2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. 27 июня 2022 г. президент России Владимир Владимирович Путин подписал соответствующий указ: «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога».

Согласно толковому словарю В. Даля педагог – это человек, посвятивший себя воспитанию и обучению детей, молодежи. Наставник, согласно толковому словарю Ожегова – учитель и воспитатель, руководитель.

Особенное отношение к учителям существовало на протяжении веков: в древнем Риме учителя имели ряд привилегий: им выплачивался гонорар, в Средневековье учителя воспринимали как человека, способного направить ученика на путь добродетели. Живший в XIII веке учёный-монах Винсент де Бове писал, что хороший учитель должен иметь «талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие, опыт преподавания». В Древней Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением. «Почитай учителя как родителя», гласит русская пословица. В царской России и первые годы советской власти образ учителя воспринимался как образ наставника, пример для подражания.

Сегодня роль педагога, наставника неоспорима.

Именно поэтому преподаватели предметной комиссии гуманитарных и социально-экономический дисциплин Многопрофильного колледжа МГТУ им Г.И Носова Ю.А. Риве и И.А. Якунина организовали региональный конкурс чтецов и поэтического творчества, посвященный Году педагога и наставника. В конкурсе принимали участие студенты 1 и 2 курсов профессиональных образовательных организаций Челябинской области.

Цель конкурса – приобщение обучающихся к высокохудожественной отечественной литературе; повышение духовной культуры; формирование уважительного отношения к деятельности учителя, педагога, преподавателя, куратора, наставника; выявление талантливых обучающихся.

Задачи конкурса:

  • повышение интереса к изучению поэтического наследия классической и современной отечественной литературы, пропаганде поэтического художественного слова;
  • развитие и популяризация речевого жанра;
  • создание условий для повышения исполнительского мастерства, написания стихов собственного сочинения о преподавателях,
  • выявление творчески способных обучающихся в жанре художественного слова;
  • создание условий для творческого общения исполнителей речевого жанра.

Конкурс проводился по двум номинациям: художественное исполнение литературного произведения (или отрывка) поэтов XX и XIX вв. о педагогах, наставниках – 46 заявок; чтение литературного произведения собственного сочинения о педагогах, наставниках – 10 заявок.

В течение октября было отсмотрено более 60 видеороликов. В финал конкурса вышли 56 участников из 33 средних специальных учебных заведений Челябинской области.

Оценивало работы жюри в составе: Андронова А.В., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Магнитогорского педагогического колледжа; Маклаков А.С., учитель Академического лицея; Точилкина С.В., педагог-психолог Многопрофильного колледжа МГТУ им. Г.И. Носова.

Перед жюри стояла очень трудная задача: все конкурсные работы были хорошего уровня, участники творчески подошли к выполнению условий конкурса (ролики сняты в библиотеке, в осеннем лесу, в аудитории, на фоне сельской церкви и в парке, многие работы имеют музыкальное сопровождение). В связи с одинаковым количеством баллов, жюри и оргкомитет конкурса приняли решение, что призеров  и победителей будет несколько. Поэтому призовые места распределились следующим образом:

Победители в номинации «Художественное исполнение литературного произведения (или отрывка) поэтов XX и XIX вв. о педагогах, наставниках»:

  • 1 место – Тихонов Денис, ГБПОУ "ВАТТ-ККК" (Фершампенуазский филиал);
  • 2 место – Павлова Анастасия, ГБПОУ "Южно-Уральский многопрофильный колледж"; Башарова Алина, ГБПОУ "Магнитогорский педагогический колледж"; Андреев Данил, ГБПОУ "Южно-Уральский многопрофильный колледж»; Чермных Дарья, ФГБОУ ВО «МГТУ им Г.И. Носова» Многопрофильный колледж;
  • 3 место – Кульдавлетова Азалия, ФГБОУ ВО «МГТУ им Г.И. Носова» Многопрофильный колледж; Галин Александр, ГБПОУ " Троицкий педагогический колледж"; Бугаева Анастасия, ГБПОУ  «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»; Севостьянова Виктория, ГБПОУ "Челябинский педагогический колледж №2"; Варакин Сергей, ФГБОУ ВО «МГТУ им Г.И. Носова» Многопрофильный колледж; Хафизова Есения, ГБПОУ Челябинский педагогический колледж №1.

Победители в номинации «Чтение литературного произведения собственного сочинения»

  • 1 место – Тайчабарова Сати, ГБПОУ Челябинский педагогический колледж №1; Галин Александр, ГБПОУ " Троицкий педагогический колледж";
  • 2 место – Ефимов Андрей, ФГБОУ ВО "МГТУ им Г.И. Носова" Многопрофильный колледж; Сорокин Илья, ГБПОУ "Миасский геологоразведочный колледж".
  • 3 место – Калашникова Светлана, ГБПОУ "Южно-Уральский государственный технический колледж"; Бобкова Екатерина, ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова" Многопрофильный колледж.

С роликами победителей можно познакомиться в сообществе МпК в «ВКонтакте» по ссылке https://vk.com/@vestimpk-competitionofreaders2022

Преподаватель МпК Ю.А. Риве