Уходящий год для Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова запомнится различными событиями в сфере научно-инновационной деятельности, образования, культурно-творческой, спортивной и внеучебной жизни. Об итогах года, успехах и планах на будущее "Интерфаксу" рассказал исполняющий обязанности ректора университета Дмитрий Терентьев.
- Дмитрий Вячеславович, студенты университета активно участвуют в реализации городских и областных проектов. Расскажите, подробнее об этом.
- Действительно, наши студенты проводят ряд мероприятий с учеными университета, специалистами ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК) в части разработки цифровых двойников, например, таких, как цифровые двойники стана сортовой прокатки, сейчас идет работа над созданием двойника стана листовой горячей прокатки. Также в этом году студенты Института строительства архитектуры и искусства совместно с преподавателями разработали и реализовали более 15 проектных решений для университета и города. Например, для вуза были созданы дизайн-концепции нескольких именных аудиторий, а также фасадов и интерьерного пространства мастерских федерального проекта "Профессионалитет". Была создана дизайн-концепция общественного пространства молодежного центра "Пирамида".
Хочу выделить и некоторые городские проекты, к примеру, разработана дизайн-концепция бассейна "Горный ручеек", в столовой школы - интерната "Семья" сделали художественную роспись. Также студенты и преподаватели разработали дизайн - концепции и проектные решения для жилищно-инвестиционного фонда "Ключ", "Магнитогорского металлургического комбината", ООО "Трест Магнитострой" и других предприятий города. На 2023 год в разработке уже находится несколько интересных проектов.
- Задействованы ли в этой работе учащиеся Проектной школы?
- Да, учащиеся Проектной школы также активны в этом направлении. Например, ребята принимают участие в создании и разработке 3D-туров для городских и областных учреждений, в этом году они закончили проект для Естественно-научного музея Ильменского государственного заповедника в Миассе. Теперь можно виртуально посетить музей и рассмотреть экспонаты.
И это всего лишь пара из десятков примеров, где университет усиливает и дополняет наш город и регион необходимыми компетенциями и встраивается в стратегию по развитию Магнитогорска и Челябинской области. Это важная работа, которая в будущем будет только продолжаться и расширяться.
- Как в текущем году развивалась научно-исследовательская деятельность университета?
- В 2022 году активно продолжалась реализация целого ряда научно-технологических проектов, востребованных нашими ключевыми заказчиками. Реализован комплекс фундаментальных и прикладных НИОКР, направленных на повышение эффективности электросталеплавильного производства. Благодаря этому усовершенствованные системы автоматического управления электрическими и технологическими режимами ДСП и УКП внедрены в промышленную эксплуатацию на базе действующих электросталеплавильных агрегатов "ММК", ПАО "Северсталь" и АО "Уральская сталь".
В содружестве с НПО "Андроидная техника" в университете начала функционировать научно-исследовательская лаборатория перспективных электроприводов робототехнических и индустриальных комплексов "AEDrives". Она создана с целью импортозамещения в области модернизации электродвигателей и создания высокоточных скоростных электроприводов специального и двойного назначения.
- Какие наиболее перспективные проекты хотелось бы отметить?
- С 2021 года университет в соответствии с постановлением правительства РФ N218 выполняет крупнейший комплексный проект по созданию высокотехнологичного производства "Исследование многофункциональных импортозамещающих материалов нового поколения для экстремальных условий эксплуатации, в том числе устойчивых к атмосферной коррозии". Завершить его планируется в 2023 году.
По заказу "ММК" наши учёные разработали программные продукты в виде тренажеров в среде виртуальной реальности, на которых сотрудники предприятия отрабатывают действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на конкретном производственном объекте.
Перспективным направлением также является разработка цифровых двойников технологических процессов. Так, уже завершенный проект по созданию цифрового двойника реконструированных линий ускоренного охлаждения стана 170 ОАО "ММК-Метиз" показал эффективность использования такой технологии для оценки перспективы и определения дальнейшей стратегии освоения.
Успешно завершается в этом году проект по потоковому анализу буровых растворов для "Газпромнефти". Тиражирование результатов ожидается в будущем году в рамках нового проекта.
- В этом году в университете открылась Высшая инженерная школа. Для чего создан это проект, кто в ней обучается?
- Мы запустили два проекта - пилотные образовательные программы, которые отличаются индивидуальными образовательными траекториями, ребята могут выбирать в процессе обучения. Это линия академического превосходства, когда студенты могут получить параллельно вторую квалификацию. Например, металлург, обучаясь по основному направлению, параллельно может выбрать направление "экономика" и получить на выходе диплом о переподготовке.
Если человеку неинтересно идти по ветке дополнительной квалификации, он может набрать дисциплины, модули из разных линий, например, часть дисциплин изучить из экономики часть - из IT, часть из технологического профиля - расширить свои знания, гибкие навыки, соответственно, это дает ему преимущество на рынке труда, так как он ориентирован в разных отраслях.
Кроме того, у нас есть блок уникальных дисциплин, которые вообще никаким образом не связаны с профессиональной деятельностью, например, тот же металлург может изучать каллиграфию, искусство фотографии, хореографию и так далее. Этот пул на сегодняшний момент насчитывает порядка 60 таких дисциплин, выбрать их, студенты смогут уже после первого семестра обучения.
- Для любого специалиста важна базовая грамотность, которая позволит ему развиваться не только в профессии, но и обеспечит личностный рост...
- Поэтому у всех наших образовательных проектов есть общее ядро. Базовые знания для всех восьми групп, которые мы набрали - и для металлургов, и для энергетиков, экономистов, строителей и для педагогов. Главная задача ядра - научить студентов "мыслить", научить их базовым грамотностям, которые необходимы в жизни. Здесь большая часть обучения уделена философии, истории, но не в привычном понимании - зазубривание дат и заучивание биографии философов, а именно через эти дисциплины ребята учатся размышлять, делать выводы, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
К базовым грамотностям мы относим также цифровую, экономическую, правовую и экологическую. Большое внимание уделяем и коммуникациям.
- Созданную в университете Инженерную школу можно считать продолжением пилотных программ проектной деятельности?
- Безусловно, ее задача - в большей степени сделать упор на проектную деятельность, хотя в пилотных программах ей тоже уделено немало внимания, и ребята уже с первого семестра занимаются реальными проектами. Но именно в инженерной школе студенты занимаются высокотехнологичными, инновационными проектами совместно с нашими бизнес-партнерами. В качестве основных таких партнеров выступают НПО "БелМаг", ООО "РНД МГТУ", НПО "Андроидная техника" и "КОНСОМ ГРУПП". Еще один наш проект - социогуманитарный, его предложили наши преподаватели и совместно с городскими предприятиями активно его развивают.
В инженерную школу был проведен отбор студентов на конкурсной основе. Студенты прислали 70 заявок. При выборе ребят, мы учитывали не только интеллектуальные способности, но и проводили психологические тесты, тренинги. По итогам всех конкурсных испытаний на сегодняшний момент отобрали 15 человек.
- В 2022 году университет стал одним из первых в Челябинской области по реализации федерального проекта "Профессионалитет". Как вы оцениваете реализацию, все ли получилось?
- Образовательно-производственный кластер в рамках проекта "Профессионалитет" мы открыли 1 сентября. Напомню, что он нацелен на подготовку специалистов среднего профессионального образования для нужд конкретного предприятия. Индустриальными партнерами нашего вуза выступили три крупных дочерних предприятия "ММК": ООО "Объединенная сервисная компания", ООО "Механоремонтный комплекс" и ОАО "ММК-МЕТИЗ". Также недавно к нам присоединилось крупное машиностроительное предприятие - ООО "Магнитогорский завод точной металлообработки".
Основная задача - подготовить ребят максимально адаптированных к культуре, технологии и оборудованию конкретного предприятия. Все практики в процессе обучения проходят на закрепленных рабочих местах того или иного предприятия, а по окончании обучения выпускники сразу трудоустраиваются.
Мы выполнили капитальный современный дизайнерский ремонт учебных помещений, лабораторий, мастерских. Они оснащены современным оборудованием. Мы обучаем ребят в реальных условиях производства - станки с ЧПУ для обработки металлов, виртуальные тренажеры и симуляторы, станы листовой и сортовой прокатки, волочильный стан, которые выполнены в масштабах учебного заведения.
- Вы также активно развивается предуниверсарий, он существует не один год. Можно ли уже оценить его работу? Насколько он помогает подготовиться к поступлению в МГТУ?
- Предуниверсарий размещается в отдельном четырехэтажном здании, он адресован детям школьного возраста. У нас сформирован полный цикл программ для детей от 6 до 17 лет. Во-первых, это центр цифрового образования "IT-куб", где ребята занимаются IТ-технологиями, осваивают программы по тематическому направлению "Программирование на языке Python", учатся цифровому кодированию, проектированию, написанию программ, созданию веб-сайтов.
Следующая ступень - детский технопарк "Кванториум". Здесь занимаются ребята 12 - 17-ти лет по четырем направлениям - квантам.
В-третьих, в систему предуниверсария входит также Проектная школа, где учатся школьники по программе 10-11-го классов, но с упором на углубленное изучение информатики, физики, математики. При этом большое внимание уделяется проектной деятельности, причем она связана с наукой и привлечением магистрантов, ученых нашего университета. Ребята пользуются всеми лабораториями вуза и привлекаются к реализации реальных проектов.
- Многие выпускники Проектной школы поступили в этом году в ваш университет?
- В этом году наша Проектная школа показала отличный результат. Из 24 выпускников ровно половина поступили в наш университет. Другая половина поступила в ведущие вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Казани. Один из важных моментов, что в ходе обучения на базе предуниверситета школьники получают возможность определиться с выбором будущей профессии, еще до поступления попробовать себя в профессии и решить, насколько она им подходит. В этом нам помогают бизнес-партнеры, которые на безвозмездной основе обеспечивают наших ребят реальными современными проектами, школьники регулярно посещают предприятия с экскурсиями. Также помогают с финансированием.
- Какие значимые инфраструктурные проекты этого года хотелось бы отметить?
- Этот год стал знаковым для инфраструктуры университета - проведена реконструкция девятиэтажного общежития N6, оно стало комфортным, современным и доступным. Другие общежития также вошли в программу капитального ремонта. В настоящий момент мы строим спортивно-оздоровительный комплекс, в составе которого будет бассейн, тренажерный зал, беговые дорожки, теннисные корты. Этот комплекс построен будет для студентов и для горожан.
Мы заканчиваем реконструкцию большого коворкинг-центра для студентов "Пирамида" - это двухэтажное здание с современным пространством. Надеемся, что это место станет точкой притяжения для активной студенческой молодежи. В декабре открыли культурно-творческое пространство "Академ", в стенах приемной комиссии, оно создано для активных школьников Магнитогорска и близлежащих населенных пунктов.
- В университете были открыты именные аудитории. Отличаются ли они от обычных аудиторий? И как в дальнейшем будет продолжен этот проект?
- Мы начали создавать именные аудитории в университете в этом году. Летом открыли самую первую аудиторию имени Геннадия Гуна, открытие было приурочено ко дню рождения Геннадия Семеновича. Она была оборудована и отремонтирована при непосредственном участии НПО "БелМаг" и Игоря Гуна - сына нашего легендарного учёного-металлурга. Аудитория предназначена для проведения практических, лекционных работ, мастер-классов, встреч. Вся ее атмосфера напоминает об истории вуза, открытиях и изобретениях Геннадия Семеновича, о его жизни и его наследии.
Кроме того, именные аудитории открылись в рамках федерального проекта "Профессионалитет". Все лаборатории названы в честь известных ученых нашего региона и нашей страны. Мы решили, что открытие таких аудиторий будет традиционным, сейчас работаем над новой именной аудиторией имени Абдрашита Мусеевича Бигеева, нашего профессора, известного советского и российского ученого. Еще одну аудиторию имени профессора Константина Николаевича Вдовина планируем открыть в скором времени. На этом останавливаться не будем. Эти аудитории - наша дань истории, память о тех выдающихся ученых, которые всю свою жизнь посвятили университету и развитию науки и образования. Кроме того, надеемся, что в следующем году к созданию таких аудиторий присоединятся и наши партнеры.
- Дмитрий Вячеславович, традиционный декабрьский вопрос. Какие планы у университета на 2023 год?
- На следующий год мы ставим перед собой множество амбициозных целей, одной из таких является участие в программе стратегического академического лидерства "Приоритет - 2030". Мы уже получили поддержку от губернатора Челябинской области Алексея Леонидовича Текслера, он сообщил об этом, когда посещал наш вуз и выразил готовность поучаствовать в защите этого проекта. В данный момент мы занимаемся разработкой своей программы.
Кроме того, 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника, поэтому в преддверии Нового года хочется обратиться к нашим преподавателям, ученым, педагогам и наставникам, и пожелать новых открытий, достижений и побед, а также здоровья, мира и добра!