Зав. кафедрой автоматизированного электропривода и мехатроники А.А. Николаев 22–28 мая 2016 г. в рамках европейского гранта «Erasmus+ Staff Mobility for Teaching and Training from Partner Countries» прочитал лекции студентам в технологическом институте университета Жана Моне г. Сент-Этьен (Франция). В нашем вузе программа Европейского союза «Erasmus+» для преподавателей запущена впервые.
– Программа гранта предусматривает недельные поездки в европейские университеты с целью чтения лекций или прохождения стажировок в исследовательских лабораториях, – рассказывает Александр Аркадьевич. – Основной целью моей командировки являлось чтение лекций студентам кафедры электротехники и промышленной информатики (Génie Électrique & Informatique Industrielle), входящей в состав технологического института (Institut Universitaire de Technologie – IUT) университета Жана Моне. Также я знакомился с лабораториями кафедры и участвовал в переговорах о начале программы обмена студентами-электриками между нашими вузами.
– Как давно вы сотрудничаете с кафедрой электротехники и промышленной информатики?
– Наш вуз уже не первый год сотрудничает с университетом Жана Моне. У нас давно возникла идея о расширении перечня специальностей, по которым студенты обучались бы по программе обмена между нашими вузами. В прошлом году к нам приезжал профессор кафедры электротехники и промышленной информатики Жан-Жак Руссо, он познакомился с лабораторной базой кафедр ИЭиАС. В ходе его визита были разработаны предварительные учебные планы подготовки французских студентов-электриков на базе кафедр автоматизированного электропривода и мехатроники и электроснабжения промышленных предприятий. Сейчас в этих переговорах настал финальный этап.
По приезду в институт IUT я познакомился c начальником международного отдела Лораном Виерме, а потом с коллективом кафедры электротехники. После чего мы обсудили вопросы, связанные с новым договором между нашими вузами по обмену студентами, который бы предусматривал более широкий круг специальностей, включенных в программу академической мобильности. Среди них был вопрос о введении гибкой системы по срокам обучения, в соответствии с которой наши и французские студенты могут несколько раз участвовать в программе мобильности с дальнейшим получением двух дипломов – российского и французского.
– А что Вы делали по программе гранта?
– В соответствии с программой гранта я прочитал студентам несколько лекций на английском языке. Первой была поточная обзорная лекция для студентов-электриков первого курса, в которой я рассказал о нашем университете и институте энергетики и автоматизированных систем в частности, о возможности организации экскурсий на ММК, где студенты могут посмотреть уникальное оборудование высокой и сверхвысокой мощности. Для них это очень важно и интересно, потому что в Сент-Этьене рядом с вузом металлургических предприятий нет. На лекции, кроме студентов, были представители кафедры и международного отдела. В ходе дискуссии обсудили вопрос о более полной интеграции студентов в России – совместное проживание в комнатах с нашими студентами, посещение лекционных и лабораторных занятий на русском языке, а не как сейчас, когда они проходят учебу изолированно. По мнению французских коллег, это позволит ребятам не только лучше изучить русский язык, традиции и культуру России, но и добавит весомость в их резюме после окончания вуза. Четыре студента-первокурсника заинтересовались поездкой в Россию.
Остальные лекции были для отдельных групп, в них я рассказывал об основах электротехники дуговых сталеплавильных печей. Тематика лекций была согласована с руководством кафедры электротехники заранее. Для французских студентов эта тема была интересной, т.к. у них появилась возможность получить информацию о самых мощных электроприемниках, используемых на промышленных предприятиях.
Также необходимо отметить, что по инициативе руководства кафедры я дополнительно участвовал в четырех лабораторных и практических занятиях, где выступал в качестве второго преподавателя. В ходе этих занятий я познакомился с лабораториями мехатронных систем, преобразовательной техники и электроники, электрических машин, а также лабораторией электромагнитной совместимости, оснащенной уникальным измерительным и испытательным оборудованием. Это позволило получить представление о зарубежных методиках проведения занятий со студентами.
– Отличается ли система обучения во Франции от российской?
– Французская система высшего образования является достаточно комплексной. Помимо традиционной трехуровневой системы – бакалавр, магистр, доктор (PhD), существуют различные системы высшего инженерного образования. Переход с одной системы на другую является затруднительным. По этой причине абитуриент на стадии поступления в вуз должен сделать непростой выбор, т.к. в некоторых случаях при попытке перевода с одной системы на другую студенту приходится начинать обучение с самого начала. Следует отметить, что во Франции инженерное образование очень ценится и считается элитным. В инженерные вузы поступают самые лучшие абитуриенты. Если говорить про учебные планы обычных бакалавров-электриков, то большое количество часов выделяется на лабораторные работы, и впоследствии выпускники приходят на производство подготовленными к работе на современном оборудовании.
Кроме того, на кафедрах существует четкое разделение ППС на преподавателей (академические работники, которые после получения ученой степени PhD занимаются только преподавательской деятельностью) и исследователей (сотрудники, которые занимаются научно-исследовательской работой, с них снимается обязанность вести преподавательскую деятельность, но есть ограниченное число ученых, которые ведут лекции и практические занятия). Требования к этим категориям отличаются очень существенно. Для второй категории требуется написать минимум 1-2 научные статьи в профильных журналах и принять один раз в год участие в международной конференции, а для первой – таких обязательных требований нет.
– Что стало итогом поездки?
– Достигнута договоренность об обмене студентами электротехнических специальностей между нашими вузами, получен опыт участия в программах академической мобильности преподавателей и налажены контакты с преподавателями профильной кафедры.
Ирина Портнова