23 октября 2024 г. в Малом актовом зале состоялось заседание учёного совета.

Повестка дня:

1. Стратегия развития университета на период до 2030 года. Доклад и. о. проректора по стратегическому развитию и экономике Никулиной Т. Л.
2. Разное.
2.1 Об утверждении скорректированной учебной нагрузки НПР ВО и СПО на 2024/2025 учебный год.
Доклад начальника учебно-методического управления Малахова О.С.

На заседании учёного совета университета, проводившемся 23 октября 2024 года, состоялось обсуждение вопросов о программе развития МГТУ им. Г. И. Носова на период до 2034 года, а также вопросы из блока «Разное»: о создании постоянной регламентной комиссии учёного совета университета, о переименовании кафедры проектирования и строительства зданий в кафедру промышленного и гражданского строительства и об утверждении скорректированной учебной нагрузки научно-педагогических работников высшего и среднего профессионального образования на 2024/2025 учебный год.

По традиции, заседание началось с приятного момента – церемонии вручения документов о получении учёного звания работникам университета. Аттестат о присвоении ученого звания доцента получила Д. Д. Хамидулина.

Ректор напомнил, что, начиная с настоящего заседания, будут проводиться онлайн-трансляции заседаний учёного совета на широкую аудиторию, чтобы повысить осведомлённость сотрудников университета о принятых в процессе работы совета решениях.

Татьяна Леонидовна Никулина выступила с представлением стратегии развития университета на период до 2034 года. Она начала выступление с демонстрации проектируемой и фактической финансовой моделей развития университета. По состоянию на 1 октября 2024 года источники финансирования МГТУ им. Г. И. Носова распределились следующим образом: большая доля доходов, а именно 65% процентов, поступает из бюджетного финансирования и предоставляется государственными и региональными органами в виде федеральных субсидий; 10% из доходов университета составляют средства, полученные из внебюджетных средств благодаря научно-исследовательской деятельности; 17% средств поступает в виде доходов от образовательной деятельности и 8% дохода занимает статья «прочие». Для достижения прогнозируемой финансовой модели в целях обеспечения финансовой устойчивости предлагается снизить долю бюджетного финансирования до 40% в общем бюджете университета за счет увеличения доходов, поступающих от научных исследований и услуг и реализации творческих проектов, а также доходов от образовательной деятельности до 30%, тем самым устанавливая новую модель 40-30-30. Основными направлениями для достижения устойчивости финансового результата докладчица назвала снижение расходов за счёт оптимизации и привлечение доходов. К первому Татьяна Леонидовна отнесла проведение комплексной оценки снижения затрат по непрофильным направлениям подготовки, оптимизацию образовательных программ. Увеличивать же поступление средств предлагается посредством расширения взаимодействия и интеграций с бизнес-партнёрами через сетевое практико-ориентированное образование и целевое обучение; фандрайзинг – привлечение средств посредством грантов, НИОКР, ФЭИП, концессии. Докладчица отметила, что важно запустить эти процессы через сервисы поддержки, привлечения и сопровождения внутри образовательной организации. Также элементом финансовой устойчивости являются консорциумы, Эндаумент-фонд. Данное мероприятие позволит усилить финансирование в части модернизации инфраструктуры, программы управления человеческими ресурсами, цифровизации, наращивания материально-технической базы. Другим фактором, влияющим на финансовую устойчивость и успешную деятельность университета, является рождаемость. За счёт естественного увеличения демографических показателей в период с 2025 до 2035 года ожидается увеличение контингента абитуриентов МГТУ им. Г. И. Носова на 30%. Что касается состояния студенческого контингента на данный момент, докладчица представила неутешительную статистику: в настоящее время число академических долгов более года среди обучающихся на бюджетных местах в среднем составляет 6 единиц, а вилка составляет от 1 до 13 единиц на человека. Таким образом, доля студентов, отчисленных за неуспеваемость может превысить допустимые 10%. К этому привели увеличение среднего возраста абитуриентов и соответствующий ему рост числа работающих студентов. В целях сокращения процента отсеивания выпускников университета предлагается заложить минимальный порог приёма, начиная с 2025 года, числа выпускников школ среди абитуриентов до 40% поступающих. Также были обозначены цели увеличить число абитуриентов относящихся к гражданам других стран и обладающих высокими качественными показателями успеваемости. Планируется повысить средний балл ЕГЭ поступающих с 62,2 6аллов до 70. Также докладчица обозначила перспективу увеличения числа молодых преподавателей в составе НПР университета до 36%.

Далее был представлен результат работы управления международного сотрудничества. В 2024 году приёмная комиссия показала самый высокий результат поступления абитуриентов из-за рубежа. Их число увеличилось в 4 раза, при этом большая часть поступивших зачислена по  платной форме обучения. В этом году в МГТУ им. Г. И. Носова поступило 237 иностранных студентов, из которых на программу «Русский язык как иностранный» было зачислено 45 человек, что повысило нагрузку на институт гуманитарного образования. Кроме того, в 2024 году началось активное продвижение программ обучения на русском языке в странах ближнего зарубежья: Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане, продолжилась работа с Казахстаном. Для уточнения стратегии работы с иностранными абитуриентами было проведено маркетинговое исследование рынка, в том числе в цифровом пространстве, позволившее сформировать образ абитуриента и определить программу мероприятий для работы с ним. Помимо анализа результатов работы с иностранными абитуриентами была принята в работу программа для увеличения числа абитуриентов из Магнитогорска, городской агломерации и близлежащих городов. Исследование показало, что проводится недостаточная работа с абитуриентами соседних городов: Оренбурга, Челябинска, Республики Башкортостан, что приводит к потере контингента. Увеличение числа студентов на заявленные 30% приведёт также к решению задач инфраструктуры. Татьяна Леонидовна поделилась выводами: «Опыт 2023-2024 года показал отличные результаты, научил нас работать с индустриальными партнёрами, искать новые источники финансирования для проведения модернизации».

К 2034 году планируется создать современную лабораторную базу, которая начнёт свою работу в научно-образовательном центре «Магнитная долина»; проект центра на данный момент находится в стадии активной разработки. Также был рассмотрен вопрос проживания иногородних и иностранных студентов: в кампусе образовательного комплекса планируется построить общежитие; исходя из наличия свободных мест в университетском общежитии в данный момент, закладных площадей должно хватить для размещения всех находящихся в общежитии студентов. В настоящее время для решения вопроса о привлечении преподавателей до 39 лет ведётся разработка программы поддержки и формирования политики человеческого капитала в нашем университете. Первая ступень данной программы носит название «Школа молодого преподавателя». Одним из факторов, который поможет реализовать планы по развитию университета, является его участие в программе «Приоритет-2030». Благодаря включению вуза в данную программу приходится обращать особое внимание на показатели объёмов НИОКР, доходы университета от его деятельности, а также долю затрат на научные исследования и разработки, число работников из ППС в возрасте до 39 лет.

Целевая модель, представленная в докладе, опирается на реализацию двух стратегических проектов: университет как центр устойчивого развития территории и центр опережающих технологий горно-металлургического комплекса. Главными метриками для достижения этих целей являются показатели по научной составляющей за счёт внебюджетных средств, создание консорциума с крупными промышленными предприятиями и научно образовательными предприятиями, а также разработка новых платных программ ДПО.

Ректор выразил опасения, связанные с достижением установленных планами на 2024 год показателей НИОКР, прежде всего вызванные сложившейся экономической ситуацией. В связи с этим он поставил задачу до конца года завершить процедуру заключения договоров НИР.

Говоря о бюджетных зачислениях как источника финансирования университета, ректор отметил важность сохранения баланса в выделении числа бюджетных мест, так как их количество влияет на показатель качества аттестатов абитуриентов. Дабы повысить привлекательность университета и привлечь абитуриентов для поступления в университет на платной основе, необходимо разработать качественные и востребованные образовательные программы. В связи с планируемым сокращением КЦП ректор также отметил необходимость основания выделения числа целевых и бюджетных мест институтами.

Обсудив доклад Татьяны Леонидовны, ученый совет принял решение: Принять стратегию развития МГТУ им. Г.И. Носова до 2034 года путем: 1. Увеличения контингента обучающихся ВО до 14000 человек 1.1. Увеличения доли обучающихся по договорам о платном обучении; 1.2. Увеличения доли иностранных абитуриентов, в том числе обучающихся по договорам о платном обучении; 1.3. Работы с магнитогорской агломерацией: разработать стратегию. 2. Увеличения списочной численности НПР до 650 человек, с долей НПР в возрасте до 39 лет до 36,1%: 2.1. Формирования политики человеческого капитала; 2.2. Разработки комплексной программы привлечения и закрепления НПР в возрасте до 39 лет; 2.3. Разработки программы стимулирования работы НПР. 3. Развития инфраструктуры:  3.1. Строительства и запуска НОЦ «Магнитная долина»; 3.2. Реконструкции жилищного фонда для обучающихся. 4. Достижения финансовой устойчивости университета за счет увеличения доли доходов от внебюджетной деятельности: 4.1. Увеличения числа программ ДПО; 4.2. Увеличения доли обучающихся по договорам о платном обучении.

Далее ректор выступил с вопросом о создании постоянной регламентной комиссии учёного совета. Планируется, что деятельность комиссии будет иметь 2 основных цели: во-первых, проведение предварительного анализа вопросов и проработка их с самим докладчиком; во-вторых, выполнение контроля за выполнением решений, принятых на заседаниях учёного совета. Также был озвучен состав предлагаемой к созданию регламентной комиссии: Колокольцев В. М., Звада О. В. и Малахов О. С. Ученый совет единогласно утвердил создание и состав постоянной регламентной комиссии ученого совета университета.

Второй вопрос, вынесенный на обсуждение учёным советом - переименование кафедры строительства зданий на кафедру промышленного и гражданского строительства. Заведующий кафедрой проектирования и строительства зданий М. Ю. Наркевич обосновал необходимость переименования, во-первых, тем, что за декаду своего существования кафедра расширила площадь собственных интересов: она реализует образовательные программы по всем уровням высшего образования. Также промышленное и гражданское строительство является основным реализуемым профилем кафедры и наиболее востребованным среди абитуриентов по направлению 08.00.00 Строительство в РФ. Ученый совет единогласно утвердил переименование кафедры с 09.01.2025 г.

Начальник УМУ Малахов О. С.  в докладе о корректировке нагрузки педагогических работников на 2024-2025 учебный год представил отчёты по распределению учебной нагрузки по уровню ВО на 2024-2025 учебный год. Было выявлено снижение нагрузки НПР в текущем учебном году в сравнении с предыдущим с 564343 часов до 556818,3 часов, что составляет 1,3%. Это объясняется снижением контингента обучающихся. Скорректированная нагрузка увеличивается по сравнению с предварительной на 46308,5 часов.

Перейдя к отчёту по уровню СПО, докладчик продемонстрировал уменьшение нагрузки НПР по сравнению с 2023-2024 учебным годом с 221419 до 213719 часов, что составило 3%. Скорректированная учебная нагрузка составит на 9% больше от предварительной – 194942 против 213719 часов, объясняется наличием 14 групп, обучающихся на платной основе.

Также докладчиком была представлена структура финансирования мест по программам СПО. 94,1% средств поступает из федерального бюджета или из начислений физическими лицами, а 4,9% средств обеспечивает региональный бюджет. Ученый совет единогласно утвердил учебную нагрузку на 2024-2025 учебный год.