В МГТУ им. Г.И. Носова в рамках III Областной научно-практической конференции «Твои глобальные перспективы» прошла защита индивидуальных проектов старшеклассников Проектной школы.
Услышать о научных открытиях школьников и посмотреть на них приехали заместитель министра образования и науки Челябинской области Виталий Литке и начальник отдела науки и высшего образования Министерства образования и науки Челябинской области Елена Девятова.
Виталий Владимирович поприветствовал школьников и пожелал им удачи в защите проектов:
«Я в Магнитогорске уже не в первый раз, но в стенах университета и в вашей школе – впервые. Вы проводите большую работу, здесь выстроена уникальная комбинация взаимодействия всех уровней образования между собой – связь общего, высшего и дополнительного образования в одних стенах. Уверен, что впереди у вас большое будущее. Ставьте перед собой самые амбициозные цели и смело реализуйте свои проекты. У вас все получится! Искренне желаю всем успехов».
«Все значимые мероприятия в нашей школе мы начинаем с гимна МГТУ – это очень важно для нас и уже стало традицией. Прошу всех встать. Звучит гимн МГТУ им. Г.И. Носова», - обратилась ко всем присутствующим директор Проектной школы Юлия Лактионова.
После чего Юлия Сергеевна рассказала гостям о том, что такое Проектная школа МГТУ:
«Наша школа существует с 2020 года, заняв своё место в структуре вуза, мы не только реализуем программу среднего общего образования, но и занимаемся научно-техническим просвещением обучающихся через привлечение их к изучению наукоемких технологий и проектную деятельность. Являясь подразделением вуза, мы имеем доступ ко всем лабораториям университета. С нашими учениками работают магистры, аспиранты, доценты и профессора – все мы дружным коллективом работаем над тем, чтобы наука стала интересной, понятной и доступной для наших детей. Наши ребята имеют возможность трудоустроиться в лаборатории вуза, у некоторых из них уже есть трудовые книжки, в которых есть запись «лаборант-исследователь»».
Проекты школьников поразили и удивили гостей конференции. Ведь здесь и ортезы для животных моделируют, и мышей в стратосферу запускают. Так, команда ученика 11 класса Максима Плюснина запустила лабораторную мышь в стратосферу.
«Мне всегда был интересен космос, математика. Я познакомился со своим проектным руководителем, который возглавляет реактивную лабораторию, и он предложил мне заняться таким интересным проектом. Я руководил данным проектом: обеспечивал сбор команды, выдавал им задание, составлял карты контрольных проверок, чтобы исключить внештатные и аварийные ситуации. Нашими первыми стратонавтами были тараканы, но они хладнокровные, мы решили провести эксперимент с теплокровным существом. Каждый занимался своими обязанностями. Один человек готовил стратонавта, кормил его, следил за его здоровьем, отслеживал малейшие изменения в его физическом состоянии. Второй – занимался разработкой бортового электронно-вычислительного комплекса, который собирал данные: температуру, давление, влажность и передавал их по радиоканалу. Третий – занимался разработкой корпуса зонда и так далее», – поделился Максим.
«Команда реактивной лаборатории уже 5 лет работает в этом направлении и постепенно шаг за шагом мы усложняли задачи. В этом году перешли к биологическим экспериментам с теплокровными животными. Здесь пришлось решить большое количество задач – это и создание системы жизнеобеспечения, до этого у нас летали тараканы, с мышью сложнее, ее нужно согревать, ей нужно больше кислорода и должна быть мягче система посадки. Мы были ограничены в радиоэлектронном оборудовании, поэтому пришлось заняться импортозамещением и придумывать что-то свое. Разработали свои удаленные системы связи, свои антенные поля. Команда отработала успешно. Этот эксперимент позволил собрать большой багаж знаний о том, как ведут себя живые существа в условиях, приближенных к космическим», – пояснил руководитель реактивной лаборатории, преподаватель Проектной школы Дмитрий Казаков.
Команда проекта «VOIR LE LIVRE – увидеть книгу» обеспокоена тем, что в современном мире замечено снижение читающих литературу, особенно у школьников. Этот проект старшеклассники создали для того, чтобы вернуть интерес к чтению и, тем самым, увеличить грамотность и начитанность подростков.
«Это сборник мероприятий по разным произведениям классической литературы. Во время мероприятия мы показывали обучающимся небольшие постановки из книги, которые могут их заинтересовать, они бывают смешными или интригующими, в зависимости от возраста аудитории. На мастер-классах мы создавали коллажи, каждый делает его для себя и вносит то, что впечатлило именно его в прочитанном произведении. Также проводили дискуссии, которые развивают у учеников нестандартное мышление. Пробные занятия мы проводили с 10 классом нашей Проектной школы», – говорит участница проекта «VOIR LE LIVRE – увидеть книгу» Елизавета Лукомская.
Команда не просто придумала проект, но и посчитала финансовые затраты на его реализацию. У всех пяти человек – участников проекта – были свои задачи и сектор ответственности.
«Я отвечала за творческий аспект. Я монтировала буктрейлер, добавляла эффекты, подписывала персонажей, меняла звук, добавляла аудиодорожку, чтобы зрителям было интересно смотреть, чтобы видео было интересным и захватывающим. Еще я проводила мастер-класс по созданию коллажа, подбирала декор, чтобы можно было разнообразить каждую работу», – поясняет участница проекта «VOIR LE LIVRE – увидеть книгу» Вероника Исмагилова.
Не менее интересным и полезным оказался и проект «Разработка прототипа протеза для восстановления подвижности передней лапы собаки» или, как его уже между собой называют школьники, «Протез для Арчи».
Юные ученые создали бюджетный вариант протеза для собаки. Помогали в эксперименте и курировали проект доценты кафедры ПиЭММО института металлургии, машиностроения и материалообработки МГТУ им. Г.И. Носова Алексей Анцупов и Елена Рыскина.
История щенка Арчи, которого нашли на территории одного из предприятий города, потрясла многих зоозащитников, не обошла она стороной и воспитанников Проектной школы. У собаки была повреждена лапа, после осмотра ветеринарами было принято решение об ампутации. Получив консультацию ветеринаров и одобрение хозяйки собаки, обучающиеся и их наставники решили создать для Арчи бюджетный вариант ортеза.
«Мы разработали наиболее подходящую модель протеза, напечатали его эластичным пластиком, подобрали крепления и передали хозяйке. Сейчас Арчи его носит и у него все хорошо. На данный момент культя собаки растет, удлиняется, мы продолжаем наблюдения, а когда щенок подрастет, то мы напечатаем ему новый протез. Наш протез – это бюджетный вариант, он доступнее, чем аналоги. Съемные протезы вообще мало кто делает, а протезы, которые вживляются хирургическим путем – имеют много рисков», – рассказала участница проекта Вероника Субботина.
Вероника отмечает, что ребята столкнулись с немалыми трудностями при реализации проекта, начиная от снятия мерок, так как щенок постоянно двигался, с лазерным сканированием, школьникам пришлось сделать слепок лапы, чтобы удалось сделать сканирование и заканчивая подбором материала для модели.
Экспертиза чертежей правильной клети для производства маячкового профиля с целью поддержания работоспособности стана, 3D-моделирование топливного насоса для создания AR-приложения с целью обучения студентов в ЛИН-лаборатории МГТУ, разработка конструкторской документации на детали челнока для упаковывания рулонов для ЛПЦ-11 ПАО «ММК», разработка модели и конструкторской документации кинетической скульптуры, исследование совмещенного процесса асимметричной и симметричной прокатки полосы из алюминиевого сплава марки Д16, разработка веб-приложения для настольной игры «Хранители истории», разработка проекта подвального помещения здания Проектной школы, разработка тренажера «Паспортизация листопрокатного стана» – это далеко не полный перечень тех проектов, над которыми работали обучающиеся Проектной школы МГТУ им. Г.И. Носова в этом году.
После завершения защиты проектов Виталий Литке поблагодарил школьников и их наставников за интересное мероприятие и пожелал ребятам достигнуть своих целей и обязательно продолжать развивать научный потенциал дальше, ведь у ребят для этого есть все возможности.
Кроме того, гостям продемонстрировали как реализуется в Магнитогорске федеральный проект «Профессионалитет». Виталий Владимирович и Елена Васильевна посетили Многопрофильный колледж МГТУ им. Г.И. Носова, где познакомились с уникальными современными высокотехнологичными производственными цехами и лабораториями, оборудованием, которые соответствуют передовым промышленным технологиям, что позволяет сформировать профессиональные навыки, отрабатывать все необходимые компетенции целого ряда металлургических профессий в штатных и внештатных ситуациях.