В мессенджеры: Нет

Программные продукты в виде тренажеров в среде виртуальной реальности для отработки действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций разработаны сотрудниками МГТУ им Г.И. Носова, дочерней организацией ООО «РНД МГТУ» и АО «Магнитогорский Гипромез». В проекте ключевую роль играли основные исполнители работы: студенты бакалавриата и магистратуры, ученики Проектной школы МГТУ (всего более 20 человек) под руководством сотрудников университета и под контролем заказчика – ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат».

VR-тренажеры разработаны для четырёх объектов ПАО «ММК»: центральной электростанции (ЦЭС), электросталеплавильного цеха (ЭСПЦ), кислородно-конверторного цеха (ККЦ) и коксового цеха (КЦ). Трёхмерная виртуальная среда визуально полностью дублирует все помещения цехов, так как её построение было основано на лазерном сканировании реальных объектов с высокой степенью соответствия. Также воссоздавалось и звуковое сопровождение на основе записей, проводимых в условиях производства.

«Уникальность наших тренажеров в том, что они основаны на отсканированном трёхмерном пространстве реальных объектов. В помещениях цеха на штатив ставится лазерный сканер, который, вращаясь, сканирует окружающие объекты. Так формируется облако точек – своего рода трехмерная фотография. Точность построения такой модели до долей миллиметра. На основе этих данных мы создаём 3D-объекты для тренажеров, получая максимально схожую с реальностью трехмерную копию цеха, в том числе оборудования. Кроме того, проводилась большая работа для формирования звукового сопровождения с эффектом присутствия. Для этого велись записи на действующем производстве. Стоит отметить, что в процессе создания тренажеров проводилась плотная работа с работниками цеха, которые разъясняли, корректировали и направляли нашу команду проекта. Благодаря их рекомендациям полученные тренажеры максимально соответствуют реальности и могут быть эффективно использованы заказчиком», - рассказывает Сергей Левандовский, директор проектного офиса (НИС-РНД) МГТУ им. Г.И. Носова.

Тренажер состоит двух частей – обучения и экзамена. В режиме обучения процесс полностью сопровождается подсказками, а в режиме экзамена обучающийся уже предоставлен полностью сам себе с последующим подведением итогов и формированием статистики прохождения. Все события, происходящие в виртуальной среде, соответствуют планам мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, которые официально утверждены на производстве.

Перед погружением в тренажер в VR-среде возможно использовать специально разработанный режим для ознакомления с тем, как взаимодействовать с контроллерами и виртуальными объектами (чем-то напоминает управление в компьютерных играх).

«Например, возьмем тренажер, разработанный для ЦЭС. Согласно отрабатываемому сценарию на одной из локаций произошел разрыв газопровода доменного газа. Сотрудник полностью погружается в ситуацию, где от его первых решений зависит успешный исход ликвидации ЧС. Например, в режиме обучения при моделировании ситуации с разрывом газопровода на информационном табло появляются варианты действий: выключить электричество, эвакуироваться, начать тушение огнетушителем. В режиме обучения сотруднику выдаётся подсказка – выбрать огнетушитель, а в режиме экзамена выбор придется делать без какой-либо дополнительной информации», - поясняет Сергей Левандовский.

Тренажер (как программный продукт) разработан в двух реализациях – приложение на компьютер, где сотрудник будет управлять действиями с помощью мышки и клавиатуры и приложение, где манипуляции проводятся в виртуальной реальности с помощью VR-шлема и контроллеров.

«Мы специально продумали два варианта с учетом человеческого восприятия и особенностей организма. Не каждый способен выдержать длительную работу в VR-шлеме ввиду специфики погружения в непривычную для человека среду. Поэтому существует версия в классическом исполнении для работы с помощью монитора, мыши и клавиатуры», - говорит Сергей Анатольевич. 

«С нами работали и наши выпускники – сотрудники (со стороны исполнителя) АО «Магнитогорский Гипромез» и ООО «ММК-Информсервис», ПАО «ММК» (со стороны заказчика). В процессе реализации проекта трудились разработчики, дизайнеры, механики, конструкторы, сценаристы. Некоторые задачи решали и ученики Проектной школы МГТУ, напрямую участвуя в реальном проекте. Все участники этой работы приобрели отличный опыт в создании современного программного обеспечения и существенно повысили свою квалификацию каждый в своём направлении деятельности», - поделился Сергей Левандовский.

Три из четырёх тренажеров уже сданы в эксплуатацию, а четвертый будет готов в ближайшее время.

Обучение на разработанных VR-тренажерах проводится в школе безопасности, в которой уже функционируют несколько аналогичных тренажеров других разработчиков. Сочетание таких факторов как: схожесть виртуальной реальности с действующим производством, возможность подготовиться к экзамену в режиме VR (виртуальной реальности) и в классическом привычном режиме (мышь, клавиатура и монитор), выверенные действия и отлаженные сценарии позволят проводить высококачественную подготовку сотрудников заказчика к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.