29 марта в малом актовом зале МГТУ состоялось заседание учёного совета университета.

Повестка дня:

1. Об итогах финансово-хозяйственной деятельности университета в 2016 году Докл. Карпенко Е.Л.
2. Об утверждении Правил приема в ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2017/2018 учебный год Докл. Назарова О.Л.
3. Об утверждении Плана приема в ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2017/2018 учебный год Докл. Назарова О.Л.
4. О состоянии и перспективах развития заочной формы обучения Докл. Терентьев Д.В.
Разное  

и другие вопросы.


Мартовский ученый совет университета утвердил итоги финансово-хозяйственной деятельности минувшего года, правила и план приема в аспирантуру, обсудил состояние и перспективы развития заочной формы обучения.

Традиционно отчету главного бухгалтера на совете предшествовала публикация итоговых материалов по этому направлению деятельности в ближайшем номере газеты «Денница» (№ 4 от 24 марта). Такая своевременная информированность позволила членам совета после достаточно лаконичного выступления Елены Леонидовны Карпенко без сомнений одобрить ее отчет. Столь же оперативно прошло утверждение документов по аспирантуре, которые представила проректор по учебной работе О.Л. Назарова.Она, в частности, сообщила, что, согласно новому приказу министерства, вуз вправе самостоятельно выбирать вступительные испытания из тех трех предметов, которые были прежде. Остановились на одном письменном экзамене по спецдисциплине, оставили в нем три вопроса, каждый из которых максимально оценивается в пять баллов. Таким образом, высшая возможная оценка при поступлении в аспирантуру может быть 15 баллов, минимально допустимая – девять. Сроки приема те же, что и в магистратуру. Вторым серьезным критерием оценки при приеме в аспирантуру является портфолио поступающего. Каждое из индивидуальных достижений, таких, например, как диплом с отличием предыдущего уровня подготовки, научные статьи  в изданиях международных наукометрических систем и ВАК, патенты на изобретения, полезные модели и другие охранные документы. Максимально по портфолио можно набрать 15 баллов, которые будут включены в сумму конкурсных баллов. Говоря о плане приема, Ольга Леонидовна не могла не констатировать того обстоятельства, что, к сожалению, с момента присоединения к МГТУ МаГУ (2014 г.) бюджетные цифры приема в аспирантуру упали вдвое (с 38 до 19). Причем, они выделяются только на очную форму обучения. Наибольшее число мест выделено на институт ММиМ (10), остальные ‒ еще на четыре направления других учебных подразделений. Запланировано также по платной форме набрать 27 аспирантов. На заочную форму обучения, где нет бюджетных мест, планируется набор 38 аспирантов.

Четвертый вопрос основной повестки рассматривался более продолжительно и вызвал оживленное обсуждение, поскольку выступающий, директор института заочного обучения Д.В. Терентьев, не только вскрыл проблемы, близкие всем институтам и факультетам, но и предложил ряд конкретных решений по их устранению. Так, он отметил снижение контингента студентов-заочников, объясняемое выпуском в 2016 г. специалистов, обучавшихся по ГОС, отчислением студентов за академическую неуспеваемость и за нарушение условий договора при обучении на платной основе (эта цифра остается достаточно высокой). Поэтому процент выпускников от поступивших в соответствующем году остается досадно низким. Проблема успеваемости, которая беспокоит многие институты, на заочном особенно остра. Даже по магистратуре, по которой у других вполне приличные показатели, у заочников успехи не радуют, поэтому на будущий учебный год институт отказался от КЦП по этому уровню образования, оставив только платный прием.

Дирекция ведет очень активную работу по сокращению задолженностей, тем не менее, число задолжников остается достаточно велико. Частично причину роста числа «хвостистов» Д.В. Терентьев видит в слабом использовании студентами образовательного портала. Тем не менее, общие результаты выпускных работ и государственных экзаменов вполне приемлемые. Директор отметил также, что спектр реализуемых в институте специальностей и направлений подготовки весьма широк, и далеко не каждый вуз предоставляет студентам такие широкие возможности. Поскольку вопросам рентабельности учебных подразделений сейчас уделяется особо пристальное внимание, выступающий представил соответствующий анализ своего института в этой сфере. Основной вывод заключался в том, что только рост числа «платников» повышает общую эффективность, поскольку государственная субсидия бюджетников слишком низка. Дмитрий Вячеславович выступил также с предложением постепенно в течение ряда лет перейтив вузе от централизованной системы управления финансами к центрам финансовой ответственности, которыми станут институты, факультеты, кафедры. При этом 45% из доходов от образовательной деятельности будут отходить на общеуниверситетские нужды, а 55% останутся ЦФО, которые уже сами будут решать для себя, что им выгодно оптимизировать ‒ учебные планы или штаты либо принять другие решения для обеспечения рентабельности подразделения. Обязательным, считает директор, должен быть индивидуальный подход к расчету рентабельности образовательных программ.

Второе мероприятие, которое необходимо провести, это повышение рентабельности образовательных программ. На примере проведенного анализа в своем подразделении он поставил под сомнение расхожий тезис о том, что рентабельной может быть только группа численностью в 20 человек.

По расчётам финансовых служб коммерческая группа может быть экономически эффективной при численности и в 15, и в 10, и даже в шесть человек, все зависит от стоимости обучения и от уровня затрат. А вот бюджетная группа на заочной форме обучения никогда не станет рентабельной из-за низкой государственнойсубсидии. Поэтому директор считает, что КЦП на заочную форму обучения надо запрашивать только по тем образовательным программам, которые востребованы у потенциальных абитуриентов, и по которым возможно осуществлять набор на платную основу. Ряд соображений он высказал и в отношении сохранения контингента на существующем уровне.

В «разном» члены ученого совета поддержали список сотрудников университета, выдвинутых на представлениек ведомственным наградам; утвердили порядок выдвижения делегатов на конференцию работников и обучающихся вуза и кандидатов в новый состав ученого совета, квот делегатов и представительства в состав нового ученого совета МГТУ от подразделений вуза и обучающихся и решил ряд других вопросов.

На традиционной церемонии награждения вручены награды 17 Международного форума «Новые идеи нового века» Международного конкурса учебных проектов (г. Хабаровск) ‒ три диплома: «высшая награда» 1 степени, 2 степени в номинации «Архитектурный рисунок» студентам Е. Хамбург, Е. Ишимовой, А. Колганову, (рук. Р.К. Шарафутдинов); два диплома 1 степени в номинации «Проект» студентам А. Козловой, М. Зюзиной (рук. Е.К. Казанева, Д.Д. Хисматуллина, О.А. Ульчицкий).

Диплом лауреата III степени вручен вокальному коллективу «Висталеди» за участие в третьем отборочном этапе XV Областного телевизионного конкурса молодых исполнителей эстрадной песни «Песня не знает границ» (рук. В.А.Марушкина); дипломы XV Юбилейного регионального фестиваля стильной хореографии «Улица горящихфонарей» получили ансамбль современного танца «Новый свет» (рук. Л.Н. Чередниченко) за 1 место в номинации «Патриотический танец», за 2 место в номинации «Народный танец – стилизация», коллектив концептуального танца «Бонус» (рук. И.Н. Кожанов) за 1 место в номинации «Эксперименталь».Этот же коллектив удостоился диплома за I место в номинациях«StreetShow Взрослые формейшн» и «Танцевальное шоу Взрослые формейшн» в чемпионате Челябинской области «Малахитовая шкатулка».

Дипломы Первого международного форума начинающих журналистов «OPENMEDIA» вручены «Зачетному радио» МГТУ за I место в номинациях «Лучшая тематическая программа. Филологический экстаз», «Лучшее звуковое оформление» и за III место в номинации «Лучшая тематическая программа. Прямая связь – студенческий прорыв» (рук. И. И. Трофимова).

Анна Картавцева, главный редактор газеты «Денница»