dennica_header

Весь выпуск в одном файле!

Знак благодарной памяти

Знак благодарной памяти-3
Знак благодарной памяти-3

Юбилей нашего университета был отмечен многими знаменательными событиями, одно из которых произошло 17 июня. В этот день состоялось торжественное открытие мемориальных досок выдающимся руководителям вуза, его знаменитым ученым: Н.И. Иванову, В.М. Рябкову, А.М. Бигееву и И.А. Селиванову.

Открылся тожественный митинг у дома № 34 по проспекту Ленина, где в свое время жили доктора технических наук, профессора, заслуженные деятели науки и техники РФ Николай Иванович и Абдрашит Мусеевич. Сюда пришли представители руководства вуза, города, депутатского корпуса, коллективы кафедр теплотехнических и энергетических систем и металлургии черных металлов, которые в свое время возглавляли Н.И. Иванов и А.М. Бигеев, дети и родственники этих выдающихся ученых, студенты, преподаватели, сотрудники МГТУ. Много теплых проникновенных слов было сказано в адрес этих легендарных личностей. Ректор В.М. Колокольцев и заместитель начальника управления производством ММК А.Б. Великих подчеркнули их огромный вклад как ученых в развитие металлургического комбината и всей металлургической отрасли. Николай Иванович участвовал в разработках по освоению комбинатом двухванных печей, что привело металлургов к рекордным достижениям по производству стали. Велика роль Абдрашита Мусеевича в реконструкции мартеновских цехов. И докторская диссертация, и учебник по металлургии Абрашида Мусеевича просто уникальны, по его учебнику обучались почти все российские студенты-металлурги. Лекторское мастерство А.М. Бигеева просто поражало, студенты до последних дней его преподавательской деятельности с удовольствием ходили на его занятия – настолько ясно и понятно он все объяснял.

Николай Иванович Иванов, ректор МГТУ в 1968-1976 годах, был настолько грандиозной личностью, что трудно перечислить все великие дела, которые связаны с его именем. В сухопутном городе Магнитогорске организовать парусную регату, совершить многочисленные походы по разным маршрутам – это мог только он!

– Это поистине многогранные ученые, выдающиеся личности, – сказал о знаменитых земляках зам. главы города В.В. Чуприн, – они по праву вписали в летопись нашего города, развития науки и образования свои золотые яркие страницы. Пусть их добрые традиции живут и продолжаются в городе и вузе, а благодарная память о них сохранится в наших сердцах и душах.

Спикер городского Собрания депутатов А.О. Морозов признался:

– Когда Н.И. Иванов заканчивал МИСиС и А.М. Бигеев – МГМИ, я еще не родился, поэтому во время моей учебы в МГТУ они казались мне великими фигурами.

На митинге присутствовал и директор ООО «Премьер» по архитектурному литью из Златоуста, выполнившего мемориальные доски, Владимир Николаевич Маслов:

– Спасибо за доверие. Я очень рад, что на географической карте города появилось еще одно памятное, значимое место.

Тожественное право открытия мемориальных досок получили дети – А.Н. Иванов и М.Н. Егорова, В.А. Бигеев.

Следующий митинг прошел у дома № 39, где открывалась мемориальная доска доктору технических наук, профессору, заслуженному деятелю науки РФ, много лет проработавшему первым проректором университета Игорю Андреевичу Селиванову. С большой теплотой говорили участники митинга об этом великом методисте, ученом, создавшем научную школу металлургического электропривода и проложившем путь в науку для последующих поколений электроприводчиков, благодаря чему в вузе появилось семь докторов наук и более 50 кандидатов по этому научному направлению. И ректор В.М. Колокольцев, и зам. главы города В.В. Чуприн, и спикер городского Собрания депутатов А.О. Морозов помнят И.А. Селиванова как очень интеллигентного, доброго человека, который всегда любил людей. Многим, включая ректора В.М. Колокольцева, Игорь Андреевич помог в становлении и как ученого, и как управленца.

– Игорь Андреевич создал кафедру электроники и микроэлектроники буквально на ровном месте, – отметил директор института энергетики и автоматизированных систем С.И. Лукьянов. – Он открыл диссертационный совет по энергетике, а это очень большое дело! Таких людей мы должны помнить всегда.

Почетное право открытия мемориальной доски было предоставлено дочерям И.А. Селиванова Ольге и Юлии и внуку Дмитрию.

Завершился этот праздник благодарной памяти митингом у дома №1 по улице Калинина в честь открытия мемориальной доски доктору технических наук, профессору, заслуженному деятелю науки РФ, ректору МГМИ (МГТУ) в 1976-1989 годах Виталию Макаровичу Рябкову. В свое время он стал самым молодым доктором, затем самым молодым ректором технического вуза, именно при нем МГМИ был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Позже он стал первым секретарем горкома партии, избирался народным депутатом СССР первого созыва, работал заместителем генерального директора Государственного научного цента РФ по технологии машиностроения.

– Это уникальное явление нашего университета, – сказал ректор В.М. Колокольцев, – он не только управленец, но и крупный и уважаемый политический деятель, все этапы жизненного пути которого сопровождались неизменными успехами. Работая в Москве, он не терял связи с родным вузом и очень много помогал и городу, и университету. Такие люди должны жить среди нас вечно, потому что их вклад неоценим.

Его мысль поддержали все участники митинга. Присутствовавшие на нем брат В.М. Рябкова Василий Макарович и дочь Наталья Витальевна перед тем, как открыть мемориальную доску, поблагодарили всех за память и уважение к их родному человеку.

Посмотреть все фотографии

Анна Картавцева

Лидеры бизнес-проектов

Лидеры проектов
Лидеры проектов

Выберет ли выпускник МГТУ путь предпринимательства или нет, основы предпринимательского мышления, активная жизненная позиция, несомненно, пригодятся ему в любом случае − считает директор студенческого бизнес-инкубатора МГТУ М.Г. Поликарпова. Если даже выпускник института экономики и управления МГТУ не будет занят организацией своего собственного бизнеса, в любом случае он другими глазами будет смотреть на свою работу, обязанности и решения руководства, совершенно по-другому чувствовать меру ответственности и работать в условиях все возрастающих рисков и неопределенности.

Где же учат основам предпринимательства в МГТУ? Практическим навыкам создания и ведения своего бизнеса студенты МГТУ учатся как на кафедрах, так и во время проведения конкурсов бизнес-проектов «Лучший предпринимательский проект», которые стали в нашем университете уже традиционными. В конце 2012 года на базе вуза был создан студенческий бизнес-инкубатор, который выявляет перспективные бизнес-команды с тем, чтобы всемерно помогать им в период их стартового развития. А конкурсы на лучший бизнес-проект позволяют выявить лучших, тех, чьи начинания перспективны и нуждаются в поддержке, развивают предпринимательскую жилку и активность у студентов и аспирантов.

30 мая в стенах нашего вуза состоялся финал ежегодного конкурса «Лучший предпринимательский проект студентов и аспирантов ФГБОУ ВПО «МГТУ»». Конкурс проходил в два этапа. На первом отборочном этапе оценивалась проработанность бизнес-планов и проходила презентация бизнес-идеи. На втором происходила защита бизнес-планов: студенты с использованием мультимедийных средств публично представляли их компетентному жюри. Его состав вызывал уважение, судите сами – начальник отдела координации малого предпринимательства и торговли администрации города К.С. Хуртин, председатель ассоциации молодых предпринимателей Магнитогорска Д.С. Загузов, директор ООО «ПРОМЭКОГРУПП» Н.Е. Беркутов, начальник управления стратегического планирования МГТУ к.т.н., доцент Э.Ю. Мещеряков, замдиректора института экономики и управления МГТУ, к.э.н., доцент Т.А. Иванова.

В результате в финале приняли участие 12 бизнес-проектов, разработанные как студентами вуза, так и студентами многопрофильного колледжа – победителями конкурса предпринимательских проектов, который ранее проходил в МпК.

Победителем стал проект студента А. Романова, (ГТ-09-2), «Перевод автобусного парка МП «Маггортранс» на альтернативные виды топлива» (рук. Н.А. Осинцев). Второе место заняла разработка студенток гр. ФГНБ-11 А.В. Семеновой и А.С. Степанюк «Магнитогорский завод по переработке свинцово-кислотных аккумуляторов» (рук. Т.П. Рахлис). Третье место – бизнес-проект студентки гр. ПП-13-1 МпК С.В. Ананько «Мастерская по производству и современному дизайну украшений из бересты «Березка»» (рук. И.А. Балашова, Ю.М Котельникова). Кроме этого, четыре предпринимательских проекта были отмечены номинациями: «Лучший социальный проект» – «Многофункциональный бассейн с аквариумом «АФАЛИН»» (Е. Савчук, А. Смирнов); «Лучший предпринимательский проект в сфере услуг» – «Организация производства инновационного проекционного оборудования» (М. Самохин); «Бизнес и экология» – «Предприятие по сортировке и глубокой переработке ТБО» (З. Усманова, Б. Курмангалеев); «Лучший предпринимательский проект в сфере быта и сервиса» – «Строительство многофункционального спортивного комплекса «Айсберг»» (А. Логачева, М. Логачева).

Победители будут участвовать в смене «Предпринимательство» во Всероссийском молодежном форуме «Селигер -2014» и в форуме уральской молодежи «Утро-2014» (смена «Урал предприимчивый»).

Лидеры проектов
Лидеры проектов
Лидеры проектов
Лидеры проектов
Лидеры проектов
Лидеры проектов
Лидеры проектов
Лидеры проектов

Инесса Ким

Обмен опытом

Обмен опытом
Обмен опытом

В стенах нашего университета со 2 по 5 июня прошла международная научная ассамблея «Металлургия и машиностроение XXI века в науке и образовании», посвященная юбилею города и нашего университета. В ее работе приняли участие ведущие отечественные и зарубежные ученые.

В дни работы ассамблеи свой 75-летний юбилей отмечал ее активный участник, один из главных инициаторов и организаторов, легендарная личность нашего вуза – советник ректора Геннадий Семенович Гун. Очевидно, и это обстоятельство тоже внесло в атмосферу форума особую торжественность и душевность.

Программа четырех дней ассамблеи была достаточно насыщенной: встречи с руководством ВАК РФ, творческое общение с преподавателями специальных кафедр, с аспирантами, магистрантами и студентами МГТУ, с выпускниками школ города. Открылась ассамблея польско-российским семинаром, который проходил на базе технопарка МГТУ. С докладом и сообщениями перед нашими учеными, аспирантами и студентами выступили ведущие ученые Ченстоховского технологического университета (Польша). В работе семинара «Опыт и результаты физического моделирования процессов обработки металлов и сплавов с использованием комплекса «GLEEBLE»» участвовали также представители промышленных предприятий.

Открывая встречу, первый проректор М.В. Чукин отметил ее особую значимость в настоящий момент.

– Весь путь дальнейшего развития науки в области материаловедения, ОМД сейчас перестраивается таким образом, что в фундамент входит именно физическое моделирование свойств материалов, а только потом идет автоматическое моделирование процессов, разработка технологий и т.д. Этому-то фундаменту и посвящен наш семинар, – сказал Михаил Витальевич. – Польские ученые приглашены не случайно – они имеют богатый опыт работы в этом направлении, поскольку раньше других приобрели комплекс «GLEEBLE».

– Наш университет не первый год сотрудничает с Ченстоховским технологическим университетом. Это международное сотрудничество – одно из самых результативных из всех, что наш вуз имеет, – заметил проректор по международной деятельности А.Г. Корчунов. – Это подтверждается ежегодным обменом делегациями. Наш университет впервые вошел в число организаторов международной научно-технической конференции, которую проводит ЧТУ. Также это единственное сотрудничество, которое увенчалось опубликованием совместных монографий по симметричному деформированию, по вопросам обработки давлением металлов и сплавов и по литейному производству. Приглашенные нами польские аспиранты выиграли в конкурсе РФФИ на прохождение обучения под руководством наших ученых и несколько месяцев осуществляли его на базе нашего университета. Еще один результат – обмен публикациями в научных журналах обоих университетов. Также реализован обмен лекторами.

С лекцией об основных достижениях научной школы обработки металлов давлением Ченстоховского технологического университета выступил заведующий кафедрой ОМД и инженерной безопасности, д.т.н., профессор Хенрык Дыя. Несколько слов выступающий посвятил рассказу о самом университете, в котором действуют шесть факультетов – инженерной механики и компьютерных наук, технологии обработки материалов и прикладной физики, электротехники, инженерно-строительный, экологической инженерии и биотехнологии, менеджмента. Хенрык Дыя и прибывшие с ним коллеги Марчин Кнапински и Анна Кавалек трудятся на кафедре обработки металлов давлением и инженерной безопасности. Область и направления их научной деятельности аналогичны той, что выполняется учеными материаловедами и ОМД нашего университета. Особых успехов они достигли в моделировании и исследовании процессов получения изделий из труднодеформируемых сплавов металлов и сталей, применяемых в медицине и энергетике. Много делается в области наноматериалов и наносталей. Они получили крупный грант совместно с институтом черной металлургии и еще несколькими университетами на исследование процессов прокатки плоских прутков, кроме этого являются обладателями еще нескольких грантов, работами над одним из них руководит Анна Кавалек. Лектор сообщил, что их кафедра ведет сотрудничество с коллегами Бельгии, Германии, России, Украины, Казахстана, со многими промышленными предприятиями. Свои исследования они проводят в многочисленных лабораториях, которыми оснащен факультет. Ученый рассказал о тонкостях проведения тех или иных научных исследований на современном оборудовании, об особенностях работы по каждому научному направлению кафедры, достижениях и проблемах. Коллеги Анна Кавалек и Марчин Кнапински дополнили его лекцию лаконичными сообщениями. Польским коллегам удалось познакомиться с комплексом «GLEEBLE», установленным в технопарке МГТУ, о котором рассказал директор НИИ наносталей профессор М.П. Барышников. Присутствующие на семинаре студенты и аспиранты получили счастливую возможность познакомиться с европейским опытом работы ученых в близкой для них научной области.

Обмен опытом
Обмен опытом
Обмен опытом
Обмен опытом
Обмен опытом
Обмен опытом
Обмен опытом
Обмен опытом

Анна Картавцева

Образование – это интеллект нации

Образование – это интеллект нации
Образование – это интеллект нации

Вот и пересек наш университет очередную знаменательную веху – 80-летие со дня основания. Сколько значимых событий произошло за минувшие годы, сколько важных дел ждут впереди! И кому, как не первому лицу вуза, его ректору В.М. Колокольцеву, который сам в свое время был студентом МГМИ-МГТУ, вспомнить о славном прошлом и обозначить перспективы университета, что так уместно в юбилейном номере газеты.

– Валерий Михайлович, расскажите, пожалуйста, каким был наш вуз в Ваши студенческие годы? Кто тогда был ректором? Что Вам памятно из тех лет?

– Я поступил в вуз в 1972 году. Ректором тогда был Николай Иванович Иванов. В 1976 году его сменил Виталий Макарович Рябков, а через год я окончил институт. Так что студенчество мое прошло и при Н.И. Иванове, и при В.М. Рябкове. Конечно, в сравнении с настоящим это была другая эпоха. В то время мы строили социализм, идеология была иная, но, Вы знаете, нам жилось комфортно, и учиться было комфортно. Мы были уверены в завтрашнем дне, а самое главное, – в востребованности и в трудоустройстве. И если раньше была проблема в том, как бы остаться в городе, а не отправляться по распределению на конкретное место, то сейчас, наоборот, желали бы получить такое конкретное место, то есть возвращаемся к тем хорошим моментам, которые были в те времена.

Я не совсем приветствую перемены в высшем образовании с точки зрения организации учебного процесса. Я имею в виду самостоятельную работу студентов. Конечно, она важна, но все-таки, когда человек проводит в стенах университета больше времени, это дает более высокое качество образования.

Я понимаю, что есть санитарные нормы и правила, но, когда из всего объема часов на аудиторные занятия отводится менее 50%, то, учитывая менталитет нашего студента, трудно надеяться на его добросовестные самостоятельные занятия. В лучшем случае процентов 10-20 из общего числа действительно будут заниматься, но не больше. Я считаю, что такая реорганизация стала одной из причин снижения качества образования. И ведь никто не хочет признать это, когда вместо качественного обучения студента из аудиторий просто выгнали на улицу! А там, конечно, легче и приятнее, чем в аудитории трудиться. Между тем некоторые вещи необходимо насаждать, как в советское время ликбез для всего народа – волевым путем все стали грамотными. А мы сейчас манкируем, заигрываем… Но образование – это интеллект нации, ее развитие, состояние науки, экономики и так далее. Поэтому, когда предоставляем такую самостоятельность, то допускаем большую ошибку. Я знаком с западной, так называемой, самостоятельностью, на которую у нас кивают, и знаю, к чему она привела. Более 50% толковых инженеров – это все импорт. Если взять их передовые корпорации, то там более 50% трудятся не выпускники своих вузов, а собранные со всего мира. Из таких же 10-20% способных самостоятельно заниматься. В мое студенчество у нас была шестидневная учебная неделя, минимум по три пары в день, масса консультаций, других форм учебного процесса, позволяющих пообщаться с преподавателем. Вот где база знаний! Диалог всегда полезней, нежели самостоятельное обучение.

Кроме того, с высоты прожитых лет я оцениваю еще и социальную сторону обучения в мои годы. У нас была очень кипучая общественная жизнь, которую организовывали профорги, комсорги, культорги и старосты. В новые времена уход от идеологической составляющей лишил нашу молодежь должной общественной жизни. Мы в последние годы только возрождаем то, что было тогда – и СТЭМы, и КВНы, и другие формы. Вот именно такое активное, кипучее осталось в памяти мое студенчество

И еще я хочу заметить, насколько средняя школа тогда давала качественное образование, что мы, проработав в сентябре в колхозе (это было обязательным для первых-вторых курсов), включались с октября в учебу без всяких «охов» и «ахов», что, мол, не справимся. Справлялись! А сейчас для многих наших первокурсников мы проводим дополнительное обучение для устранения пробелов в знаниях по химии, графике, математике, информатике. Нонсенс! У нас раньше и речи об этом не было. Даже из сельских школ приезжали ребята, и они вполне справлялись с программой. Возникали проблемы – устраняли на консультациях. Ни о каких репетиторствах в массовых масштабах никто не помышлял. Нас отличала еще и сплоченность коллектива. Всегда в группе друг другу помогали, не списывать давали, а решали вместе. Наша литейная группа занимала первые места по успеваемости по всему институту, мы экономистов обыгрывали! Тогда была «военка», наш взвод, 25 гвардейский, побеждал, мы ездили в Питер. Сравнивая обучение тогда и теперь, я не скажу, что мы далеко ушли. Мы ушли в плане методик образования, с учетом современной техники много прибавилось. Это дает возможность насытить академический час большей информацией. Повысилась мобильность студентов. В наше время не было персональных компьютеров, широкого участия студентов в международной деятельности. Но зато на производственные практики нас отправляли по всему Советскому Союзу. Это огромный плюс! Мы где только не были, имели возможность сравнивать производство одного предприятия с другим. Лично я за время практик был и на ММК, и на заводах Ростова-на-Дону, Волгограда.

– Что можно сказать о становлении и развитии нашего университета, исходя из его ретроспективы?

– Если говорить о программах подготовки высококвалифицированного востребованного специалиста, надо ориентироваться на развитие экономики. А на что нам сейчас ориентироваться? В принципе, есть некий промышленный сегмент, допустим, в металлургии, несколько хороших предприятий, в том числе наш комбинат, которые берут часть наших выпускников. Есть и горный сегмент. Но такого мощного развития экономики, которое было в СССР, когда строились заводы, фабрики, сейчас нет. Открытие какой-то мизерной фабрики в Подмосковье по производству изделий из пластмасс вызывает целый фурор с привлечением всех видов СМИ. Вот мы чему радуемся. Ведь ничего внушительного не построено. Вот наш комбинат – это да! Как птица феникс, возрождение из пепла, которое потребовало и новые технологии, и приток кадров. Иные нас критикуют, мол, вы как еще один цех ММК. Да, мы согласны им быть – во-первых, это передовое предприятие, где наши ребята проходят практику. Во-вторых, это трудоустройство – часть наших выпускников идет туда. В-третьих, – это совместные научно-технические проекты и т.д. Поэтому учебные программы, которые мы, согласно новым государственным образовательным стандартам разрабатываем, в принципе создаются для подготовки именно высококвалифицированного бакалавра, инженера, магистра. Но, возможно, такого массового выпуска уже не требуется экономике. А если ввести профориентацию еще и со школьной скамьи, то каким образом за 15 лет вперед угадать, куда ориентировать ребенка, с точки зрения перспектив развития экономики? В вузах сейчас такая практика существует: государство выдает госзаказ на подготовку выпускников, так называемые контрольные цифры приема. И это количество бюджетных мест определяется в пропорции – 70% от региона, 30% федеральных. На местном уровне планируют потребности региона в специалистах того или иного направления, министерство то же самое формирует в пределах страны. Хорошо, что у нас Челябинская область промышленно развита, ей постоянно требуются выпускники по тем направлениям, которые у нас есть. А как быть областям, где ничего этого нет, а технический вуз есть? Так что нам в этом плане повезло.

Кроме того добавлю, что у нас и хорошие перспективы на будущее в связи с программой развития научно-технического и промышленного потенциала Челябинской области, представленной врио губернатора Б.А. Дубровским.

– Валерий Михайлович, скажите, пожалуйста, каким наш университет вошел в свое 80-летие, с какими достижениями, победами, свершениями?

– Несмотря на кардинальные реформы, жесткий прессинг, мы выстояли, и выстояли уверенно. Мы прошли уже два мониторинга, и вполне успешно, даже с учетом присоединения неэффективного вуза. Мы себя вполне уверенно чувствуем на рынке различных конкурсов федеральных целевых программ. Особенно по научно-техническим разработкам. Так, всего было три конкурса по 218 постановлению Правительства о создании высокотехнологичного производства предприятие-вуз, в двух из них мы выиграли. Первый – с «ММК-МЕТИЗ», второй – с Мотовилихинскими заводами в Перми. А это очень солидно, мало каким вузам это удается. Чаще такие победы – прерогатива федеральных, национально-исследовательских университетов. Кроме того, мы выиграли две студенческие программы. Это говорит о том, что наша студенческая и общественная жизнь на высоте. Причем, выполнив первую, мы по ней еще получили заказ от министерства на тиражирование наших предложений. Это вообще уникальное явление!

Также я не припомню во всей истории нашего вуза, а я ее знаю, поверьте мне, такого уровня финансовых вливаний в развитие материально-технической базы вуза, в частности, в оборудование, какое сделано у нас в последние годы. Полмиллиарда рублей! Это солидно даже для университетов с более высоким статусом. А ведь нам, в отличие от этих вузов, их никто не выделял, сами сумели заработать. Кстати, недавно мы провели сравнительный анализ деятельности нашего университета и ряда федеральных и национально-исследовательских по показателям всероссийского мониторинга – мы ненамного отстаем от них, цифры вполне сопоставимы. Так что вполне обоснованно можно утверждать, что за последнюю пятилетку после минувшего юбилея наш вуз заметно прибавил оборотов по всем направлениям, включая и социальное. Мы стали победителями многих конкурсов областного и российского уровней в этой сфере: и по лучшему общежитию, и по организации питания и отдыха, и по здоровому образу жизни. Это говорит, прежде всего, о преемственности добрых традиций, их сохранении и приумножении. Поэтому мне в голову не придет сказать, что это все Колокольцев сделал. Все ректоры, что были на этом посту, не случайные люди, каждый внес свою лепту в развитие вуза. И это естественно. Просто со временем меняются «правила игры», и успехи одного периода могут казаться более скромными в сравнении с другим. Помните время, когда финансирование вузов сократилось до «копеечного» уровня, что тогда можно было сделать? И потом, когда пошла грантовая поддержка на основе конкурсов, тогда и выявилась состоятельность университетов и институтов. Мы свою состоятельность доказали – сколько у нас на каждом ученом совете проводится вручений разных наград! Это ли не показатель состоятельности вуза!

– Валерий Михайлович, как Вы считаете, каждый вуз уникален по-своему?

– Конечно!

– В чем состоит уникальность нашего университета?

– В чем? Это живой организм с учащенным пульсом спортивного человека при нагрузке. Таков пульс самой Магнитки как знакового места России. Это главное. Кроме того, наш университет открыт для широкой обществености, мы охотно идем на прямой диалог со всеми, не скрывая никакие стороны нашей деятельности. Также наш университет – единственный вуз из необластного города, который входит в сотню ведущих вузов России.

– Какие планы стоят перед нашим коллективом в ближайшем будущем?

– Главная цель – создание на Ленинградской, 79 мини-Сколково. Это стратегическая цель. Вуз так и живет, ставя перед собой перспективные и ближайшие задачи. Для нас важнейшей ближайшей задачей является успешное прохождение аккредитации. В связи с тем, что к нам присоединили неэффективный вуз, мы должны в марте 2015 года уже единым коллективом пройти государственную проверку. Поэтому сейчас нам необходимо все силы бросить на подготовку к этому важному событию. Перспектива – это дальнейшее развитие как образования, так и науки, инфраструктуры вуза, в частности, создание на Ленинградской, 79 мини-Сколково, которое уже проработано эскизно. Если нам помогут с финансированием, за пятилетку мы это осуществим. Что нам это даст? Во-первых, более качественную подготовку профессиональных кадров, их востребованность, их адаптацию к успешной трудовой деятельности еще на стадии получения образования. Каким образом? В этом кампусе будут совмещены места проживания, учебы, научного творчества, практики, так как он включает в себя полную структуру настоящего университетского комплекса – сеть лабораторий, исследовательских институтов, малых инновационных предприятий, образовательных корпусов, досуговых учреждений, спортивной инфраструктуры, то есть, все взаимосвязано: образование, наука, практика, внеучебная деятельность. Все в едином месте с единой целью. Студент уже с первого курса будет иметь возможность выбрать тему своего исследования и на этой территории реализовать ее до готового промышленного образца. Наша идея разработана в полном соответствии с программой развития науки и образования России до 2020 года, основными приоритетными направлениями. Так, например, по направлению «Металлургия, машиностроение и материалообработка», – это укрупненная группа специальностей, – будут: НИИ наноматериалов, опытно-экспериментальная металлургическая лаборатория, образовательные программы по направлениям «металлургия», «материалообработка». Или институт энергосбережения и автоматизированных систем – это IT-технологии, энергосберегающие технологии. И все это подкреплено возможностью адаптации своих результатов в малых инновационных предприятиях, которые выдают готовую продукцию. Главное, что студент имеет возможность увидеть реализацию собственных замыслов, не выходя из стен вуза, в период своего обучения. Для меня реализация этой идеи – самое главное. Я это обговаривал на всех уровнях. Теперь же с участием самих студентов разработаны эскизные проекты, с которыми я и поеду в Москву доказывать и добиваться результатов. Цена вопроса примерно миллиард рублей. Реализация этого проекта позволит создать уникальный кампус, которого пока нет в России.

Образование – это интеллект нации
Образование – это интеллект нации
Образование – это интеллект нации
Образование – это интеллект нации
Образование – это интеллект нации
Образование – это интеллект нации

Анна Картавцева

Праздник силы

Праздник силы
Праздник силы

Дворец спорта МГТУ 7 июня был полон людей сильных, крепких и весьма дружелюбных. Фестиваль силовых видов спорта, посвященный восьмидесятилетию вуза, собрал под одной крышей именно таких. В шести видах спорта участники – всего около трехсот человек – показывали свою силу, выдержку и прекрасную подготовку. В фестивале участвовали спортсмены не только из Магнитогорска – были представители спортивных клубов Екатеринбурга, Челябинска, Омска, Сибая.

В открытом чемпионате Магнитогорска по жиму лежа своих учеников представили спортивные школы, клубы, секции. А в абсолютном первенстве по пауэрлифтингу среди всех весовых категорий два наших студента заняли второе и третье места – А. Дадакин (ИЭиАС) и Т. Таштимиров (ИГДиТ).

Гиревой спорт также принес нашей сборной россыпь наград – все три первых места уверенно выиграли И. Савченко (аспирант ИММиМ, 1-е место), З. Халиев (ИММиМ, 2-е место) и Б. Янгаров (бывший МаГУ, 3-е место).

В соревнованиях по армрестлингу победителем стал Роман Дубинин (бывший МаГУ).

А кроссфит (высокоинтенсивная тренировка различных групп мышц), столь популярный сегодня, выявил следующих победителей: И. Илишатов (Сибай), Р. Султанов (студент МГТУ), М. Кириков (Магнитогорск, 9 класс).

Спортклуб МГТУ «Стальные сердца», один из организаторов фестиваля совместно с фитнес-центрами «Палей-Реформа» и «Атмосфера», проделали отличную работу, собрав и новичков, и профессионалов в красивейших видах спорта.

Праздник силы состоялся, и надеемся, что поклонников этих видов спорта тоже прибавится.

Праздник силы
Праздник силы
Праздник силы
Праздник силы

Евгения Трофимова

Проблемам вопреки

Проблемам вопреки
Проблемам вопреки

В череде многих важных мероприятий научной ассамблеи «Металлургия и машиностроение 21-го века в науке и образовании» заметным событием стал круглый стол, на котором обсуждались опыт, состояние и перспективы высшего образования. О весомости этого мероприятия говорит уже состав участников: польские профессора Х. Дыя, А. Кавалек, М. Кнапински, российские ученые А.Г. Колесников (МГТУ им. Н.Э. Баумана), А.В. Зиновьев (НИУ-МИСиС), Г.В. Ашихмин (ОАО «Цвет-метобработка»), В.Г. Шеркунов (ЮУрГУ), М.Б. Гитман (ПНУ), В.С. Юсупов (ИМиМ им. Байкова, РАН), научный генералитет МГТУ.

Первый проректор-проректор по научной и инновационной работе М.В. Чукин рассказал коллегам о результатах деятельности МГТУ, определяемых по критериям Всероссийского мониторинга университетов России, которые рассматривались в сравнении с региональными и российскими показателями. Несмотря на то, что наш университет не является ни национальным исследовательским, ни федеральным, ряд показателей вполне сопоставим с университетами такого статуса. Правда, средний балл ЕГЭ у нас пока ниже установленных показателей. Сейчас, после присоединения к нам МаГУ, число преподавателей и сотрудников составляет около трех тысяч человек. Студентов стало более 26 тысяч. Обучение в вузе ведется по всем уровням и образовательным программам. Судя по результатам мониторинга, у вуза впереди широкие перспективы.

Опытом работы по развитию научного творчества на примере кафедры ОМД поделился ее заведующий В.М. Салганик. Она начинается здесь уже со студенческого уровня. Примерно с третьего курса студенты привлекаются к научной деятельности, каждому определяется научный руководитель. Они работают в творческих коллективах, пишут статьи, готовятся к поступлению в аспирантуру, куда приходят уже с солидным заделом, что помогает успешно подготовить диссертацию и защититься в срок. Для оптимизации процесса по защите докторских диссертаций по инициативе профессора Г.С. Гуна были созданы группы с определением для всех конкретных сроков защит. Им оказывалось всяческое содействие по работе и продвижению диссертации. Из всех участников проекта около 50% успешно защитили докторские диссертации. Под руководством Виктора Матвеевича защитились три человека. Сегодня на кафедре составом в 18 человек семь докторов технических наук.

Наших гостей заинтересовало, как у нас налажен переход из бакалавров в магистры и каким образом делятся между кафедрами абитуриенты, поступившие по направлению «металлургия»? Директор института металлургии, машиностроения и материалообработки В.А. Бигеев сообщил, что распределение первокурсников по конкретным кафедрам происходит на втором семестре по результатам первой сессии и коллоквиума с каждым. А переход бакалавров в магистры возможен не для каждого, для иных уровень бакалавра – уже потолок. Тем не менее, работа по этому вопросу начинается заблаговременно, носит индивидуальный характер, каждому предлагается такая перспектива, но он должен проявить свои возможности – успешно учиться, заниматься научной деятельностью, иметь публикации и т.д.

Профессор МГТУ им. Баумана А.Г. Колесников заострил внимание коллег на важности сохранения преемственности вузовских традиций. В подтверждение своей мысли он представил презентацию об исторических корнях их вуза, который прежде все знали как МВТУ, об академике А.И. Целикове, так много сделавшем для развития прокатного дела в вузе и стране. Александр Григорьевич лично работал в архивах, нашел много интересных фактов из биографии Александра Ивановича. А.Г. Колесников уверен, что если не уделять сохранению преемственности должного внимания, мы много потеряем.

Участники круглого стола посетовали на то, что Болонский процесс у нас пошел далеко не так, как было изложено в Соглашении, где оговаривалось сохранение национальных образовательных традиций. У нас предпочли крайности. В результате очень пострадало качество образования в средней школе, появились большие проблемы в высшей, которые продолжают нарастать. По словам профессора Х. Дыя, аналогичные процессы происходят и в Польше: уменьшается финансирование и средней школы, и вузов, падает престиж высшего образования; снижается уровень заработной платы преподавателей, отдается предпочтение зарубежным (США, Великобритания и т.п.) ученым в противовес отечественным.

А.Г. Колесников от лица других гостей выразил благодарность организаторам ассамблеи за то, что дали возможность собраться представителям одного научно-образовательного направления, пообщаться, поделиться опытом, поговорить о проблемах и возможностях их решений. Он также передал поздравления с юбилеем вуза от лица ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Проблемам вопреки
Проблемам вопреки
Проблемам вопреки
Проблемам вопреки
Проблемам вопреки
Проблемам вопреки

Елена Стрельцова

С него начинался вуз

С него начинался вуз-3
С него начинался вуз-3

Легендарному институту горного дела и транспорта, ровеснику технического университета − тоже 80!

В начале июня горняки праздновали свой юбилей. В большом актовом зале собрались виновники торжества: ветераны факультета, его сотрудники, его выпускники, а также гости: высококвалифицированные специалисты, научные работники и руководители предприятий, так или иначе связанных с горным производством. Многие из них окончили в разное время горфак. Поздравить виновников торжества прибыли директора институтов и деканы факультетов МГТУ, первые лица вуза. Среди многочисленных подарков было дорогое учебное оборудование.

Горфак – именно так в народе называется он испокон веков. А МГТУ и до сих пор в городе именуют − «горный». И это неслучайно. История МГТУ начинается с горного и металлургического факультетов. Подготовка горных инженеров ведется в Магнитогорске с 1932 года, когда был произведен первый набор горных инженеров на вечернее отделение в Магнитогорский филиал Свердловского горного института, а в 1934 г. в МГМИ организовано горное отделение. Штатных преподавателей тогда не было, и обучение студентов, приходящих за знаниями после рабочей смены, вели инженеры ММК.

В 1937 году состоялся долгожданный выпуск: на дневном отделении семь, а на вечернем – восемь горных инженеров получили дипломы.

В прошлом году факультет горных технологий и транспорта был преобразован в институт. За 80 лет здесь было много достижений, событий, возникали новые кафедры, за эти годы появились 26 научно-педагогических династий, вклад которых в развитие института неоценим. Сегодня здесь учится более тысячи студентов, которых обучают более сотни преподавателей и сотрудников, есть аспирантура, докторантура, работают известные научные школы. Его кафедрам от 46 до 80 лет.

Успехи института прежде всего связаны с теми людьми, которые здесь работают. Горняки всегда первые: в производственной цепочке ли, в науке. Именно на горфаке появился первый в вузе доктор технических наук, именно его выпускники составляют костяк российской горной промышленности. Благодаря горфаковским ученым, горный институт знает весь мир.

Без горняков и металлургов не может прожить такая страна, как наша.

В институте горного дела традиционно царит необыкновенно теплая душевная атмосфера, атмосфера горняцкого братства. Горняки – единственные, кто в свое время стали стеной против бакалавриата, не побоялись высказать свое мнение и отстояли специалитет.

В этом году организация праздника была необычной: горняки решили угостить своих гостей: в фойе перед входом в актовый зал расположились столы с напитками и разносолами. На стендах, оформленных с огромной любовью и старанием, была отображена вся история института в фотографиях, рассказах, документах, рисунках.

В зале прошла презентация института, в которой прозвучала история его возникновения и развития, были названы имена корифеев науки, работавших здесь в разные годы и произнесены слова благодарности всем тем, кто стоял у истоков, и тем, кто по сей день трудится здесь, создавая славу институту. Концертная программа, подготовленная силами института и актерами Театра оперы и балета, прошла на «Ура!», особенно понравилось гостям выступление самых маленьких артистов – детей и внуков сотрудников и преподавателей института.

Посмотреть все фотографии

Инесса Ким

Студенты МпК лучшие!

Студенты МпК лучшие
Студенты МпК лучшие

В Каменск-Уральском политехническом колледже 1–3 июня прошел заключительный этап Всероссийской олимпиады по специальности «обработка металлов давлением» среди студентов СПО.

Магнитогорск представляли: многопрофильный колледж при МГТУ (Ксения Кучкина и Николай Бондаренко, гр. МОк-11-3 (рук. О.В. Шелковникова) и политехнический колледж. В Каменск-Уральск съехались 29 участников из 18 городов России, таких, как Самара, Старый Оскол, Санкт-Петербург, Таганрог, Череповец и др. Ребятам предстояло пройти два тура – теоретический и профессиональный. В первом нужно было ответить на сто вопросов по разным дисциплинам: теория обработки металлов давлением, оборудование прокатных цехов, экономика производства, термообработка и материаловедение и др. Во втором туре студенты создавали технологическую карту производства.

Студенты МпК ежегодно выезжают на олимпиаду и всегда входят в тройку призеров. Вот и в этом году Николай Бондаренко вошел в десятку лучших.

А Ксения Кучкина набрала 58 баллов и с большим отрывом от своих соперников стала победителем!

На второе место поднялся представитель Ново-Троицкого политехнического колледжа (41 балл), а третьим стал студент Первоуральского металлургического колледжа.

Победители получили денежные премии и ценные подарки.

Объявление о конкурсе

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по трудовому договору:

ассистента кафедры: технологий, сертификации и сервиса автомобилей (факультет стандартизации, химии и биотехнологии).

Претенденты на замещение должностей профессорско-преподавательского состава в университете могут ознакомиться с порядком замещения и с квалификационными требованиями по соответствующей должности в «Положении по виду деятельности» (СМК-ПВД-20-10).

Срок подачи заявлений – один месяц со дня опубликования объявления в газете. Заявления и документы направлять по адресу: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, ФГБОУ ВПО «МГТУ».