технического просвещения через привлечение обучающихся к изучению и практическому применению наукоёмких технологий в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность рассматривается как инструмент формирования индивидуальной образовательной траектории профессионального самоопределения обучающихся.

В соответствии с указанными функциями школы вуза для решения поставленной выше задачи реализуются 12 направлений проектной деятельности, которые выбираются на основе принципа реалистичности и анализа рынка труда. К этим направлениям относятся:

  • Искусственный интеллект;
  • Инженерный дизайн CAD;
  • Исследование возможностей сварки различных металлов на прокатном стане и инкрементальная штамповка с использованием роботизированного комплекса KUKA;
  • Кибер-безопасность;
  • Виртуальная и дополненная реальность;
  • Разработка технологий полёта и применение беспилотных летательных аппаратов;
  • Разработка приложений и технологическое предпринимательство;
  • WEB-разработка;
  • Интернет вещей (IoT);
  • Бережливые технологии;
  • Урбанистика;
  • Новая энергетика.

Результатом сотрудничества в рамках проектной деятельности с учеными университета является преемственность обучения на уровне СОО и высшей школы.

Нужно отметить, что при выборе выпускниками направлений высшей школы наблюдается корреляция с направлениями проектной деятельности в Школе.

Руководствуясь принципами самоопределения в проектной деятельности (реалистичность и анализ рынка труда, индивидуальность, самопознание, обучение и самосовершенствование), обучающиеся участвуют в реализации разных проектов: от распознавания заболеваний сельскохозяйственных культур с помощью искусственного интеллекта до сварки пульсирующего акустического двигателя.

Работа над реальными проектами под руководством опытных наставников – как педагогов, так и партнёров вуза – позволяет добиваться побед в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Вчера получены результаты конкурса МОиН Челябинской области «Лучшие практики внедрения бережливых технологий в образовательных организациях». Проектная школа победила в номинации «Фабрика процессов» – под руководством научного руководителя и зав. кафедрой менеджмента и государственного управления О.Л. Назаровой.

Уровень проектной деятельности в школе вуза был отмечен тогда еще заместителем, а теперь министром образования и науки Челябинской области В.В. Литке и руководителем Курчатов–центра регионального Сириуса В.В. Чистяковой, которые приняли приглашение и посетили ежегодную конференцию «Твои глобальные перспективы», на которой обучающиеся представляют свои проекты. Результатами визита стали:

  1. Проведение конференции региональных представителей Сириуса в МГТУ им. Г.И. Носова, где был заслушан опыт работы Проектной школы;
  2. Приглашение ПШ войти в проект «Школы – ассоциированные партнёры Сириуса». Только две школы Челябинской области получили такое приглашение. Планируется в этот проект включить 37 лучших школ России. Цель проекта: создание сети ведущих общеобразовательных организаций страны, реализующих комплексные программы образования, приоритетные для развития экономики регионов.

В настоящее время ПШ МГТУ им. Г.И. Носова является площадкой подготовки к чемпионату «Case-in» и Олимпиадам кружкового движения НИИ и другими. А также сотрудничает  с «Курчатов-центром» (региональным Сириусом). 

Результатами научно-технического просвещения обучающихся являются публикации ребят, их выступления на конференциях различного уровня и получение свидетельств о регистрации программных продуктов.

Все выпускники Проектной школы продолжили обучение в высшей школе.

В МГТУ ими были выбраны направления подготовки:

  • Прикладная информатика (Управление проектами разработки бизнес- приложений для цифровой экономики)
  • Прикладная информатика (Разработка компьютерных игр и AV/VR приложений (виртуальной дополненной реальности))
  • Металлургия (обработка металлов давлением; информационные технологии в современных литейных процессах; металлургия черных металлов; технологии и цифровое управление процессами производства черных металлов и сплавов)
  • Информатика и вычислительная техника (Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем)
  • Информатика и вычислительная техника (Проектирование и разработка Web-приложений»)
  • Информационная безопасность автоматизированных систем (разработка автоматизированных систем в защищенном исполнении)
  • Электроэнергетика и электротехника (Электроснабжение).

В других вузах выпускники ПШ выбрали направления, которые не представлены в МГТУ им. Г.И. Носова.

Тем не менее, 45% (9 чел.) поступили в МГТУ, по 20% (по 4 чел.) – в вузы Санкт-Петербурга и Москвы, 15% (3 чел.) – Екатеринбурга.

Что касается реализации мероприятий плана развития Проектной школы, следует отметить, что два преподавателя ПШ прошли повышение квалификации в Сириусе. В этом году еще один педагог института естествознания и стандартизации приглашен в ПШ для реализации программ СОО. В плане привлечения большего числа потенциальных работодателей, разработка проекта «Бережливые технологии» стала началом работы школы  с ОАО «ММК-Метиз» – новым партнером школы. По мероприятию «Увеличение направлений проектной деятельности» – в следующем году учащиеся ПШ будет иметь возможность изучать бережливые технологии. В плане уменьшения расходов из внебюджета вуза на реализацию программ ССО можно отметить, что в 2024 г. началась реализация дополнительных образовательных программ. В следующем году планируется снизить нагрузку на вуз по оплате труда педагогов ПШ еще почти в два раза.

Заботясь о личных результатах каждого обучающего Проектной школы «МГТУ им. Г.И. Носова», ее коллектив работает на имидж всего вуза.

Члены совета утвердили проект решения по вопросу о работе Проектной школы. Далее ознакомились с материалами по присуждению ученых званий ППС вуза для последующего голосования.

Анна Картавцева,

главный редактор газеты «Университет Магнитки»

1
10
2
3
4
5
6
7
8
9