В мессенджеры: Нет

С 19 по 20 октября в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова на базе института гуманитарного образования прошла VIII Международная молодежная научно-практическая конференция «Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха», организованная кафедрой языкознания и литературоведения, лабораторией филологических интернет-стратегий НИИ ИАФ совместно с кафедрой русского общего и славянского языкознания Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины.

В очно-заочной работе конференции приняли активное участие более 50 бакалавров, магистрантов, аспирантов и молодых исследователей, представляющих такие направления, как филология, лингвистика, педагогическое образование (специальность русский язык и литература) и т.д.

Конференция собрала участников из двух государств – Республики Беларусь (активными участниками конференции стали магистранты и аспиранты филологического факультета ГГУ им. Ф. Скорины, выполняющие научные работы по кафедре русского, общего и славянского языкознания) и Российской Федерации. Свои научные исследования представляли студенты 13 отечественных университетов из таких городов, как Москва, Магнитогорск, Челябинск, Брянск, Воронеж, Екатеринбург, Калуга, Кемерово, Липецк, Нижний Новгород, Орел, Уфа.

С приветственным словом обратилась к участникам директор института гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова, доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания и литературоведения Татьяна Абрамзон:

«Культура живет в традиции. Мы в восьмой раз собираемся, чтобы обменяться нашими идеями, чувствами и концепциями видения культуры мира людей. Наука – это коллективное дело. Да, безусловно, ответственность лежит на всех ученых, которые в своих кабинетах проводят исследования, но если мы не будем делиться своими размышлениями по тому или иному вопросу, то мы не откроем для себя что-то новое».

19 октября на пленарном заседании, который показал высокий уровень представленных научных докладов, слушатели приобщились к широкому кругу проблем филологической науки: трансформация образа Василиска, персонажа бестиария; особенности перевода на русский язык китайского поэта Ду Фу; концепция личности в творчестве Егора Летова; становление эпохального героя в литературе XVIII века; зарождение героя времени в творчестве Лермонтова; категоризация представлений о посессивно детерминированном доме в текстах Л.Н. Толстого; лексические особенности идиостиля известного филолога Максима Кронгауза.

«Мы живем в непростое время, но литература – это, наверное, тот мир, который позволяет нам сориентироваться, где и кто мы. Он позволяет нам окунуться назад, посмотреть вперед и на нас самих. Соответственно, такая проекция делает нас людьми вне времени, над временем, а также людьми, которые с любым временем могут найти контакт», - добавила модератор пленарного заседания, заведующий кафедрой языкознания и литературоведения, доктор филологических наук, профессор Светлана Рудакова.

20 октября работа конференции проходила по направлениям четырех секций. На заседании секции «ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ, СЮЖЕТЫ, АРХЕТИПЫ, КОНЦЕПТЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (модератор В.В. Цуркан, к. фил. н., доц.) прозвучали содержательные доклады, в которых затрагивались проблемы, связанные с изучением ряда историко-культурных пластов русской и мировой литературы. Выступления продемонстрировали широту интересов студентов-филологов: от анализа отдельных сюжетов и образов русской и мировой литературы (доклады В. Байкиной, А. Весельевой, М. Дусалаковой, А. Юдиной) до осмысления своеобразия концептосфер и мировоззренческих доминант творчества писателей (доклады  А. Канбековой, Н. Орлицкой, Е. Александровой). Представленные доклады вызвали живой интерес у студентов-первокурсников, активно включившихся в дискуссию. 

В работе секции «ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ» (модератор М.Л. Скворцова, к. фил. н., доц.) приняли участие студенты-филологи,  будущие учителя словесности и гости – д. филол. наук А.П.Власкин, аспирант 2 курса, Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Л.О. Мысовских и магистрант филологии, 2 курса, Уральского федерального университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина С.А. Красноперова.

Наибольший интерес участников вызвали доклады, посвященные анализу гендерных отношений в литературе (доклады К. Барсегян и А. Тряпициной), экзистенциальной парадигмы художественного сознания (Л.О. Мысовских), особенностей поэтики детектива (А. Кондратьева), а также проблемам литературной коммуникации (А. Терентьев), символики словесного портрета (К. Попова). Аудитория с интересом отнеслась к новому взгляду на представленные  концепции исследования текстов, признанных вершинами литературного творчества. После каждого доклада возникала продуктивная дискуссия: докладчики развернуто и подробно отвечали на вопросы слушателей, отмечали дальнейшие пути развития своих идей и возможности их применения в самостоятельных исследованиях.

Самое яркое выступление на секции «КОМПАРАТИВИСТИКА, ЖАНРОВЕДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА» (модератор К.Н. Савельев, д. фил. н., проф.) было у магистрантки филологии 2 курса из Уральского федерального университета С. Красноперовой, которая обратилась в своем докладе к традиции библейского профетизма в стихотворении «Пророк» А.С. Пушкина. Особое внимание в подходе к пушкинскому стихотворению уделено догматическому пониманию его библейского претекста, была предпринята попытка установить диалог между светской словесностью и церковным текстом духовно-религиозной традиции.  В обсуждении этого доклада активное участие принял профессор кафедры языкознания и литературоведения А.П. Власкин.

Приятное впечатление оставил доклад студентов В. Безбородовой и А. Кондратьевой, в котором они рассматривали различные примеры немецких идиом в рекламных слоганах. На примере идиом, взятых из немецкоязычного сегмента, студенты пришли к выводу, что фразеологизмы являются не только украшением речи, но и содержат в себе существенные элементы культуры и традиций, помогают формировать объективное отношение к историческому прошлому и явлениям современной жизни страны.

Выступление С. Абраамян было посвящено дневникам русской художницы Марии Башкирцевой. Студентка акцентировала внимание на мироощущении самого автора этого дневника, для которого была характерна склонность к постоянной рефлексии – специфической черте творческой личности. В дневнике отразилась духовная, мировоззренческая, эстетическая эволюция героини. Одна из важных его составляющих, по мнению Сюзанны, является образ зеркала, который помогает раскрыть суть женской натуры.

Работа секции «ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (модератор Т.Б. Зайцева, д. фил. н., проф.) показала перспективы междисциплинарных возможностей филологии: молодые исследователи проявили интерес к таким творческим сферам, созвучным и пересекающимся с художественной литературой, как книжная иллюстрация, кино, сериалы, комиксы, интернет-мемы, фанфики. Слушатели приняли активное участие в обсуждении докладов, особо отметили мастерство презентации докладчиков-четверокурсников. Много восхищенных слов прозвучало в адрес К. Мирсаяповой, чье выступление поразило глубокой погруженностью в материал. Участники конференции узнали для себя много нового и неожиданного, например, М. Майстренко рассказала, что такое филактер и какова его роль в комиксах. Е. Шумеляк погрузила слушателей в историю и открыла тайны сериала «Тюдоры»; особенности кинообраза Одиссея показала А. Мухаметжанова. А. Абдрахимова привлекла внимание студентов к мистической стороне творчества И.С. Тургенева и визуальному потенциалу повести «Клара Милич».

Лучшими выступлениями на этой конференции признаны доклады следующих участников:

Аксёнчикова-Бирюкова А.А., Лошманова А.С., Сираждинова Л.Р., Предеина С.А, Кадигроб О.А., Завтрикова П.С., Казначеева М.А., Весельева А.О., Барсегян К.А., Тряпицина А.С., Красноперова С.А., Мысовских Л.О., Мирсаяпова К.А. (дипломы I степени), Орлицкая Н.Л.,  Кондратьева А.А., Абраамян С.Г., Майстренко М.В. (дипломы II степени), Александрова Е.С., Попова К.В., Безбородова В.А., Кондратьева А.А., Абдрахимова А.Н., Мухаметжанова А.Е., Шумеляк Е.Г. (дипломы III степени).

liter-1
liter-10
liter-11
liter-12
liter-13
liter-14
liter-15
liter-16
liter-2
liter-3
liter-4
liter-5
liter-6
liter-7
liter-8
liter-9