19 июня 2024 г. в 14:00 в Малом актовом зале состоялось заседание учёного совета.
Повестка дня:
1. О работе Центра довузовской подготовки МГТУ. | Доклад директора центра довузовской подготовки Акмановой З.С. |
2. Конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (профессор, доцент, старший преподаватель, ассистент), выборы зав.кафедрой, декана. | Доклад проректора по образовательной деятельности Абдулвелеева И.Р. |
3. Разное. |
Первый летний совет
Первое летнее заседание ученого совета состоялось 19 июня. На нем был заслушан вопрос о работе центра довузовской подготовки и рассматривались материалы по конкурсу на замещение должностей педагогических работников, относящихся к ППС, по выборам заведующего кафедрой, декана.
Работу совета предварила наградная церемония: доктору технических наук Е.Я. Омельченко в связи с присуждением ученого звания профессора был вручен соответствующий аттестат.
С докладом по первому вопросу выступила директор центра довузовской подготовки З.С. Акманова. Она сообщила, что в штатном расписании центра предусмотрена одна ставка начальника и три – ведущего специалиста. К реализации образовательных программ привлекаются студенты старших курсов, а также представители ППС и АУП, сторонние преподаватели. В своей работе центр преследует следующие цели: создание оптимальных условий для формирования творческого развития детей и взрослых, удовлетворения индивидуальных потребностей в интеллектуальном совершенствовании, эффективной организации их свободного времени, адаптации и профессиональной ориентации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для достижения поставленных целей центр организует обучение по дополнительным образовательным программам, развивает у слушателей навыки познавательной деятельности и самостоятельной работа, готовит иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению основных образовательных программ СПО и ВО, организует методическое и организационное обеспечение учебного процесса. Источниками финансирования деятельности ЦДО являются внебюджет («подготовительные курсы») и федеральный бюджет («подготовительное отделение»). В настоящее время прорабатывается возможность использования еще трех источников финансирования: гранты, конкурсы; спонсоры; областной, местный бюджет. Центр реализует программы по четырем направленностям: естественнонаучной, технической, социально-гуманитарной и художественной. Прорабатывается вопрос по новому направлению. Наибольшей популярностью пользуется программа подготовки к ЕГЭ/ОГЭ, которые реализуются с использованием дистанционных образовательных технологий со сроком обучения от 20 часов до года, что составляет 136 часов. В 2023 году обучение по предметам естественнонаучной направленности прошли 362 слушателя, по социально-гуманитарной – 348 человек. Несмотря на то, что активно используются дистанционные образовательные технологии, продолжается работа по направлению «Школа выходного дня» для жителей Белорецка и Абзаково. За счет средств федерального бюджета обучение в центре проходят дети из льготной категории граждан – дети-сироты, инвалиды, дети участников СВО. В 2023 году обучение прошли 20 слушателей, в 2024 году – 25 человек, в 2025 году тоже есть заказ на обучение 25 человек.
Также центр ведет подготовку к внутренним вступительным испытаниям для выпускников СПО по русскому языку, прикладной математике, ИТ в практической деятельности, основам коммуникации. Данное обучение в 2023 г. прошли более 140 человек. Обучение по этому модулю продолжается. Дополнительно поступил заказ на подготовку по основам педагогики и детской психологии. Для поступающих на программы «архитектура», «дизайн архитектурной среды», «технология художественной обработки материалов» ведется подготовка по дополнительным программам в области искусств: композиция, рисунок архитектурный, черчение. В 2023 г. обучение по данному модулю прошли около 120 человек. В 2024 г. также осуществляется набор на эту программу. К трем дисциплинам добавился еще предмет «рисунок академический». В 2023 г. был открыт набор в школу программирования по двум профилям, которые были востребованы. В 2024 г. данные программы вошли в состав предпрофиля новой дополнительной образовательной программы: «Программы «7-8 класс», и обучение уже прошли 20 человек.
С целью решения задач сохранения контингента обучающихся, а также выравнивания знаний студентов, решения задач адаптации студентов ведется набор на образовательные программы «Ликвидация пробелов в знаниях» по пяти модулям для студентов институтов строительства, архитектуры и искусства и горного дела и транспорта. По данным программам в 2023 г. обучение прошли 51 человек. В этом году также шло обучение. И расширен перечень представленных модулей.
Для знакомства школьников с процедурой проведения ЕГЭ и контрольно-измерительными материалами совместно с Федеральным центром тестирования и Федеральным институтом педагогических измерений ежегодно проводятся пробные ЕГЭ/ОГЭ. В 2023 г. в них участвовало более 2000 человек. Тестирование сопровождалось курсом лекций экспертов ЕГЭ. В 2024 г. был изменен формат лекций на практический разбор развернутой части от эксперта ЕГЭ, и названо это мероприятие «Разбор полетов».
Центр проводит «Профтестирование», состоящее из компьютерного теста и консультации психолога. Определяются профессиональные склонности подростка на основе его интересов, способностей и личностных особенностей. Основная задача – помочь подростку в выборе будущей профессии и соответствующего образования. Так в 2023 г. 46 человек обратились в центр за данной услугой. В 2024 г. уже 32 человека прошли это тестирование, получили квалифицированную помощь. В основном это школьники, заканчивающие 8, 9 класс.
Подводя итоги, можно отметить, что в 2023 г. значительно выросло количество программ, и доход от реализации платных услуг центра превысил 10 млн руб. Но центр на этом не останавливается, в феврале 2024 г. был заключен договор со Школково, запущена совместная образовательная программа «Олимпиадная математика» для учащихся 4-7 классов. Совместно с членами методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников, преподавателями «Сириуса» педагоги центра погрузили школьников в решение увлекательных задач и интересных математически игр, предоставили возможность школьникам открыть в себе способности к математике. И многие из них впервые приняли участие в математической олимпиаде. В сентябре 2024 г. состоится второй набор на это обучение.
В 2024 г. центр переформатировал программу «Русский язык как иностранный». Включили ее в качестве основной дисциплины в большую программу подготовки иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению основных образовательных программ на русском языке. В настоящее время по данному модулю успешно завершают обучение на платной основе восемь человек из Туркменистана. Кроме этого, два человека из Сирии получили направление от Минобрнауки РФ на обучение в центре по программе «Подготовка к освоению ООП СПО» с последующим поступлением в МпК на специальность «Компьютерные системы и комплексы». Обучение в центре, а затем в колледже будет проходить за счет средств Федерального бюджета со стипендией.
В январе 2024 г. после прохождения процедуры аттестации в Минобрнауки РФ центр был утвержден в качестве экзаменационной площадки Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. В мае на базе центра начались экзамены по русскому языку как иностранному, истории России, основам законодательства в Российской Федерации, по результатам которых иностранные граждане получают разрешение на работу, на временное проживание в РФ и вид на жительство. Задача – повысить качество проведения таких экзаменов – поставлена президентом страны и министром образования. Она достойно выполняется ЦДО МГТУ, о чем свидетельствует статистика. Каждую неделю экзамены сдают от 20 до 30 мигрантов, из них от 20 до 25% от числа сдающих остаются без сертификатов, направляются либо на повторную сдачу, либо на курсы по изучению русского языка. Экзамен контролируется управлением по вопросам миграции МВД РФ в Магнитогорске и Челябинске.
Специалисты центра совместно со студентами и преподавателями ИГО подготовили два проекта по новым форматам работы с семьями, имеющими детей дошкольного возраста. Первая программа – «Дорожная азбука семьи» – ориентирована на организацию и проведение семейных праздников по изучению правил дорожного движения. Вторая – «Мы и наша семья» – заключается в бесплатной психологической помощи молодым семьям в вопросах воспитания детей и взаимоотношения между супругами. В настоящее время заявка на конкурс «Сплав добра и дела» подана, пройдена техническая экспертиза, в конце июня ожидаются результаты. Есть надежна на получение гранта и реализацию проектов центра.
В поддержку студенческих семей и молодых преподавателей с детьми дошкольного возраста планируется создать в университете два новых пространства: комнату матери и ребенка до трех лет для кормления и переодевания ребенка и проведения гигиенических процедур и помещение для группы кратковременного пребывания детей в возрасте до семи лет с целью присмотра и ухода. Оба пространства обеспечат молодым мамам возможность заботиться о детях дошкольного возраста, продолжая учебу или преподавание в вузе.
В настоящее время совместно с институтами САиИ и гуманитарного образования разработан дизайн-проект, составлена смета, направлен пакет документов для участия во всероссийском конкурсе «Помоги маме учиться». Награждение победителей состоится в День семьи, любви и верности 8 июля. Два вышеуказанных пространства будут созданы в новом научно-образовательном центре «Академия детства» не позднее 15 декабря 2024 г. Сроки определены условиями конкурсного отбора.
Выступающая напомнила, что в программе развития университета НОЦ «Академия детства» – это новая инфраструктура, первая ступень университетского пространства – Детский кампус, в который уже входит IT-куб, Кванториум и Проектная школа. Инфраструктура Академии детства решает задачи формирования у детей нового системного мышления, погружение дошкольников, школьников и младших школьников в учебную и исследовательскую деятельность, развитие творческих способностей, профориентация с учетом возраста. Неотъемлемой частью образовательного процесса станет работа с родителями в рамках проекта «Академия молодой семьи», который будет реализован в этом центре. Также учтены интересы старшего поколения, для которого будет реализован проект «Академия серебряного возраста». В Академии детства предусмотрены для всех возрастных категорий образовательная и проектная деятельность, занятия творчеством, физическая активность. Объединить все поколения помогут семейные праздники и подготовка к ним как к отдельным событиям. Есть уверенность, что такой подход позволит укрепить семейные ценности.
Анна Картавцева,
главный редактор газеты «Университет Магнитки»