В малом актовом зале 27 апреля прошел web-семинар на тему «Система образования и опыт внедрения двухуровневой системы подготовки студентов в Германии». Лекцию читал Э.И. Патрик, д.т.н., проф., председатель правления Международной академии управления и технологии Intamt (г. Дюссельдорф, Германия). Он коротко ознакомил собравшихся с основной деятельностью своей организации, рассказал о направлениях развития экономики Германии, более подробно остановился на особенностях системы образования, начиная с начальной школы.
Проектно-ориентированное обучение начинается еще в школе, а затем продолжается в вузе. В начале учебного года учащиеся по каждому предмету получают групповое задание, в конце семестра они публично защищают свой проект. Изучение иностранных языков начинается еще в 1 классе школы, при этом английский язык является обязательным для всех. К концу обучения выпускник должен знать два иностранных языка, Основным принципом обучения в вузах является совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Студенты начинают заниматься НИР на втором курсе, причем реальными проблемами, над которыми работает их руководитель. Две трети всех научных результатов в Германии получают в университетах.
После подписания Болонского соглашения в Германии столкнулись с теми же проблемами, что и в России. Они пытались программу пятилетнего обучения «воткнуть» в 3-4 года, но поняли, что студенты не в состоянии освоить такой объем. Пытались упростить, сократив до объема 3-4 лет, а предприятия не хотели принимать таких «специалистов» на работу. Поэтому пришлось сформировать концептуально новые бакалаврские и магистерские программы.
В заключение Э.И. Патрик предложил преподавателям приезжать на обмен опытом в Германию.
Ирина Портнова
«Денница» от 6 мая 2011 г.