Студенты кафедры ДиСО принимают активное участие в исследованиях в области дошкольного и специального (дефектологического) образования и презентуют свои работы научному сообществу.

Ежегодно наши студенты:


1
2
3

Преподаватели кафедры активно занимаются научной работой, ежегодно участвуют в международных, всероссийских, региональных конференциях, семинарах, конкурсах РНФ на соискание гранта, публикуют результаты своих научных исследований в монографиях, учебных, учебно-методических пособиях, статьях.

Кафедра является организатором ежегодного Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ "Наука в современном образовательном пространстве".

Ежегодно на базе кафедры организуются научные конференции и семинары.

Так, Международная научно-практическая конференция «Мир детства и образование» ежегодно объединяет российских и зарубежных исследователей и практиков, среди которых представители как Дальнего (Бразилия) так и Ближнего Зарубежья (Республика Беларусь),  различных городов России. Материалы конференции раскрывают содержательное и технологическое обеспечение образовательного процесса в дошкольных учреждениях, в инклюзивных и специальных образовательных учреждениях; вопросы сопровождения процесса реализации ФГОС; подготовки специалистов дошкольного и специального образования и обеспечения профессионального роста педагогов; совершенствования подходов к управлению кадрами в условиях апробации профессионального стандарта педагога и др. 

1
2
3

Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве» традиционно проводится под эгидой Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) совместно с  вузами России (Московским педагогическим государственным университетом, Российским  государственным педагогическим  университетом им. А.И. Герцена,   Тульским государственным педагогическим университетом им. Л.Н. Толстого) и зарубежья (Мозырским государственным педагогическим университетом имени И.П. Шамякина). Свои исследования на конференции представляют  доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, аспиранты, магистранты и студенты старших курсов, педагоги-практики.

4
5
6

Ежегодно в рамках фестиваля науки «Universum» организуются лектории и стендовая часть в виде выставки научно-педагогических достижений и наработок кафедры, ярмарки педагогических идей «И научно, и не скучно»

На кафедре периодически проводятся научные семинары, где обсуждаются актуальные педагогические и дефектологические проблемы, магистранты проходят предзащиты своих диссертаций, осуществляется разработка проектов для грантов.

Преподаватели кафедры объединены согласно своим научным интересам в следующие научные направления.

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ"

Рабочая группа:

  • канд. пед. наук Санникова Л.Н.,
  • канд. пед. наук, доцент Левшина Н.И.,
  • канд. пед. наук, доцент Юревич С.Н.

Основные публикации:

  1. Волкова, Л. С. Развитие родительского потенциала семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Л. С. Волкова, Е. Н. Волкова, Л. Н. Санникова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – 47 с. – ISBN 978-5-9967-3237-1
  2. К проблеме воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду / Н. И. Левшина, Л. Н. Санникова, С. Н. Юревич, О. Г. Летягина // Дошкольное воспитание. – 2025. – № 1. – С. 8-11.
  3. Stepanova N. A., Sannikova L. N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V. A. Parental Evaluation of Pre school Education Quality: is it a Problem or an Opportunity?(Оценка качества дошкольного образования родителями: проблема или возможность) Parental evaluation of preschool education quality: is it a problem or an opportunity? Man in India. 2017.Т.97 № 5.С.171-185. https://elibrary.ru/item.asp?id=29836203
  4. Левшина Н., Санникова Л., Юревич С.Консультационные центры как средство сопровождения дошкольного семейного образования// Дошкольное воспитание. 2018. № 6. С .4-11. https://elibrary.ru/item.asp?id=36528615
  5. Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н., Степанова  Н.А. Модульные программы. Методическая помощь родителям дошкольников, получающих семейное образование// Дошкольное воспитание. 2019. № 5-7. С.12-17; №6 https://dovosp.ru/magazine_preschool_education/zhurnal-doshkolnoe-vospitanie-05-2019
  6. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-10051-8. https://biblio-online.ru/book/vzaimodeystvie-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizacii-i-semi-429165
  7. Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н. Педагогическое взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении // Научная мысль: традиции и инновации. Москва-Берлин, 2023. С. 57-60.
  8. Санникова Л.Н., Юревич С.Н., Левшина Н.И. Отечественные традиции духовно - нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2023. № 1. С. 8-11
  9. Юревич С.Н., Санникова Л.Н., Левшина Н.И. Как научить ребенка взаимодействовать со сверстниками?: учебное пособие. Магнитогорск, 2023. 58с.

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Рабочая группа:

  • канд. пед. наук, доцент Мицан Е.Л.,
  • канд. пед. наук, доцент Кувшинова И.А.,
  • канд. пед. наук, доцент Сунагатуллина И.И.,
  • канд. филос. наук, доцент Чернобровкин В.А.,
  • канд. пед. наук, доцент Овсянникова Е.А.,
  • канд. пед. наук, доцент Тугулева Г.В.

Основные публикации:

  1. Кувшинова, И. А. Сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях специального и инклюзивного дошкольного образования / И. А. Кувшинова, М. В. Жампеисова, Е. В. Шкирмантова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – 121 с. – ISBN 978-5-9967-3248-7.
  2. Кувшинова И. А., Сунагатуллина И. И., Мицан Е. Л., Долгушина Н. А. Диагностика готовности будущих учителей к здоровьесбережению школьников в инклюзивном образовательном пространстве // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 392-406. doi: 10.32744/ pse.2019.1.29
  3. Кувшинова И.А., Мицан Е.Л., Разумова Е.М., Шулева Е.И. Современные технологии инклюзивного образования в высшей школе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 138-148.
  4. Комплексная коррекционно-реабилитационная работа с детьми в условиях инклюзивной образовательной среды / И. А. Кувшинова, Е. А. Овсянникова, В. А. Чернобровкин [и др.]. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. – 141 с. – ISBN 978-5-9967-1931-0.
  5. Глобальное чтение как метод успешной коррекции сенсорно-моторной алалии / В. А. Чернобровкин, И. А. Кувшинова, Д. А. Новожилова, Е. Л. Мицан // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 2. – С. 80-86. – DOI 10.17513/snt.39937.
  6. Кувшинова, И. А. Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / И. А. Кувшинова, Д. А. Новожилова, В. А. Чернобровкин // Научно-педагогическое обозрение. – 2022. – № 2(42). – С. 179- 187. – DOI 10.23951/2307-6127-2022-2-179-187.
  7. Чернобровкин В.А. Образовательная робототехника в коррекционно-педагогической работе с детьми с РАС // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. тезисы докладов 81-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск, 2023. С. 152.
  8. Сунагатуллина И.И., Пушкарева А.А., Мицан Е.Л., Чернобровкин В.А. Характеристика цифровых образовательных технологий и их применение при развитии речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра // Современное педагогическое образование. 2023. № 9. С. 144-149.
  9. Kuvshinova I.A., Novozhilova D.A., Chernobrovkin V.A. Neurogymnastics as a way of developing interhemispheric interaction in preschool children with autism spectrum disorders // Education & Pedagogy Journal. 2023. № 1 (5). С. 47-60.

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ "ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА"

Рабочая группа:

  • канд. пед. наук, доцент Кувшинова И.А.,
  • канд. пед. наук, доцент Мицан Е.Л.,
  • канд. мед. наук, доцент Долгушина Н.А.

Основные публикации:

  1. К вопросу изучения рисков развития неканцерогенных эффектов от загрязнителей атмосферного воздуха и питьевой воды у населения Челябинской области / Н. А. Долгушина, Г. В. Ильина, В. А. Чернобровкин [и др.] // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2025. – Т. 19, № 2. – С. 101-109. – DOI 10.24412/2075-4094-2025-2-2-7.
  2. Долгушина Н.А., Кувшинова И.А. Оценка загрязнения атмосферного воздуха промышленных городов челябинской области и неканцерогенных рисков здоровью населения / Экология человека. 2019. № 6. С. 17-22.
  3. Долгушина Н.А., Мицан Е.Л., Кувшинова И.А. Оценка показателей состояния здоровья дошкольников, проживающих в городе Магнитогорске // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 61. - Ч.4. - 334 с. / С. 89-93.
  4. Training of pedagogical university students to ensure security in the inclusive educational space / Kuvshinova I.A., Yakovleva L.A., Isayeva E.V., Mitsan E.L., Dolgushina N.A. // Man In India, 2017. Т. 97. P. 257-272.
  5. Долгушина Н.А., Кувшинова И.А. Оценка йодного дефицита у детей на территории Челябинской области и в городе Магнитогорске // Современные проблемы науки и образования. – 2017. № 4. С.39; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26628(дата обращения: 30.08.2017).
  6. Кувшинова И.А. Теоретико-методологические основы решения проблемы профессионально-педагогической подготовки студентов гуманитарных вузов к безопасной жизнедеятельности / Предметное образование: коллективная монография [Электронный ресурс] / под ред. проф. Л.А.Черновой. – Электрон. текст. дан. (1 файл 1,7 Мб). – М.: РусАльянс Сова, 2016.-99 с. / С.64-77.

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ "НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Рабочая группа:

  • канд. пед. наук, доцент Пустовойтова О.В.,
  • канд. пед. наук, доцент Шепилова Н.А.,
  • канд. пед. наук, доцент Яковлева Л.А.).

Основные публикации:

  1. Пустовойтова О.В. Освоение английского языка детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 18-23.
  2. Руслякова Е.Е., Пустовойтова О.В., Киселёва Ю.П., Яковлева Л.А. Теория и практика использования робототехники в образовательном процессе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 158-167.
  3. Шепилова Н.А. Основы духовно-нравственного воспитания формируются в детстве // Мир детства и образование. Сборник материалов ХII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 71-75.
  4. Babunova Y.S., Gradusovas L.V., Pustovoytova O.V., Shepilova N.A. Psychological and pedagogical support in positive socialization of preschoolaged children // Espacios. 2017. Т. 38. №55. С. 11.
  5. Яковлева Л.А., Савва Л.И., Чигинцева Е.Г. Развитие у детей социально-адаптивных умений в условиях детских оздоровительных центров // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 482.
  6. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Шепилова Н.А., Пустовойтова О.В., Яковлева Л.А. Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 199-218.

  7. ПРОЕКТ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Пустовойтова О.В., Шепилова Н.А. В сборнике: Научная мысль: традиции и инновации. Сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции. Магнитогорск, 2021. С. 124-129.
  8. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВСПЫЛЬЧИВОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Шепилова Н.А., Пустовойтова О.В., Яковлева Л.А. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2021. № 2. С. 24-40.
  9. Пустовойтова О.В., Шепилова Н.А., Борисова К.А. Интерактивные сказки как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет // Мир детства и образование. Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2023. С. 68-70.
  10. Пустовойтова О.В., Шепилова Н.А., Санникова Л.Н. Теоретические основы и технологии профессионального образования: электронное издание / Магнитогорск, 2023.

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ "РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОЛГОЛЕТИЯ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ" (руководитель научной школы В.И. Криворучко)

Рабочая группа:

  • канд. пед. наук, доцент Ильина Г.В.,
  • канд. пед. наук, доцент Мицан Е.Л.
  • канд. мед. наук, доцент Долгушина Н.А.

Основные публикации:

  1. Мицан, Е. Л. Детская йога как средство коррекции гиперактивности детей с задержкой психического развития / Е. Л. Мицан, Ю. И. Исмагилова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2024. – 51 с. – ISBN 978-5-9967-3112-1.
  2. Мицан, Е. Л. Лечебная физкультура при нарушении осанки, сколиозе и плоскостопии / Е. Л. Мицан. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – 58 с. – ISBN 978-5-9967-2956-2..
  3. Реализация задач по физическому развитию детей раннего возраста в ДОО с учетом эффективных практик / Г. В. Ильина, Ж. В. Горбунова, Ю. А. Полякова, И. В. Позелова // Детский сад от А до Я. – 2024. – № 4(130). – С. 4-14.
  4. Долгушина, Н. А. Изучение взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в высшем учебном заведении / Н. А. Долгушина, Г. В. Ильина, Е. А. Овсянникова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2024. – Т. 12, № 6.
  5. Роль физической активности у детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении и семье / А. А. Кудренок, Г. В. Ильина // Детский сад - начальная школа: опыт, преемственность, перспективы : Сборник научных трудов, Мозырь, 19 декабря 2022 года. – Мозырь: Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина», 2022. – С. 253-258.

В рамках данных научных направлений преподавателями кафедры при активном вовлечении студентов и практиков города проводятся научные исследования.